{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

С дебетовой карты «Тинькофф» украли мои средства

Являюсь клиентом банка более пяти лет, карту использовал все это время как зарплатную, расплачивался за покупки, переводил друзьям и родным деньги, практически не снимал наличные.

В один "прекрасный" вечер 08 сентября 2021 приходит смс с кодом от банка, тут же раздается звонок с номера банка(подмена номера), "оператор" сообщает, что произошла подозрительная операция, мол не переживайте, карту сейчас заблокируем, средства в безопасности. Начинается общение с "сотрудником" Банка в ходе которого у меня не просят никаких подозрительных данных типа цифр из СМС или с оборота карты, так проходит около 40 минут. Приходит сообщение о снятии 145000 рублей, "оператор" уверяет, что сейчас всё заблокируют и продолжает удерживать меня на линии. Через 40 минут происходит ещё три снятия на схожие суммы с интервалом в 3-5 минут, после чего карту всё таки блокируют. Начинаются странные вопросы от "оператора" по кредитной карте, мол сейчас вам придет код в смс и так далее. Тут я уже почуял неладное и самостоятельно перезваниваю в банк и пытаюсь разобраться в произошедшем.

Как же злоумышленники сняли средства, спросите вы? По QR коду (модное словосочетание) в банкомате банка Тинькофф, в городе Пятигорске (я проживаю в Санкт-Петербурге и за несколько часов до этих снятий пользовался картой в магазине).Каким-то образом злоумышленники попали в личный кабинет, выпустили несколько QR-кодов и сняли деньги.

Естественно я обратился в банк и правоохранительные органы. Банк взял 20 дней на рассмотрение ситуации, итог рассмотрения: "Безопасность личного кабинета это ответственность клиента, обратитесь в полицию, мы им с расследованием поможем". При этом на весь период рассмотрения у меня были заблокированы переводы и я не мог обезопасить свои средства от дальнейших посягательств.Точнее мог, в личном кабинете можно убрать галочку с пункта "Снятие наличных" по карте. И даже СМС подтверждения не требуется, правда и для снятия ограничения СМС тоже не требуется, достаточно доступа к личному кабинету.

В связи с чем у меня ряд вопросов к Банку, который так гордится своей IT платформой:

1. Каким образом был получен доступ в личный кабинет, учитывая отсутствие входов с посторонних устройств и каких-либо смс об этих входах?

2. Почему для выпуска QR кода на снятие наличных на такие внушительные суммы не требуется СМС подтверждения?!

3. Почему не приходят оповещения о выпуске данных кодов?!Эти два пункта проверялись несколькими клиентами банка по моей просьбе.

4. Почему банк не блокирует настолько нехарактерные для клиента операции, ещё и в чужом регионе, как делают те же Альфа-Банк и Сбербанк?!

На мой взгляд это полный провал anti fraud систем банка и службы безопасности, просто немыслимый для 2021 года, заслуживающий внимания как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны руководства Банка и контролирующих органов.

0
1160 комментариев
Написать комментарий...
Io Eau

Вы 161-фз вообще читали? Если операция совершена не вами и вы никаких кодов никому точно не говорили - то пишите заявление в банк указываете что в соответствии с п.11 ст.9 161-фз обращались к ним незамедлительно после обнаружения факта использования средствп электронного платежа без вашего согласия, что было не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции. В соответствии с пунктом 12 ст. 161-фз После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Есть ли конкретные примеры, когда в подобной ситуации банк вернул деньги?

Дело в том, что в случае, описанном автором, любой банк без труда покажет, когда и с каких IP-адресов были сеансы доступа в личный кабинет и сформированы коды для снятия наличных. Поскольку клиент был аутентифицирован, все эти операции придется признать совершенными им лично, и далее спорить уже будет не о чем.

(да, и клиент тут в комментариях, кстати, признает что выдал "какие-то" данные мошенникам, так что советовать ему писать заявление о возврате средств не слишком... продуктивно).

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Karusin
Автор

Ключевой момент, что всю доказательную базу формировать будет сам банк.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Простите, не могу понять, о чем вы. У банка есть подробные логи и IP-адреса, которые можно сопоставить с данными провайдера (это через официальный запрос от органов). У вас - долгий разговор с мошенниками, в ходе которого вы им что-то сообщали. Тут, видите, не слишком выигрышное положение.

Ответить
Развернуть ветку
Io Eau

банк должен доказать что вы авторизовали операцию, либо это у них дыра. до преведения операции банк еще и должен уведомить что конкретно вы авторизуете, а не просто "код 1234". у банка есть для этого ресурсы - все логи, своя служба безопасности, большие договора и постоянное взаимодействие с операторами связт, взаимодействие с цб для определения что куда переведено. у пользователя всех этих ресурсов нет - отправлять его самого искать куда перевелись деньги абсолютно некорректно. Если бы однозначная публичная позиция ЦБ - возвращать все платежи (все операции по переводу - отменимы, а по снятию наличных - легко установить лиц кто снимал и взыскать с них), то случаев мошенничества было бы минимальное количество - гайки на авторизации операций, на проверке клиентов бы подкрутили и все.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Если операция была проведена через личный кабинет, любой банк легко покажет подробные логи, когда того потребует официальное разбирательство.

Но здесь может быть и другой сценарий. Давайте просто представим, что автор статьи передал мошенникам любые данные (секретные), которые потребовались им, чтобы восстановить доступ в личный кабинет и зайти в него. Естественно, все это тоже протоколируется. Какие претензии к банку остались бы в таком случае?

Ну и традиционный вопрос: вы мне что-то продали, я вам перевел деньги, потом пошел в банк и отменил операцию. Как вам быть в таком случае?

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Какие именно, по вашему мнению, нужны секретные данные , чтобы восстановить доступ в кабинет Тинькова?

Насколько мне известно, без смс-кода доступ в личный кабинет Тинькова восстановить невозможно.

А чтобы сменить телефон необходимо ответить на вопросы живому специалисту Тинькова по телефону. И какие именно заранее неизвестно - они специально каждый раз запрашивают разные данные, и вообще у них там достаточно хитро все сделано.

Вы сами пробовали хоть раз менять свой номер телефона в Тинькове? И восстанавливать доступ к личному кабинету?

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

У разных банков набор этих контрольных вопросов разный, и при разных обращениях одного и того же клиента он тоже будет разный. В таких случаях, кстати, мошенник может держать жертву на линии, чтобы узнавать у него ответы на эти вопросы, которые банк ему задает по другой линии. Но в принципе, если вас интересует процедура у Тинькова, посмотрите здесь, например - там есть ответ представителей банка в комментариях: https://vc.ru/claim/278740-tinkoff-peredal-dostup-v-lichnyy-kabinet-banka-moshennikam-a-posle-krazhi-sredstv-vstal-na-ih-storonu

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

В данной теме Тиньков опять вводит клиента в заблуждение, утверждая, что решение вопроса возможно только через полицию и опять предлагает клиенту туда обратиться. И крутится как уж на сковородке по поводу получения доступа в личный кабинет.

Я опять не увидел ни слова про ответственность самого банка в рамках 161-ФЗ и то, что установить, несет ли банк ответственность или нет, и возвратить денежные средства по несанкционированным операциям может только суд, а не полиция.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Так может, проблема в том, что вы просто сами вообразили, будто бы в таких случаях, как описан здесь или там, наступает ответственность банка по 161-ФЗ? Если реальность раз за разом не соответствует вашим ожиданиям, то можно ведь разобраться, где у вас ошибка, и скорректировать себя. А если уверены в своей правоте, то почему бы не помочь автору хотя бы подать обращение в ЦБ через интернет? Они очень жестко дрючат банки, поверьте.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

В каком смысле "я просто сам вообразил"? Ответственность установлена прямым текстом в федеральном законе.

Какая реальность не соответствует моим ожиданиям?

Еще раз предлагаю вам зайти в консультант и изучить 161-ФЗ, а также в ГАС Правосудие и почитать судебную практику, прежде чем оспаривать несение банками ответственности в рамках федерального закона.

Если банки незаконно отказывают клиентам, то это не значит, что это законные действия и банки правы. Также как это не означает и вынесение незаконных судебных решений.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Ну, я могу только повторить вопрос: есть ли конкретные известные вам случаи, когда по 161-ФЗ в подобной ситуации, когда жертва передала мошенникам "какие-то данные", банк вернул жертве деньги? Если да, то давайте смотреть. Нет, я не пойду читать ГАС.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

То есть вы оспариваете ответственность, установленную федеральном законом, и предлагаете ДРУГИМ людям принести вам челобитную с соответствующими решениями? Чтобы вы великодушно рассмотрели?) Попахивает манией величия)

Не пойдете читать - ваше дело. Лично я не собираюсь больше тратить свое время и развеивать ваши иллюзии, если вам самому это не нужно.

Если бы вы хорошо разбирались в законодательстве и работе судебной системы, то понимали бы, что при вынесении решения в пользу клиента или банка имеет значение множество разных нюансов и обстоятельств как процессуальных, так и внепроцессуальных.

И что банком доказывается не передача "каких-то данных" клиентом, а факт нарушения клиентом правил использования ЭСП, которое привело к совершению соответствующих операций. А также факт надлежащего уведомления клиента о данных операциях. И еще факт подтверждения распоряжений клиента своей подписью или аналогом собственноручной подписи.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Понятно, то есть вам нечего сказать.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Я был уверен, что вы ответите именно так) Полностью проигнорировав написанное) Да, вы отчасти правы, лично вам мне сказать больше нечего. Но не в целом по теме.

Ваше право и дальше оставаться в своих иллюзиях. Только не утверждайте, пожалуйста, больше ничего голословно по поводу норм федеральных законов. Не вводите других в заблуждение вашими утверждениями о том, что в законах не указано то, что там указано.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Ну вот видите, что-то в вашей голове даже подсказало, что вам нечего сказать, но тем не менее вы отправили бессодержательный комментарий, находясь в состоянии внутреннего противоречия. Это не очень хорошо, т.е. не очень выгодно, если бы вам нужно было решать какую-то свою реальную проблему.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Еще одна ваша иллюзия) Нет, что-то в голове подсказало мне, что мне больше нечего сказать тому, кто меня не слушает и не хочет/не может увидеть и понять смысл написанного. И да, дальнейшее переписка с таким человеком это не очень хорошо, так как невыгодно тратить время на общение с подобными собеседниками. Так как это не помогает решать никакие реальные проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Подумайте, а как лично вы можете помочь автору статьи с решением его реальной проблемы? Может быть, подать жалобу в ЦБ? Может быть, грамотно составить иск в суд? Может быть, подключить следственные органы? Каким могло бы быть ваше личное участие?

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Ну как, все еще нет желания поинтересоваться у автора, какую информацию он передавал мошенникам в течение 80 минут? Может, Team Viewer даже ставил по их просьбе?:)) Или это не имеет значения для вас? https://vc.ru/claim/315451-s-debetovoy-karty-tinkoff-ukrali-moi-sredstva?comment=3476503

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Да, автор поставил Team Viewer, сообщил мошенникам свой ID, подтвердил входящее подключение или настроил автоматический доступ и полтора часа наблюдал, как на экране его телефона выпускаются QR коды?)

Даже если автор передал им свой логин и пароль от личного кабинета, а также код из смс, по словам банка коды были выпущены именно с устройства автора, а не с устройства мошенников. Так что дело явно не в том, что именно сказал по телефону автор.

Я, кстати, был уверен, что банк ответит именно так плюс-минус. Стандартная позиция банков в подобных случаях.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Он преимущественно полтора часа разговаривал по этому же телефону, вы забыли, что ли? ;)))
А может, и не Team Viewer ставил, а что-то другое, дающее мошенникам доступ. Вас это не интересует? Где автор-то?
Вот у него тут характерная такая реплика была: "Шпионский софт/через плечо в метро пароль подсмотрели/клонировали симку и т.д., это конечно всё хорошо, но меня больше интересует почему системы безопасности Банка не реагируют на нехарактерное снятие наличных..." - то есть сама интонация как бы подсказывает, что он-то сделал что-то для мошенников, но вот почему банк разрешил снимать наличку, вот это возмутительно... :)

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Меня, конечно же, интересует как можно получить доступ именно к приложению Тинькова и делать в нем что захочешь от имени клиента. Попахивает лютой дыришей в безопасности. Я понимаю, как получить доступ к смс, но как получить доступ именно к функциям стороннего приложения незаметно для владельца телефона, мне пока не ясно. Единственный вариант, который приходит в голову, - это удаленный рабочий стол, но у автора телефон перед глазами должен был быть. И удаленный стол все равно надо настроить, сообщить свой айдишник либо скачать дистрибутив именно от мошенников.

Когда вы говорите по телефону, то у вас там по умолчанию именно звонилка на весь экран. Через удаленный стол мошенники должны были бы вывести на экран именно приложение Тинькова. Но это уже надо разбираться в тонкостях работы Андроида. Можно ли например подключиться к приложению Тинькова в фоновом режиме. Очень в этом сомневаюсь.

Я думаю, автор здесь просто перечислил основные виды мошенничества, а не свой личный опыт. И меня тоже очень интересует и возмущает, почему банк не усмотрел признаки переводов без согласия клиента согласно п. 9.1 ст. 9 161-ФЗ и позволил беспрепятственно неоднократно снять крупные суммы денег в новом для автора городе новым для автора способом:

В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 - 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev
когда жертва передала мошенникам "какие-то данные

А жертва передала? С чего вы взяли?

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

1) читайте комментарии самой "жертвы" - https://vc.ru/claim/315451-s-debetovoy-karty-tinkoff-ukrali-moi-sredstva?comment=3473414

2) банк уже ответил, что там произошло, так что версия с "восстановлением доступа" по личным данным неактуальна - https://vc.ru/claim/315451-s-debetovoy-karty-tinkoff-ukrali-moi-sredstva?comment=3476503

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

1. из комментариев жертвы следует что ни каких существенных для обсуждения данных передано не было
2. в ответе банка про передачу данных вообще ни чего нет

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Нам не о чем с вами переписываться, вы не читаете мой ответ :)))

Ответить
Развернуть ветку
1157 комментариев
Раскрывать всегда