{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Бесконечные требования банка «Тинькофф» по 115-ФЗ и не только

Это моя первая статья в «Приёмной» vc.ru, и цель её — как можно сильнее привлечь внимание общественности к откровенному беспределу банка «Тинькофф», который злоупотребляет 115-ФЗ, Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П и дополняет требования Закона собственными запросами, не имеющими целесообразности. Но по отношению к кому?

Обновление 1: учитывая обилие комментариев (большое спасибо!), касающихся налогов, договоров и актов, сразу хочу отметить — чеки самозанятого, акты и договоры банк принял. Претензия только к подтверждению квалификации.

Обновление 2: судя по комментариям, причина таких действий со стороны банков — закрытие требований со стороны вышестоящих организаций. Банк не хочет тратить собственные деньги и очень легко «выжимает» их из самозанятых: «душит» бесконечными запросами; блокирует счёт; предлагает вывод под 20% комиссии. Скажете, что 20% от самозанятых с доходом до 200К — это мелочь? Зато сколько этих самозанятых!

Тинькофф «кошмарит» обычных самозанятых

Я давно являюсь самозанятым на двух легальных проектах в сфере контента, исправно плачу налоги, а мой ежемесячный доход находится на уровне программиста средней руки. Что касается транзакций, то все они сугубо бытового характера: коммунальные платежи, провайдер интернета, мобильная связь, маркетплейсы, продуктовые магазины и всё в таком духе. Естественно, внутри РФ и даже без взаимодействия с «подозрительными» платёжными системами.

Каково же было моё удивление, когда в начале ноября прилетело вот такое письмо от банка Тинькофф, клиентом которого я числился на протяжении трёх лет.

Следом за ним, буквально через несколько дней, прибыло второе письмо. Вначале у меня спрашивали документы за 3 месяца, потом решили оторваться за 6 месяцев. И вы только взгляните на перечень запрашиваемых сведений!

Справка по 2-НДФЛ не является самым страшным из всех требований.

Разъяснения об экономическом смысле совершаемых операций были восприняты мною как отчёт за использование электроэнергии, приобретение кроссовок или набора инструментов, а иначе трудно сказать, что именно хочет узнать банк. Вспоминается детство, когда бабушка спрашивала, куда ушла 1000 рублей, подаренная на День Рождения. Что за бред?!

Но дальше безумный аттракцион раскачивается ещё сильнее.

Во втором письме Тинькофф решили затребовать документы за 6 месяцев, хотя в некоторых местах я на тот момент не работал и трёх.

Они вспомнили, что забыли спросить чеки, но больше всего «порадовало» их внимание к документам, подтверждающим наличие квалификации! Именно этот момент и стал переломным во всей истории.

Хорошенько исследовав ситуацию вокруг 115-ФЗ, я убедился, что под такой запрос документов обычно попадали клиенты, оперирующие суммами от 600 000 рублей до 1 000 000 рублей ежемесячно. Как уже говорил в самом начале, титаническими капиталами не орудую — это подозрение отпадает.

Едем дальше и узнаём, что 115-ФЗ любит стопорить переводы между ООО и ИП, так они похожи на отмывание денег. И снова это не мой случай. Даже финансирование терроризма сюда не притянешь, потому что характер каждой транзакции, как специально подчёркивалось, носит бытовой характер, а все источники «читаются» по реквизитам и сопроводительным документам. Так чем же вызван такой интерес к обычному самозанятому, действующему по чёткой инструкции ФНС?

Поддержка только подливает масла в огонь

Ответ на этот вопрос я долго и упорно пытался добыть в недрах чата поддержки, где работают «болванчики», зачитывающие текст по бумажке: клиент возмущается — говори 115-ФЗ; клиент соглашается — проси документы; больше вариантов нет. Я специально приложил все переписки, чтобы вы могли посмотреть, чему обучили «попугаев» в банке Тинькофф. Это фантастика! Если стараться приводить веские аргументы и задавать вопросы по существу, то «Кеши» на той стороне талдычат одну и ту же мораль — нас заставил 115-ФЗ.

А вдруг подписка Tinkoff Pro помогла бы избежать такого «преследования»? Я просто не мог не спросить!

Когда мне пообещали, что через сутки придёт «специально обученный член профсоюза по таким вопросам» — он не пришёл; мне досталась только SMS от T-Business с текстом «Пришлите документы или позвоните по номеру».

Тогда я понял, что трачу на общение с «попугаями» больше времени, чем на работу и решил минимизировать риски, передав в банк хотя бы чеки и акты. Поддержку это устроило, и на какое-то время они пропали.

Всё это время на счету находилась определённая сумма денег, и в ближайшем будущем должен был прийти новый перевод от работодателя, поэтому я решил перестраховаться, пойти навстречу и понадеяться, что Тинькофф таким образом залатывает дыры в бюрократии.

«Ну серьёзно? Вытаскивать всю подноготную из самозанятого? Да сейчас прикроются от Росфинмониторинга и дело в шляпе!» — наивно думал автор этого поста.

Вечером крайнего дня, когда я и забыл про этот запрос, приложение сообщило, что на почту пришёл новый. Бредовость раскрылась во всём великолепии, и я столкнулся с такими фактами современной российской реальности, от которых должно стать грустно всем, кто ведёт легальную деятельность и стремится к нормальному среднему классу, а не к тому, где маячит число 17. Либо элементарно пытается выжить.

Тинькофф захотел подтвердить квалификацию самозанятого, который не осуществляет деятельность по лицензии.

Контент-услуги даже не подпадают под изменения Главы 31 Трудового Кодекса РФ, связанные с порядком применения профессиональных стандартов. Более того, определение квалификации сотрудника остаётся за работодателем, и банк не должен запрашивать какие-либо документы по этому вопросу. Проверка профпригодности никак не связана с экономической целесообразностью переводов.

При этом, если вы посмотрите на текст письма, то увидите, что сообщение было отправлено под конец рабочего дня крайнего срока, установленного самим банком Тинькофф. Для дальнейшего развития событий это очень важный факт, держите его в уме.

Они долгое время сохраняли молчание и бац — плевок в лицо тому, кто запрыгнул на подножку уходящего поезда. Естественно, этот факт «попугай» из чата проигнорировал, хотя, признаюсь, я был настолько выбит из колеи, что сперва начал выяснять именно причины подтверждения квалификации.

Потрясающее желание «помочь» клиенту — сообщить под конец финального дня сдачи документов, что ему не хватает одной бумажки, подтверждения квалификации!

Опять же я прикладываю всю переписку, чтобы вы сами погрузились в болото бюрократической ереси. Из двух переписок можно сделать вывод, что:

— Расплывчатая трактовка 115-ФЗ, в частности, ст. 7, п. 14, буквально развязывает банкам руки в плане требований какой угодно информации от клиентов. Это первый тревожный звоночек, который вы должны услышать.

— Получив негласный картбланш от ЦБ, банк Тинькофф начинает по полной использовать условия комплексного банковского обслуживания (УКБО), где п. 3.3.6 лишь подтверждает то, о чём говорится в 115-ФЗ, а именно: «Что мы попросим, то ты и предоставишь!». На каком конкретно основании — никого не волнует.

— Затем, когда Тинькофф ссылается на Положение Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П, на приложения 1 и 2, начинается целое шоу.

Сотрудники банка Тинькофф совершенно не понимают того, что перед ними находится человек, осуществляющий не лицензируемую деятельность. Они постоянно делают отсылки к п. 2 вышеуказанного Положения Банка России, хотя во всех остальных случаях подтверждение квалификации не нужно.

Когда они понимают, что тут их козыри не работают, они лезут за другим — внутренним перечнем документов банка, запрашиваемых у клиентов. Тинькофф утверждает, что запрос подтверждения квалификации содержится в этом списке, но выписку из него отказывается предоставить, хотя — это важный момент — как тогда понять, где находятся границы списка потенциально запрашиваемых документов, и не является ли это произволом конкретного сотрудника, который их требует?!

По сути, банк ущемляет клиента в правах и, до кучи, злоупотребляет 115-ФЗ, прописывая известные лишь ему документы в этот «невидимый перечень». Чуете, чем пахнет?

В этот перечень банк может внести какой угодно документ, затем потребовать его с вас, и вы ничего не сможете этому противопоставить! 115-ФЗ дал банкам право запрашивать документы, они подредактировали свои условия в УКБО и составили вот этот «всесильный перечень», по которому умудряются у тех же самозанятых требовать трудовые книжки или трясти ИП на резюме его сотрудников. Иначе, как беспределом это не назовёшь!

Блокировка операций

Наконец, когда деньги со счёта были переведены в безопасный банк, я всё-таки отправил документ, подтверждающий мою квалификацию (дипломы), но через какое-то время в приложении снова появился новый запрос — диплом их не устроил, и Тинькофф потребовали сертификаты о пройденных курсах, резюме и трудовую книжку, от самозанятого!

Таким образом, данный «каучуковый» список можно использовать в самых корыстных целях, чтобы запрашивать у клиента документы, которые он физически не сможет предоставить.

Когда на свой последний запрос банк не получил документов (терпение лопнуло), мне ограничили проведение операций по счёту, и я не смог перевести оставшуюся сумму через приложение. Кстати, это был тихий сюрприз от поддержки Тинькофф, которая обещала в течение 1 следующего дня разобраться в ситуации. Разобрались — остановили операции по счёту.

В сухом остатке

Карты удалены. Счета закрыты. Поддержка банка продолжает говорить о том, что они не хотят терять клиентов, хотя сами же не слышат аргументов и не идут навстречу, когда клиент предлагает документально отчитаться за каждую транзакцию. Учитывая нынешнее положение дел вокруг 115-ФЗ и «каучукового списка документов» банка, аудитория Тинькофф серьёзно поредеет.

Ведь в моём случае список обязательных документов по 115-ФЗ был предоставлен, и причиной спора стал документ, затребованный по инициативе самого банка. Для подтверждения операций это не несёт никакой доказательственной базы!

Банк Тинькофф намеренно прикладывает усилия, чтобы терять своих же клиентов. Всем, кто осуществляет какую-либо деятельность как самозанятый, ИП или кто-то другой, рекомендую быть наготове, что к ним начнут поступать «письма счастья» не с целью закрытия бюрократического вопроса, а чтобы вызвать отвращение от этого банка.

В сериале «Во все тяжкие» был диалог (цитирую):

— Они что, поймут, что мы торгуем наркотиками?
— Хуже! Что мы уклоняемся от налогов!

Как видите, в России будущего остерегаться стоит ещё и банков.

0
978 комментариев
Написать комментарий...
Игорь Лыткин

Что я вижу с первого прочтения. Вы не предоставили документ, требуемый банком. Банк - часть банковской системы, довольно дорогое удовольствие. Терять из-за вас лицензию ЦБ РФ банк не будет.
Мой жизненный опыт показывает, что любую спорную ситуацию нужно решать в суде, нанимая адвоката (не юриста!). Потому что я тупо не знаю основ государства и права и особенности функционирования банковской системы РФ. Судебная система РФ работает, адвокат является её частью.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Верно про адвоката…..но не пойму что человек им не предоставил??? Может тогда банк вообще в праве требовать любые, абсолютно любые документы или ещё что-то, что ему захочется, потому что банковская лицензия дорогое удовольствие???… Вот если бы все имели средства, время и желание обращаться в суд с адвокатом, и были бы сотни тысяч таких дел, структура бы начала работать по-другому. А пока этот нет, происходит произвол.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Лыткин

Да. Вправе требовать хоть что. Потому что гладиолус. Я, как банковский инженер-программист, понимаю банк так, что у них есть своя compliance-система и требования Мегарегулятора, которые лучше выполнить и перевыполнить. Тем более, что Тинькофф-банк заслуженно получил место в системе-образующих банках. На месте автора я бы встал на позицию ученика и попытался узнать в банке и ЦБ РФ (приложение «ЦБ онлайн» и/или Интернет-приемная Банка России), что нужно обоим для полного решения вопроса Банка.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Закон можете написать??? На основании чего Тиньков вправе требовать подтверждения квалификации у самозанятого? Или мы живем по принципу банк всегда прав??? Красиво пишите, будьте добры, ссылки на нормативные документы…..

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Закон можете написать??? На основании чего Тиньков вправе требовать подтверждения квалификации у самозанятого? Или мы живем по принципу банк всегда прав??? Красиво пишите, будьте добры, ссылки на нормативные документы…..

Список документов которые может запрашивать 115-ФЗ не закрытый и в связи с этим они могут запрашивать любые документы, конкретного перечня документов которые банк может или не может запрашивать нету, но если вы считаете что банк запрашивает излишние документы - обжаловать в суд с требованием, что данные документы не требуются для подтверждения происхождения денежных средств.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Это равносильно, что банк попросит прислать диплом ген директора тлил любого сотрудника, для подтверждения квалификации…

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Это равносильно, что банк попросит прислать диплом ген директора тлил любого сотрудника, для подтверждения квалификации…

Перечня нет который банк может и не может запрашивать поэтому да, могут всё что угодно при желании запросить, другой вопрос что лишь в суде надо будет оспаривать отсутствие необходимости в предствлении данных документов.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Может им график ещё скинуть когда,где и с кем я трахаюсь? Вот вы зомбированы наемным трудом и работой по скрипту. Так же как служба поддержки Тинькова в скринах автора. Там все работают по скрипту… почти роботы. Нестандартный вопрос сразу же выбивает из колеи и никто ничего не знает…

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

Да причём тут скрипт? Если так закон написан, что кредитная организация может злоупотреблять этими нормами. А защищать свои права лишь в суде придётся что банк злоупотребляет доказывать.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Игорь, у вас банк попросит паспорт жены, вы пришлёте банку?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Игорь, у вас банк попросит паспорт жены, вы пришлёте банку?

Нет, но если банк мне откажет потому что я не прислал паспорт жены я пойду за защитой прав в суд потому как иного выхода нет в случаях злоупотреблений банком нормами 115-ФЗ.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Если бы каждый второй пойдёт в суд, систему поменяют, уверяю.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Если бы каждый второй пойдёт в суд, систему поменяют, уверяю.

Я юрист поэтому мне нет проблем в суд сходить и за 6 рублей ходил (с выхлопом гораздо больше в итоге разумеется). Но я всё это к чему веду - если банк отказал из-за того что не представили документы, которые автор (или любой иной гражданин/организация) считает не нужным для подтверждения происхождения средств, то выхода кроме как суд нет. Ну или уйти в другой банк в надежде что там регулируется 115-ФЗ более адекватно.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Тогда мы про одно и тоже. Проблема в том что у мелкого бизнеса нет времени и средств нанять адвоката, поэтому банки творят что хотят… это суть нашей системы всей.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Сути не меняет, работает там по скрипту….Много знакомых кто и офисами руководил в Москве… я .15, лет назад это своими глазами видел.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Так я про это и написал в самом начале. Суть вашего ответа я понял. Поэтому и надо ломать эту систему.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

Так вы спросили на основании чего, я вам сказал на основании чего, а если не согласен кто то с требованием представить конкретные документы, то идти исключительно в суд и никак иначе.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Лыткин

Чтобы изучить систему полностью нужно изучить ее внутри и снаружи (моя гипотеза). Ломать ничего не нужно. Если не нравится банк Олега Тинькова - создайте свой, получите лицензию в ЦБ РФ и делайте все что захотите (до первой проверки Мегарегулятором)!

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Нет, Игорь. В этом и проблема. Вы в корне неправы… это и коючительно хотелки банка. Давайте дождёмся ответ банка.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Нет, Игорь. В этом и проблема. Вы в корне неправы… это и коючительно хотелки банка. Давайте дождёмся ответ банка.

Поскольку нету в 115-ФЗ конкретного перечня документов банк может запросить любые документы, потому что 115-ФЗ не ограничивается каким либо списком документов. Соответственно если банк считает что нужно, а вы нет, то только суд решит действительно оно нужно или нет. Злоупотребления со стороны банка по 115-ФЗ лишь судом разрешаются.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Ждём ответ банка. Автор диплом скинул, он их не устроил))))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Лыткин

Я инженер-программист, я не эксперт в области права. Хотите квалифицированный ответ - могу порекомендовать моего адвоката. За 1000 ₽ Вы узнаете ответ и сможете здесь ответить на свой вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Ahsaq

Тогда зачем рекомендуете предъявлять все, что вбредет в голову банку? У меня есть свой. Ждём официальный ответ Тинькова здесь.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Лыткин

Если Вы спорите на сайте с банком то это не спор, а базар. Все вопросы решают в суде.

Ответить
Развернуть ветку
975 комментариев
Раскрывать всегда