{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Мошенники получили доступ к личному кабинету ВТБ и чудом не вывели деньги

В пятницу моя мама столкнулась с мошенниками, действующими от лица ВТБ, и установки «не сообщать кодов, паролей», оказалось недостаточно.

Вводные данные

  • Счёт в ВТБ, основная сумма на накопительном счёте
  • Мобильное приложение ВТБ Онлайн установленное на iPhone (не рутованый, приложения только из Appstore)

Хроника событий

  • В 16:37 маме начинают звонить мошенники. Звонки были с различных номеров, все они начинались +495, в том числе номер ВТБ Страхование +7(495) 644-44-40, что говорит о том что номера телефонов подделаны
  • Диалог подробно описывать не буду, главные цели мошенников - удержать жертву на линии как можно дольше, и попросить её зайти в личный кабинет в приложении ВТБ Онлайн по их ссылке (об этом ниже). Ошибка #1 - вступать в диалог
  • В 16:49 в мессенджер приходит ссылка формата online.vtb.ru/i/qrauth/..., при нажатии на неё открывается ВТБ Онлайн - всё как говорит "оператор". В ВТБ онлайн после перехода по ссылке появляется окно "Подтвердите вход в интернет-банк. Вы совершаете вход с такого-то устройства, такого-то браузера". Мама перешла по ссылке и подтвердила вход. Ошибка #2 - не прочитать весь текст в этом сообщении
  • 17:06 - мошенники перевели деньги с накопительного счёта на мастер счёт, мама увидела уведомление на телефоне об этой операции (но никакого СМС подтверждения не было!)
  • 17:09 - Из-за операции по выводу денег с вклада стало понятно что дело плохо, поэтому мама поставила мошенников на удержание и позвонила в горячую линию
  • Мошенники попытались перевести деньги с мастер счёта, операция была отменена (либо автоматически, либо благодаря звонку в горячую линию), карта и личный кабинет заблокированы
Хронология вызовов. Все вызовы кроме верхнего - мошенники

Как это работает

  • Во время разговора, на сайте https://online.vtb.ru/login мошенник генерирует QR код для входа в личный кабинет, из него извлекается ссылка и отправляется жертве в мессенджер
  • Домен ссылки является настоящим и опасений не вызывает - online.vtb.ru/i/qrauth/...
  • Переход по ссылке и подтверждение входа авторизует в личный кабинет тот компьютер, на котором был сгенерирован QR код
Авторизация по QR-коду на https://online.vtb.ru/login
СМС от мошенников со ссылкой на авторизацию

Вопросы к ВТБ

  • Почему операция по переводу денег с накопительного счёта на мастер счёт произошла без СМС подтверждения?
  • При авторизации по QR коду, в ситуации, когда телефон, сканирующий код и ПК, где этот код был показан, имеют разные IP адреса или геопозицию, не стоит ли добавить дополнительную защиту? Например, СМС код
  • Почему в истории авторизаций, авторизация по QR коду не показывает реальный IP адрес зашедшего в личный кабинет?
  • Авторизация по QR открывает новые возможности для мошенников. Предоставьте возможность отключить её в настройках в личном кабинете

Выводы

  • Установки "не сообщать коды и пароли по телефону" недостаточно. Если сотрудник банка что-то от вас хочет, необходимо не вступать в диалог, сбрасывать и перезванивать самостоятельно
  • Новые способы авторизации в личный кабинет несут в себе новые опасности

Будьте аккуратны. Для себя сделал вывод что пользоваться ВТБ как основным банком, пока система с QR остаётся в текущем виде - излишне рискованно, лучше вывести деньги в другой банк.

Хотелось бы услышать комментарии от представителей ВТБ. Я не первый кто выносит эту тему на обсуждение:

0
109 комментариев
Написать комментарий...
Павел Шабалин

Я конечно не сотрудник ВТБ, но операция прошла без подтверждения, потому что между своими счетами.

Но тут дело не в ВТБ, а в людях, если там спрашивают, хотите ли вы авторизовать какое то левое устройство в своем интернет банке и человек самостоятельно жмет ДА, то что может сделать банк?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Zhukov
Автор

По ссылке (https://vc.ru/claim/221562-moshenniki-deystvuyushchie-ot-imeni-banka-vtb-vyveli-s-kreditnogo-scheta-dengi-ne-sprashivaya-ni-odnogo-koda) пишут что и перевод с мастер счёта в на счета мошенников был произведён без подтверждения. Боюсь, что и в нашем случае было бы тоже самое, если бы операция не была отменена.

На тему того что человек самостоятельно жмёт ДА - всё так, но это не значит что UI/UX приложения и безопасность авторизации QR идеальны - я считаю что можно было сделать безопаснее. И хотелось бы иметь возможность отключить этот способ авторизации.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шабалин

Прежде всего, надо объяснить всему окружению, что банки могут звонить только с целью впарить кредит или прочие ненужные услуги, по этому если представляются банком или связанным чем то с банком то надо просто повесить трубку без разговоров. Для успокоения можно перезвонить сразу на горячую линию и сказать о случившемся, я почему то уверен что на этом все закончится, а если нет, то вы сможете оперировать фактом того, что перед какими то списаниями вы звонили в банк и сказали что вас домогаются мошенники.

Честно сказать, если вы не предприниматель оказывающий услуги, а просто наемный работник, зачем вы вообще слушаете этот спам, про опросы, службы безопасности и прочую муть? Я лично вешаю трубку примерно на 4-5 слове (первые три это Здравствуйте, Фамилия Имя), если понимаю что это никак не касается моей деятельности. И родителям и всему окружению стараюсь доносить об этом. А когда совсем скучно просто тролю, говорю что не пользуюсь мобильным приложением, нет у меня нету, банк этот не обслуживает и так далее, такие вещи не по скрипту ставят их в тупик.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Морозов

Иногда банки звонят, чтобы подтвердить платеж по карте.

Ответить
Развернуть ветку
Петя Миров

Ни разу не было подобного.

Ответить
Развернуть ветку
Ильдар Хасанов

Я снимал леньги в банкомате за границей, ночью - мне и Альфа и Втб позвонили тут же! Спросили я ли это делаю.

Ответить
Развернуть ветку
Самарский житель

У меня за границей обычно местная симка и номер российский отключён. Что мне грозит? Блокировка карты?

Ответить
Развернуть ветку
mr. regik .

99% да, блокировка будет. Случаи, когда данные карты извлекаются скиммером и продаются за рубеж, и потом с копии вашей карты деньги снимают где-то в Камбоджи не единичны.

Ответить
Развернуть ветку
Самарский житель

Те я должен заплатить рублей 200-300 за звонок отоператора что бы снять в банкомате 10 баксов? Не слишком ли много? Я пользовался тиньком для снятия налички, когда они еще позволяли писать страны где находишься. Теперь они типа умные и отказались от этого, на мой взгляд зря... такая опция должна быть в каждом банке...

Ответить
Развернуть ветку
mr. regik .

Ну да, можно просто добавить формочку, куда поедешь и в какой промежуток дат. И оттуда всё обычные транзакции разрешать.

Ответить
Развернуть ветку
dezrelay

Это из за сумм не больших. Если будут переводы на крупные суммы, то звонят.

Ответить
Развернуть ветку
Петя Миров

Насколько больших? Я ноут за 100к+ покупал, никто не звонил.

Ответить
Развернуть ветку
dezrelay

Покупка и перевод это разные вещи. И действует определенный алгоритм. Могут и за 300 000 не позвонить,а могут и за 20 000 поинтересоваться.

Ответить
Развернуть ветку
Петя Миров

Ну а речь про платёж зашёл.

Ответить
Развернуть ветку
Бот ЦИПсО #66213

Делал несколько онлайн-покупок на 100+ тысяч подряд, часть платежей заблокировали и позвонили из банка. Так что да, и с покупками такое бывает

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Барская

Мне позвонили на счёт перевода 50 тыс и попросили подтвердить перевод.

Ответить
Развернуть ветку
mr. regik .

400к на брокерский счёт. Через минуту позвонили и уточнили, я это или не я. Тиньк.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шабалин

Тут вы ожидаете звонок, шанс того что в этот момент вам позвонят мошенники крайне низок. Я что то не читал еще тру стори, когда мошенники что то снимали, брали кредиты и банк звонил и узнавал не разводят ли там сейчас вас. Кстати возможно по этому и не звонят, чтобы не дать еще один убедительный фактор мошенникам, что банки тоже звонят с СБ

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рожков

Мне звонил Тинькофф, когда я пытался оплатить кредитной картой относительно крупную сумму, забыв, что я установил месячный лимит. Спрашивали, я ли это пытаюсь 2 раза оплатить такой-то продукт и не следует ли заблокировать карту. Это было года 4 назад.

Ответить
Развернуть ветку
Самарский житель

Тиньк не позволил мне пополнить кредитку с основного счета (перевод между своими счетами) пока я не введу кодовое слово... те я мог оплачивать кредиткой, оплачивать дебетовкой. Но внутренний перевод антифрод блокировал 😭😭😭

Ответить
Развернуть ветку
106 комментариев
Раскрывать всегда