«Альфа-Банк» выдает кредиты онлайн-мошенникам без должной идентификации клиентов и отказывается аннулировать договор
Всем привет, хочу поделиться историей о том, как легко можно обнаружить себя должником Альфа-Банка без звонков из «службы безопасности», утери документов или компрометации карт. Для этого достаточно иметь неиспользуемый счет и хорошую кредитную историю.
Суть истории в следующем: Некто получил сим-карту с номером телефона, привязанному к моему счету в Альфа-Банке, и смог беспрепятственно войти в мой личный кабинет через мобильное приложение. А затем этот человек оформил кредит на 1,6 млн рублей в пару кликов, а также вывел 200 тысяч рублей с кредитной карты. Альфа-Банк отказывается признавать проблемы в своей системе безопасности и аннулировать мошеннический кредит.
История в деталях. Примерно 3,5 года назад по работе я переехал в Нидерланды и затем в Великобританию. После начала ограничений из-за ковида, я некоторое время не приезжал в Россию и не пользовался своей российской сим-картой. После чего я узнал, что она более не активна и Теле2 расторг контракт. После обращения к оператору связи восстановить сим-карту не удалось.
В Альфа-Банке до переезда у меня был зарплатный счет и кредитная карта с лимитом 200 тысяч рублей. В течение последних лет никаких средств на счетах не хранилось и операций не совершалось.
Примечательно, что в 2019 году я обращался в отделение банка и мне сообщили, что не могут изменить номер телефона на иностранный. Также ни при одном из обращений в Альфа-Банк для смены номера телефона мне не советовали заблокировать интернет банк для сохранности счетов.
Никаких подозрительных звонков с просьбами сообщить личную информацию мне не поступало и номер карты нигде не мог «засветиться», т.к она ни разу не использовалась и хранилась дома. Документы также не терялись. Никаких попыток взятия кредитов в других банках, кроме Альфа-Банка, не обнаружено.
В середине января 2022 года мне на электронную почту пришло уведомление об имеющейся просрочке по кредиту. Я позвонил в банк и обнаружил, что в сентябре 2021 года на меня был оформлен кредит на сумму 1,6 млн рублей. Деньги несколько месяцев пролежали на счете, а затем их вывели. А заодно и все деньги с кредитной карты.
Альфа-Банк выдал кредит и провел все операции по переводам без какой-либо дополнительной идентификации клиента, всего лишь по коду из смс. Да, речь идет не о 30 или 100 тысячах, а о кредите и переводах почти 2х миллионов рублей всего лишь по смс.
Мне не понятно, каким образом такое могло произойти в крупном известном банке. И как Альфа-Банк производит идентификацию своих клиентов и одобрение кредитных договоров на значительные суммы.
Есть ряд проблем в системе безопасности Альфа-Банка, которые позволили случиться данному происшествию:
- Альфа-Банк не проводит качественную дополнительную идентификацию при физической смене сим-карты. Даже с учетом того, что кто-то заполучил мой номер после разрыва контракта Теле2, была выпущена физически новая сим-карта. У банка должна быть информация об этом, например, когда несколько лет назад я лично менял сим-карту на новый формат для своего телефона, банк заблокировал вход в интернет-кабинет и направил в отделение или банкомат для дополнительной идентификации, чтобы восстановить доступ в личный кабинет. Соответственно, в этот раз должна была быть подобная процедура и кто-то должен был разрешить вход в мобильный банк для новой сим-карты.
- Альфа-Банк не информирует клиентов по электронной почту о входе в аккаунт с нового устройства. Простая функция, которая сейчас присутствует в большинстве современных приложений (почта, соцсети и тд). Также не было никакого информирования на почту о выдаче кредита. Письмо я получил уже только по факту наличия просрочки.
- Альфа-Банк не учитывает отсутствие активности по счету. На моем счете не было никаких поступлений и переводов в течение нескольких лет. Каким образом банк посчитал, что можно одобрить кредит без какой-либо проверки личности, подписи, кодового слова или звонка из банка?
- В Альфа-Банке до сих пор проблемы со сменой номера телефона и указанием иностранной сим-карты. При обращении в отделение банка в 2019г. мне сообщили, что не могут привязать иностранный номер. Также при составлении обращения в банк по факту мошенничества в 2022г., мне не смогли указать в претензии мой текущий английский телефон. И в дополнение, во время звонка, мне не смогли изменить привязанный к счету номер даже на другой российский, так как у меня нет активных операций по карте. Парадокс, номер изменить нельзя, а в чужое приложение зайти без проблем.
После моего обращения в банк, я считаю, что не было произведено должного расследования и информирования о деталях получения доступа в мой аккаунт. Вместо этого пришел типовой ответ о том, что никаких мошеннических действий не выявлено и все операции подтверждались мной лично посредством ввода кода из смс. Если считаете, что в отношении Вас были осуществлены мошеннические действия, обращайтесь в полицию.
Этим я сейчас и занимаюсь. А также общаюсь с юристами и готовлюсь к судебному разбирательству. Долгое сотрудничество с банком обернулось невероятным разочарованием.
В итоге получается, что Альфа-Банк выдает кредиты на миллионные суммы без серьезной авторизации. Доступ в приложение возможно получить, всего лишь заполучив сим-карту. А служба безопасности отвечает на обращения стандартными сообщениями, вместо детального разбора происшествия и предоставления деталей входа в личный кабинет.
По возможности блокируйте все действующие счета, которыми активно не пользуетесь.
Имхо в суде хорошие перспективы, тк на момент операции номер вам уже не принадлежал.
Смс код это вроде как наша ЭП, но приеол что это уже была не ваша ЭП, а рандомного чувака))
Удачи в суде, вобщем!
По факту - телефон не ваш, номер не ваш, Альфа, вы хоть смотрите кому кредит выдаете лол.
Комментарий недоступен
это не так работает. потерпевший, истец, в судебном заседании представляет письменные доказательства. что на момент оформления кредита сим карта была снята с него (если это реально так и было, разумеется). дальше суд выносит решение удовлетворить требования истца о признании кредитного договора недействительным. больше судью ничего интересовать не должно. далее альфа, в свою очередь, обращается в полицию, там заводят уголовное дело в отношении неустановленных лиц, и понеслось. у судьи нет функции расследовать дело или проверять свои гипотезы в отношении того, кто на самом деле был виновен. у нее конвеер дел, нарезанных по 20 минут в расписании с 9 до 19 часов, и не особо большая зарплата)
Комментарий недоступен
потому что с момента прекращения договора оказания связи абонент физически теряет доступ к сим карте, таким образом он не мог от своего имени подтверждать какие либо действия с помощью СМС на этом номере. и да, если вы ссылаетесь на практику, приводите ее в комментарии, интересно же.
Комментарий недоступен
так это вся обширная практика? а конкретно тут в чем аналогия? из решения суда следует, что ответчик являлся на момент выдачи кредита абонентом номера, указанного в договоре ДБО, имел действующую/активную сим карту, и довольно беспомощно ссылается в возражении на то, что телефон был в чужих руках. в нашем же случае автор настаивает что сим карта была деактивирована оператором, договор о предоставлении услуг связи был им же расторгнут в одностороннем порядке. аналогия тут скорее то решение, которое привели в одном из комментариев к статье. там билайн выпустил дубликат СИМ из за халатности сотрудника, и на дубликат были взяты кредиты в нескольких банках. оставляя за скобками то, кого суд признал виновным, видим что на абонента, лишившегося доступа к сим карте в силу односторонних действий со стороны оператора связи, суд ответственность за получение кредита не возлагает. обращаю внимание что это решение которое устояло в апелляции.
Комментарий недоступен
По условиям договора с банком при утере доступа к сим нужно срочно сообщить об этом в банк. Отмазка «номер не мой» не прокатит.
а приведите текст пункта этого условия в договоре с альфа-банком, если не сложно.
не являюсь клиентом альфа-банка, но простое гугление находит договор комплексное банковское обслуживание Альфу банк от 24 января 2022
14.2.15 тут четко написано что нужно делать при смене утере СИМ и ниже кто несёт ответственность (=клиент)
Тут конечно сам ТС пытался сменить номер на забугорный но не дали
также смены SIM-карты или ее передачи третьим лицам по любым основаниям
Ни одно из этих действий не произошло.
SIM карта у клиента на руках.
Не чувак, это так не работает.
Есть упрощенная ЭП, это как раз код из смс. И обычно банки отшивают и суд отшивает именно по причине, что человек сам передал свою ЭП третьему лицу, в связи с чем банк осуществил перевод средств куда то.
Тут уже готовый к установлению факт (надо только все документы у ОПСОСа забрать), что на момент подписания распоряжения этой ЭП клиент уже не являлся собственником этого номера, так что это уже де факто не его ЭП!
Грамотный юрист спокойно разжует с указанием норм в законодательстве это судье, а банк пойдет в жопу.
И да, это неприятная лазейка как для банка, так и для опсоса, но вот конкретно это уже НЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТОВ!
Не хотят в таких случаях терять деньги? Пусть оперативно получают информацию от ОПСОСА, требуют всяких единых реестров данных и тд и тп.
Я часто топлю за банки, потому что понимаю, что всех потери от дуриков, которые сами диктуют коды, потом перевесят на обычных клиентов типа меня в виде уменьшения каши или повышения комиссий, но тут косяк банка стопроцентный, а уж как он планирует в будущем решать такие проблемы - явно не ко мне, не к тебе и не к другим клиентам банка.
Комментарий недоступен