{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Франшиза в страховании и обман ожиданий. Разбираемся, почему клиент не получил выплаты

Разбирая материал одного клиента, пострадавшего от страховой компании, наткнулся на очередную уловку, которая, впрочем, используется на рынке давно и некоторые уже могли попасться на эту удочку. Дабы сэкономить ваше время (прочитал более 90 страниц текста), решил прокачать вашу юридическую самооборону, разбором маленького нюанса, который стоил потребителю 4800 рублей и большого разочарования в страховке.

1. Шиза? Нет, франшиза!

Довгань. Для многих франшиза - именно этот парень с паштета.

Чтобы не путаться в понятии "франшиза", сразу скажем, что оно имеет два разных значения. Франшиза "Довгань" в 90-ые годы означала возможность прилепить на свой товар уже раскрученный бренд (канула в Лету в 1998 году).

А вот страховщики придумали свою франшизу, в российском законе о страховании она появилась в 2013 году и означает часть убытков, которые не подлежат возмещению. Франшиза моментально прилетела в договоры КАСКО. Многие компании предлагали не выплачивать деньги клиенту, если повреждение небольшое. Таким образом снижалось число случаев обращений к страховщику с малозначительным ущербом (мелкие царапины и потертости). КАСКО тоже стоило дешевле, что любителям парковаться во дворе стоэтажки вполне подходило.Но со временем франшиза заползла глубоко внутрь договора.

2. Франшиза в страховании

В нашем случае человек застраховался в компании Манго 23 ноября.

«Манго Страхование» — российская технологичная страховая с лицензией Банка России. Она входит в состав «Альфа-Групп» вместе с «Альфа-Банком», «Перекрёстком» и другими известными компаниями.

По условиям сделки в случае болезни страховая выплачивает 800 рублей в день за потерю трудоспособности. Клиент умудрился заболеть через 2 дня после покупки полиса и пробыл на больничном 8 дней. Конечно, он рассчитывал на обещанные 800 рублей в сутки, но получил отказ. Почему? Потому что франшиза. Страховка начинает действовать только на 4 день. Клиент просил не учитывать "франшизные" два дня, оплатить остаток (6 дней), но поддержка страховой была неумолима. В данном случае компания защитила себя от тех клиентов, кто сначала почувствовал признаки недомогания, а потом оформил страховку, поставив барьер.

С больными вообще надо построже

Что нужно было сделать застрахованному? Чтобы получить выплаты, нужно было дождаться, когда пройдет франшиза и только потом обратиться к врачу. Страховка, кстати, оформлялась через интернет, поэтому мы можем посмотреть, как она продается.

Скажу честно, я рассчитывал увидеть махровые козни продажников, клиент ведь утверждал, что сделал все быстро, знал, что ему нужно (продукт), зашел на сайт и оформил. В условия не вникал (а надо было, как оказалось, читать весь сайт).

Если пролистать 4 экрана вниз, то информация о франшизе есть. Даже не ожидал от страховой компании такой честности.

Впрочем, нашему клиенту это не помогло, он водитель и в такие тонкости не погружался. Ведь на сайте компании можно сразу приступить к оформлению страховки, не читая текст ниже.

Шаг 1. 

Кнопка ведет к экрану с тарифами

Шаг 2.

Здесь уже ничего нет о франшизе №1. Как, еще одна франшиза? Да, вы просили - мы сделали. Вот она: "оплачивается со второго дня".

Это, кстати, не самые плохие условия. В Сбер Страхе не оплачивается 6 дней болезни. Удобно, да? Учитывая, что даже "омикрон" проходит на седьмой день. Впрочем у Сбера эта информация выдается не сразу, а только при /предъявлении паспорта/ нажатии на значок "вопрос".

Болейте долго, чтобы получить выплаты

Вот такая милая франшиза от тех, кому в подкорку записывают миссию "все для клиента". Если не полениться, можно найти ценности Сбера, вот они.

Один раз поболеете - больше не захотите. С нашими-то выплатами

Ну и возвращаясь к условиям страхования в Манго. Не мог не заскринить дальнейший клиентский путь при покупке через интернет с тонким троллингом клиентов. Для тех, у кого не такое хорошее зрение, показал стрелочкой, куда должен зайти клиент, чтобы почитать ДЛИННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ.

Есть длинный документ? А если найду?

Длинный, но мелкий. Увеличим.

Думаете это договор? Не угадали. Это только часть важной информации. Важной для страховой, чтобы потом разделать клиента в суде, потому что, судя по ДЛИННОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ДОКУМЕНТУ, его (клиента) обо всем проинформировали. И о франшизах тоже. И обратите внимание на гиковский термин иншуринг. Розенталь перевернулся.

Лучше бы я прочитал очерки Василия Чумандрина. Длинный юридический документ оказался еще и скучным

Юрист курильщика освоит этот текст минут за 15. Юристу здорового человека понадобится часа два, ибо документ содержит ссылку... на некие Правила страхования № 003/СЛ. На 35 листах мелким шрифтом. Самое интересное, что в них ни слова о франшизе. Но зато есть другое интересное место на 14 странице.

7.6. Размер страховой выплаты при наступлении страхового случая по риску «Временная утрата трудоспособности» определяется в размере 1/30 от страховой суммы, определенной в Договоре страхования (в том числе с учетом лимита (максимальной выплаты)), за каждый день непрерывной нетрудоспособности, начиная с 15-го по 105-й день непрерывной нетрудоспособности по каждому страховому случаю, если Договором не предусмотрено иное.

Выплата с 15-го дня? Условие явно не такое радужное, как на скриншоте выше, где обещали выплату со второго дня. Да и страховая сумма нигде не указана. И что такое Договор - найти не удалось, но это точно не синоним Правил страхования. Длинный юридический, правила и сайт живут разными жизнями.

Зато на сайте есть и другие полезные неожиданности. Например ушедшая в подвальчик информация о том, что последствия от вакцины оплачиваться не будут, как и плановая госпитализация.

Особенно радует, что такие вещи можно узнать только в личном кабинете после покупки страховки.

На этом все. Ставьте лайк, жмите колокольчики, не забывайте выключать газ и кормить кота.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
WD

Привет. Меня зовут Дмитрий. Я занимаюсь созданием и развитием партнерских решений в Манго, в том числе для водителей. Создавая такие решения я слежу за тем, чтобы от них была польза и мы честно платили нашим клиентам, иначе все это не имеет смысла. Поэтому меня расстраивает то, о чем вы написали. Давайте обсудим случившееся

От обычной покупки товара или услуги, когда я получаю предсказуемый результат сразу, страхование отличается непредсказуемостью этого результата. Если я иду на прием к терапевту, то оплачиваю полную стоимость услуги и тут же ее получаю. Если я страхую свое здоровье, то я буду платить 1–3% стоимости приема терапевта, но регулярно, пока это событие не произойдет, о чем мы заранее не знаем. За счет этого копится страховой фонд и человек может получить страховую выплату в десятки или сотни раз больше, чем заплатил. Мы поможем человеку не оказаться в финансовой яме и в долгах

Если заменить неизвестность наступления этого случая предсказуемостью, то это перестает быть страхованием. Что если к нам придет 1000 человек, которые купили страховку за 620 рублей на 1 месяц от заболевания и хотят сразу получить 24000 рублей? Откуда возьмутся эти деньги?

Поэтому мы используем франшизу, в течение которой проявляется наличие болезни на момент покупки страховки. И мы не скрываем это ограничение, выделили целый блок на лендинге до выбора тарифа

В целом, я сделал несколько выводов для себя:
1. Условия франшизы добавлять в шапку
2. Сделать кегль ссылки под формой на правила страхования крупнее

Что бы вы порекомендовали сделать еще?

Ответить
Развернуть ветку
Про обман потребителей
Автор

Спасибо, что вы отреагировали и вникли в ситуацию. Я пишу для обычных пользователей и цель статьи была - обратить внимание на существование франшизы как таковой. Ее экономический смысл понятен и поскольку это прямо допускается законом, то вопрос только в том, чтобы клиент получил знание - какие обстоятельства для него не повлекут страховых выплат. Приведу пример, когда я страховал квартиру от кражи, я не посмотрел перечень исключений и в после реализации риска при помощи фомки и фонарика оказалось - все, что вынесли воришки входило в перечень исключений и моя страховка меня не защитила. Я часто вижу претензии к страховому рынку, вы работает в сегменте, который неисправимо болен нелюбовью к своим клиентам, это можно доказывать часами, анализируя и статистику и публикации в соцсетях. И я совершенно не ожидаю, что сегодня страховые компании начнут быть на градус или два честнее, рассказывая об исключениях и нюансах своего продукта.
Все, что можно сделать для клиента - это показать ему наглядно карту рисков, т.е. перечислить обстоятельства, которые часто приводят к отказу в выплате страховку (например употребление алкоголя, вакцина, адреналиновый спорт и т.п.). И длинный юридический документ для этого не нужен. Потребительская информация, приводящая клиента к осознанной сделке, должна выглядеть иначе, чем договор на 50 страниц.
На продающей странице часто рассказывают о выгодах продукта. Не увидел ваших преимуществ перед другими страховыми, например по поводу "франшизы №2" вы выгодно отличаетесь от зеленого страховальщика (если я, как потребитель, все правильно считал).
Вы могли бы дать статистику выплат, если она убедительна и о чем-то говорит клиенту и другие конкурентные преимущества. Может у вас бесплатный кофе в отделе рекламаций?

Ответить
Развернуть ветку
WD

Привет еще раз.
Вы ведете проект об уловках и обмане потребителей, но тем не менее в текст закралась пара неточностей, которые также могут ввести людей в заблуждение. Например, вы ссылаетесь на условия в правилах страхования, хотя юридически условия купленного полиса приоритетней правил страхования.

Если в будущем вы захотите написать материал о Манго, помогающий людям разобраться в страховании, можете написать мне, я помогу исправить такие нюансы, и дам пару советов как сделать текст крепче. Обучение людей избегать недобросовестных компаний — отличное дело!

А еще, не смотря на то, что вы говорите о том, что материал ознакомительный, я никак не могу отделаться от чувства обесценивания и агрессии в повествовании 🤷🏻‍♂️ не похоже на документалку с беспристрастным изложением.

Мы стараемся открыто говорить об условиях, может не всегда идеально, но когда человек не готов прочитать по-диагонали несколько экранов, наши усилия бесполезны, особенно с картой рисков, которую вы предлагаете. Но мы продолжим искать способы доносить реальную информацию.

Из нашего общения для себя еще беру в работу
1. Добавлять образец полиса (полис — это и есть договор страхования, обычно на 2–3 страницы)
2. На верхнем экране указывать существенные условия типа оплата только с 3го дня
3. Убрать троллящий текст про длинный юридический документ. Это прям отлично подмечено!
4. Добавить статистику выплат — тоже отличная идея. Надо подумать как сделать

Что думаете? Я все учел?

Ответить
Развернуть ветку
Миша Горностай

Все сошлось. Россия в 21веке, Альфа групп, Страховые, Законность, образование. Совершенно очевидно, что страховой полис в нашей современной России является налогом на глупость

Ответить
Развернуть ветку
Про обман потребителей
Автор

Соглашусь, что хорошего отношения к страховке в России не сложилось. ЦБ в прошлом году опубличил данные о доле выплат страховых по ипотченым страховкам жизни и здоровья, имущества. В лучшем случае десятая часть сборов идет на выплаты, страховка паразитирует на любых сделках и является, по сути, скрытой платой за основную услугу.

Ответить
Развернуть ветку
Darya Hihihaha
Ответить
Развернуть ветку
Sergey Novikov

Подборка франшиз, которые будут пользоваться спросом в России в 2022 году. Поможем найти, выбрать и купить франшизу для открытия своего бизнеса в России
https://businessmens.ru/franchise/article/top-100-franshiz-dlya-nachala-biznesa

Ответить
Развернуть ветку
selecadm
Иншуринг

Звучит как шугаринг. Обдерут как липку.

Ответить
Развернуть ветку
Про обман потребителей
Автор

По поводу неточностей - готов исправить, если пойму где и в чем они. Ваши клиенты не обязаны знать, чем отличается договор, от правил страхования и полиса, что с юридической точки зрения значат дисклаймеры и информация на промо странице, как они все между собой соотносятся и на что в конечном итоге ориентироваться.
Конечно, это все не с чистого листа, страховые компании я изучаю давно и отношусь к этому бизнесу с предубеждением. А доброжелательные и радужные тексты должны писать ваши довольные клиенты. Будет возможность - обязательно протестирую ваши услуги на себе :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда