{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Зависшие валютные переводы, блокировка кор. счета у «Альфа-Банка», OFAC

Ниже описана одна из ситуаций, которая происходила с клиентом Альфа-Банка в апреле 2022 г. во время проведения валютного перевода.

Последовательность событий и факты

  • Оформлен перевод на отправку долларов США из Альфа-Банка в БКС Банк 5 апреля (из России в Россию);
  • Отправлен Альфа-Банком 6 апреля 2022 (№1 - на иллюстрации);
  • Перевод попал на комплайенс в банк-корреспондент США JPMorgan CHASE 8 апреля 2022 (№2 - на иллюстрации);
  • Через неделю он был отклонен/возвращен банком-корреспондентом CHASE на корр. счет АБ в США 15 апреля 2022 (№3 - на иллюстрации);
  • Как утверждает АБ, транзакцию в Россию вернуть банк не смог, так как, цитирую: "...Проблема возникла из-за блокировки корсчёта..." (№4 - на иллюстрации);

Иллюстрация для наглядности:

Цепочка реконструированна со слов банка.

На запрос доказать попытку возврата денег с кор. счета США в Россию, показав SWIFT сообщение с соответствующим требованием к банку JPMorgan CHASE, Альфа-Банк ответил отказом.

Законодательная база США

Чтобы понять, когда заблокировали кор. счет Альфа-Банка, смотрим законодательство США.

Видим два правообразующих документа:

1) Указ президента США (Executive Order №14024), который вносит Альфа-Банк в SDN лист (объявлены санкции были 6-го апреля) и

2) Генеральную лицензию, которая дает право на завершение сделок до 12:01 EDT 6 мая 2022 (cм. иллюстрацию ниже).

Выдержка из Ген. лицензии №23:

Источник - Office of Foreign Assets Control, 31 CFR part 587, General License #23,  https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl23.pdf

Документ буквально так и называется: "Разрешение на завершение сделок с участием Акционерного общества "Альфа-Банк" (Authorizing the Wind Down of Transactions Involving Joint Stock Company Alfa-Bank).

Итого, в соответствии с законодательной базой США, АБ мог проводить операции до 12:01 EDT 6 мая 2022 со своим кор. счетом в США.

Комментарии банка

Усугубляет текущую ситуацию то обстоятельство, что Альфа-Банк 28 апреля опубликовал на VC следующее:

15-го апреля, еще 13 дней назад до этого комментария, точно был известен окончательный статус транзакции ("отклонен/отменен") и местонахождение денег (кор.счет АБ в США). См. скрин ниже.

Источник - GPI tracker транзакции, присланный Альфа-Банк'ом.

Мне об этом факте стало известно лишь через 1,5 месяца переписки, а именно 16 июня 2022 г., когда они все-таки прислали документ под названием "GPI tracker" по e-mail.

27 мая банк банк проинформировал:

42 дня назад до этой публикации было известно, что 15 апреля 2022 г. транзакция была отменена, а местоположение денег - корр. счет Альфа-Банка в США.

Как это трактовать, я не знаю. Могу только перечислять факты - банк владел GPI выпиской в момент ответов, видел статус транзакции, знал ее значение, а публично информировал, будто они "...отменяют платеж...", при том, что платеж уже был отменен, а деньги лежали на их счетах уже 13 дней назад.

Во втором же случае АБ ссылался на "вольное оперирование статусами" банком-корреспондентов JPMorgan Chase 27 мая 2022 г., хотя в методичках OFAC еще с 11 августа 2020 было указано, что значит статус REJECTED и когда он применяется в случае санкционного воздействия (см. подробнее об этом ниже).

Менеджмент в кризисной ситуации

Привожу в пример профессиональный подход, который продемонстрировал Сбербанк, попавший под санкции в тот же день, что и Альфа-Банк.

Все переводы, оформленные с 6 апреля, он вернул на счет клиентам в полном объеме вместе с коммисией. Тем самым позволил клиентам не замораживать свои средства.

Фактура:

  • Заявка на перевод была подана 5 апреля 2022 г. (за день до объявления санкций);
  • О санкциях стало известно 6 апреля 2022 г. в 8:36 AM (см. скрин ниже);
  • Перевод из Альфа-Банка ушел 6 апреля 2022 г. в 10:33 AM (см. скрин ниже);

Генеральная лицензия №23 OFAC, дата и время;

Дата и время подачи заявки на перевод:

Источник - оригинал поручения о переводе средств.

Дата и время осуществление перевода:

Источник - GPI tracker транзакции, присланный Альфа-Банк'ом.

Альфа-Банк же провел проводку в день объявления санкций, хотя поручение о переводе было подано за день до того.

OFAC: статусы REJECTED и BLOCKED

Источник - коммуникация Альфа-Банка по вопросу OFAC

Большинство коллег, с которыми мы коммуницировали за это время, имели транзакции в статусе "REJECTED". Разбираемся в правообразующих документах U.S. Department of the Treasury, какой статус и когда применяется в случае санкционного воздействия.

Выдержка с сайта U.S. Department of the Treasury:

Источник - https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/faqs/topic/1601

Статус "Rejected" применяется тогда, когда нет претензий к отправителю, получателю и сути транзакции, но перевод не может быт отправлен. Предполагаю, что в нашем случае из-за внесения Альфа-Банка в SDN лист.

Статус "Blocked" применяется тогда, когда транзакция напрямую связанна с подсанкционными лицами или организациями, попавшими в SDN лист. В нашем случае Alfa-Bank и все его дочерния предприятия с долей собственности в 50%.

Соответственно, если обратиться в OFAC со статусом транзакции "REJECTED", ответ будет таким: транзакция не арестована, ничем не можем помочь.

См. пример письма OFAC c таким ответом:

Источник - ответ OFAC одному из клиентов Альфа-Банка с транзакцией в статусе REJECTED.

Если же транзакция связанна с подсанкционными юрлицами и товарами, OFAC ответим отказом в предоставлении лицензии. Пример ниже:

Источник - ответ OFAC одному из клиентов Альфа-Банка, скрин из общего телеграмм канала. 

Поскольку наша транзакция находится в статусе "REJECTED" (она не заблокирована и претензий у JPMorgan CHASE, равно как OFAC к ней нет), OFAC не может ее "разблокировать" через выдачу специальной лицензии на проведение операции. Если банк не согласен, будем рады услышать его трактовку документов выше.

Резюмируем

  • Банк-корреспондент отменил, а не заблокировал транзакцию. Деньги были возвращены на счета Альфа-Банка. К моему переводу со статусом REJECTED претензий у банков-корреспондентов и компетентных органов США небыло (утверждение основано на документации US Treasury).
  • Документа, доказывающего, что транзакция вернулась на корр. счет Альфа-Банка в США, а не в Россию, у нас тоже нет. Будем благодарны, если таковой предоставят.
  • Даже если деньги вернули на кор.счет в США, до вступления блокировки в силу прошло 3 недели (с 15 апреля до 6 мая 2022 г.) за которые можно было вывести деньги в РФ;
  • Доказательств того, что Альфа-Банк требовал возврата средств из США в РФ с 15 апреля до 6 мая 2022 г. банк не предоставил. Соответственно, убедиться в том, что банк предпринимал попытки возврата перевода, не представляется возможным.
  • В качестве основной причины отсутствия возврата перевода банк указал, цитирую: "...Проблема ... из-за блокировки корсчёта...". Хотя, в соответствии с нормативными актами США, АБ мог проводить операции до 12:01 EDT 6 мая 2022 со своим кор. счетом в США.

Для наглядности, привожу график ниже. На нем можно увидеть последовательность всех событий и черный ящик с 15 апреля по 6 мая, когда банк должен был отправить сумму перевода обратно в Россию со своего корр. счета в США.

Вопрос - CHASE нарушет законы?

Альфа-Банк утверждает, что возврату денег помешала преждевременная блокировка корр. счета в США.

Если это так, прошу официальных представителей банка публично подтвердить следующее утверждение:

JPMorgan CHASE заблокировал возможность проведения операций по корр. счету Альфа-Банка с 6-го апреля по 6 майя в нарушение норм Генеральной лицензии OFAC №23 от 6 апреля 2022 г. Иначе говоря, крупнейший банк США - JPMorgan CHASE самопроизвольно переиграл смысл и сроки подзаконных актов США.

Предложение

В соответствии с вышесказанным, от лица всех попавших в такую ситуацию, предлагаем банку принять решение о возврате денег на расчетные счета своих клиентов, а вопросами разблокировки своих корр. счетов в США заниматься на своей стороне.

Хватит отписываться в чатах пустыми формулировками, отсылать в OFAC со статусом REJECTED, задерживать GPI треки месяцами, не отвечать неделями на почту (пишу про свой опыт). Примите правильное решение и верните деньги.

Ваши клиенты не должны с вами бороться.

Массовость явления

Как оказалось, я не одинока.

За это время коммуницировали с десятком человек в такой же ситуации. Детали разнятся, кто-то юрлицо, кто-то физик, но суть та же - был перевод в валюте, его отменили до 6-го мая, а деньги отправителям не вернулись.

У вас та же ситуация? Давайте объединяться.

Расскажите о ней в комментариях или напишите в группу телегарамм - https://t.me/+444WSg5xjpE2YWUy

0
118 комментариев
Написать комментарий...
mmk
Автор

@Альфа-Банк

История получила продолжение 27.07.2022 г. Мы связались с банком-корреспондентом и уточнили причину, почему транзакция была отклонена. В JPMorgan CHASE нам ответили, платеж был отклонен из-за того, что они не получили ответа на запрос о назначении платежа и сказали, что эту информацию нужно дослать.

В тот же день я обратилась в Альфа-банк с просьбой послать пояснение назначения платежа в банк-корреспондент JPMorgan Chase, на что получила ответ, что АО "Альфа-Банк" не может послать такой документ в связи с отсутствием SWIFT канала связи.

Это было вменяемое объяснение, и мы стали думать, как можно донести информацию о назначении платежа, с учетом отсутствия коммуникации по SWIFT у Альфа-банка с JPMorgan Chase.

=== Пришли к двум вариантам решения:
1) послать информацию о назначении платежа банку-получателю по авторизованному каналам связи, который находится в РФ и может принять такие данные от Альфа-банк'а, далее передав последние в банк-корреспондент по каналу SWIFT (который у него еще работает);
2) послать объяснение назначения платежа на бланке банка по почте нашего представителя в банке-корреспонденте, который такое пояснение ждал для решения вопроса возвращения платежа.

Каково же было наше удивление, когда коллеги из Альфа-Банка - на наш запрос сделать вышеуказанное - ответили следующее:

"К сожалению, из-за ограничений в отношении Альфа-Банка ваш платёж заблокирован вместе с нашим корр.счётом в JPMorgan CHASE и не исполнен (до конечного банка он не дошёл). Отправление уточнения назначения платежа ничего не поменяет, так как средств в конечном банке нет. Вернуть деньги пока не получится. Мы зачислим их на ваш счёт сразу после снятия ограничений с Альфа-Банка."

=== Повторю, чтобы лучше уложилось в голове:
- Сам банк-корреспондент сформулировал, что нужно сделать, чтобы была возможность довести платеж до адресата; в переписке стоял представитель банка-корреспондента JPMorgan Chase;
- Мы попросили сделать ровно то, что предложил банк-корреспондент для доведения платежа до адресата;
- У меня заключен договор банковского обслуживания, который подразумевает, что Альфа-банк будет предпринимать необходимые меры для надлежащего исполнения своих обязательств, в том числе запрашивать и подавать пояснения от моего лица в банки-корреспонденты, в случае, когда таковые нужны;
- 1.08.2022 г. Альфа-банк отвечает: "...Отправление уточнения назначения платежа ничего не поменяет".

Вы правильно прочитали, ответил именно Альфа-банк, а не банк-корреспондент JPMorgan Chase, в системе которого находятся средства.

Сейчас 3.08.2022 г., в середине августа 2022 г. (у кого-то раньше, у кого-то позже) практически всем банкам России, судя по новостям из СМИ, закроют корреспондентские счета в JPMorgan CHASE, в том числе банку-получателю моего платежа.

А это значит, когда банк-корреспондент захочет довести перевод до адресата (т.к. перевод имеет статус rejected, а не blocked), у него на то уже не будет технической возможности, так как у банка-получателя не будет кор-счетов в долларах.

=== Прошу коллег из Альфа-банка объяснить свои действия.

Почему Альфа-банк не передает пояснение клиента о назначении платежа банку-корреспонденту JPMorgan Chase по оставшимся в распоряжении каналам связи?

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Приветствуем.
Ответили в почте.

Ответить
Развернуть ветку
Aurore

Здесь много вопросов, которые беспокоят многих клиентов Альфа-банка. Почему бы не ответить прямо здесь? Хотя бы для экономии рабочего времени самих сотрудников альфа-банка?

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Мы прописываем подробности в комментариях. Но стоит учитывать, что не у всех клиентов единые ситуации. Поэтому можем вести коммуникацию как в личных сообщениях так и с использованием электронной почты

Ответить
Развернуть ветку
115 комментариев
Раскрывать всегда