Зачем айтишнику выступать на конференциях, и как к этому подготовиться
Рассказываем, как устроены конференции для ИТ-специалистов, почему стоит регулярно выступать и как собрать свой первый доклад.
Привет! Меня зовут Екатерина Герт, я работаю в КРОК более 10 лет. Сейчас я ведущий аналитик и ресурсный менеджер группы аналитиков. Я вижу, что многие мои коллеги (не только аналитики и не только в КРОК) работают в сложных проектах и реализуют интересные решения, но мало кто выходит с результатами на конференции. Кто-то из-за того, что боится выступать, а кто-то просто не знает, с чего начать или думает, что его/её тема уже известна всем.
Я участвую в профессиональных мероприятиях как спикер с 2016 года, два года была членом программного комитета Летнего аналитического фестиваля и отбирала заявки в программу, помогала спикерам готовиться к выступлению. Поэтому понимаю, с какими трудностями можно столкнуться в процессе подготовки. В этой статье я хочу поделиться своим личным опытом выступлений и расскажу, как это помогает в карьере. А ещё дам несколько советов, как подготовить свой первый доклад.
Когда стоит начинать участвовать в конференциях и зачем?
Каждый участник конференции приходит выступать со своими личными целями, самое важное — их определить перед тем, как стартовать подготовку.
Я ставила себе задачу развития личного бренда и повышения своей ценности внутри компании, то есть для развития карьеры. Конечно, выступления — это не решающий фактор при повышении, но это помогло мне стать более заметной среди таких же сильных и талантливых коллег.
Есть и другие плюсы.
Во-первых, подготовка доклада помогает систематизировать свои знания. Когда ты только “варишься” внутри проектов, то не успеваешь осознать и отрефлексировать свой опыт. А в процессе подготовки выступления есть возможность посмотреть на результат со стороны, а еще получить ревью от опытных коллег и экспертов программного комитета.
Во-вторых, это возможность для нетворкинга и обмена опытом. На конференциях люди более активно общаются, задают друг другу вопросы и просто знакомятся с коллегами из своей сферы.
Когда нужно начинать выступать?
Правильный ответ — уже сейчас :)
Я сделала свой первый доклад, когда была уже опытным специалистом. Но совсем необязательно ждать формального повышения до какого-то грейда. Если есть интересная тема, то можно начинать собирать материалы. Если есть сомнения, что тема будет актуальна, можно обсудить свою идею с экспертами в этом вопросе внутри компании.
Готовимся к выступлению на конференции
Поиск темы. Главный критерий правильно выбранной темы — она действительно интересна самому докладчику и его волнуют все аспекты этой сферы. Темы моих докладов всегда были связаны с реальными ситуациями в проектной команде, с какими-то случаями, которые я пережила в своей практике. Аудитория всегда чувствует, если докладчик действительно вложил в это эмоции и вдохновлен тем, о чем рассказывает.
Собираем контент. Сбор контента состоит из нескольких этапов.
— Определяем цель. Нужно ответить на вопрос: “Что я хочу своим выступлением дать аудитории”. Например, слушатель зафиксирует одну важную мысль или получит чек-лист, план.
— Подбираем структуру. Исходя из цели, можно понять, каким образом это можно донести. Например, подобрать немного теории или показать какие-то кейсы из практики, затронуть определенный аспект.
— Собираем тезисы. После определения структуры можно постепенно набирать материал, добавлять факты, истории, кейсы. Чем подробнее будут тезисы, тем больше шансов попасть в программу мероприятия.
Работа с программным комитетом
Всё начинается с подачи заявки об участии в программный комитет.
Обычно в заявке указываются название темы, короткий план рассказа и тезисы по каждому пункту плана. Также нужно рассказать немного о себе и своем опыте — это подтверждает экспертизу, которая будет стоять за материалом доклада. Благодаря всей этой информации программный комитет сможет понять, о чем будет рассказывать человек и какой за этим рассказом стоит практический опыт.
У разных конференций разные сроки подачи заявок. В среднем заявки подаются за 2-3 месяца, но некоторые организаторы готовы принимать доклады за 6 месяцев до конференции, поэтому лучше продумать тезисы заранее. Чем раньше вы подаете заявку, тем больше времени на работу с вашим куратором от программного комитета. Он сможет помочь сделать ваш доклад лучше.
Встречи с куратором
Между подачей заявки и включением в программу конференции происходит несколько встреч с куратором. Куратор — это опытный эксперт, член программного комитета. Он даёт корректировки к докладу и принимает решение (сам или в составе ПК) о том, принимается ли доклад.
Первая встреча — это небольшая беседа, похожая на собеседование. Куратор просит рассказать о теме, спрашивает, почему я хочу говорить именно об этом и какой у меня опыт по теме доклада. Важно показать свою способность доносить мысли. Обычно на первой встрече куратор даёт обратную связь по теме и просит внести корректировки в структуру и контент.
Затем может быть ещё 1-2 встречи, на которых куратор будет помогать формировать контент. Дальше участник самостоятельно делает презентацию и готовится к выступлению. Новичка могут попросить сделать черновик презентации и провести прогон. Это нужно, чтобы увидеть, что участник укладывается в тайминг и может интересно подать материал.
Примерно за 1 месяц нужно прислать итоговый вариант презентации.
Подготовка публичного выступления
В первый раз выступать бывает сложно. Но многие волнующие моменты решаются подготовкой.
1) Очень помогают внутренние выступления в компании —если у вас есть мероприятия по обмену опытом или обучения ораторскому мастерству, то стоит попробовать, даже если пока не готовитесь к конференции.
У меня было сильное волнение перед первым выступлением. И я решила “прогнать” свой доклад сначала внутри компании на одной из встреч по обмену опытом. Сначала речь получилась как у робота, потому что я много репетировала и просто заучила текст. Но затем смогла расслабиться и донести свои мысли так, как будто рассказываю другу или коллеге. А на конференции уже было меньше волнения. Я была готова к публичному выступлению.
2) Другой лайфхак — это выступления на BarCamp секциях на конференциях. Это параллельная программа, где может выступить любой участник — без отбора, проверки тезисов и презентации. Это отличный шанс попробовать себя на небольшой аудитории и без риска.
3) Ещё я рекомендую принимать участие в небольших митапах. Митап — это неформальное мероприятие, где собирается несколько экспертов, выступают и обсуждают с аудиторией какие-то темы. Подготовка к такому формату быстрее, а аудитория более лояльна и готова к живому обсуждению. Отличный формат для старта выступлений.
Что в итоге?
Хочется зафиксировать несколько выводов, которые сформировались лично у меня после многолетнего опыта выступлений в разных форматах конференций.
- Выступать не страшно. Это можно назвать выходом из зоны ежедневной комфортной работы, но это сильно помогает в профессиональном развитии.
- Подготовка не занимает много времени. Многим кажется, что готовиться к конференции — значит, работать над этим ночью и по выходным. В реальности время подготовки растянуто, и можно добавлять материалы несколько раз в неделю понемногу. Это не вырывает из рабочего процесса или от личных дел.
- Если хочется попасть в программу, то лучше подать заявку как можно раньше, а не близко к дедлайну. В это время заявок мало, и эксперты готовы уделить больше времени, чтобы дать корректировки и помочь попасть в программу.
- После нескольких успешных выступлений, можно стать членом программного комитета. Это работа занимает уже больше времени, но оказаться по ту сторону организационного процесса — это ценный опыт. К тому же есть шанс познакомиться с большим количеством экспертов на рынке.
Если вам интересна ИТ-аналитика и выступления на конференциях, жду вас в своём TG-канале Аналитик Pro
Я бы еще добавил, что стоит поработать над дизайном презентации и прочитать хотя бы пару статей о том, как строятся хорошие доклады (без тонн текста, с четкой структурой и перебивками)