Как фанаты биткоина строили утопию, свободную от предрассудков и налогов: история провала первого криптолайнера «Сатоши» Статьи редакции
Основатели хотели уплыть от бюрократии и жить по своим законам, но ничего не знали о круизах. Что они обещали криптоэнтузиастам на борту и что помешало им продолжить плавание — рассказывает The Guardian.
В 2010 году бывший инженер Google Патри Фридман рассказал, каким видит будущее человечества. Он предложил переосмыслить государственные и общественные устои, отказаться от жизни на суше и основать город посреди океана. Чтобы осуществить задуманное, Фридман ещё в 2008 году основал Институт систейдинга — благодаря инвестициям основателя PayPal Питера Тиля в размере $500 тысяч.
Институт реализовать успешные проекты не смог, но надежду подарили три адепта систейдинга, что купили в октябре 2020 года круизный лайнер. Грант Ромундт, Рюдигер Кох и Чэд Элвартовски хотели бросить якорь у побережья Панамы и основать на борту «новое криптовалютное общество».
Они назвали лайнер «Сатоши» в честь потенциального создателя биткоина и надеялись, что судно:
- Станет домом для цифровых кочевников, основателей стартапов и первых фанатов биткоина.
- Сведёт криптоэнтузиастов и систейдеров — два сообщества, одинаково стремящиеся к свободе от условностей, регулирования и налогов.
Однако построить коммуну на борту круизного судна оказалось непросто. Открытое море только кажется свободным и безграничным, а на деле же строго регулируется законом, пишет издание The Guardian.
Как основатели познакомились и что делали до корабля
В конце 1990-х годов любитель водных видов спорта, сын парикмахера и канадец Грант Ромундт жил в Сан-Франциско c группой инженеров-программистов. Он обожал бизнес-тренера и оратора Тони Роббинса и активно занимался саморазвитием.
В 2009-м Ромундт начал снимать видеоролики о парикмахерском искусстве, а затем запустил сервис ScheduleBox — чтобы парикмахеры могли составлять с его помощью расписание. Тогда он работал по 17 часов в день, а к 2016 году заработал достаточно, чтобы тратить на бизнес не более пяти часов в месяц.
Ромундт вернулся в Канаду, поселился в плавучем доме, встречал рассвет на байдарке и думал, что именно так должен жить человек. Во время одного из полётов он познакомился с руководителем Института систейдинга Джо Квирком. Он узнал, что Институт пытался построить коммуны у побережья Сан-Франциско, а также основать плавучий остров во Французской Полинезии, но безуспешно.
Ромундт захотел продолжить попытки и познакомился через Квирка с двумя инженерами: американцем-либертарианцем Чэдом Элвартовски и богатым на биткоины немцем Рюдигером Кохом. Вместе трио основало компанию Ocean Builders и в начале 2018 года построило на свои деньги восьмиугольный плавучий комплекс, в 22 км от побережья Таиланда.
Элвартовски прожил в нём два месяца, пока о постройке не узнали власти Таиланда. Они объявили об угрозе независимости страны и могли приговорить Элвартовски к пожизненному заключению и даже казни. Инженеру пришлось бежать из страны, а постройку вскоре демонтировали.
Основатели Ocean Builders не сдались. В 2019 году они связались с правительством Панамы и показали проект SeaPod — комплекс из отдельных домов в трёх метрах над водой. Получив одобрение властей, компания с нуля построила завод на северном побережье Панамы, наняла 30 инженеров и механиков и в начале 2020 года приступила к созданию первого прототипа.
Работа, однако, шла медленно: завод мог производить всего два дома в месяц. Тогда основатели вспомнили, что давно хотели купить круизный лайнер, но до пандемии все они стоили дорого. В октябре же 2020 года основателям удалось приобрести судно за $9,5 млн, хотя раньше оно могло бы обойтись им в $100 млн, пишет издание.
Трио хотело сделать корабль центром плавучего сообщества и соединить его с сельскохозяйственными, производственными и парковыми платформами с помощью двух закруглённых тоннелей. Чтобы с воздуха комплекс формировал букву «B» — как логотип биткоина.
Министерство туризма Панамы надеялось, что компания привлечёт новых туристов и поможет ей развить устойчивый туризм. И, похоже, не возражало, что целый корабль криптоинвесторов будет держать и майнить криптовалюту, не уплачивая государству никаких налогов.
О том, как могла быть устроена жизнь на борту
Чтобы клиенты могли узнать больше о проекте и зарегистрироваться, 10 октября 2020 года Элвартовски основал компанию Viva Vivas. А 19 октября рассказал об этом реддиторам. Одни поспешили предложить помощь на борту, а другие спросили, где основатели возьмут электричество, топливо, интернет, еду, воду и какие введут налоги. Элвартовски ответил:
- Электричество будут вырабатывать генераторы, но позже корабль перейдёт на солнечную энергию.
- Беспроводный интернет будет поступать с суши.
- Плата за «коммуналку» войдёт в комиссионный сбор, но будет пересматриваться. Во-первых, компания планирует улучшать условия. Во-вторых, никто не захочет платить за то, что кто-то постоянно майнит.
- Налога на заработок на корабле не будет.
Вопросы о микроволновках Элвартовски сперва игнорировал, но вскоре признался: устанавливать их в каютах по правилам безопасности нельзя. Взамен он предложил жителям 20%-ную скидку в ресторане и предположил, что кухню можно будет арендовать. «Мы хотим, чтобы предприниматели сами придумывали выходы из ситуаций и тестировали идеи прямо на борту», — написал он.
Компания также анонсировала аукцион и планировала с 5 по 28 ноября 2020 года сдать места в 777 каютах. Среди них: комнаты без окон за $570 в месяц, с видом на океан за $629 и с балконом за $719.
На сайте Viva Vivas предупредила, что будет проверять пассажиров на коронавирус, и обещала благодаря партнёрству с платёжной системой CoinPayments поддержать десятки криптовалют — Bitcoin, Ether, Monero, Electroneum, DigiByte, Tether, USD Coin и других.
Привозить домашних животных компания не запрещала, но прописала для них строгие правила:
- Вес животного не должен превышать 9 кг.
- Держать питомца можно только в каютах с балконом.
- Хозяева обязаны купить лоток с искусственной травой определённой марки.
- За выброс биоотходов за борт назначался штраф в размере $200.
- Издавать громкие звуки дольше 10 минут нельзя.
- Питомец, который нарушил покой постояльцев более трёх раз за месяц или пяти раз за год, должен был покинуть борт.
29 ноября 2020-го Элвартовски объявил, что «Сатоши» готов принять первых клиентов уже в январе 2021 года. Продажи шли плохо, что неудивительно, пишет издание. Ведь в идее сомневались даже, казалось бы, идеальные кандидаты. Например, реддитор Люк Паркер: он обожал систейдинг и мог не работать, поскольку успешно вложился в биткоины. Вот только терпеть качку и ютиться в каюте без кухни и с крошечной ванной он был не готов.
Основатели поняли, что ничего не смыслят в круизах
Лайнер плавает с 1991 года и за 30 лет работы повидал многое: почти врезался в мост на реке Брисбен, пережил вспышку свиного гриппа, а в 2020-м чуть не оказался на свалке, после того как сделка с круизной компанией Cruise and Maritime Voyages сорвалась. Но он никогда не служил постоянным домом для двух тысяч криптоинвесторов.
Основатели же никогда не управляли круизами, поэтому заключили контракт с управляющей компанией Columbia Cruise Services и наняли 40 сотрудников, в основном украинцев: повара, инженеров и обслуживающий персонал. А капитаном назначили британца Питера Харриса.
Чтобы плавать, судну требовались сертификаты о мореходности. Обычно владельцы проверяют их при покупке, чтобы иметь в запасе хотя бы несколько месяцев, но не Oceanic Builders. О том, что сертификаты «Сатоши» давно не действуют, трио узнало от экипажа. Прежде чем пересечь Атлантический океан, команде пришлось направить судно в Гибралтар — чтобы провести техосмотр и продлить разрешения.
В атлантические воды корабль вышел 3 декабря. По словам Харриса, Элвартовски надеялся, что власти Панамы разрешат им постоянно стоять на якоре и зарегистрируют лайнер как плавучую резиденцию, а не судно. К резиденциям, пишет издание, предъявляли меньше требований.
Власти в просьбе отказали, поэтому возникла новая проблема — сброс сточных вод. Сбрасывать их на территории Панамы основатели не могли. Значит, им пришлось бы каждые 20 дней проплывать по 20 км до международных вод.
Страховые компании при этом сотрудничать с Ocean Builders не спешили и отказывали без объяснения причин, рассказал Ромундт. Впрочем, The Guardian выдвинула свои предположения:
- Компании боялись страховать то, с чем никогда не работали, — а именно плавучее криптосообщество.
- Они с опаской относились к криптовалютному бизнесу в целом.
- А также боялись американцев, которые склонны чуть что — сразу судиться.
Ромундт понял, что компания страдала от того, от чего бежала: от деспотов, бюрократии и чрезмерного государственного регулирования.
Содержать лайнер без туристов оказалось слишком дорого
Будь у основателей полгода в запасе, они бы наняли первоклассных юристов и нашли бы лазейки, но к середине декабря «Сатоши» наполовину пересёк Атлантику и сжёг галлоны топлива.
Обслуживать судно приходилось бы круглосуточно даже на якоре, и затраты на это могли ежемесячно обходиться компании в $1 млн. Однако на одно только топливо уже уходило по $12 тысяч в день, пишет издание. По прибытии Кох думал установить двигатель меньшего размера, но капитан Харрис сказал, что прорезать большое отверстие в корпусе под водой и не потопить корабль невозможно.
Надежды получить страховку не оставалось, путёвки не продавались, а содержать лайнер без туристов на протяжении нескольких месяцев основатели не могли. Они понимали, что в пандемию никто лайнер не купит, поэтому продали его утилизаторам из Индии.
Позже сделку с утилизаторами пришлось расторгнуть. В соответствии с Базельской конвенцией, компания не имела права отправлять судно из страны-участницы соглашения в государство, не подписавшее конвенцию.
Однако круизная индустрия — тесная экосистема, пишет издание, поэтому основателям помогло сарафанное радио. Купить лайнер решила британская круизная компания Ambassador Cruise Line за $12 млн.
По словам Ромундта, после сделки Элвартовски ушёл в творческий отпуск, а Кох занялся строительством собственного судна в Панаме и продолжал работать над проектом SeaPod. У каждого плавучего дома в SeaPod будет люк на крыше. Ромундт верит, что в будущем люди смогут добираться до них по воздуху и так же будут принимать доставку.
«Сатоши» тем временем получил новое имя — Ambience, или «Атмосфера». «Название под стать элегантному судну, совсем непохожему на плавучий многоквартирный дом», — объяснил председатель Ambassador Cruise Line Гордон Уилсон. На борту будут коктейли, ужины из пяти блюд, увлекательные шоу и никаких биткоинов, пишет The Guardian.
Сказ о том, как виртуальные фантазии маниловых в очередной раз наголову разбиты суровой правдой жизни.
Да не разбились, просто денег не хватило. Манилов ничего не делал, а эти активно себя проявили, такие проблемы случаются
Ой, ну пришли им изиманичные, поразвлекались зато зачетно, да и совсем без денег тоже не остались.
При открытии разливухи учитывают больше аспектов, особенно юридических, чем было рассмотрено здесь. Удивительно, с каким легкомыслием некоторые относятся к подобным масштабным и затратным проектам.
Зато у них в жизни был целый лайнер и они "почти" основали свое государство. Круто же. Типы живут, наводят шороху в этой бренной жизни :)
Те кто много думает, часто вообще ничего не запускают, а если и запускают, то более реалистичные проекты, а тут романтизм умноженный на безрассудство в перемешку с инфантильностью.
Кому он навели шороху? Себе горемычным да, а остальным нас рать. :)))
Вес животного не должен превышать 9 кг.
Держать питомца можно только в каютах с балконом.
Хозяева обязаны купить лоток с искусственной травой определённой марки.
За выброс биоотходов за борт назначался штраф в размере $200.
Издавать громкие звуки дольше 10 минут нельзя.
Питомец, который нарушил покой постояльцев более трёх раз за месяц или пяти раз за год, должен был покинуть борт.
Рукалицо.
А как связана бюрократия с банальными нормами поведения?
Основатели хотели уплыть от бюрократии и жить по своим законам.
Про обычных постояльцев ничего не сказано)))
Так а в чем претензия? Бюрократии нет - вряд ли там нужно было выписывать 10 справок на разрешение питомцу покакать. И свои законы они вполне себе на придумывали.
Видимо есть правила бюрократии, определяемые фиг знает чем и правила здравого смысла, определяемые жизненными условиями)
Заходят как-то в бар любитель водных видов спорта, сын парикмахера и канадец…
А бармен их выгоняет ссаными тряпками.
Заходят как-то в бар любитель водных видов спорта, сын парикмахера и канадец…
А там сидит прекрасная леди, горячая сучка и незнакомка.
Полётов на байдарке? Там же легалайз, вроде, вот и летают, черти, туда-сюда.
Срываясь с водопада, можно и на байдарке улететь.
Комментарий удален.
Купить такое судно за 9.5 млн долларов - забавно. Люкс яхты стоят сопоставимо (кто-то больше, кто-то меньше). Содержать, конечно, дорого, но если взять себе такой, забабахать пентхаус из лучшей палубы, а на остальной части корабля пусть криптохомячки живут без окон без дверей... И при этом это еще отдельное государство, и ты там такой бог Кузя...
Идея годная! Теперь понятно, для чего надо зарплату заносить в крипту )))
Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать…
у бога Кузи было множество бесплатных наложниц. или криптоналожниц )
Чтобы быть богом кузей дотаточно сдавать бабушкину квартиру в городе и арендовать где нибудь в дауншифте. Или коттедж. И жить там же.
У них огромные расходы на содержание, и если бы его не продали, оно бы отправилось на утилизацию, за еще меньший ценник. Потому что иметь такое судно в простое крайне дорого, а на фоне пандемии и упадка туризма, упал спрос на круизы и рынок стал перенасыщен б/у лайнерами.
В перерасчёте на единицу времени, свою яхту иметь, скорее всего выгодней.
Им надо было Дурова позвать
Он вообще воздухом питается и солнцем, как цветок.
типичный и яркий пример "стартапа на много миллионов", когда по знакомству, без экспертности в индустрии и без понятной модели монетизации, под нелепую идею, было собрано и сожжено много миллионов. И после этого в акселераторах и инкубаторах, адвайзеры и стартап-коучи рассказывают, как важно иметь экспертность в индустрии, сходимость юнит экономики(желательно в первый же месяц) и получить тракшн бехз денег, и быть фанатичными фаундерами с горящими глазами и уметь делать офигенные презентации .
Чего они сожгли? За 9 лямов купили судно, за 12 продали
что к чему... где тут вообще стартап и инвестиции?
собрались челы, скинулись своим баблом, попробовали, продали остатки, разошлись.
Типичный пример начинать Икею не с магазина матрасов.
"В октябре же 2020 года основателям удалось приобрести судно за $9,5 млн"
"Однако круизная индустрия — тесная экосистема, пишет издание, поэтому основателям помогло сарафанное радио. Купить лайнер решила британская круизная компания Ambassador Cruise Line за $12 млн."
За месяц 30% профита, красавцы основатели!
правда, the guardian пишет, что, возможно, даже этого не хватило, чтобы окупить затраты :( спасибо, что прочитали!
какая прекрасная метафора на тему криптовалютных финансистов
Программистов надо было селить.
За баги пускать по доске за борт )
Детский сад, штаны на лямках.
Вспышка свиного гриппа и пандемия коронавируса - из-за деспотов и бюрократии. Отсутствие в каютах кухонь и ванных комнат - из-за деспотов и бюрократии. Морская болезнь из-за качки на море - из-за деспотов и бюрократии. И т.п.
Да просто облажались мечтатели, столкнувшись с реальными проблемами, которые не смогли или не захотели решить.
Им надо было купить какое-то государство, всего-то )
Хорошая идея для стартапа - государство под ключ. Покупаешь какое-нибудь задрипанное, делаешь там косметический ремонт, и перепродаешь подороже очередному биткоиновому милиардеру )
Каждый день смотрю на это ржавое корыто из окна и с каждым днем оно все хуже и хуже ))))
История хорошо закончилась, а могли бы домайниться до Конкордии или до Булгарии.
"Водный мир" на минималках.
Мне вообще кажется, что криптоэнтузиасты умеют думать, у них есть свои семьи, города, чувства, не смывайте их в унитаз, лучше приютите у себя, говорите с ними, ласкайте их….
Крипто-специалисты не думают что пока их "Фаберже" находится на Земле и х всегда можно "зажать в тиски" :)
Я сторонник утилитарной и утопичной идеи: - государство ради человека, но никак не на оборот.
Люди готовые реализовывать подобные проекты, лично для меня кумиры и молодцы на все 146% 👍
Thether => Tether
привет, Денис, спасибо, что прочитали. очепятку поправили!
Очень похоже на Зигмунд из недавнего
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Похоже единственные выигрывшие - это Панама. Бесплатная реклама, найм рабочих, прочие поступления от топлива и прочего. Лицензии. Спасибо! Приплывайте еще.
Очень похоже на попытку создать очередную секту
Интересная история. Они не боялись мечтать и пробовать. Уже это одно достойно уважения. Да результат отрицательный, но они попробовали! Молодцы ребята.
я щетаю они тупо неправильно спозиционировались.
500 баксов в месяц за каюту, серьезно?
судно населят нишеброды, мнящие себя новой расой. науй таких.
сделать мин вход 10к или 100к в месяц, лакшери-хуякшери, этаж под шлюх, и т.п.
хотя опять же, легализация идеи непонятна конечно. скорей просто тематический долгий круиз получится с ништяками.
как только бабло вывел - скинул в банк какой страны? т.е. по налогам ничего интересного само собой не выйдет, если не сделать собственное государство.
такое уже было, но они тоже проебали корабль )
и тоже из-за незнания как им управлять, но они хотя бы несколько лет на нем походили в море
The ship served as a party ship in Genoa after it was detained there for eight days on 9 October 2008, after inspection found 21 deficiencies; the party ship use caused local controversy.[1] In June 2010, F Diamond was sold by auction to Cemsan Gemi Sokum, Aliağa, Turkey, which planned to use her as a floating hotel. She was sold in September 2010 to Turkish shipbreakers and was renamed Diamond. She arrived at the shipbreakers on 11 September.[2]дурачье, надо было в океанию ехать, занимать коралловые островки, их там как грязи
Необитаемый, это не значит, что он не находится в юрисдикции какой-то страны.
Ничейной земли уже нет, только Антарктида.
"Фанаты биткоина", Полина, серьезно?
Битардск 3.0
Теперь на воде!
А что случилось с Силендом - государством на барже? Окочурилось?
Я может чего-то не понимаю... Но эти домики в открытом океане, на высоте 3х метров над водой... Неужели в океане, по их мнению, не бывает волн выше 3х метров?!
это же поплавки, они не на дне стоят
Биткоин в стакан не нальешь.
Он утонул? (Ц)
"Думал, что управлять круизным лайнером так же просто, как яхтой.")))
Судно, кстати, нынче (и уже несколько месяцев точно) стоит на приколе в Черногории, в городе Бар. Город портовый, оттуда даже паромы ходят иногда в Италию. Но вот лайнеров там никогда не было, не на что там смотреть. И стоит притулившись в самом углу, горит пара огней и всё. Судя по сарафанному радио в круизы он так и не пошёл - его за долги получил кто-то из балканской братии. Достался новому хозяину он по дешёвке, но что с ним делать он не знает. Классический чемодан без ручки.
Проблема в том, что они с самого начала попытались противопоставить себя национальному праву многих стран, при этом оставаясь формально в его пределах. Им надо было с самого начала вставать на якорь не в водах Панамы, а в международных водах в любом понравившемся месте и не объявлять себя частью (подфлажным судном) того или иного государства. Возможно, даже провозгласить что-то типа виртуального государства. Соответственно, всю эту бюрократию с сертификатами о мореходстве, правом капитана на высшую власть, прочими запретами - можно было бы спокойно вертеть. Страховые компании действующих государств в такой конфигурации не нужны - любой желающий инвестор мог бы основать такую в новой юрисдикции. Ну а поставки ресурсов с суши вполне можно наладить в частном порядке, ведь все местные, включая руководство, являются гражданами действующих государств, а квазигосударство-судно не признаётся как государство и продажа товара его жителям не может быть ограничена отдельными странами по законам о международной торговле.
Ребята так до сих пор и не поняли что отказываясь от государств будет вынуждены строить своё государство. Что они будут например делать когда один биткойнер пришлёпнет другого биткойнера? Анархия и вседозволенность приведёт к разгулу экспериментов с "запретами" и так или иначе нужно будет начинать кого-то ограничивать силой, а это и есть то, от чего они пытаются убежать.
Детей вначале желательно воспитать чтоб понять суть людей. После воспитания детей понимаешь какие роли и функции у государства. Так что ребята очень хорошо отделались.
Такое сообщество может быть более менее порядочным только в случае если если друг друга заранее знают и попадают в него не по количеству денег (или ферм) а по пригласительным билетам и если кто-то косячит то вылетают вместе с приглашаемым.
Так идея вполне нормальная, в ней нет ничего невозможного
Но нет, государство тебя доебет, даже если ты уже в океан от него съебал...
Луна, Марс, Антарктида.. Полно ещё свободных мест.
Под водой.
А сейчас Сатоши стоит в порту Бара, в Черногории. И ржавеет
Встали бы у берегов Сомали, там бы они быстро поняли в чем польза бюрократии и гос безопасности.
Пока ктото лепит на бумаге очередные города на воде, в россии так то уже есть плавучая аэс.Академик ломоносов еще может стать базисом для города, солнечные панели это смешно.
Этому проекту БЫТЬ . . . !