{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Какого UX-исследователя оторвут с руками

Как начинающему так и опытному UX-исследователю важно понимать какие навыки на рынке UX-исследований требуются клиентам на сегодняшний день. Это важно и для поиска новой работы и для соответствия требованиям времени на занимаемой должности. В настоящей работе были проведены исследования 126 объявлений о вакансиях UX-исследователей. Целью настоящего исследования ставилось выявление основных требований и ожиданий работодателей от UX-исследователей. Данное исследование может быть полезно UX-исследователям и работодателям для переоценки своих требований к соискателям.

Об исследовании

Было исследовано 126 объявлений о вакансиях на российских площадках. В число рассмотренных работодателей вошли как крупные компании (около 30%), такие как Яндекс, Сбер, Озон, так и средние и малые компании, которым требуются UX-исследователи. Каждая из компаний, описывая вакансию UX-исследователя перечисляла что ей важно в претендентах.

По географии больше всего вакансий размещается из Москвы (85%) и Санкт-Петербурга (11%).

Как видно из исследования, большинство вакансий размещаются компаниями из сфер финтеха, агентств, ритейла, видео-хостингов / онлайн ТВ и фудтеха.

Индустрии исследования вакансий UX-исследователя. Ю-эксперт.

В исследования вошли только компании, которые указывали в названии должность «UX-исследователь» или близкое значение к этому по смыслу и обязанностям в описании. Исходя из цели исследования, вакансии рассматривались только на российском рынке, чтобы изучить его специфику и сравнить с зарубежным. Из 126 изученных вакансий 89 (70%) не указали грейд, но исходя из требований к кандидатам в таких вакансиях (например, в 75% таких вакансий нужен опыт от 2 лет), можно предположить, что подразумевается минимум грейд Middle.

Навыки

Итак, что же важно работодателям в претендентах на позицию “UX-исследователь”?

Наиболее упоминаемыми оказались:

  • Экспертиза или знания в предметной области
  • Умение инициировать и проводить полный цикл UX-исследований
  • Опыт
  • Личностные качества и soft skills
  • Умение развивать направление исследований в компании
  • Образование

Далее разберем подробнее каждый из этих разделов.

Как оказалось наличие портфолио упоминают только 2% работодателей и можно сказать, что оно не требуется, но будет плюсом при рассмотрении кандидатуры. Этот факт подтверждается и нашей серией интервью с экспертами в сфере UX-исследований.

Навыки, которыми должен владеть UX-исследователь из исследования вакансий UX-исследователя. Ю-эксперт.

1. Экспертиза или знания в предметной области

Говоря об экспертизе или знаниях в предметной области, работодателей интересует главным образом знание методов исследований, умение создавать артефакты, владение инструментами и знание метрик.

Области экспертизы, которыми должен владеть UX-исследователь из исследования вакансий UX-исследователя. Ю-эксперт.

Из методов UX-исследований работодателей больше всего интересуют: интервью, юзабилити-тесты, анализ статистики и аналитики, опросы и UX-анализ конкурентов (бенчмаркинг).

Методы исследований, которыми должен владеть UX-исследователь из исследования вакансий UX-исследователя. Ю-эксперт.

В агентствах UX-анализ конкурентов (бенчмаркинг) оказался на втором месте (56%) , так что стоит обратить не него внимание.

Если говорить про интервью, то особо выделяются глубинные интервью (44%) и далее с большим отрывом идут экспертные (6%) и телефонные (3%).

В юзабилити-тестировании лидируют модерируемые ю-тесты (85%), а немодерируемые всего 15%.

Крупные компании чуть больше нуждаются в полевых исследованиях, скорее всего у них больше средств, чтобы их проводить. Нужно организовать наблюдение за респондентами в рабочей среде, в магазине, дома. При этом им меньше нужны фокус-группы, которые хороши для снятия первого впечатления об идее. Крупным компаниям видимо это не очень нужно, больше сейчас нужна конкретика.

Среди других методов исследований, которые запрашивает каждый пятый работодатель, наиболее часто упоминаются: first click test, eye-tracking, conjoint анализ, usage and attitude study (U&A), факторный анализ и прогнозирование, ad-hoc исследования и метод “волшебник страны ОЗ” или Wizard of Oz.

Кстати, когда мы общались с экспертами в сфере UX-исследований, то выяснили, что для голосовых интерфейсов метод “волшебник страны ОЗ” или Wizard of Oz просто незаменим.

Юзабилити-аудит назвала лишь каждая пятая компания-работодатель, однако по-моему мнению многие просто подразумевают, что опытный исследователь владеет этим навыком.

На второй план попали методы UX-исследований, которые с одной стороны упоминаются в менее чем 20 процентах запросов, однако с другой стороны их знание даёт явное преимущество при приеме на работу. К таким методам UX-исследований относятся: фокус-группы, полевые исследования, А/Б-тестирование, тестирование концепций, кабинетные исследования (desk research), дневниковые исследования, карточная сортировка и тестирование дерева (Tree testing).

Для каждого продукта на каждом этапе развития должен быть определён свой набор исследований. Исследователи работают в условиях постоянно меняющегося набора ограничений (сроки, ресурсы, технические ограничения, юридические ограничения и т.д.), и именно знание разнообразных методов позволяет гибко адаптироваться к таким ограничениям.

Разработка артефактов

В разработке артефактов наиболее часто упоминались: CJM (57%), User Flow (19%), Service Blueprint (13%) и разработка персонажей (6%).

Инструменты

Самыми популярными инструментами для UX-исследователей по версии работодателей являются: онлайн-доски для визуализации и прототипирования, MS Office, сервисы для проведения исследований и системы управления проектами.

Инструменты, которыми должен владеть UX-исследователь из исследования вакансий UX-исследователя. Ю-эксперт.

Больше всего удивляет требование знаний языков программирования (4%), которое идет от таких компаний как Lesta Games, Банк Санкт-Петербурга, МойОфис, NAUMEN и Яндекс.

Среди онлайн досок для визуализации и прототипирования лидируют, как и ожидается, Figma (67%) и Миро (21%).

В MS Office нужно знание Excel (38%), Powerpoint (32%), Word (11%) и Power BI (6%).

Среди сервисов для проведения исследований чаще всего упоминают Pathway (18%), Fabuza (18%), Fastuna (15%), Alchemer (9%), Oprosso (6%), UX Feedback (6%) и Яндекс.Взгляд (6%).

Наиболее популярными системами управления проектами оказались Jira (55%) и Confluence (32%).

Метрики

Среди метрик, которые должен знать претендент, работодатели упоминают индекс потребительской лояльности (NPC), индекс удовлетворённости (CSI), оценка здоровья бренда (BHT) и показатель кликабельности (CTR).

Метрики, которыми должен владеть UX-исследователь из исследования вакансий UX-исследователя. Ю-эксперт.

2. Умение инициировать и проводить полный цикл UX-исследований

Работодатели говорят о том, что UX-исследователь должен уметь проводить исследования полного цикла и ожидают от претендентов в первую очередь наличия следующих компетенций: обрабатывать данные и составлять отчеты, представлять результаты исследований руководству и команде, формировать и проверять гипотезы, разрабатывать план исследования с составлением критериев проверки, предлагать решения и давать рекомендации по результатам исследований, коммуницировать с заказчиком, определять потребность в исследованиях и инициировать их, подготавливать документацию для исследований, помогать командам внедрять решения из исследований и отслеживать изменения в продукте.

Компетенции для проведения исследований полного цикла, которыми должен владеть UX-исследователь из исследования вакансий UX-исследователя. Ю-эксперт.

3. Опыт

Работодателей очень интересует коммерческий опыт UX-исследователя. Как видно из графика, существенный скачок спроса происходит после 1-1,5 лет опыта, которые необходимы для устройства на работу. А если у вас 3 года опыта, то вам уже доступны 96% вакансий. Только 6% вакансий рассматривают кандидатов вообще без опыта работы.

Опыт, который должен быть у UX-исследователя из исследования вакансий UX-исследователя. Ю-эксперт.

40% работодателей запрашивают опыт в конкретных областях: в продуктовой команде (32%), в банковской сфере (18%), в b2b исследованиях (17%), управлении командой (17%) и опыт работы в исследовательских компаниях (10%).

4. Личностные качества и soft skills

В топ популярных личностных качеств UX-исследователя попали: коммуникативные навыки, самоорганизованность и самостоятельность, инициативность и проактивность, системное мышление и аналитические способности, умение аргументировать свою точку зрения, самообучение, эмпатия, умение взять на себя ответственность и внимательность к деталям.

Как это ни странно, но любопытство, пунктуальность и чувство юмора стоят на последнем месте, хотя я поднял бы их повыше. Скорее всего многие работодатели подразумевают некоторые качества в исследователе и даже не указывают их в резюме. Каково будет, например, не пунктуальному исследователю, которого каждый раз придётся ждать то респондентам, то руководству. Долго он на своем месте явно не продержится.

Личностные качества, которые должны быть у UX-исследователя из исследования вакансий UX-исследователя. Ю-эксперт.

Коммуникативные навыки относятся как к общению с дизайнерами, подрядчиками, продактами, аналитиками, разработчиками, так и с другими исследователями, маркетологами, командой поддержки, стратегами и даже финансистами.

Но помимо всего прочего, UX-исследователи должны уметь проводить командные мероприятия, включая воркшопы, фасилитационные сессии, сессии дизайн мышления, вебинары и мозговые штурмы.

5. Умение развивать направление исследований в компании

Работодатели говорят о том, что UX-исследователь должен уметь развивать и продвигать тему UX-исследований внутри компании: он должен изучать и улучшать UX и бизнес-процессы в компании, заниматься менторингом и обучением исследований других сотрудников, уметь руководить командой и выстраивать процессы, уметь формализовать и актуализировать базу знаний исследований, внедрять новые методы и инструменты UX-исследований и улучшать текущие, строить стратегические планы и собирать обратную связь от пользователей.

Области развития UX-направления в компании, которыми должен владеть UX-исследователь из исследования вакансий UX-исследователя. Ю-эксперт.

6. Образование

Хотя требования об образовании указаны в менее чем 40% вакансий, они тем не менее тоже играют роль при отборе претендентов на вакансию UX-исследователя. Работодатели указывают как наиболее желаемые следующие сферы образования: социологическое, психологическое, просто высшее и маркетинговое.

Образование, которое должно быть у UX-исследователя из исследования вакансий UX-исследователя. Ю-эксперт.

Также им важно знание у претендента английского языка на уровне В2 или С1.

Условия работы и зарплата

46% работодателей предлагают гибридный вариант работы - частично офис и частично удаленка, а также 28% предлагают работу в офисе и 26% на удаленке.

Среди типов занятости с большим отрывом лидирует полная занятость (89%), а вот стажировку или временное оформление или частичную занятость предлагают менее 10 процентов компаний.

Также у большинства компаний в ходу гибкий график работы (87%).

Несмотря на то, что данные по зарплате были указаны только у 13 процентов компаний, мы можем посмотреть диапазон средних значений зарплаты UX-исследователей: от 91 000 руб до 152 000 руб.

Сравнение с западным рынком труда в области UX-исследований

В 2021 году на ресурсе UX Planet была опубликована статья автора Zombor Varnagy-Toth. Было проанализировано 68 вакансий UX-исследователя в таких компаниях как Google, Facebook, Microsoft, Amazon, Intercom и других, менее крупных и известных компаний.

Данные исследования западного рынка вакансий UX-исследователей от Zombor Varnagy-Toth. Ю-эксперт.

Так же, как и в нашем исследовании, рассмотренные автором компании высоко ценят знание методов исследований, общительность, умение организовывать работу и работать в команде, но только после этого они называют опыт. Это может означать что на Западе порог вхождения в сферу UX-исследований ниже, чем в России и отсутствие опыта может быть скомпенсировано хорошим образованием.

Если посмотреть на требуемый опыт работы UX-исследователя, то на Западе, во-первых, больше вакансий для тех у кого опыт менее 1 года (24%), а у нас только около 8%, а во-вторых, у них для доступа к большинству вакансий (96%) требуется более 7 лет опыта, тогда как к нас только 3 года.

Подводим итоги

Для успешного трудоустройства Вам потребуется:

  • Знание основных методов исследований, включая глубинные интервью, модерируемые юзабилити-тесты, анализ статистики и аналитики, опросы и UX-анализ конкурентов (бенчмаркинг), чему можно обучиться на онлайн курсах или в UX-школе.
  • Чтобы получить конкурентное преимущество, нужно знать дополнительные методы UX-исследований: фокус-группы, полевые исследования, А/Б-тестирование, тестирование концепций, кабинетные исследования (desk research), дневниковые исследования, карточная сортировка и тестирование дерева (Tree testing) и уметь создавать такие артефакты как CJM, User Flow, Service Blueprint и описание персонажей. И ещё не помешает знание английского языка на уровне В2 или С1.
  • Знание и умение пользоваться инструментами: онлайн-досками Figma и Миро для визуализации и прототипирования, MS Office для обработки данных и разработки отчетов, сервисами для проведения исследований Pathway, Fabuza, Fastuna и системами управления проектами Jira или Confluence.
  • Умение проводить исследования полного цикла: обрабатывать данные и составлять отчеты, представлять результаты исследований руководству и команде, формировать и проверять гипотезы, разрабатывать план исследования с составлением критериев проверки, предлагать решения и давать рекомендации по результатам исследований, коммуницировать с заказчиком, определять потребность в исследованиях и инициировать их, подготавливать документацию для исследований, помогать командам внедрять решения из исследований и отслеживать изменения в продукте.
  • Опыт работы от 1-1,5 лет, который можно получить, например, на бесплатной закрытой стажировке.
  • Прокачать свои личностные качества: коммуникативные навыки, самоорганизованность и самостоятельность, инициативность и проактивность, системное мышление и аналитические способности, умение аргументировать свою точку зрения, самообучение, эмпатия, умение взять на себя ответственность и внимательность к деталям. Всё это можно потренировать например на открытой стажировке.
  • Умение проводить командные мероприятия, включая воркшопы, фасилитационные сессии, сессии дизайн мышления, вебинары и мозговые штурмы.
  • Умение развивать и продвигать тему UX-исследований внутри компании: изучать и улучшать UX и бизнес-процессы в компании, заниматься менторингом и обучением исследований других сотрудников, уметь руководить командой и выстраивать процессы, уметь формализовать и актуализировать базу знаний исследований, внедрять новые методы и инструменты UX-исследований и улучшать текущие, строить стратегические планы и собирать обратную связь от пользователей.

Полезные материалы по теме

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда