Ищем разработчика, который без ума от JavaScript и клёвых анимаций
Дизайн
Два слова: бренд&консалтинг
4392

Дизайн в мире футбола

Всем известный факт: основатели футбола — англичане. Всем известный факт №2: Англия очень консервативная страна. Совместите эти два факта вместе и вы получите один из самых консервативных видов спорта на всём земном шаре. Более того — и с точки зрения дизайна, о котором и пойдёт речь в этой статье.

В закладки
Слушать

Становление футбола как вида спорта проходит через весь XIX век. В различных уголках Англии появляются футбольные кружки или же возникают непосредственно клубы, часть из которых доживёт и до наших дней, а другая послужит прототипом для будущих клубов известных и по сей день.

Торговые отношения с многочисленными странами послужат катализатором распространения культуры игры сначала по странам Европы, а затем и по всему свету. Вместе с правилами и атрибутами игры передаются и такие неосязаемые вещи как традиции игры, её характер.

Визуальная идентификация клубов в то время сводится к двум вещам — лого и цвету формы. Зачастую логотипы основывались на гербах местности, которую представляла команда, а иногда просто включали в себя все элементы, которыми славен этот город и имели геральдический характер. Иногда это были рисунки местных художников и здесь уже всё зависело от размера всратости его таланта.

Тем не менее, со временем, эти лого будут дополняться, сокращаться, полностью перерабатываться, чтобы затем реинкарнироваться, но множество элементов доживёт и до наших дней, став настоящей реликвией почитаемой болельщиками той или иной команды. А любые попытки избавиться от этих элементов будут восприниматься в штыки.

Цвета футбольных клубов также являются важной деталью становления визуальной культуры футбола. Цвета формы зависели, как и в случае с лого, от места, которое представляла команда, либо же цвета попросту заимствовались у других команд. Однако иногда цвет экипировки команды зависел от абсолютно иных причин.

Например, футбольный клуб «Атлетико» из Мадрида получил свои красно-белые цвета в начале XX века из-за того, что ткань для их формы за бесценок покупалась на заводе по производству матрацев. Обычное ухищрение для того, чтобы сэкономить деньги породит целую историю и даст клубу прозвище, которое живёт и по сей день — матрацники.

Постепенно видоизменяясь, футбольная форма делает огромный рывок от напоминающих больше комбинезоны свитеров, длинных бридж на ремнях и обязательных головных уборов до более привычных футболок и коротких шорт к середине XX века, а в 1954 в футбольном мире происходит настоящая революция и имя этой революции — Адольф Дасслер.

На чемпионат мира по футболу 1954 Дасслер изготавливает для сборной ФРГ бутсы, которые имеют съёмные шипы, а также весят в два раза меньше классических бутс, в которых до сих пор играли подавляющее большинство футболистов. Сборная ФРГ становится чемпионом мира, обыграв в финале непобедимых на тот момент венгров. «Чудо в Берне» становится переломным моментом не только в истории футбола, но и в истории компании Adidas.

К Чемпионату Мира 1958 года уже подавляющее большинство национальных команд выступает в обуви Adidas. Компания расширяет производство и начинает выпускать всё больше видов спортивной одежды. В 1967 году состоялся релиз легендарного спортивного костюма adidas и конечно лицом его рекламной кампании становится легендарный немецкий футболист Франц Бекенбауэр.

Параллельно с успехами Адольфа Дасслера, рынок спортивной одежды обретает всё новых и новых игроков. Брат Адольфа Руди уже основал Puma, братья Джо и Джефф Фостер — Reebok, чуть позже появится и Nike. В начале своего пути эти компании скорее выполняют роль фабрик по пошиву одежды для спортсменов, прилежно выполняющих свои обязанности по контракту.

Одежда, производимая ими не брендируется, да и футбол ещё не сильно коммерциализирован, не вошёл в эпоху спонсорских контрактов, а футбольные федерации запрещали всяческое размещение какой-либо рекламы.

В 1970-е годы потребность футбольных клубов в спонсорских деньгах и потребность спонсоров в размещении на футболках и рекламных щитах возрастает всё больше и больше. Футбол уже давно является профессиональным видом спорта к тому моменту, содержание команды становится неподъёмной задачей для владельцев клубов без притоков средств из вне. С другой стороны — рейтинги футбольных трансляций показывают космические цифры и любой бренд просто мечтает засветиться в них.

Первыми лёд пробили немецкие клубы, обойдя запрет довольно хитрым способом. «Айнтрахт» из Брауншвейга разместил лого производителя ликёров Jägermeister вместо своего собственного логотипа. Примеру клуба последовали и другие команды. Так, мюнхенская «Бавария» заменила свой логотип на логотип adidas.

Сейчас уже сложно представить футбольную форму без титульного спонсора. Более того, логотипы титульных спонсоров сами по себе зачастую становятся элементами айдентики клуба. Если вы смотрели Английскую Премьер-Лигу в 2004 году, но не являетесь болельщиком «Арсенала», вы вряд ли сможете описать их форму со стопроцентной точностью.

Однако вы точно помните, что своё последнее чемпионство, взятое именно в том году, «Арсенал» завоевал в футболках с титульным спонсором «O2».

В наше время смена титульного спонсора является чуть ли не таким же по важности событием как презентация формы. Несколько лет назад Манчестер Юнайтед подписал контракт с Chevrolet, которые в свою очередь сопроводили это событие замечательным видео, окунающим нас в историю формы команды, предшествующей новой эре.

А что по айдентике? Дело в том, что лого, формы, спонсоры — всё это долгое время и было элементами айдентики любого клуба. И только в наше время клубы, которые уже стали глобальными брендами, начали осознавать необходимость в создании продуманных систем дизайна.

И то, что на первый взгляд выглядит как абсолютно нормальный и необходимый в современных реалиях процесс, порождает очень много проблем, связанных с интересами всех заинтересованных сторон. А стороны здесь четыре: футбольный клуб, дизайн-студия, болельщики и производители одежды.

Как уже было сказано ранее, символика многих футбольных клубов уходит корнями к XIX-началу XX века. Она возведена в культ и любое, даже самое незначительное изменение может вызвать бурю негативных эмоций со стороны болельщиков. Что уж говорить о полном ребрендинге, случившемся несколько лет назад в футбольном клубе «Ювентус».

Ребрендинг собрал множество восторженных откликов со стороны дизайнерского сообщества, нейтральных болельщиков и простых пользователей, однако встретил невероятное количество хейта со стороны фанатов, которые были в ярости из-за смены логотипа.

Тысячи болельщиков подписались в петиции против ребрендинга и только спустя несколько месяцев недовольство стало утихать благодаря тому, что боссы «Ювентуса» не повелись на поводу у разъяренной толпы.

Совершенно другое поведение руководителей вызвала негативная реакция фанатов в Барселоне, которым также не понравилось новое лого. Руководители не рискнули идти наперекор и отменили лого. Примечательно, что если в случае с «Ювентусом» лого было изменено полностью, то лого «Барселоны» подверглось лишь довольно логичному рестайлингу. Очень тонкий лёд.

В двух вышеперечисленных примерах отсутствует четвёртая, да и пожалуй самая влиятельная сторона в мире футбольного дизайна — это производители одежды. И здесь стоит прояснить один момент. Каждый сезон производители выпускают новые комплекты формы для футбольных клубов — по сути своей наиболее значимые атрибуты идентификации любой команды. Именно дизайнеры adidas, Nike, Puma и т. д. решают каким именно предстанет тот или иной клуб в новом сезоне.

И если для топовых клубов разрабатывается уникальный дизайн, то для клубов поскромнее предоставляются формы с шаблонным дизайном, отличающиеся только лишь расцветкой. Но даже если клуб входит в высший эшелон — это отнюдь не гарантия, что дизайнеры условного adidas будут следовать гайдам, прописанным дизайн-студией.

В данном контексте следует вернуться к «Ювентусу». Их новая айдентика приказала долго жить вследствие добавления дизайнерами adidas розовой полосы на форму. И пусть это была отсылка к историческим цветам клуба, она шла вразрез с фирменным стилем основанным на чёрно-белых полосах.

Третий комплект формы является, пожалуй, самым наглядным примером влияния производителей спортивной одежды на футбольные клубы. Расцветка третьих комплектов во многих случаях совсем не соответствует клубным цветам и в основном разрабатывается для того, чтобы заработать на ней деньги.

Сам по себе этот факт не является чем-то преступным, ведь как уже было сказано ранее, футбол является бизнесом с огромным количеством денег внутри него. Вопросы вызывает скорее тематика этих самых третьих комплектов.

Свежим примером является коллекция от Nike, вдохновлённая легендарными кроссовками бренда. Просто потому что. Каким образом Nike Air Max 180 относятся к более, чем 100-летней истории футбольного клуба «Челси» не понятно, но у новой формы наверняка найдутся свои покупатели.

В сложившейся ситуации, дизайнерам просто необходимо искать оптимальные решения задачи по айдентике. Успешным примером является работа агентства DixonBaxi по разработке айдентики футбольного клуба Милан. Построив всю айдентику на форме овала, вдохновлённого логотипом, дизайнеры совсем не затронули ни сам логотип, ни клубные цвета. Айдентика в данном случае универсальна и может легко ужиться с любыми изменениями основных атрибутов клуба с одной стороны, а с другой никак не противоречит и не принижает устоявшиеся элементы символики клуба.

Гораздо лучше обстоят дела с трансляциями футбольных матчей, а точнее с их визуальным оформлением. Необходимость в создании качественного ТВ-продукта не только с точки зрения картинки, но и с точки зрения графики, которая является важнейшей частью трансляции, актуальна особенно сейчас, когда европейские топ-чемпионаты начали свою экспансию в страны Азии, где права на показ приобретаются за сотни миллионов долларов.

Первой свой полноценный ребрендинг провела Английская Премьер-Лига. Изменив свой логотип и фирменный стиль, лига также приобрела свою уникальную графику для анонсов, непосредственно матчей, послематчевых студий и ещё для целого множества необходимых для освещения игры элементов, применимых в любой точке земного шара, где бы не показывали Английскую Премьер-Лигу.

{ "author_name": "Два слова: бренд&консалтинг", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 18, "likes": 59, "favorites": 80, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 171695, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 29 Oct 2020 14:37:04 +0300", "is_special": false }
0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
10

Автор как будто не смотрит футбол совсем. Начнем с того, что зачем вообще футболистам по три комплекта формы? Ведь у каждого клуба уже есть свой узнаваемый цвет. А вот нужны они для того, чтобы при встрече двух команд с похожими футболками для зрителей было легче их различить. Именно поэтому третий комплект не похож на основной и второй, а не лишь только по прихоти дизайнеров

Ребрендинг АПЛ произвел не просто так, а потому что у лиги закончился контракт с банком Barklays и за бесплатно его продолжать рекламировать в логотипе и графике им не было смысла. У них и раньше была уникальная графика и не менее удобная чем нынешняя, к слову

Ответить
5

Дорогой Айдос, про «лишь только по прихоти дизайнеров» никто и не говорил. Основная функция контраста альтернативной формы подразумевается сама собой. К сожалению, у нас нет возможности подробно разъяснять каждое явление в футболе. В данном случае рассматривалась другая сторона вопроса. Третьи формы, особенно в последние годы, следуют всем трендам дизайна, окрашиваются в самые модные цвета, и даже в релизе, о котором мы говорим в тексте, прямым текстом сказано про то, что эти футболки соответствуют стилю уличной одежды и отлично смотрятся как на поле, так и на улице.

Ещё одна важная деталь. Дело в том, что автор смотрит футбол достаточно для того, чтобы помнить те времена, когда у многих команд не возникало никакой практической необходимости в третьих комплектах форм. Третья форма долгие годы использовалась только лишь коммерчески успешными командами с наибольшей фанатской базой (чувствуете связь?) и то не всеми. Так, например, у Арсенала третий комплект появился лишь в 2000 году, а у Челси аж в 2008 (но это объясняется легко тем, что вплоть до 2003 года они были не более чем середняками).

Да, действительно, в 2016 году у АПЛ истёк контракт с Barclays. В добавок к этому, в 2015 году права на трансляцию в одной только Великобритании были проданы на сумму 5 миллиардов фунтов. Именно поэтому Премьер-Лига совсем отказалась от титульного спонсора в будущем и сфокусировалась на своём бренде. Не совсем понятно, как этот факт опровергает сказанное в тексте, но спасибо вам за дополнение!

Ответить
0

то что дизайнеры на третьем комплекте воплощают свои идеи это, но что бы на нем зарабатывать. 
а то что он появился не давно  ну так мир меняется, плюс мода на градиенты.
К примеру финал  2014 и 2016  (Реал М и Атлетико М )в  первом обе команды играли в домашнем во втором гостям запретили играть в бело красном потому что хозяева белом

Ответить
0

А такую как бутсы упустил. Где огромное количество дизайнов даже в пределах одной модели. Плюс авторские модели у каждого топ игрока.

Ответить
5

Шикарно проделанная работа, спасибо!

Ответить
5

какой интересный материал

Ответить
3

Очень интересно) Большое спасибо за статью! Думаю, еще не раз перечитаю)

Ответить
2

Не смотрю футбол, но очень интересно было немного погрузиться айдентику команд. Спасибо)

Ответить
1

Тьерри Анри такой молодой 😢

Ответить
0

последнее чемпионство Арсенала было в 2004, а не 2005.

Ответить
0

Вот все марки и производителей ношу. Но адик заходит всегда на ура. С чем сравнить адик? Только с адиком. 

Ответить
0

В детстве мечтал о футболке Джерарда и обязательно с лого карлсберг (хотя я и тогда не знал что это пиво)😁

Ответить
0

"Футбол родился в Англии, но умер на Урале" 

Ответить
0

Как отстраненный читатель статья крутая. 
Как любитель футбола много дробишь. 
Но работа сделана хорошо так что +

Ответить
0

Тема до конца не раскрыта. Где эпилог?)

Ответить
0

То что делает ПСЖ последние годы достойно отдельного поста)

Ответить
0

К слову о красной форме Челси, это отсылка к сезону 85-86 

Ответить

Комментарии

null