Что не так с дизайном смыва в туалетах
Меня зовут Роман Горбачев, я дизайнер и предприниматель. В прошлый раз я писал про фейк о «Золотом сечении». В этот раз не менее важная тема: почему так много разных кнопок смыва воды в туалетах, и почему среди них нет единственного хорошего варианта.
В чем дело
Вроде все просто: люди ходят в туалет не только по-большому, но и по-маленькому. Причем второй сценарий происходит гораздо чаще. Поэтому можно сэкономить кучу воды, сделав две кнопки: одна сливает меньше, другая больше.
Дизайнеры придумали разные варианты этих двух кнопок. Но отсутствие универсального интерфейса для такой однотипной задачи — верный признак того, что задача решена плохо (к примеру, у нас же нет 10 видов автомобильных рулей, они все примерно одинаковые).
Если вы любите интерфейсы также, как люблю их я, приглашаю разобрать самые популярные решения этой задачи и их недостатки.
Вариант 1: большая кнопка рядом с маленькой
Интуитивно понятное решение задачи — сделать большую кнопку для слива большего количества воды. Это один из самых распространенных и при этом очень неудачный вариант.
Вроде все логично — сходил в туалет, посмотрел на кнопки и решил, много хочешь слить воды или мало. Но если вы занимались дизайном интерфейсов или читали «Думай медленно, решай быстро», то знаете — мало кто будет задумываться, на какую кнопку нажать. Это действие происходит на автопилоте.
Когда человеку в «режиме автопилота» предлагают две кнопки, большую или маленькую, угадайте, какую он нажмет? Если не верите, в следующий раз обратите внимание на количество отпечатков пальцев или потертостей на таких кнопках. Возможно, в этом ресторане всем просто приспичило по-большому:
Такой интерфейс напоминает мне бланк голосования «за Гитлера», где пункт «да» был намного больше «нет»:
В итоге вместо экономии воды мы получаем обратный эффект — людям реже нужно слить полный бак, а жмут они большую кнопку чаще. Где-то плачет одна Грета Тунберг.
Вариант 2: кнопка из двух частей
Похожая идея — сделать одну кнопку, но поделить ее на большую и меньшую часть. Да, основной недостаток тот же — чаще будут жать большую часть или обе сразу. Но есть еще проблемы.
Из-за любви сантехников к хрому и объемным формам, не всегда понятно, какая часть кнопки больше, а какая меньше. Загадка от Жака Фреско, на раздумье 2 секунды: какая часть тут большая, а какая маленькая?
Даже если кнопки не объемные, нас заставляют решать задачу по вычислению площадей сложных фигур. Какая часть тут больше?
Ок, а тут?
Даже если мы искренне хотим экономить воду, отключаем свой «автопилот» и сознательно пытаемся вычислить большую часть кнопки, такой дизайн нам только мешает. Внимательно посмотрите на кнопку ниже и проголосуйте, куда надо нажать.
Вариант 3: маленькая кнопка в кнопке
Отдельный котел в аду предусмотрен для изобретателя малюсенькой кнопки внутри обычной. Этот интерфейс работает каждый раз по-разному: иногда большая часть опускает за собой маленькую, иногда маленькую не нажать без большóй, иногда они нажимаются строго по-отдельности. Каждый раз надо угадать, как работает конкретный унитаз.
Просто посмотрите на картинку и проголосуйте — как вы думаете, что произойдет, если нажать на маленькую кнопку.
Вроде как правильный вариант на картинке ниже. Но бывает, что маленькую часть физически не нажать без большой. Получается, чтобы слить мало, нужно нажать на... большую часть?
Помимо уже стандартной проблемы «чаще нажимают на большую часть», есть еще одна, неочевидная. Еще раз присмотритесь к картинке. Вам не кажется, что маленькая кнопка похожа на 💩?
Вариант 4: кнопки с обозначениями
Редко встречающийся, но при этом неплохой вариант — кнопки с условными обозначениями. Капельки, шарики, точечки, половинки.
Проблема одна — нет устоявшегося обозначения «много» и «мало». На автопилоте сложно понять, что означает больше воды — черная плотная точка или прозрачная окружность.
Можно написать на кнопках 4L и 8L, но это не очень эстетично. И такой интуитивно понятный вариант обозначения тоже не используется по эстетическим соображениям:
Итог: какое решение лучшее
ТРИЗ подсказывает — лучшее решение, когда унитаз сам понимает, сколько воды надо слить. Или слив вообще не нужен — унитаз растворяет все сам. По понятным причинам, в общественном туалете такое не реализовать.
Критерий хорошего дизайна слива такой:
Под этот критерий частично попадает вариант с большой и маленькой кнопками, где «по умолчанию» проще нажать маленькую. Есть надежда, что при правильном расположении рука интуитивно опускается сверху на маленькую кнопку:
Неплохой вариант, который я встречал крайне редко — просто две половинки кнопки, каждая смывает полбака. Ошибка исключена — при любом нажатии смываешь минимум, если нужно больше, просто жмешь соседнюю или обе сразу.
Однозначно лучшего интерфейса для этой задачи нет, есть много неидеальных. Любопытно, что я чаще встречаю варианты, которые «хуже» — непонятные, неоднозначные и вместо экономии воды приводящие к обратному эффекту.
Напишите в комментарии — как вы справляетесь с этим интерфейсом. Каждый раз задумываетесь и нажимаете куда надо? Или вообще не знали, зачем нужны две кнопки? Какой интерфейс любите? «Кнопку слива» в «Сапсане» или педаль как в обычном поезде? Кидайте фотографии отборных сливов.
Не забудьте поставить лайк, если было интересно и подписывайтесь на мой канал в Телеге.
Citroen не в курсе про то, что все рули должны быть одинаковыми
А что в нем необычного? Это же не рычаг или джойстик — обычный круглый руль.
Ну тогда и кнопки обычные. Все же нажимаются, обычные кнопки.
Ну нет. Кнопок куча видов — одна в другой, качели, настенные, поделенные на части.
А руль унифицирован.
Так и рулей куча видов. Их единственное общее свойство сейчас - круглость. Такое же свойство есть и у кнопок - они нажимаются. А дальше руль у каждой компании и даже модели свой. У VW вон скошен снизу, у Citroen по центру статичная панель, у кого-то кнопки на руле, у кого-то под рулём, ну и так далее. Мне не кажется сравнение корректным. В мире вообще мало чего-то унифицированного в дизайне. Посмотрите унитазы и бачки. Зачем столько фирм, фасонов и размеров. У одной компании есть бачок, расклешённый к низу, есть к верху, есть полукруглый, овальный и т.п.
Вы что-то путаете внешний вид с функционалом.
Руль — круглая штука, которую крутишь вправо, чтобы ехать вправо.
Форма, фасон и размер на это не влияют.
Кнопка - небольшая штука, которую нажимаешь, чтобы слить воду. Кстати, в посте совсем не раскрыта тема про американские кнопки, которые рычажки, причём там они унифицированы.
А это я просто оставлю здесь: https://nepishi.ru/s/function/
Сергей, моя мысль простая — садясь в машину вы в 99% увидите круглую штуку, которую надо крутить, чтобы поворачивать. Там не будет с вероятностью 25% маленького руля внутри большого или двух рулей разного размера, чтобы думать, как ими пользоваться.
Вы просто нагуглили «необычные рули подборка» и даже так все, что вы нашли — круглые штуки, которые надо крутить, чтобы поворачивать. Я не понимаю, что вы с пеной у рта пытаетесь доказать.
Дико читать как автор рассуждает об промышленном дизайне кнопки смыва и при этом не знает, что вероятность не в процентах измеряется. Правильно писать «с вероятностью 0,25».
вероятность измеряется и в долях и в процентах. В своё время у меня были лекции по [началам] теории вероятности