Дизайн-система для вуза будущего. Как мы обновили образ одного из лучших универcитетов страны – ОмГТУ
Университеты трансформируются и обретают новый статус. Меняются цели, стратегия развития и сама структура вузов. Они выполняют заказы индустриального сектора, разрабатывают инновационные технологии в рамках страны, создают социально-значимые проекты. Рассказываем, как мы в ENDY обновили образ Омского Государственного Технического Университета.
Бренд вуза работает сразу на несколько целевых групп: абитуриенты, студенты, преподаватели, бизнес, государство. У каждой свои цели, поэтому и выстраивать коммуникацию с каждой надо отдельно. Чтобы закрывать все поставленные задачи, необходимо переосмыслить подход к развитию бренда университета и менять направление в позиционировании и дизайне. Но в какую сторону?
ОмГТУ – многопрофильный вуз, входит в ТОП-100 вузов России. Там готовят кадры для различных отраслей экономики: машиностроения, нефтехимии, информационных технологий, энергетики, гуманитарных наук, креативных индустрий. Он выполняет стратегически важные государственные проекты, работает с крупным бизнесом, создаёт новые технологии в сфере нефтехимии и инженерии.
Исследование ОмГТУ, как системы с множеством направлений, заняло месяц. Для этого мы съездили в Омск, провели встречу с представителями университета: ректором, руководителями структурных подразделений, деканами, заведующими кафедр и российскими учеными. Было важно услышать каждого, чтобы понять, какие цели стоят перед вузом на уровне региона, страны и мира на 10 лет вперёд. Также провели стратегическую сессию с 30 студентами, чтобы узнать, как они видят роль ОмГТУ в развитии образования, культуры и науки будущего.
В итоге пришли к чёткому видению того, что ОмГТУ содержит в себе сразу несколько видов существующих образовательных экосистем: способствующую социальным и культурным инновациям и развитию; поддерживающую технологические инновации, разработчиков и учёных, а также регенеративную экономику. ОмГТУ становится научно-образовательной экосистемой, которая стремится к новой модели лидерства – экосистемному лидерству. Поэтому и реализовывать эту модель нужно через экосистемный подход – дизайн-систему, нацеленную на все сегменты аудитории и на каждый в отдельности и транслирующую вуз в качестве лидера на рынке.
Дизайн-исследование экосистем
Следующим этапом мы изучили, из чего строится дизайн экосистем на примере ведущих вузов и презентовали исследование на заседании, где присутствовало 30 представителей ОмГТУ, включая специалистов кафедры дизайна.
Традиционно на рынке прослеживаются две тенденции:
Консистентность – все элементы взаимосвязаны и работают слаженно, создавая универсальную единую систему.
Например, ГУАП использует линию, как основной графический элемент, который объединяет систему воедино. Она вариативна по своей форме и цвету и присутствует в логотипе, иконках институтов, рекламе. Плюс есть фирменный градиент, который меняет свой цвет. Всё это помогает дифференцировать направления внутри вуза. А для коммуникации с B2B университет использует строгий синий без градиента.
Мультинаправленность – система работает с различными направлениями – от привлечения абитуриентов до работы с B2G, чётко градируя их визуально.
Это хорошо прослеживается в коммуникации ВШМ СПбГУ, где градация между направлениями очевидна. Дизайн экосистемы вуза отражает его академичный характер: сдержанная типографика и дифференциация за счёт простых цветов и форм, которые в коммуникации с бизнесом становятся ещё более сдержанными.
Дизайн-исследование показало, что большинство российских университетов окрашены в синий, который ассоциируется с наукой и технологиями.
ОмГТУ не вписывается ни в одну из систем ни по своей структуре, ни стилистически. Вуз охватывает слишком большое количество направлений, чтобы быть консистентным, и по этой же причине не может быть мультинаправленным, создавая множество градаций по цветам и формам. Необходимо, чтобы дизайн-система выглядела разнообразно, но при этом целостно.
Университет выходит за рамки традиций, несмотря на свою большую историю, и смотрит гораздо дальше, создавая научно-образовательную экосистему будущего. Поэтому важно не уходить в чрезмерную преемственность предыдущему фирменному стилю, но и не забывать об истоках. Как объединить сразу все подходы: быть и консистентными, и мультинаправленными, смотреть на 10 лет вперёд и не забывать о большой истории?
От традиционного к технологичному
Мы нашли ответ в аскетичности и арт-тек дизайне. Оттолкнувшись от этой футуристичной эстетики, разработали технологичный логотип, но не забыли и о преемственности.
Каждый символ рассказывает о том, из чего состоит ОмГТУ: многопрофильность образования, синергия людей и знаний, множество направлений для работы с бизнесом, государством и партнёрами.
Минималистичный чёрный и белый в качестве основных цветов продолжают технологичную эстетику и позволяют отстроиться от превалирующего большинства логотипов технических вузов синего цвета.
Из логотипа в гибкую дизайн-систему
Перед нами стояла цель – построить такую дизайн-систему, которая будет работать на 10 лет вперёд, какие бы задачи и носители ни появлялись, и разговаривать с разной аудиторией: студентами, бизнесом и представителями государства. Поэтому пластика логотипа позволяет адаптироваться под разные форматы коммуникации. Для этого можно использовать все его элементы – от цельных скобок, квадратов и кругов до их частей, в том числе формы пространства между верхней и нижней скобками. Они становятся контейнерами для текста и фото. Благодаря этому коммуникация выглядит разнообразной, но при этом системной.
Цвета развивают экосистемность и меняются на носителях в зависимости от образовательного направления или мероприятия: красный – дух лидерства (соревнования, гранты, конкурсы); синий – научная деятельность (рассказывает о достижениях науки и соответствующих мероприятиях); чёрный – технологичность (разработка новых технологий и их применение); белый – открытость новому (день открытых дверей, новые начинания, старт программ); мятный – креативность (рассказывает о таких направлениях как дизайн)
Символ среды из логотипа трансформируется в паттерн, который олицетворяет единство студенческого коммьюнити, а также способность выходить за рамки. Его можно использовать как для формальных презентаций и пресс-воллов, так и на студенческом мерче.
Второй вид паттерна, родившийся из пластики логотипа – шестерёнка. Он также используется для мерча, презентаций, на печатных и диджитал носителях в качестве дополнительного.
Логотип развивается и в иконках, которые служат для навигации внутри вуза и хорошо смотрятся на одежде в духе минимализма.
Фирменные элементы адаптируются не только под визуальную составляющую макетов, но и вербальную. Символ среды трансформируется в букву «О», а скобки акцентируют внимание на ключевых сообщениях.
Благодаря тому, что логотип раскладывается на множество элементов, можно создавать всё новые сущности и образы под разные задачи, смыслы, форматы в настоящем и будущем.
Презентация в формате пресс-конференции
Разработка дизайн-системы для университета, который согласно рейтингам, считается лучшим вузом Омска, и планирует стать научно-образовательным центром России – большой шаг, требующий максимальной вовлечённости. Необходимо, чтобы каждый представитель кафедры, а также студенты, работающие на развитие бренда, понимали по какому принципу она построена, из чего состоит, какие смыслы доносит и как ей пользоваться. Тогда дальнейшая коммуникация с разной целевой аудиторией через разные носители будет выстраиваться так, как задумано дизайн-системой, и закрывать поставленные перед вузом задачи. Поэтому для презентации представители ОмГТУ собрали пресс-конференцию, на которой был весь руководящий состав и студенты. На ней мы подробно рассказали об экосистемности и том, как она раскрывается через дизайн-систему.
Спасибо за просмотр!
Больше кейсов можно найти на нашем сайте:
Э, а где тут собственно дизайн-система. Какой-то логотип и куча воды. Если я думаю о системе, то это прежде всего описание зависимостей "чего-то от чего-то". Например размер шрифта зависит от цвета поверхности на которую он нанесен.
Ну и начинать нужно с проблем. Какие проблемы решает дизайн-система? Пример: у нас куча инвалидов учится, у них плохое зрение, выбрали "белый на черном", чтобы инвалиды меньше пропускали занятия.
Делать дизайн-систему просто потому что все делают дизайн-системы - означает делать нечто оторванное от реальных потребностей. Тоесть коней в вакууме. Тоесть тем, чем любили заниматься в совке. Где тут инновация?
надо деньги тратить когда выделяют, Вы просто не поняли
Зашёл как раз по ключевому слову "Дизайн-система в сфере образования", поскольку пишу про это работу, но системы и в самом деле не увидел. Скорее продуманный фирменный стиль, включающий много элементов.
Выглядит интересно, но на практике не используется. На дворе апрель 2024 года, прошёл год с момента запуска, сайт вуза и соцсети со старым дизайном, в соцсетях можно увидеть, что идёт голосование за новый логотип и герб, как я понял из анонса решение от ENDY - один из вариантов (https://vk.com/omskpoliteh?w=wall-71122446_31866). К сожалению все варианты увидеть нельзя.
Лучше систему образования менять, а не дизайн
Больше современного дизайна вузам! Красавцы 💥
Комментарий недоступен
Омг...
многим вузам стоило бы обновить свои сайты
Это скорее фирменный стиль, а не дизайн-система)
Комментарий недоступен
старый ито лучше хотя тоже пиздец
Старый похож на герб, новый на OMG твою улево.
стремная хрень, очевидно же
куча несогласованных линий » целостность образа и единая визуальная идея - отсутствуют, неинтуитивный абстрактный образ, + мрачная и мёртвая эстетика сталинской архитектуры в полный рост
единственное что - издалека когда слаборазличим - складывается ощущение что герб, но не уверен, что это было сделано специально
молодцы проебали бюджет + написали статью чтобы ещё и попиариться за счёт проваленного проекта, заебись
Самое главное что внутри самого ВУЗа никто это не оценил https://vk.com/omskpoliteh?w=wall-71122446_25639
хорошо получилось
Приятно видеть интересный логотип, а не изображение главного здания университета, как у подавляющего большинства.
Один из лучших в университетов страны на 89 в России, это точно лучший? А в мире за 5000 место уйдёт точно 😀😀😀
Насчёт дизайна — пойдёт для универа, только дизайн-систему не увидел, где она?
В мире – https://www.omgtu.ru/general_information/news_omgtu/?ELEMENT_ID=69100
ещё и обводка эта бессмысленная абсолютно на последней фотографии
>.<типа кто не шарит будет думать что стильно модно молодёжно?
Комментарий недоступен
Спасибо!
А когда будет доступен?
Комментарий недоступен
Думаю, что вуз должен славиться не дизайном, а нечто другим. А то это начинает напоминать ритейл с его вывесками.