За что платить разработчикам сайтов и приложений

Обычно клиент получает в ответ на этот вопрос детальную смету с оценкой в часах, но он рассчитывал на другое.

Мы IT-интегратор, и поэтому дискуссия наших коллегеще одна) с сообществом Vc.ru вызвала у нас отклик. В статьях были приведены расчеты конкретных проектов со стоимостью и количеством часов и процентом прибыли. В комментариях высказались, что клиента интересуют не затраты на проект со стороны разработчика, а прибыль от проекта для заказчика.

Почему оценка проекта в часах вызывает неприятие

  • В среднем час разработки на российском рынке стоит 2000 руб. Но средняя зарплата разработчика не 300 000 руб. По ощущениям заказчика, он слишком много переплачивает.
  • Заказчик не может и не хочет проверять сколько времени специалист затратил на выполнение задач. Но он подозревает, что разработчик приписывает время в трекинг-системе.
  • Результат может быть достигнут разными способами. Заказчику не важно как именно будет решена его задача и сколько времени будет на это потрачено.
  • Если платить за время, то будет мотивация потратить побольше времени, а не работать максимально эффективно.

Мы, как ИТ-компания, не будем спорить, а даже наоборот. Есть такое понятия — коммодитизация, превращение продукта в сравнительно дешёвый товар массового потребления. Измерение IT-проектов в человеко-часах предполагает их шаблонность и массовость. И именно мы, ИТ-компании, отправляя КП с детальными сметами, превращаем труд разработчиков в массовый товар. Этот товар — не продукт или проект компании, а часы наших сотрудников, которые клиенты хотели бы купить дешевле напрямую.

Продажа ценности

Альтернативой продажи часов должна быть продажа ценности. В комментариях к статьям предлагалось выставлять студии KPI по результатам проекта, делиться процентом с прибыли. Действительно, в некоторых случаях технический партнер берет на себя риски на таких условиях. Обычно это один из основателей стартапа, который причастен к формированию бизнес-модели. Проблема в том, что студиям не интересна такая модель, а клиент не готов брать на себя все риски.

Приведу пару примеров, когда студиям удалось найти ценности, которые оказались востребованы у клиентов.

Нейросеть Студии Лебедева

Как выяснилось пару месяцев назад, 17 логотипов по программе Экспресс-дизайн в Студии Лебедева были сделаны нейросетью. Уменьшилась ли от этого ценность логотипов? На наш взгляд, нет. Они привлекли еще больше внимания, а именно этого и хотели заказчики.

Большие проекты Михаила Токовинина

В видео 2017 года Михаил щедро делится с рынком инсайтом о том, как продавать сайты за $100 000. Чтобы клиент заплатил максимальную цену, его нужно убедить, что компания справится с задачей. Иными словами, наемный менеджер крупного заказчика платит за то, что студия снимает с него риски оказаться виноватым в неудаче.

Кстати, риски наемного менеджера и риски владельца бизнеса совсем разные. Вторые рискуют собственными или заемными деньгами и даже компанией в целом. Им все равно, на кого возложить вину, но важно на кого возложить расходы в случае неудачи. Отсюда и желание платить за результат, которое некоторые готовы удовлетворить вот такими КП.

Сколько реально стоит разработка IT-проекта

В реальности стоимость разработки ИТ-проекта, которую называют заказчику, складывается из суммы заложенных расходов, рисков и прибыли. Почему суммы, которые называют ИТ-компании, так отличаются?

  • Способ решения задачи может разительно отличаться. Веб-приложение может быть сделано на более или менее сложных движках, интегрировано или не интегрировано с различными системами, а может быть разработано с нуля. Если подрядчик выбрал максимально простое решение, то и цена будет самая низкая. Иногда простое решение — самое подходящее.
  • Но не всегда. Подрядчику нужно закладывать риски. Если ТЗ без подробностей — рисков больше, изначальное простое решение придется переделывать. Если есть такой риск, значит нужно на сколько-то увеличить цену.
  • Средняя зарплата программиста в Москве 150 000, после всех белых выплат эти 150 000 превращаются 224 000. Кроме этого нужно платить налог с прибыли, премию сотрудникам, оплачивать офис и административные расходы. Когда заказчик ищет студию в регионах, он надеется сэкономить на оплате труда исполнителей. Однако, благодаря удаленке, стоимость рабочего часа в IT постепенно уравнивается.
  • Впрочем, выбирая неизвестную молодую студию, заказчик действительно может сэкономить. Прибыль такие студии закладывают ниже.

В итоге при оценке разработки сайта, приложения, web-сервиса или другого продукта принципиальный вопрос — первый. Хочет ли заказчик обойтись стандартными средствами, либо ему необходимо кастомное интегрированное решение для высокой нагрузки. Ответив на этот вопрос самостоятельно или после нескольких консультаций с агентствами, он может уже делать более конкретный и адресный запрос. На него он будет получать более-менее похожие предложения.

Продажа ценности зависит от позиционирования агентства: для разных ниш критерии выбора отличаются. Кому-то нужно сделать быстро стандартный проект с полным набором воронок, аналитик, интеграций и прочими лучшими практиками. Другие хотят стартап на основе технического инновационного решения, которого на рынке нет. В итоге ИТ-компаниям платят за их релевантный опыт и то решение, которое оказалось наиболее подходящим для клиента.

Например, в качестве ценности мы предлагаем нашим клиентам экспертизу в сложных проектах. Мы отказываемся от задачи, если ее можно решить стандартными средствами, и направляем заказчика к профильным командам. Это происходит, когда требуется специализация на 1С или на определенной CMS. Зато мы можем проконсультировать по оптимальной технологии в нестандартных случаях и решить те задачи, за которые другие не берутся.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Konstantin Chelovechkov

Хороший материал и не хочется спорить, просто дополню своим опытом. Действительно, у многих заказчиков идея работать по часам сперва вызывает вопросы. Но это по сути стандарт рынка и мне кажется "опытные" заказчики к нему привыкли. Мы не раз общались с потенциальными клиентами, у которых позиция была такая - "вы все одинаковые, просто кто то больше берет, кто-то меньше. У вас сколько стоимость часа? 1500? Ну нормально, давайте заключать договор". Здесь речь не идёт о сложных решениях, как у автора (это, имхо, самая простая схема позиционирования, упомянутый Токовинин образцово её применяет), речь об обычной кастомной разработке. И тут много клиентов которые ожидают именно стоимость часа.
Хотя 100% согласен, формирование ценности тут помогает обосновывать стоимость часа и количество часов(у нас экспертиза в вашей нише/этой cms/таких интеграциях, поэтому мы знаем сколько реально стоит такой проект и сделаем в срок/ у нас в час работы включено ещё воон сколько бонусов, а у других нет, или наоборот - зачем вам столько денег тратить на ненужные плюшки, у вас типовой проект, тут можно по шаблону действовать и будет ок).
Так что позиционирование и ценность всегда полезны. Но только это ведь очень не просто - их сформулировать))). 

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Экспертиза тоже измеряется в чч путем добавления работ консультанта, аналитика или увеличения стоимости программиста.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Chelovechkov

Она измеряется в стоимости человекочаса. Т.е. аналитик и консультант обычно будут тарифицироваться в часах отдельно. А у более опытного программиста и стоимость часа выше.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Grinkevich

на рынке снг я наблюдаю картину, когда заказчик смотрит в сторону стоимости часа и радостно хлопает в ладоши, если где-то предложили дешевле, "ага на нас пытаются заработать больше, а тут дешевле и вроде тоже самое". Как продакшну нам зачастую тяжело обосновать наши ставки кейсами, ведь они в большинстве случаев под NDA. Но не менее часто бывают случаи, когда клиент заказывает где дешевле, но потом все равно возвращается к нам переделать то, что сделали более дешевые разработчики. Скупой платит дважды. В западном сегменте рынка если ты демпингуешь - наоборот высок шанс получить отказ, там клиенты привыкли к некоторому схожему у всех уровню цен (который пока не сформировался у нас), и уже выбирают именно по донесенной ценности от той или иной команды/компании. Думаю, в ближайшие 3-5 лет рынок аналогично сформируется и у нас, будет конкуренция не рублем, а качеством. Хотя наверняка где-то останутся те, кто заходить на рынок будет именно через демпинг для наработки портфолио - вряд ли как-то от этого удастся уйти

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Prolis Labkk

Нам очень всё интересно, что касается стоимости решения. Недавно на встрече подрядчик разумно ответил, почему его оценка так завышена, если сравнить с чистыми чч. Заказчик теперь точнее знает оценку стоимости разработки и стоимости добавленной ценности для всего решения. Это важно и не является стоп-фактором при выборе подрядчика.

Ответить
Развернуть ветку
EVEN Lab
Автор

Казалось бы, нам нужны заказчики с глубоким пониманием темы. Нам так будет проще им продавать) Но на самом деле заказчикам это понимание больше нужно, чтобы не купить что-нибудь не то.

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Ryndina

Ровно то, о чем с коллегами говорили на последней встрече. В РФ клиенты не готовы работать по часам, потому что есть страх того, что работа будет растягиваться. Как вы работаете с этим возражением?

Ответить
Развернуть ветку
EVEN Lab
Автор

Тут либо подробное ТЗ, а это мало кто любит, вот тут об этом было https://vc.ru/life/151103-tz-zlo
Либо поэтапно, с несколькими ТЗ поменьше.
Но в любом случае, ТЗ мы оцениваем на основе затраченных часов и это не скрываем :)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда