Обновление данных в один клик: кейс команды СБЕР ЕАПТЕКА
Привет, vc.ru! Меня зовут Юлия Бурмистрова, и здесь я хочу рассказать, как мы обновляем данные в СБЕР ЕАПТЕКЕ. В нашем каталоге больше 50 000 наименований. И в каждой карточке целая куча информации: инструкции, спецпредложения, точки доставки, промокоды, наличие продуктов.
Данные в карточках мы меняем достаточно часто. Так что быстрая и простая система обновления информации — это прям must have. Читайте, как мы можем обновить все 50 000 карточек за 15 секунд и что за этим стоит.
Обновить нельзя оставить: как работают обновления контента в СБЕР ЕАПТЕКЕ
Начну с того, что работа с контентом в интернет-аптеке — задача непростая.
Описание медицинских товаров сильно регламентировано в России. Тут очень много нюансов, и если их не учитывать, могут отозвать лицензию на торговлю лекарственными средствами.
Законы требуют, чтобы мы публиковали инструкцию лекарственных препаратов в том виде, в котором она утверждена в Минздраве. И часто в инструкциях есть таблицы, по которым нужно рассчитывать дозировку.
Более 70 % наших онлайн-продаж мы получаем с помощью приложения. Теперь можете представить, как большие таблицы выглядят на маленьком экране смартфона. Правильно — плохо. И по верстке, и по восприятию. Раньше контент-менеджерам приходилось вручную переносить таблицы в текстовый формат или добавлять скрины в карусели фотографий лекарственного средства. Сейчас мы выпустили редизайн мобильного приложения, поэтому новая отдельная задача — нормально настроить удобное отображение таблиц.
В остальном же процесс публикации новых карточек и обновления старых почти не отличается от обычного интернет-магазина.
Сам процесс проходит примерно так:
- Инициатива всегда на стороне бренда-производителя. Если нужно обновить карточки или залить новые, компания связывается с нашим менеджером и выдает ему нужную информацию. Но если какие-нибудь карточки без описания, то мы запрашиваем данные сами.
- Специалисты по контенту собирают и перепроверяют все по ТЗ: название, штрихкод, весогабаритные характеристики, инструкции и еще до десятка категорий данных. Все это заводится в 1С, и мы работаем с этим дальше.
- К каждому товару менеджеры добавляют атрибуты фильтров и категории. Трансформируют таблицы, если нужно, проверяют на соответствие утвержденным Минздравом документам.
Фотографии товаров мы делаем самостоятельно, потому что на сайте они должны быть в одном стиле.
- Потом все данные для обновления собираются в файл и загружаются в админку. Клик — и готово.
Понятно, что изменить данные 3-5 карточек проще вручную через админку. Но когда нужно обновить сразу 50 или 100, то такой способ экономит огромное количество времени. Обновлением данных может заниматься один-два сотрудника, а не целая команда, как у нас было раньше.
А такие массовые обновления у нас встречаются постоянно. Как только идет смена сезона, производители массово выпускают новые средства, проводят ребрендинг старых, что-то изменяют, добавляют.
Самым большим испытанием системы было начало пандемии в 2020 году. Тогда мы работали в состоянии дикого аврала несколько месяцев. Буквально за март-апрель 2021 мы обновили и добавили больше 6000 карточек товаров. Без автоматизации о таких результатах можно было только мечтать.
Админка: метод проб и ошибок
Админка ресурса основана на 1С Битрикс. Правда, наши разработчики очень сильно доработали коробочную версию.
Девелоперы сильно помогают нам. За 5 последних лет они создали для контент-отдела все условия для комфортной работы. Если раньше приходилось обновлять контент практически полностью вручную и отдельно для каждой карточки, то сейчас у нас есть возможность обновить, например, 50 000 SKU одним нажатием клавиши. И если понадобится, добавить в каждую позицию ещё одну обязательную характеристику для всех лекарственных препаратов. Для этого нужно будет всего пару кликов — и через 15 секунд обновление завершено. Сложно представить, сколько времени это все заняло бы в ручном режиме.
Или, к примеру, недавно разработчики сделали систему массового обновления точек самовывоза товаров. Раньше приходилось проверять все руками — а это больше 10 000 точек. Сейчас же все легко и быстро — можно принять изменения для всех аптек и точек самовывоза сразу или их отдельных категорий.
В целом сам процесс обновления простой как дважды два.
Всю информацию, которую нужно обновить, мы собираем в Excel-файле, размеченном HTML-тегами. Это чтобы после импорта все сразу смотрелось на сайте красиво. Далее в админке просто проверяем, все ли правильно сопоставилось по строкам и блокам. А потом клик «Загрузить» — и все готово.
Весь процесс по-максимуму интуитивен, тут сложно ошибиться даже неопытному сотруднику.
Интересно, что разработчики продолжают пилить апдейты. И если на начальных этапах Битрикс был удобным, то с ростом нагрузки и бизнес-потребностей нужно все больше дорабатывать его под себя.
Поэтому около месяца назад мы приняли решение разделить функционал. Для классификации, каталогизации и изменений в информации о товарах решили развернуть узкоспециализированную систему. Функционала больше и удобнее для работы «под ключ». К примеру, функциональность систем Digital Asset Management позволяет включить в процесс совместной работы фотографов и ретушеров.
А для витрины интернет-магазина разработчики и вовсе планируют переходить из Битрикса на сервисы собственной разработки, написанные на языке Go. Такое решение позволит нам более гибко масштабировать продукт под пиковые нагрузки и сделает процесс разработки более управляемым.
За последние несколько лет мы модернизировали настолько систему, что сейчас ее может контролировать один-два специалиста. Но и место для совершенствования тоже есть. С таблицами и фотографиями у нас все еще костыли, которые работают, но ни разу не удобные. Да и новые улучшения вроде массового добавления атрибутов фильтров или построение маршрутов к точкам самовывоза или появляются постоянно. Над этим и работаем.
Когда увидела "Excel-файл с разметкой в виде HTML-тегов" - сломалась!
)))))))))))))))
Вам не дано понять
Еаптека - конторка реально работает
Помню как то раз сорвало днище у меня и вот курьер ихний за часок мне уголек активный притаранил вместе с регидрончиком
дякую пане.
этот кейс достоин статьи! Не меньше!
подкаст бахну жи ес
Меня как то приперло с обоих отверстий, тоже курьера из Сбер еапетки заказ, хороший чувак отдал мне быстро заказ и я побежал к унитазу, потом конечно принял на грудь все что он привез и лег спать, без курьера я бы до утра мучался или пока женщина придет
У нас 5-6 часов срок доставки
Чет я так и не понял сложности.
"Excel-файл с разметкой в виде HTML-тегов" - вот это-то нахрена?
потом чтобы исправить рендеринг, его править надо будетв екселе - знают толк в извращениях.
Почему-бы не сконвертить весь товар в attribute based представление, с обязательными и не обязательными атрибутами. Атрибут может быть в том числе и таблицей, потом на основании этих метаданных карточку товара можно будет хоть на перфокартах хоть в терминале рендерить, т.к. описание товара содержит в себе всю! необходимую инфу.
Вы слишком сложно написали для сбераптеки, я думаю.
Это же Сбер, ты забыл?
Хорошо, что не в Word.
Раздел Разработка?
Раздел "Иди отсюда мальчик, ты еще не вырос"
в разработку такое не надо, некоторые почему-то умеют писать тех долг сразу!
сдается проблема не в автовазе, за 30 лет так и не смогли сделать приемлимую машину для РФ рынка: в соотношении цена/качество.
я не против автоваза, в 14ке при открытии двери звук: "динь-динь" даже нравится)) но когда гранта в барабане (по сути ваз 2109/21099) стоит 10 тыс долларов, ну кхм...
стоила бы она тыс 250-300 блин лучшая машина бы была.
я имею в виду написали вот это в раздел Разработка. Потому что там встречается "html теги"?
пардон, не заметил, да уж
скорее как не надо делать ))
Очень долгая доставка. Указал свой адрес. Почему то курьеру показывает адрес мой и дома за углом. Как вообще можно два адреса показывать?
здравствуйте! напишите, пожалуйста, в личные сообщения адрес и детали заказа - проверим баг
Что ещё за детали заказа?
Я понимаю, что вам не нужно и никто ничего делать не станет
Мы хотели бы разобраться в проблеме. Для этого нам нужен адрес, на который вы хотели и не смогли оформить заказ
Если бы вы прочитали сообщение, то увидели, что заказ я получил. Но там почему то два адреса было. Почему я должен идти на соседнюю улицу и как вообще два адреса к одному заказу можно прикрепить?
И что за бред с доставкой лекарств по городу за 5-6 часов
Как раз в этом мы хотим разобраться
Заказ номер 28782867
Очень долгая доставка в СберЕаптеке, в то время как любая аптека из деливериклаб доставит за 30-50 минут, сбер предлагает на следующий день (и это в Москве!) Поэтому не пользуюсь и не советую.
а чо по редизайну? есть скрины?
Уже - загляните в наши приложения :)
Когда начнёте рецептурные препараты возить? Самостоятельно ездить может полдня занять.
Здравствуйте! Сейчас доставка рецептурных препаратов запрещена по закону - только самовывоз из наших и партнёрских аптек. Идёт обсуждение законопроекта, который бы разрешил эксперимент по доставка рецептурных лекарств в Москве, Московской и Белгородской областях - мы следим за ним и ждём результаты
А чем вам Битрикс не угодил?
никогда не буду пользоваться этим сервисом. Холодный звонок на вайбер и рассказы, что это госпроект и нужно срочно у них тариться лекарствами минимум на 3 месяца вперед. Дело было в марте.
Такие вещи их ставят в один ряд с мародерами
здравствуйте, Антон. К сожалению, в марте мы отслеживали подобные атаки с фейковых номеров на наш сервис и сервисы других компаний из-за рубежа. Уверяем, что мы не имеем никакого отношения к этим звонкам - это была спамерская атака. Надеемся, что вы ещё дадите нам шанс
Я думал, будет про всякое автоматическое распознавание, какие-то ужасы про БД. А тут какой-то колхоз на Битриксе толком без подробностей. То есть, в итоге, вроде и круто, что малыми силами результат, но в статье сплошная вода.
Юлия, Вы - секси!