PWA — это новый черный?

В контексте исторического момента может показаться, что Progressive Web Apps — такой временный костыль, который подпирает транзакционность клиентов после выпила приложений из магазинов. Но скоро все закончится, забаненое разбанят, и PWA станет не нужен — и экономически, и технологически. Стоит ли на это надеяться? Давайте разберемся.

Смотреть на PWA исключительно через призму противодействия санкциям все-таки несколько близоруко. Интерес к этой технологии скорее глобальный: PWA берет лучшее и от сайтов, и от мобильных приложений, а компании благодаря этому успешно расширяют рынки.

Вот три примера из международной практики.

Давайте разберем основные плюсы PWA для бизнеса и его клиентов.

В чем плюсы PWA для пользователей

Занимает в разы меньше места

Чем дальше вы отъезжаете от крупных городов, тем старее мобильники и тем меньше на них свободного места. Ваш суперапп весом 300 МБ на телефоне клиента будет конкурировать с фотографиями всех пикников ушедшего лета, и победитель тут неочевиден. Однако версия того же приложения в PWA может занимать на телефоне в 50—100 раз меньше места.

Вот несколько примеров:

  • Twitter. PWA: 600 KB, приложение для Android: 23.5 MB, приложение для iOS: 116,5 MB
  • Pinterest. PWA: 150 KB, приложение для Android: 17 MB, приложение для iOS: 56 MB
  • Starbucks PWA: 233 KB, приложение для Android: 20 MB, приложение для iOS: 146 MB

Как видите, разница действительно измеряется порядками.

Биометрия

В мире конечно же есть люди, которым и APK скачать не проблема, и код из SMS вбить, и даже пароль. Но удобнее кивнуть телефону или приложить палец. Однажды распробовав биометрию, возвращаться к паролям пользователь, как правило, не хочет. Особенно если пользуется личным кабинетом банка, который его принудительно разлогинивает при простое в несколько минут.

По умолчанию в PWA нет биометрии, но у нас есть собственная система управления доступом RooX UIDM, и благодаря ей в нашем PWA идентификация по биометрии есть. Можно посмотреть, как это работает в нашем демонстрационном приложении, заполнив заявку.

Работает при слабом Интернете и иногда вообще без него

Вы едете на машине в аэропорт и вдруг с ужасом понимаете, что совсем не уверены, в тот ли аэропорт вы едете. Вы в панике хватаетесь за телефон, чтобы посмотреть электронный билет, но связи нет. В подобной ситуации ни личный кабинет на сайте, ни мобильное приложение вас не спасут хотя бы потому, что вы не сможете в них войти.

А в PWA и вход по биометрии можно сделать офлайн, и легко реализуется паттерн «offline first», при котором приложение сначала пытается загрузить закэшированную страницу, если она ранее уже была открыта, и только в случае неудачи пытается забрать ее с сервера.

Новые версии приложения доступны всем

Пользователям не придется специально обновлять приложение. Обновления происходят автоматически и для всех сразу. Пользователи старых телефонов со старыми ОС получают абсолютно то же обновление, что и пользователи iPhone 14 Pro Max и Samsung Galaxy Fold 4. Никакой дискриминации, все равны.

Почему компаниям может быть выгодно делать PWA

Экономика комиссий

Компании по всему миру не в восторге от высоких комиссий магазинов приложений. И если те же Epic Games и 37Signals (RoR, Bootcamp, HEY) пока что ограничились публичным выяснением отношений с Apple — кто в суде, а кто в соцсетях — то Amazon свою игровую платформу Luna взяли и запустили на PWA в обход магазинов и делятся деньгами разве что с IRS (но это не точно). Для этого даже не пришлось выступать перед сенатом США.

https://luna.amazon.com/

Стоимость поддержки и разработки

В сравнении с разработкой нативных приложений создание и раскатывание PWA на пользователей выходит дешевле и быстрее. Смотрите сами.

  • Не надо собирать отдельные команды под нативные приложения, то есть вы экономите на программистах и проджектах. Для создания PWA нужны front-end разработчики, пишущие на JS — по медиане они вам обойдутся дешевле разработчиков на Kotlin или Swift. Совет: специалистов по UX и, возможно, дизайнеров возьмите из команды мобильной разработки, если хотите получить PWA, которое выглядит, как нативное приложение.
  • Не надо разрабатывать и поддерживать отдельные версии нативных приложений для старых мобильных операционок, потому что PWA «один за всех» и запустится везде.
  • Не надо отлаживать интерфейс под все многообразие «челок» при использовании таких популярных фреймворков, как React Native и Ionic. Разработчикам приходится использовать дополнительные компоненты, такие как библиотека react-native-safe-area-context (которая уже год не обновлялась). У PWA этой проблемы нет.
Челки, разные и прекрасные )
  • Не надо проходить процедуру согласований с Apple и Google при выкатывании обновления — если вы, конечно, не заливаете PWA в App Store или Google Play. Вы просто публикуете новую версию — и она автоматически разлетается по клиентским устройствам.

Новые пользователи достаются дешевле

Пока что в России почти никто прицельно не занимается продвижением PWA, поэтому абсолютные цифры по разным отраслям сейчас, скорее всего, недоступны в общем доступе. В остальном же на стороне PWA — отсутствие таких этапов воронки конверсии, как deep linking, переходы в стор и установка приложения. Меньше этапов — выше конверсия.

Ну и еще один немаловажный фактор: специалисты по SEO и контекстной рекламе (а именно они будут продвигать PWA, ведь PWA — это веб) обойдутся вам дешевле специалистов по мобильному продвижению.

Меньше транзакционных расходов

Мы это уже упоминали раньше, но не грех и повторить — биометрия экономит ваши деньги. Чем меньше SMS и push-уведомлений с кодом авторизации вы отправляете, тем больше денег пускаете в развитие бизнеса.

Минусы PWA и как мы с ними боремся

Было бы стыдно расхваливать PWA уже в раз, два, третьей по счету статье, не упомянув минусы технологии. Они, и правда, есть.

  • Не умеет работать с SIM-картой и NFC. Нельзя сказать, что это важно для всех типов приложений, но в отдельных случаях может быть критично.
  • iOS немного отстает от Android по охвату возможностей PWA. Например, пуши появились лишь в недавно вышедшей 16-й версии iOS.
  • PWA по большому счету — это веб. Если просто добавить service workers к сайту, UX нативного приложения не получишь. Однако именно пользовательский опыт решает, сохраняется ли транзакционность. Хорошая новость — мы исследовали тему и уже наработали достаточно приемов, чтобы сделать PWA практически неотличимым от нативного приложения для массового пользователя. Оставайтесь на связи, мы готовим материал с подсказками, на что обратить внимание, чтобы получить нативный UX в PWA.

Подписывайтесь на блог RooX. Мы специализируемся на цифровых каналах взаимодействия с пользователями (порталы, личные кабинеты, приложения, в том числе, в виде PWA) и управлении доступом к ним (RooX UIDM).

0
67 комментариев
Написать комментарий...
Куртуазный маньерист

Если банки сделают через PWA платежи СБП быстрее, то это взлетит

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Леднева

Что имеется в виду под "быстрее"?

Ответить
Развернуть ветку
Куртуазный маньерист

а вы попробуйте оплатить, что то через СБП в оффлайн магазине и тогда станет понятно.
Сравните оплату через СБП и оплату с помощью NFC

Ответить
Развернуть ветку
J D

Ну PWA по определению не может быть быстрее нативного приложения. Кроме того, если в нативном есть SDK который и с QR будет работать и с NFC, то как минимум какая обработка QR в веб-приложении? Слать фото с QR на бэк для распознавания? С 200МПикс камеры? Ну такое себе.

Воообще, мобильные браузеры хотят быть виртуальными машинами для выполнения PWA?

Ответить
Развернуть ветку
Куртуазный маньерист

может банк сделает отдельное приложение или PWA только для оплаты СБП
Что бы не нужно было копаться в основном приложении.
Просто запускаешь, распознавание по биометрии, сканируешь QR с кассы, и нажимаешь оплатить. Думаю, что PWA будет проще и дешевле, но не факт
В основном приложении банки пихают свою рекламу, предложения и прочую чушь. Когда стоишь на кассе, совершенно не к месту вся эта моргающая и летающая по экрану фигня.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Egorov

видимо маркетологи банковских приложений пока побеждают ux-ров)

Ответить
Развернуть ветку
RooX
Автор

В нашем демо-PWA оплата по QR-коду стоит прямо на первом экране по центру вместе с переводами, потому что это очень частые операции и, конечно, не нужно их прятать.

Ответить
Развернуть ветку
Куртуазный маньерист

Неплохо, но недостаточно.
Когда тебе в спину дышат другие покупатели на кассе, а ты:
1. Разблокируешь телефон
2. Ищешь банковское приложение на экране.
3. Запускаешь приложение
4. Запускаешь куар платёж
5. Сканируешь
6. Нажимаешь оплатить

В идеале, количество и скорость итераций должно быть как при платеже с помощью NFC

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Леднева

Коллеги говорят и ТЖ пишет, что можно чуть короче.
1. Разблокируешь
2. Сканируешь камерой
3. Автоматически запускается приложение в нужном разделе и с проставленной суммой
4. Подтверждаешь платеж

Если приложений много, то чтобы выбрать правильное, помогает долгое нажатие на окно, которое появится при сканировании QR-кода.

Все еще не NFC, но искать приложение и потом в нем искать куар платеж - очередь, действительно, может начать нервно дышать в затылок.

Ответить
Развернуть ветку
t t
то как минимум какая обработка QR в веб-приложении

есть JS библиотеки

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Vlasov

Собственно а вообще зачем через СБП платить и QR разные если есть NFC? Мир пей вполне нормально работает, поднес - оплатил, никаких лишних действий.

Ответить
Развернуть ветку
Куртуазный маньерист

1. МИР пэй не работает на айфоне
2. Технология СБП мне нравится гораздо больше, ибо не надо светить данные своей карты.

Вопрос только в том, что бы обкатать технологию и сделать её работу быстрой и надёжней.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Vlasov

Про айфоны как то умудрился забыть, да.

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда