{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему PWA помогают сохранить не только пользователей iOS

Подсанкционные банки и другие компании быстро научились отдавать APK своих приложений напрямую и оперативно встроились в российские магазины приложений. Но тогда получается, что PWA спасет только пользователей iOS? На самом деле, нет, и вот почему.

В прошлый раз мы подробно рассмотрели решения, которыми воспользовались подсанкционные российские банки, чтобы сохранить мобильную аудиторию.

Нативные приложения для Android практически у всех подсанкционных банков доступны не одним, а двумя способами: можно скачать APK напрямую с сайта банка, либо сначала установить любой из российских магазинов приложений и уже оттуда установить приложение банка.

А вот с iOS другая история. Здесь банки четко разделились на два лагеря. Первые загоняют клиентов в личный кабинет на сайте и не дают никакой альтернативы. Вторые подталкивают к использованию PWA — прогрессивных веб-приложений, которые запускаются везде, где есть более-менее современный браузер (iOS, Android, десктоп), и устанавливаются одним кликом прямо с сайта.

Но это совсем не значит, что PWA нужны только владельцам айфонов — в случае с Android еще сказывается фактор UX.

Принуждение не работает

В апреле 2021 года вступили в силу поправки к закону о защите прав потребителей, обязывающие импортеров предустанавливать российские программы на ввозимую в страну технику на базе iOS и Android. Власти попытались таким образом продвинуть российские разработки: поисковые системы, мессенджеры, навигационные приложения и т.д. — всего 16 категорий приложений для смартфонов и планшетов. Список приложений для законопроекта подготовило Министерство цифрового развития. Был ли от этого ощутимый эффект? Нет.

Осенью того же года TelecomDaily провели собственное исследование и выяснили, что инициатива не взлетела: рост установок составил порядка 1%. Хуже всего затея сработала с пользователями iOS. Экран с предложением установки российских приложений появляется на iPhone и iPad ровно один раз — при активации нового устройства. Но абсолютное большинство опрошенных пользователей совершенно предсказуемо хотело поскорее проскочить этап активации, поэтому тут просто без шансов. Впрочем, и альтернативные решения вряд ли показали бы себя лучше. Например, пользователи Samsung в большинстве своем просто не заметили папку с отечественным приложениями.

Поэтому даже если власти сделают следующий шаг и обяжут импортеров предустанавливать российские магазины приложений на телефоны с Android, нет гарантии, что эффект будет массовым.

А вот в случае с PWA пользователю того или иного сервиса достаточно зайти на страницу авторизации в ЛК, чтобы узнать о возможности установить приложение.

Важный момент: и для iOS, и для Android установка выполняется буквально в одно нажатие.

Пользователи вообще не любят ставить приложения

В прошлом году Heady.io опубликовали результаты многопланового исследования мобильного customer experience. Среди выводов — пользователи смартфонов очень не любят, когда им надо ставить приложение, чтобы пользоваться каким-то сервисом.

68,5 % опрошенных заявили, что требование поставить приложение для использования сервиса вызывает сильную фрустрацию. Причем чем моложе аудитория, тем больше она склонна прекратить общение с брендом, который навязывает установку приложения: в категории 18-24 года таких набралось 87,1%, в то время как в категории 55+ — чуть меньше 70%.

Можно ли сказать, что PWA принципиально решает эту проблему? На рынке практически нет исследований, которые «в лоб» сравнивают нативные приложения и PWA по таким показателям, как LTV. При этом есть немало кейсов, где годовой рост мобильного трафика после выпуска PWA держался в пределах 25-250%. То есть опосредованно можно говорить о том, что в случае с установкой PWA трение не такое сильное.

Справедливости ради стоит отметить, что большинство интересных кейсов с PWA относятся к 2015-2019 годам. Связано это, по всей видимости, с тем, что Google сами тормознули продвижение PWA. Комиссия 15-30% в Play Store — слишком лакомый кусочек, чтобы вести разработчиков мимо магазина.

Установка APK — ужасный UX

Сложно винить разработчиков мобильных платформ в том, что они превращают установку скачанных откуда-то APK в небольшой квест. Вряд ли кому-то нравится перспектива деятельно поучаствовать в обогащении скамеров. А вот обратную сторону этой заботы о своей безопасности сейчас ощущают на себе клиенты Сбербанка, Альфа-банка и ещё около десятка банков, вылетевших из Google Play Store.

Например, авторы вот этого руководства насчитали семь шагов, которые надо сделать, чтобы скачать и установить приложение на Android. Впрочем, специфический спрос немедленно породил специфическое предложение.

Выводы

Для iOS

PWA — практически единственный и при этом дешевый в разработке способ дать клиентам приложение с привычным им UX (удобство интерфейса, интеграция с возможностями устройства, биометрия, плавность работы).

Для Android

Оба доступных сейчас способа установки APK — нетипичный для массовой аудитории пользовательский опыт. Привыкание может занять достаточно много времени. PWА, как подменный автомобиль, поможет как минимум сохранить транзакционность клиентов на этот период. А в дальнейшем может оказаться, что его более чем достаточно.

Подписывайтесь на блог RooX. Мы специализируемся на цифровых каналах взаимодействия с пользователями (порталы, личные кабинеты, приложения, в том числе, в виде PWA) и управлении доступом к ним (RooX UIDM).

0
42 комментария
Написать комментарий...
Павел Житнюк

Вообще быть пользователем iOS в России в 22 году - это такой лютый садомазохизм. Уже, кажется, половина функций не работает.

Ответить
Развернуть ветку
Salvatore

Отсутствие Apple Pay и пары банков в сторе, это, конечно, половина функций

Ответить
Развернуть ветку
Павел Житнюк

Ну начнем с того что возможность платить с nfc - это как бы весьма ценная функция. У айфонов она в России не работает никак. У андроидов работает. Приложения не из стора на Айфоне ставить нельзя. На Андроиде можно. В этом смысле функциональность Айфона довольно кастрированная по сравнению с андроидами. Это не половина функций, конечно, но весьма существенно в нынешних условиях, не считаете?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кузьмин

Зато в google play невозможно покупать приложения и оплачивать подписки, а в App Store можно - через оплату с баланса сотового. Причём это работает и для айфона и для мака.

Ответить
Развернуть ветку
Komorebi

Забавно, это, видимо, дыра, вполне в духе Эпол

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Леднева

До сих пор возможно?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Egorov

да, через МТС и Билайн

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dimitri

Кроме Apple Pay вроде все работает. Подписки и стор как минимум. Приложения только санкционных банков в основном вылетели из стора.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Житнюк

А приложения в сторе как-то можно оплатить? А mir pay работает?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Egorov

Приложения в сторе оплатить можно через счет мобильного телефона. Mir pay не работает.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бойцов

Вообще, любопытно было бы посмотреть на выводы такого исследования применительно к разным категориям приложений. Скорее всего, ценность установки приложения в разных случаях разная. Например, мобильный банк (вероятно) пользователь поставит охотнее, чем приложение соседней кофейни )

Ответить
Развернуть ветку
Artem Egorov

Изучал мировую стату по конверсии в установку приложений. Если ей верить, то у банков она очень низкая, самая высокая у travel-индустрии и приложений утилит.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бойцов

А это конверсия из чего в установку приложений? )

Ответить
Развернуть ветку
Artem Egorov

из рекламы, информации в соцсетях и т.п

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бойцов

Логично ) Пользователь никогда не поставит из (например) рекламы приложение чужого банка. А приложение своего у него с высокой вероятностью уже стоит, вот конверсия и низкая ))

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Романович

И я из той категории пользователей, которые не любят ставить приложения:(

Ответить
Развернуть ветку
Groosha

А я наоборот. Если приложение от нормального разработчика, то почему нет? Через нативный клиент удобнее: меньше проблем с пушами, удобнее выбирать файлы/фотки для выгрузки, интеграция с меню Share.

Кажется, в PWA-версиях Альфы/Сбера нельзя ставить пин на приложение, из-за чего надо постоянно вводить логин/пароль

Ответить
Развернуть ветку
Борат Язь

Ага. Очень удобно. Особенно когда каждая забегаловка с приложением.
Зашёл утром в кофейню: а у вас есть наше приложение?
В продуктовый: а у вас есть наше приложение?
В парикмахерскую: а у вас есть наше приложение? Как нет? Обязательно поставьте.
В магазин в ТЦ: а у вас есть наше приложение?

Ответить
Развернуть ветку
Агент Моссада

тут вопрос в ценности сервиса в целом. мне даром не нужны какие-то еще программы лояльности парикмахерской или кофейни, будь они в вебе или приложением
а вот если там действительно что-то, чем я хочу пользоваться, то почему бы не скачать приложение

Ответить
Развернуть ветку
Groosha

Так я ж написал: "Если приложение от нормального разработчика".
Для остальных можно тупо взять карту и закатать в Google Pay / Apple Wallet

Ответить
Развернуть ветку
Иван Новиков

В PWA приложениях можно сделать биометрию типа FaceID или TouchID и любые другие, для этого существует уже куча библиотек и описаны способы интеграции. Например: https://github.com/m1guelpf/laravel-fastlogin

Ответить
Развернуть ветку
RooX
Автор

В нашем PWA мы сделали вход и подтверждение операций по биометрии.

Постоянно вводить логин/пароль — неудобно. А если смотреть на то, какие люди в массе своей придумывают пароли — простые, одинаковые для разных сервисов — еще и небезопасно.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Слава богу, что у меня не айфон)) все эти танцы с бубнами каждый раз сильно удивляют - друзья постоянно жалуются, что то одно слетает, то другое, а сейчас совсем все плохо стало именно с банковскими приложениями в первую очередь.

Ответить
Развернуть ветку
Dodik

А что у друзей слетает?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

вроде, менеджер паролей какой-то и почта. Подробности не уточняла))

Ответить
Развернуть ветку
Ася

Я прошу прощения за недалёкость. Но я прочитала статью и так и не поняла. PWA — это вообще что такое? 😅 Видимо сказывается, что я всю жизнь пользовалась только андроидом))

Ответить
Развернуть ветку
RooX
Автор

PWA расшифровывается как progressive web application, прогрессивные веб-приложения.

Для компании, которая предоставляет услуги (например, банк предоставляет банковское обслуживание), PWA — это один из способов упаковать свой сервис онлайн.

Примеры других онлайн-способов:
- мобильное приложение,
- личный кабинет на сайте (обычном сайте, без применения PWA),
- телеграм-банк (ВТБ начал такое делать).

Технология PWA, если ее правильно применять, может сделать из сайта почти мобильное приложение — такое же удобное, плавное, с навигацией, заточенной под смартфоны, с входом по биометрии, а не с помощью паролей. И так далее ) Работает и на iOS, и на Android. И из сторов его не выпиливают, так как нет необходимости его в сторы помещать, оно одним кликом устанавливается с сайта.

Что касается пользователя, он может и не заметить, что его банк или другая компания перевели сайт на PWA. Просто станет удобнее, ничего не надо скачивать, будет работать даже при плохом интернете и еще некоторые плюшки.

Ответить
Развернуть ветку
Борат Язь

Просто мобильная версия сайта "на стероидах". Современные мобильные браузеры позволяют сайтам иметь доступ к таким возможностям, которые до этого были только у нативных приложений: геолокация, уведомления и т.п. В итоге, можно обойтись мобильной версией сайта, а не разрабатывать приложения для мобилок. Конечно, такая версия будет в чём-то ограничена по возможностям и будет не такой "красивой".
Вообще, Стив Джобс так и задумывал, когда выпускал первый iPhone: приложения будут в браузере. Поэтому App Store появился позже.
https://www.youtube.com/watch?v=p1nwLilQy64

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шестаков

Я вот тоже не нашёл ответа в статье и пришлось гуглить...
Нашёл вот статью про это https://vc.ru/marketing/141463-pwa-prilozheniya-chto-eto-takoe-i-dlya-chego-biznesu-sozdavat-prilozhenie-iz-sayta

Ответить
Развернуть ветку
Ася

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Kseniya

А как понять, использует ли мой банк PWA? Я могу как-то на это повлиять, если мне неудобно использовать ЛК на сайте?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Ельцин

если можно установить - значит использует

Ответить
Развернуть ветку
Artem Egorov

Применительно к iOS, добавить на экран телефона можно любой веб-сайт и использовать его, условно, "как приложение". PWA или SPA начинка не влияют на возможность установки.

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Леднева

Я в поддержку пишу, когда что-то неудобно. Или голосую рублем в пользу другого поставщика.

Ответить
Развернуть ветку
Ася Власова

Вот да, ставить приложение бесит чрезвычайно. Скоро это будет как пластиковые карты - оставьте себе, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Просто нужно сделать свой нормальный магазин приложений, кажется, задача должна быть под силу нашим ИТ-гигантам?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Prokoudine

Для андроида их уже три есть :) Самый приличный, по-моему, RuStore, которым занимается VK. А вот для iOS делать альтернативные магазины приложений — ну так себе затея.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Отстала я от жизни) А почему оттуда нельзя скачать приложение санкционных банков? Того же Альфы, или я опять чего-то пропустила ))

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Prokoudine

В RuStore, если речь о нём, есть приложения всех подсанкционных банков.

Ответить
Развернуть ветку
Птица

Предлагаю просмотреть предыдущую ‘часть’ статьи, ссылка на нее - в самом начале статьи выше

Ответить
Развернуть ветку
V K

@RooX как минимум, вы врёте про "привычный удобный UI". У PWA конкретные ограничения, не позволяющие получить те же Gestures.

Ответить
Развернуть ветку
RooX
Автор

Можно получить интерфейс, отзывчивый настолько, что массовый пользователь не почувствует разницы.

При работе над RooX PWA мы в это хорошо вложились.

Мы исходим из того, что необходимость в PWA возникла не на пустом месте, а как решение существующих проблем — потеря клиентов, снижение транзакционности.

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда