Почему PWA помогают сохранить не только пользователей iOS

Подсанкционные банки и другие компании быстро научились отдавать APK своих приложений напрямую и оперативно встроились в российские магазины приложений. Но тогда получается, что PWA спасет только пользователей iOS? На самом деле, нет, и вот почему.

В прошлый раз мы подробно рассмотрели решения, которыми воспользовались подсанкционные российские банки, чтобы сохранить мобильную аудиторию.

Нативные приложения для Android практически у всех подсанкционных банков доступны не одним, а двумя способами: можно скачать APK напрямую с сайта банка, либо сначала установить любой из российских магазинов приложений и уже оттуда установить приложение банка.

А вот с iOS другая история. Здесь банки четко разделились на два лагеря. Первые загоняют клиентов в личный кабинет на сайте и не дают никакой альтернативы. Вторые подталкивают к использованию PWA — прогрессивных веб-приложений, которые запускаются везде, где есть более-менее современный браузер (iOS, Android, десктоп), и устанавливаются одним кликом прямо с сайта.

Но это совсем не значит, что PWA нужны только владельцам айфонов — в случае с Android еще сказывается фактор UX.

Принуждение не работает

В апреле 2021 года вступили в силу поправки к закону о защите прав потребителей, обязывающие импортеров предустанавливать российские программы на ввозимую в страну технику на базе iOS и Android. Власти попытались таким образом продвинуть российские разработки: поисковые системы, мессенджеры, навигационные приложения и т.д. — всего 16 категорий приложений для смартфонов и планшетов. Список приложений для законопроекта подготовило Министерство цифрового развития. Был ли от этого ощутимый эффект? Нет.

Осенью того же года TelecomDaily провели собственное исследование и выяснили, что инициатива не взлетела: рост установок составил порядка 1%. Хуже всего затея сработала с пользователями iOS. Экран с предложением установки российских приложений появляется на iPhone и iPad ровно один раз — при активации нового устройства. Но абсолютное большинство опрошенных пользователей совершенно предсказуемо хотело поскорее проскочить этап активации, поэтому тут просто без шансов. Впрочем, и альтернативные решения вряд ли показали бы себя лучше. Например, пользователи Samsung в большинстве своем просто не заметили папку с отечественным приложениями.

Поэтому даже если власти сделают следующий шаг и обяжут импортеров предустанавливать российские магазины приложений на телефоны с Android, нет гарантии, что эффект будет массовым.

А вот в случае с PWA пользователю того или иного сервиса достаточно зайти на страницу авторизации в ЛК, чтобы узнать о возможности установить приложение.

Важный момент: и для iOS, и для Android установка выполняется буквально в одно нажатие.

Почему PWA помогают сохранить не только пользователей iOS

Пользователи вообще не любят ставить приложения

В прошлом году Heady.io опубликовали результаты многопланового исследования мобильного customer experience. Среди выводов — пользователи смартфонов очень не любят, когда им надо ставить приложение, чтобы пользоваться каким-то сервисом.

68,5 % опрошенных заявили, что требование поставить приложение для использования сервиса вызывает сильную фрустрацию. Причем чем моложе аудитория, тем больше она склонна прекратить общение с брендом, который навязывает установку приложения: в категории 18-24 года таких набралось 87,1%, в то время как в категории 55+ — чуть меньше 70%.

Можно ли сказать, что PWA принципиально решает эту проблему? На рынке практически нет исследований, которые «в лоб» сравнивают нативные приложения и PWA по таким показателям, как LTV. При этом есть немало кейсов, где годовой рост мобильного трафика после выпуска PWA держался в пределах 25-250%. То есть опосредованно можно говорить о том, что в случае с установкой PWA трение не такое сильное.

Справедливости ради стоит отметить, что большинство интересных кейсов с PWA относятся к 2015-2019 годам. Связано это, по всей видимости, с тем, что Google сами тормознули продвижение PWA. Комиссия 15-30% в Play Store — слишком лакомый кусочек, чтобы вести разработчиков мимо магазина.

Установка APK — ужасный UX

Сложно винить разработчиков мобильных платформ в том, что они превращают установку скачанных откуда-то APK в небольшой квест. Вряд ли кому-то нравится перспектива деятельно поучаствовать в обогащении скамеров. А вот обратную сторону этой заботы о своей безопасности сейчас ощущают на себе клиенты Сбербанка, Альфа-банка и ещё около десятка банков, вылетевших из Google Play Store.

Например, авторы вот этого руководства насчитали семь шагов, которые надо сделать, чтобы скачать и установить приложение на Android. Впрочем, специфический спрос немедленно породил специфическое предложение.

Почему PWA помогают сохранить не только пользователей iOS

Выводы

Для iOS

PWA — практически единственный и при этом дешевый в разработке способ дать клиентам приложение с привычным им UX (удобство интерфейса, интеграция с возможностями устройства, биометрия, плавность работы).

Для Android

Оба доступных сейчас способа установки APK — нетипичный для массовой аудитории пользовательский опыт. Привыкание может занять достаточно много времени. PWА, как подменный автомобиль, поможет как минимум сохранить транзакционность клиентов на этот период. А в дальнейшем может оказаться, что его более чем достаточно.

Подписывайтесь на блог RooX. Мы специализируемся на цифровых каналах взаимодействия с пользователями (порталы, личные кабинеты, приложения, в том числе, в виде PWA) и управлении доступом к ним (RooX UIDM).

2323
40 комментариев

Вообще быть пользователем iOS в России в 22 году - это такой лютый садомазохизм. Уже, кажется, половина функций не работает.

8
Ответить

Отсутствие Apple Pay и пары банков в сторе, это, конечно, половина функций

6
Ответить

Кроме Apple Pay вроде все работает. Подписки и стор как минимум. Приложения только санкционных банков в основном вылетели из стора.

Ответить

Вообще, любопытно было бы посмотреть на выводы такого исследования применительно к разным категориям приложений. Скорее всего, ценность установки приложения в разных случаях разная. Например, мобильный банк (вероятно) пользователь поставит охотнее, чем приложение соседней кофейни )

6
Ответить

Изучал мировую стату по конверсии в установку приложений. Если ей верить, то у банков она очень низкая, самая высокая у travel-индустрии и приложений утилит.

Ответить

И я из той категории пользователей, которые не любят ставить приложения:(

4
Ответить

А я наоборот. Если приложение от нормального разработчика, то почему нет? Через нативный клиент удобнее: меньше проблем с пушами, удобнее выбирать файлы/фотки для выгрузки, интеграция с меню Share.

Кажется, в PWA-версиях Альфы/Сбера нельзя ставить пин на приложение, из-за чего надо постоянно вводить логин/пароль

1
Ответить