PWA — это новый черный?

В контексте исторического момента может показаться, что Progressive Web Apps — такой временный костыль, который подпирает транзакционность клиентов после выпила приложений из магазинов. Но скоро все закончится, забаненое разбанят, и PWA станет не нужен — и экономически, и технологически. Стоит ли на это надеяться? Давайте разберемся.

Смотреть на PWA исключительно через призму противодействия санкциям все-таки несколько близоруко. Интерес к этой технологии скорее глобальный: PWA берет лучшее и от сайтов, и от мобильных приложений, а компании благодаря этому успешно расширяют рынки.

Вот три примера из международной практики.

Давайте разберем основные плюсы PWA для бизнеса и его клиентов.

В чем плюсы PWA для пользователей

Занимает в разы меньше места

Чем дальше вы отъезжаете от крупных городов, тем старее мобильники и тем меньше на них свободного места. Ваш суперапп весом 300 МБ на телефоне клиента будет конкурировать с фотографиями всех пикников ушедшего лета, и победитель тут неочевиден. Однако версия того же приложения в PWA может занимать на телефоне в 50—100 раз меньше места.

Вот несколько примеров:

  • Twitter. PWA: 600 KB, приложение для Android: 23.5 MB, приложение для iOS: 116,5 MB
  • Pinterest. PWA: 150 KB, приложение для Android: 17 MB, приложение для iOS: 56 MB
  • Starbucks PWA: 233 KB, приложение для Android: 20 MB, приложение для iOS: 146 MB

Как видите, разница действительно измеряется порядками.

Биометрия

В мире конечно же есть люди, которым и APK скачать не проблема, и код из SMS вбить, и даже пароль. Но удобнее кивнуть телефону или приложить палец. Однажды распробовав биометрию, возвращаться к паролям пользователь, как правило, не хочет. Особенно если пользуется личным кабинетом банка, который его принудительно разлогинивает при простое в несколько минут.

По умолчанию в PWA нет биометрии, но у нас есть собственная система управления доступом RooX UIDM, и благодаря ей в нашем PWA идентификация по биометрии есть. Можно посмотреть, как это работает в нашем демонстрационном приложении, заполнив заявку.

Работает при слабом Интернете и иногда вообще без него

Вы едете на машине в аэропорт и вдруг с ужасом понимаете, что совсем не уверены, в тот ли аэропорт вы едете. Вы в панике хватаетесь за телефон, чтобы посмотреть электронный билет, но связи нет. В подобной ситуации ни личный кабинет на сайте, ни мобильное приложение вас не спасут хотя бы потому, что вы не сможете в них войти.

А в PWA и вход по биометрии можно сделать офлайн, и легко реализуется паттерн «offline first», при котором приложение сначала пытается загрузить закэшированную страницу, если она ранее уже была открыта, и только в случае неудачи пытается забрать ее с сервера.

Новые версии приложения доступны всем

Пользователям не придется специально обновлять приложение. Обновления происходят автоматически и для всех сразу. Пользователи старых телефонов со старыми ОС получают абсолютно то же обновление, что и пользователи iPhone 14 Pro Max и Samsung Galaxy Fold 4. Никакой дискриминации, все равны.

Почему компаниям может быть выгодно делать PWA

Экономика комиссий

Компании по всему миру не в восторге от высоких комиссий магазинов приложений. И если те же Epic Games и 37Signals (RoR, Bootcamp, HEY) пока что ограничились публичным выяснением отношений с Apple — кто в суде, а кто в соцсетях — то Amazon свою игровую платформу Luna взяли и запустили на PWA в обход магазинов и делятся деньгами разве что с IRS (но это не точно). Для этого даже не пришлось выступать перед сенатом США.

https://luna.amazon.com/

Стоимость поддержки и разработки

В сравнении с разработкой нативных приложений создание и раскатывание PWA на пользователей выходит дешевле и быстрее. Смотрите сами.

  • Не надо собирать отдельные команды под нативные приложения, то есть вы экономите на программистах и проджектах. Для создания PWA нужны front-end разработчики, пишущие на JS — по медиане они вам обойдутся дешевле разработчиков на Kotlin или Swift. Совет: специалистов по UX и, возможно, дизайнеров возьмите из команды мобильной разработки, если хотите получить PWA, которое выглядит, как нативное приложение.
  • Не надо разрабатывать и поддерживать отдельные версии нативных приложений для старых мобильных операционок, потому что PWA «один за всех» и запустится везде.
  • Не надо отлаживать интерфейс под все многообразие «челок» при использовании таких популярных фреймворков, как React Native и Ionic. Разработчикам приходится использовать дополнительные компоненты, такие как библиотека react-native-safe-area-context (которая уже год не обновлялась). У PWA этой проблемы нет.
Челки, разные и прекрасные )
  • Не надо проходить процедуру согласований с Apple и Google при выкатывании обновления — если вы, конечно, не заливаете PWA в App Store или Google Play. Вы просто публикуете новую версию — и она автоматически разлетается по клиентским устройствам.

Новые пользователи достаются дешевле

Пока что в России почти никто прицельно не занимается продвижением PWA, поэтому абсолютные цифры по разным отраслям сейчас, скорее всего, недоступны в общем доступе. В остальном же на стороне PWA — отсутствие таких этапов воронки конверсии, как deep linking, переходы в стор и установка приложения. Меньше этапов — выше конверсия.

Ну и еще один немаловажный фактор: специалисты по SEO и контекстной рекламе (а именно они будут продвигать PWA, ведь PWA — это веб) обойдутся вам дешевле специалистов по мобильному продвижению.

Меньше транзакционных расходов

Мы это уже упоминали раньше, но не грех и повторить — биометрия экономит ваши деньги. Чем меньше SMS и push-уведомлений с кодом авторизации вы отправляете, тем больше денег пускаете в развитие бизнеса.

Минусы PWA и как мы с ними боремся

Было бы стыдно расхваливать PWA уже в раз, два, третьей по счету статье, не упомянув минусы технологии. Они, и правда, есть.

  • Не умеет работать с SIM-картой и NFC. Нельзя сказать, что это важно для всех типов приложений, но в отдельных случаях может быть критично.
  • iOS немного отстает от Android по охвату возможностей PWA. Например, пуши появились лишь в недавно вышедшей 16-й версии iOS.
  • PWA по большому счету — это веб. Если просто добавить service workers к сайту, UX нативного приложения не получишь. Однако именно пользовательский опыт решает, сохраняется ли транзакционность. Хорошая новость — мы исследовали тему и уже наработали достаточно приемов, чтобы сделать PWA практически неотличимым от нативного приложения для массового пользователя. Оставайтесь на связи, мы готовим материал с подсказками, на что обратить внимание, чтобы получить нативный UX в PWA.

Подписывайтесь на блог RooX. Мы специализируемся на цифровых каналах взаимодействия с пользователями (порталы, личные кабинеты, приложения, в том числе, в виде PWA) и управлении доступом к ним (RooX UIDM).

0
67 комментариев
Написать комментарий...
Ияза Гара

Так чем PWA отличается от SPA?
Оптимизированным размером и графикой как в приложении?
У солильных разрабов кстати можно ничего не кешировать, по сути всегда транслируя то, что загрузилось с сервера. Типа сложно и все такое.
ХЗ что мешает сделать минимальное кеширование информации и синхронизацию. В таком случае пользователь увидит хоть часть информации при плохом интернет соединении или при его отсутствии.
Драже для браузера есть local storage и sql lite, но пользуются ими крайне редко, предпочитаю каждый раз грузить тонны информации.

Ответить
Развернуть ветку
t t

PWA может работать офлайн, может слать пуши, и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда