DevOps и теорема Тайлера Дардена. Только бизнес, ничего личного

DevOps способен создать «экономическое чудо» в локальном пространстве одной компании.

Практически все «экономические чудеса» в мировой экономике - Чудо на реке Ханган, Тайваньское чудо, Испанское чудо, Кельтский тигр - на редкость просты. Никакой магии и мистики, шаманства и астрологии, всего лишь переход от одной общественной и производственной формации к другой, когда резко повышается производительность труда, вводятся новые технологии и дешёвые источники энергии.

DevOps — это инструмент, способный вывести компанию на восходящий отрезок развития. На современном IT-рынке осталось не так много переменных, на которых можно повлиять, чтобы обеспечить бурный рост компании. Революционные продукты создаются редко. Чаще всего развитие идёт эволюционным путём. Минимизация издержек и максимизация прибыли, фокусы «эффективных» менеджеров в виде сокращений, оптимизаций, штрафов, увольнений и сопровождающей всё это текучки больше напоминают анекдот просто то, как сделать так, чтобы корова давала больше молока и меньше ела: меньше кормить и больше доить.

DevOps — это третий путь. Когда всем хорошо — сотрудникам, владельцам компании и клиентам. И коровам в корованах. Когда всем хорошо — это не только экологично и этично.

Это ещё и выгодно.

Хронические боли бизнеса a la House M.D. и атипичный викодин DevOps

Сроки никак не получается соблюдать, а вместе с ними растут бюджеты. Вроде бы продукт готов на 80-90%, но потом всё замирает на несколько месяцев. И топ-менеджмент задаёт на совещаниях извечные вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват?» и «Что делать?» Руководители подразделений делают большие глаза нашкодивших котов и тычут друг в друга пальцами. Все виноваты, а значит никто не виноват. Просто потому что занимались перекидыванием свиньи через забор, а не DevOps.

Как часто вы такое слышите?

Клиенты сообщают раз за разом «А у вас ус отклеился» — и в разнообразных экспрессивных выражениях рассказывают техподдержке о новых найденных ошибках и чудесным образом появившихся граблях после обновления. Зачем тестировать и мониторить проект, когда есть целый отряд бета-тестеров — родные клиенты? В благодарность за это клиенты уходят к конкурентам, даже рукой на прощание не машут.

Чтобы обойти конкурентов, первыми выкатить на рынок новый продукт, оправдать ожидания аудитории, работаем не как надо, а как придется — и количество ошибок растёт в геометрической прогрессии. А затем рекламные бюджеты уходят на затейливые объяснения, что всё это фичи, а не баги.

Незаменимый сотрудник, на котором всё держалось, понял, что всё тщета и тлен — и уехал в ашрам в Индию, поменяв номер телефона, причёску, цвет волос, пол и профессию. И теперь никто не знает, как запустить релиз без отключения сервиса, да и просто запустить релиз — потому что страшно, что он там творчески натворил, о чём не рассказал, и как вообще у него всё это работало с помощью бубна, оленьих рогов, рыбьей шерсти и чертополоха.

Эффективный метод разработки (нет)

DevOps — эффективно убирает эти хронические боли без гидрокодона и опиатов. DevOps — это квинтэссенция автоматизации и стандартизации. Infrastructure as Code, разворачивание сред, поддержание единообразия — и продукт уже не зависит от индивидуального dev-окружения незаменимого разработчика и уникальных настроек администратора в базе данных. Меньше ошибок, больше успехов. Меньше ошибок, больше релизов, больше довольных клиентов — выше прибыль.

Без побочных эффектов и проблем с законом

Долгая прогулка Стивена Кинга и путь разработчика

Труд разработчика без DevOps напоминает бег с препятствиями, а ещё немного «Долгую прогулку» Стивена Кинга, с военными, автоматами и тремя предупреждениями за час. Чуть снизил скорость — предупреждение. Превысил скорость — споткнулся и упал.

А клиент избалован. Ему нужно всё, сразу и сейчас. Если ошибку не исправили за сутки, благодарный клиент уже благодарен вашему конкуренту, а с вами даже не попрощался. Утром идея, вечером код, утром выкатываем релиз — не успели, ваша проблема, рынок не ждёт.

И даже если релиз готов, это ещё ничего не значит. Разработчик отплясывает победный танец вокруг ноутбука, но приходится ждать администраторов, которые вручную создают тестовые среды, точно так же вручную разворачивают релиз. Кто говорил выкатить за сутки? А месяц не желаете?

А тут ещё специалист по информационной безопасности добавил энтропии. Пока он согласует доступы на серверы, проведёт ручной пентест, одобряет деплой на продакшн уже произошла тепловая смерть Вселенной.

...даже там, где вы их не ждете.

И вроде бы все работают от забора и до ужина, но на скорость появления релизов это никак не влияет.

DevOps позволяет выдавать релизы на гора по готовности хоть пять раз в день, без ошибок, даунтаймов и пламенных писем «осчастливленных багом» клиентов.

Не думай о секундах свысока…

Сколько стоит один час? Особенно, если у вас не интернет-магазин оригинальных швейцарских часов из Китая по 30 долларов, а социальная сеть, сервис по аренде квартир и бронированию номеров в отелях в рамках страны или даже всего мира, сервис хранилища данных, куда сбрасывают код, бизнес-информацию, аналитику и результаты работы сотни тысяч человек.

И вдруг сервер прилёг на этот самый час…

Три года назад GitLab потерял 300 ГБ базы данных из-за того, что системный администратор случайно удалил с основного сервера запросы на изменения документации и кода проектов - а бэкап остался только шестичасовой давности. В результате сервис лёг полностью. Представители компании так и не сообщили любопытной прессе, сколько они потеряли прибыли в результате такого форс-мажора.

В феврале 2018 года синхронно легли Facebook и Instagram. В 2019 году в марте Facebook повторил подвиг на несколько часов. Учитывая рекламную модель монетизации этих социальных сетей, вполне логично, что руководство старается обходить вопрос, сколько стоили компании эти простои, чтобы у инвесторов не начали шевелиться от ужаса волосы на всех выступающих частях тела. Когда в результате давно известной «дыры» в защите Facebook, были получены личные данные около 50 миллионов пользователей, в марте 2018 года всего за три дня Facebooк потеряла более 60 миллиардов долларов капитализации.

Владельцам бизнеса стоит уделить пару минут и подсчитать на калькуляторе или же озадачить аналитический отдел, сколько стоит час «полного молчания». После этого уже не возникает вопросов, нужен ли компании DevOps.

Слёрм DevOps — по-русски осмысленный и беспощадный

Внимание! Это неприкрытая реклама наших курсов по DevOps, которые пройдут 4-6 сентября в Санкт-Петербурге в конференц-зале Selectel.

  • Иван Круглов (Principal Developer в Booking.com)
  • Артём Галонский (CTO «БюроБюро»)
  • Эдуард Медведев (stackstorm.com)
  • Павел Селиванов (архитектор решения Southbridge)
  • Сергей Бондарев и Владимир Гурьянов (инженеры Southbridge)

Они расскажут то, чего нет в учебниках и мануалах, дадут практический опыт, покажут неочевидные решения, фичи, личные подходы и кейсы.

Программа:

Подход:

Мы не призываем идти именно к нам. Но рекомендуем повышать уровень технического развития.

0
1 комментарий
Igor V.

Статья не несет никакой пользы кроме подводки к рекламе курсов.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда