Честный опыт: что мне дал онлайн-акселератор профессора Брета Уотерса из Стэнфордского университета
Как из российского дизайн-агентства сделать цифровой продукт для рынка США за 8 недель
Привет, меня зовут Максим Шпаковский, я основатель направления продуктовых дизайн-спринтов Focus агентства Aventica. В этой статье я поделюсь своим опытом прохождения онлайн-акселератора The 4thly Accelerator. Мне кажется, мой рассказ будет полезен не только для начинающих стартапов, но и для таких компаний как мы, которые оказывают профессиональные услуги (консалтинг, дизайн, брендинг, юристы и тд.) и хотят на базе своей экспертизы построить масштабируемый цифровой продукт.
Про попадание в акселератор
Про акселератор я узнал случайно. Увидел пост на фейсбуке у знакомого (Миша Гаврилов, привет!). Зацепила стоимость участия в акселераторе — $2 500. Для Стэнфорда считайте, благотворительность! Мне показалось, что это интересная возможность и я сразу подал заявку.
В заявке нужно было очень кратко и емко описать:
- Кто ты?
- Чем занимаешься?
- Какую проблему решаешь?
Cамым сложным для меня было в одном предложение уместистить описание проекта. Несколько раз пришлось переписывать и формулировать заново. В итоге получилось:
Focus — это платформа, которая помогает командам запустить любой цифровой продукт от идеи до тестирования прототипа с реальными клиентами всего за 2 недели.
В тот же день мне ответил Брет и предложил пообщаться. На интервью я подробнее описал свой профессиональный опыт и продуктовое видение. Брет рассказал про акселератор, ответил на мои вопросы. Через пару дней я получил письмо о приеме. Так как время окончания приема заявок подходило к концу, то весь процесс в моем случае занял меньше недели. В итоге из 51 кандидатов со всего мира отобрали 10 предпринимателей.
Как устроена программа акселератора
- Три раза в неделю встречаемся с участниками и командой Бреда на стендап-встречах. Кратко рассказываем над чем работаем, что планируем делать. Каждый участник акселератора готовит доклад на свою тему, делится экспертизой. Один из участников рассказывал о теории хаоса — у него проект связан с искусственным интеллектом, который помогает оптимизировать предклинические испытания медикаментов на рыбах. Кто-то рассказывал про то, как делать финансовые модели, про особенности вопросов защиты интеллектуальной собственности. Продолжительность таких встреч — 60 минут.
- Раз в неделю на этих групповых встречах (обычно в пт) проходят гостевые лекции. Выступают гости-спикеры из Долины или сам Бред. За программу к нам “заходили” крутые продакты из Facebook, люди с опытом работы в Apple и даже Rich Mironov - автор известной книги The Art of Product Management: Lessons from a Silicon Valley Innovator.
- Два раза в неделю встречаемся на персональных сессиях 1 на 1 с Бретом и с представителем его команды. Обсуждаем развитие проекта и барьеры, успехи, что не получается и где нужна помощь.
Продолжительность программы — восемь недель. За это время мы должны пройти восемь шагов. Например, шестым шагом было собрать стратегию работы с капиталом на основании проработанной финансовой модели -- как и с помощью каких инструментов мы планируем эффективно управлять финансами компании.
Вся работа строится через простенький сайт. Для каждого шага собраны дополнительные материалы, внешние ссылки, комментарии Брета. Выделены ключевые моменты, которым нужно уделить особое внимание.
В чем ценность акселератора
Главная возможность, которую дает акселератор — общение с экспертами один на один. Они работают с любыми запросам: дают консультации по технологическим моментам, ищут нужные контакты, помогают разобраться с экономической моделью. Команда акселератора под руководством Брета — это такой твой личный совет директоров на два месяца.
Мы обсуждаем не только бизнес-кейсы. Иногда персональные сессии превращаются в сеанс предпринимательской психотерапии и ты можешь получить положительную реакцию: “Да, ты думаешь о правильных вещах, здорово что у тебя такие ценности и бизнес-хватка”. Это взращивает веру в себя, собственные силы и помогает выдернуть из твоего стеклянного потолка локальных амбиций.
Ты погружаешься в поток бесконечных идей и возможностей. Идеи сами по себе очень мало стоят и это правда. В какой-то момент приходит осознания, что инвестируют в конкретных людей, предпринимателей, а не в идеи. 90% предпринимателей через год реализуют не тот продукт, с которым они приходили.
Как получить максимум из акселератора
- График персональных сессий каждый участник определяет самостоятельно. Я сразу договорился, что мне удобно иметь фиксированное время, как минимум два раза в неделю. Сессии один на один — это акт общения, в котором ты максимально развиваешься. Такую поддержку нельзя упускать.
- За двадцатилетнюю практику преподавания в Стэнфорде, Брет вывел собственный "золотой путь" для запуска технологического продукта. Нужно ответственно относиться к каждому шагу программы, хотя на старте некоторые шаги могут показаться тебе слишком простыми с высоты твоего опыта. Нужно отбросить снобизм и отрабатывать каждый шаг по-максимуму.
- Не надо стесняться (Ваня Дорн еще в 2012 это провозглашал!) просить познакомить, дать контакты, предоставить доступ к нужным площадкам. Я прошу, чтобы мне помогали находить правильных людей для интервью, тестов и гипотез, обсуждаю самые рискованные места в бизнес-модели, цифрах, гипотезах. Мы вместе с Бретом и его командой провели внутренний дизайн-спринт Focus, посвященный разработке прототипа платформы Focus.
- В онлайн формате сложнее выстраивать неформальные отношения с другими участниками акселератора. Но со временем получается установить полезные контакты. Этот потенциал нетворкинга нужно использовать, уже сейчас кто-то из участников акселератора хочет заказать у меня дизайн-спринт Focus, а кто-то предложил мне партнерство по выходу на рынок США. Да и просто с человеческой точки зрения все участники просто какие-то космически интересные люди.
Инсайты от других участников
Мне особенно запомнилась лекция одного из участников о том, как готовить питчи для инвесторов. Он серийный предприниматель и за последние пять лет сделал более ста питчей.
Интересное открытие — инвесторы часто просматривают питчи со смартфона, пока едут в транспорте, обедают, гуляют с детьми. Я попробовал сделать питчи в вертикальной ориентации, специально заточенные под просмотр на мобильном телефоне.
Еще одни крутой пример успешной истории — питч-аккаунт в инстаграме с презентацией в формате сториз. Просто присылаешь ссылку на аккаунт инвесторам — и дальше они уже смотрят в удобное время.
Подготовка к демо-дню: как выступить и не облажаться
Готовиться к онлайн демо-дню гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. На выступление отводится не больше 3 минут, поэтому каждое предложение должно быть максимально конкретным, без воды. Нужно ёмко, доступно и не скучно рассказать о своём проекте потенциальным инвесторам: у нас их было больше 150 из 13 стран.
Вот несколько неочевидных советов, как хорошо выступить на демо-дне:
Снимите тестовое видео на оборудовании, которое вы будете использовать. Смотреть на себя — это уникальная форма пытки, но только так вы сможете увидеть свои ошибки и оценить обстановку. Обратите внимание на акустику в комнате.
Не используйте встроенный микрофон на телефоне / планшете / ноутбуке. Он улавливает не только то, что вы говорите, но и все, что происходит вокруг него. Все посторонние шумы будут записаны. Используйте наушники и гарнитуру, идеально использовать студийный микрофон.
Выбирайте однотонный, максимально "скучный" фон. Большое количество деталей и объектов интерьера будет отвлекать внимание аудитории.
- Не садитесь спиной к окну, иначе вместо вашего лица будет виден лишь зловещий темный силуэт. Самый яркий источник света должен находиться позади вашего компьютера.
- Если в процессе записи вам нужно передвигаться вместе с устройством, делайте это как можно медленнее. Представьте, что на вашем ноутбуке стоит стакан с водой.
Расположитесь на таком расстоянии от камеры, чтобы была видна не только ваша голова, но и плечи. Камера должна находиться на высоте вашей головы, в противном случае вы будете либо тотально доминировать и смотреть на слушателей сверху вниз, либо наоборот они будут смотреть на вас свысока.
Рефлексия после акселератора: вместо вывода
Если вы занимаетесь своим агентством не первый год, у вас замыливается взгляд и вы перестаете понимать, куда идёте, какие метрики для вас ключевые и как эффективно масштабировать бизнес. Аксель помог мне очень хорошо расставить приоритеты, обрасти правильным международным нетворком и укрепить веру в себя как предпринимателя, веру в то что я могу создавать интересные международные продукты.
Конечно, акселератор — это не панацея от болезней роста. Однако чем больше у вашего продукта доступа к внешнему опыту и правильному трекшену — тем больше ваш шанс на успех.
Интереснааа. Спасибо за статью!
Классная статья, спасибо!