{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Честный опыт: что мне дал онлайн-акселератор профессора Брета Уотерса из Стэнфордского университета

Как из российского дизайн-агентства сделать цифровой продукт для рынка США за 8 недель

Максим Шпаковский

Привет, меня зовут Максим Шпаковский, я основатель направления продуктовых дизайн-спринтов Focus агентства Aventica. В этой статье я поделюсь своим опытом прохождения онлайн-акселератора The 4thly Accelerator. Мне кажется, мой рассказ будет полезен не только для начинающих стартапов, но и для таких компаний как мы, которые оказывают профессиональные услуги (консалтинг, дизайн, брендинг, юристы и тд.) и хотят на базе своей экспертизы построить масштабируемый цифровой продукт.

Про попадание в акселератор

Про акселератор я узнал случайно. Увидел пост на фейсбуке у знакомого (Миша Гаврилов, привет!). Зацепила стоимость участия в акселераторе — $2 500. Для Стэнфорда считайте, благотворительность! Мне показалось, что это интересная возможность и я сразу подал заявку.

В заявке нужно было очень кратко и емко описать:

  • Кто ты?
  • Чем занимаешься?
  • Какую проблему решаешь?

Cамым сложным для меня было в одном предложение уместистить описание проекта. Несколько раз пришлось переписывать и формулировать заново. В итоге получилось:

Focus — это платформа, которая помогает командам запустить любой цифровой продукт от идеи до тестирования прототипа с реальными клиентами всего за 2 недели.

В тот же день мне ответил Брет и предложил пообщаться. На интервью я подробнее описал свой профессиональный опыт и продуктовое видение. Брет рассказал про акселератор, ответил на мои вопросы. Через пару дней я получил письмо о приеме. Так как время окончания приема заявок подходило к концу, то весь процесс в моем случае занял меньше недели. В итоге из 51 кандидатов со всего мира отобрали 10 предпринимателей.

Оффлайн формат акселерации в Долине демонстрирует свою нежизнеспособность в новых реалиях и мы теряем связь с самыми талантливыми предпринимателями по всему миру. Удаленная форма акселерации стирает географические границы и позволяет бОльшему числу предпринимателей вывести свой проект на качественно новый уровень без больших временных и денежных рисков. Ведь именно самым успешным сложно оставить свой текущий бизнес и семью на несколько месяцев, чтобы съездить в Штаты на программу.

Брет Уотерс, Создатель онлайн-акселератора The 4thly Accelerator

Как устроена программа акселератора

  • Три раза в неделю встречаемся с участниками и командой Бреда на стендап-встречах. Кратко рассказываем над чем работаем, что планируем делать. Каждый участник акселератора готовит доклад на свою тему, делится экспертизой. Один из участников рассказывал о теории хаоса — у него проект связан с искусственным интеллектом, который помогает оптимизировать предклинические испытания медикаментов на рыбах. Кто-то рассказывал про то, как делать финансовые модели, про особенности вопросов защиты интеллектуальной собственности. Продолжительность таких встреч — 60 минут.
  • Раз в неделю на этих групповых встречах (обычно в пт) проходят гостевые лекции. Выступают гости-спикеры из Долины или сам Бред. За программу к нам “заходили” крутые продакты из Facebook, люди с опытом работы в Apple и даже Rich Mironov - автор известной книги The Art of Product Management: Lessons from a Silicon Valley Innovator.
  • Два раза в неделю встречаемся на персональных сессиях 1 на 1 с Бретом и с представителем его команды. Обсуждаем развитие проекта и барьеры, успехи, что не получается и где нужна помощь.

Продолжительность программы — восемь недель. За это время мы должны пройти восемь шагов. Например, шестым шагом было собрать стратегию работы с капиталом на основании проработанной финансовой модели -- как и с помощью каких инструментов мы планируем эффективно управлять финансами компании.

Твой продукт — это дикое животное, которое выросло в заповеднике и пришло время отпустить его на волю. С каждым шагом ты лучше понимаешь, что нужно сделать и как сфокусироваться, чтобы он выжил в условиях дикой природы.

Вся работа строится через простенький сайт. Для каждого шага собраны дополнительные материалы, внешние ссылки, комментарии Брета. Выделены ключевые моменты, которым нужно уделить особое внимание.

В чем ценность акселератора

Главная возможность, которую дает акселератор — общение с экспертами один на один. Они работают с любыми запросам: дают консультации по технологическим моментам, ищут нужные контакты, помогают разобраться с экономической моделью. Команда акселератора под руководством Брета — это такой твой личный совет директоров на два месяца.

Мы обсуждаем не только бизнес-кейсы. Иногда персональные сессии превращаются в сеанс предпринимательской психотерапии и ты можешь получить положительную реакцию: “Да, ты думаешь о правильных вещах, здорово что у тебя такие ценности и бизнес-хватка”. Это взращивает веру в себя, собственные силы и помогает выдернуть из твоего стеклянного потолка локальных амбиций.

Ты погружаешься в поток бесконечных идей и возможностей. Идеи сами по себе очень мало стоят и это правда. В какой-то момент приходит осознания, что инвестируют в конкретных людей, предпринимателей, а не в идеи. 90% предпринимателей через год реализуют не тот продукт, с которым они приходили.

90% предпринимателей через год реализуют не тот проект, с которым они пришли в акселератор.

Как получить максимум из акселератора

  • График персональных сессий каждый участник определяет самостоятельно. Я сразу договорился, что мне удобно иметь фиксированное время, как минимум два раза в неделю. Сессии один на один — это акт общения, в котором ты максимально развиваешься. Такую поддержку нельзя упускать.
  • За двадцатилетнюю практику преподавания в Стэнфорде, Брет вывел собственный "золотой путь" для запуска технологического продукта. Нужно ответственно относиться к каждому шагу программы, хотя на старте некоторые шаги могут показаться тебе слишком простыми с высоты твоего опыта. Нужно отбросить снобизм и отрабатывать каждый шаг по-максимуму.
  • Не надо стесняться (Ваня Дорн еще в 2012 это провозглашал!) просить познакомить, дать контакты, предоставить доступ к нужным площадкам. Я прошу, чтобы мне помогали находить правильных людей для интервью, тестов и гипотез, обсуждаю самые рискованные места в бизнес-модели, цифрах, гипотезах. Мы вместе с Бретом и его командой провели внутренний дизайн-спринт Focus, посвященный разработке прототипа платформы Focus.
  • В онлайн формате сложнее выстраивать неформальные отношения с другими участниками акселератора. Но со временем получается установить полезные контакты. Этот потенциал нетворкинга нужно использовать, уже сейчас кто-то из участников акселератора хочет заказать у меня дизайн-спринт Focus, а кто-то предложил мне партнерство по выходу на рынок США. Да и просто с человеческой точки зрения все участники просто какие-то космически интересные люди.

Нетворкинг строится очень естественным образом. Без надуманных коммьюнити-мероприятий, ты завязываешь контакты с теми, кому действительно интересен твой продукт и ты как человек.

Инсайты от других участников

Мне особенно запомнилась лекция одного из участников о том, как готовить питчи для инвесторов. Он серийный предприниматель и за последние пять лет сделал более ста питчей.

Интересное открытие — инвесторы часто просматривают питчи со смартфона, пока едут в транспорте, обедают, гуляют с детьми. Я попробовал сделать питчи в вертикальной ориентации, специально заточенные под просмотр на мобильном телефоне.

Еще одни крутой пример успешной истории — питч-аккаунт в инстаграме с презентацией в формате сториз. Просто присылаешь ссылку на аккаунт инвесторам — и дальше они уже смотрят в удобное время.

Любая информация, которую вы отправляете в питче, сразу будет зашерена другим инвесторам и даже вашим конкурентам. Это искусство — заинтересовать презентацией, но не раскрыть всех своих карт.

Подготовка к демо-дню: как выступить и не облажаться

Готовиться к онлайн демо-дню гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. На выступление отводится не больше 3 минут, поэтому каждое предложение должно быть максимально конкретным, без воды. Нужно ёмко, доступно и не скучно рассказать о своём проекте потенциальным инвесторам: у нас их было больше 150 из 13 стран.

Вот несколько неочевидных советов, как хорошо выступить на демо-дне:

  • Снимите тестовое видео на оборудовании, которое вы будете использовать. Смотреть на себя — это уникальная форма пытки, но только так вы сможете увидеть свои ошибки и оценить обстановку. Обратите внимание на акустику в комнате.

  • Не используйте встроенный микрофон на телефоне / планшете / ноутбуке. Он улавливает не только то, что вы говорите, но и все, что происходит вокруг него. Все посторонние шумы будут записаны. Используйте наушники и гарнитуру, идеально использовать студийный микрофон.

  • Выбирайте однотонный, максимально "скучный" фон. Большое количество деталей и объектов интерьера будет отвлекать внимание аудитории.

  • Не садитесь спиной к окну, иначе вместо вашего лица будет виден лишь зловещий темный силуэт. Самый яркий источник света должен находиться позади вашего компьютера.
  • Если в процессе записи вам нужно передвигаться вместе с устройством, делайте это как можно медленнее. Представьте, что на вашем ноутбуке стоит стакан с водой.
  • Расположитесь на таком расстоянии от камеры, чтобы была видна не только ваша голова, но и плечи. Камера должна находиться на высоте вашей головы, в противном случае вы будете либо тотально доминировать и смотреть на слушателей сверху вниз, либо наоборот они будут смотреть на вас свысока.

Рефлексия после акселератора: вместо вывода

Если вы занимаетесь своим агентством не первый год, у вас замыливается взгляд и вы перестаете понимать, куда идёте, какие метрики для вас ключевые и как эффективно масштабировать бизнес. Аксель помог мне очень хорошо расставить приоритеты, обрасти правильным международным нетворком и укрепить веру в себя как предпринимателя, веру в то что я могу создавать интересные международные продукты.

Конечно, акселератор — это не панацея от болезней роста. Однако чем больше у вашего продукта доступа к внешнему опыту и правильному трекшену — тем больше ваш шанс на успех.

0
2 комментария
Лиля Лучик

Интереснааа. Спасибо за статью! 

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Алыев

Классная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда