Появился проект определения «просветительской деятельности» — туда попали лектории, презентации, онлайн-контент и другое Статьи редакции
Возможно, чтобы прочесть лекцию или поделиться знаниями в интернете нужно будет иметь не менее двух лет стажа и заключить договор на оказание услуг.
На сайте правительства опубликован проект постановления, в котором указаны конкретные формы просветительской деятельности и требования к тем, кто её оказывает.
Если его примут без изменений, под определение попадают не только семинары и мастер-классы, но и презентации, лектории, а также тексты, аудио и видео в интернете и «иные формы».
Физлицам нужно будет иметь не менее двух лет стажа, а юрлицам — не иметь долгов по налогам и не находиться в статусе иноагента.
Что постановление относит к просветительской деятельности
Организацию презентаций и лекториев.
Проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов и дискуссий.
- Размещение или распространение печатной продукции, в том числе, в интернете.
- Размещение или распространение видео- и аудиоматериалов, в том числе, в интернете.
- Создание просветительских интернет-порталов.
- Иные формы, «обеспечивающие достижение целей просветительской деятельности».
Кто может заниматься просветительской деятельностью
Для занятий просветительской деятельностью нужно заключить договор с учебным или культурным учреждением. Деятельность могут оказывать:
- Физлица — не судимые совершеннолетние, со стажем не менее двух лет в «соответствующей направлениям просветительской деятельности» или принимавшие участие в общественно значимых инициативах.
- Юрлица — без долгов и статуса иностранного агента. На сайте юрлица нужно опубликовать данные о сотрудниках, кто будет заниматься просветительской деятельностью — они должны соответствовать требованиям к физлицам. Также нужно опубликовать все заключенные договора на оказание подобных услуг.
Проект находится на стадии общественного обсуждения — на сайте правительства можно прокомментировать его и внести предложения.
В марте 2021 года Госдума приняла поправки в закон «Об образовании», которые устанавливают контроль над просветительской деятельностью вне образовательных программ. Они должны вступить в силу 1 июня 2021 года.
Представители науки, культуры и образования раскритиковали законопроект за размытое определение просветительской деятельности:
- Против законопроекта выступал президиум Российской академии наук, который утверждал, что он затормозит популяризацию науки и сократит международные научные связи.
- Газета «Троицкий вариант — Наука» опубликовала декларацию учёных и популяризаторов науки, собравшую уже более 1700 подписей. Авторы обращения потребовали отозвать законопроект и заявили, что не будут выполнять его требования в случае принятия.
- Colta.ru опубликовала заявление руководителей 17 просветительских проектов с требованием отозвать поправки. Среди них — главный редактор просветительского проекта Arzamas Филипп Дзядко, сооснователь N+1 Андрей Коняев, основатель «ПостНауки» Ивар Максутов и руководитель образовательного проекта «Полка» Юрий Сапрыкин.
Опрошенные vc.ru предприниматели и создатели проектов в сфере онлайн-образования также рассказали, что поправки Госдумы могут затормозить развитие рынка образования.
Они ожидают, что первыми, скорее всего, пострадают общественные и политические организации, но есть риск и для бизнеса: «прилететь» же может за что угодно, и есть угроза, что разовьётся самоцензура.
Вообще комментарии под данным постом показывают, что у нас не столько с просвещением беда, сколько с образованием вообще. Например, комментаторы не удосужились прочитать две странички А4 с текстом правок, но сразу же бросились кричать и шуметь, что "всё пропало".
А между тем в правках рассматривается просветительская деятельность, совершаемая на основании, впрочем, читаем оригинал:
"Просветительская деятельность осуществляется в соответствии
с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основании договоров об оказании услуг, заключенных субъектами осуществления просветительской деятельности с организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры (далее – Договор)."
То есть в данном случае регулируется вопрос не косноязычного блеяния на ютубе и или в эппл-подкастах, а конкретные товарно-денежные отношения.
Вторая сторона товарно-денежных отношений - это осваивание государственных денег на "просветительскую деятельность", по сути выступления приглашённых лекторов. \
Таким образом, если ранее ничем не регулировалось приглашение лектора, организатора круглого стола и прочая-прочая-прочая, можно было хоть таджика с казанского вокзала пригласить для этого, то теперь вопрос хотят отрегулировать.
Вся же онлайн-деятельность с развлекательной говорильней остаётся также на совести онлайн-деятелей.
Из вышесказанного следует неутешительный вывод, что у нас главная проблема всё ещё образование на каких-то базовых уровнях.
А может вы хоть тогда объясните, зачем это всё вообще регулировать? Лично мне почти фиолетово, что там напишут. Меня сам факт появления такого закона вместе с его подзаконниками оскорбляет.
А, ну тут очень просто. Уже сейчас в рамках тренда на интеграцию науки, образования и производства ("как заставить коммерческие компании участвовать в образовании и науке?") дают денег в том числе на организацию всяких воркшопов, лекций и прочего.
Например, в какой-нибудь кванториум приглашают специалиста по атомной энергетике, рассказать детям про мирный атом.
Понятно, что с ростом популярности темы "просвещения", такое будет сплошь и рядом, а значит нужно заранее обозначить границы. Банально, чтобы лекцию по атомной энергетике прочитал специалист соответствующего профиля из, скажем, РОСАТОМа, а не племянник директора кванториума, и уж тем более не преподаватель теологии из турецкого лицея города Казани.
Есть куча энтузиастов без специального образования, которые занимается научно-популяризаторской деятельностью куда лучше многих академиков. Зачем их понадобилось запрещать? С чего такая необходимость возникла сейчас? Что за шпиономания с «пропагандистскими мероприятиями, поддерживаемые из-за рубежа»? Ни одного внятного обоснования нет. А единственное логичное объяснение заключается в том, чтобы не давать выступать критикам правительства на фоне падающих рейтингов.
Насколько я понял из текста закона он регулирует только и ровно следующее:
- если организация образования и науки зовет кого-то провести лекторий (или иную просветительскую деятелтность по списку из закона) вне образовательных программ, то она отвечает за то, что этот человек (или организация) должен обладать квалификацией, не иметь судимости/долгов и тп. И организация должна контролировать, чтобы просветитель не разжигал ненависть в своем выступлении и тп.
Те этот закон не говорит, что вообще все познавательные материалы должны теперь выходить только по договорам с образовательными учреждениями.
«Должны следить» = «запретить». Потому что проще «не пускать», чем нести ответственность в случае чего. И никуда не делся вопрос: зачем?
Они следят не вообще за всеми мероприятиями, а за теми которые проходят у них по договорам вне образовательных программ.
Ну те позвали они человека вне учебного курса прочитать лекцию. Закон говорит, что они должны подтвердить квалификацию этого человека и отвечать, что он не будет разжигать ненависть и условно говорить про «надо срочно забрать у рф крым и на баррикадах снести режим!»
Закон касается именно образовательных организаций. Он никак не ограничивает ваше право сделать мамтер-класс или выложить лекцию на ютуб, если вы не делаете это по договору со школой или вузом.
Ещё раз: зачем? С чего возникла необходимость? Вы когда-то слышали о таких прецедентах? Ни на один вопрос не ответили, накатали отписку в стиле чиновников о том, что и так известно.