{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему мы должны забыть советскую школу + 3 мифа об образовании в СССР, в которые до сих пор верят

Давайте начистоту. Классическая система школьного образования в советское время была предназначена для того, чтобы сделать из людей хороших работников заводов.

Четкое расписание уроков, одна программа, ориентированная на среднего ученика, строжайшая дисциплина и школьный звонок, который со временем превратится в тот, что будет напоминать о начале рабочей смены.

Дети СССР должны были получить знания, чтобы в будущем использовать их на благо промышленного развития. Школа с этой задачей прекрасно справлялась, только вот проблема ­­­­­­– цель стала неактуальной еще десятилетия назад…

Заводы работают и сейчас, но экономика и рынок труда давно изменились: ценятся те специалисты, которые умеют оригинально мыслить, решать нетипичные задачи, быстро обучаться новому и мыслить критически.

В современном мире детям, которые учились, вписывая цифры в клеточки и заучивая стихи Есенина, приходится трудно.

3 главных мифа о советском образовании

Уже предвидим комментарии о том, что мы не правы, советское образование считалось лучшим в мире, учителя были талантливые и добрые, а дети намного умнее тех, что выходят из современных школ.

Обычно о школах СССР даже говорят с улыбкой на лице, начиная со слов «А вот в наше время…» или «Ох, а вот в моей школе, помню…» Но увы, у мозга есть замечательное свойство – выкидывать из памяти все неприятные события, оставляя теплые и яркие воспоминания.

Так давайте же вспомним о другом…

Миф 1. Школа была добрее

Вот интересно, почему ни одна бабушка/мама/тетя не расскажет о школе со словами:

  • Эх, а вот в моей школе могли задержать после уроков на 2 часа и заставить делать работу над ошибками!
  • Эх, а вот в моей школе от учителя по математике можно было словить указкой по спине!
  • Эх, а вот в моей школе завуч мог отправить домой в -20, когда ты пришел без сменки!
  • Эх, а вот в моей школе (уж простите!) не было сидушек на унитазах!

Это забывается, друзья. Не было там так сладко, как об этом рассказывают.

И девчонок заставляли тушь с ресниц смывать при всех, и с уроков выгоняли, выбрасывая вещи в коридор. Некоторые учителя позволяли себе оскорбить ученика. И сделать ничего было нельзя - боялись. Учитель всегда прав. Ах да, звонок тоже всегда для него.

«Я ненавидела школу. Особенно 27 в г. Тюмени. Меня гнобили и унижали учителя. Не все. Но и не одна. Учительница по английскому один раз подвела меня к раковине в столовой и начала умывать, думая, что мои черные от природы ресницы и брови я накрасила. Один раз она сказала мне, что я выгляжу, как «бл*дь», за то, что я пришла в длинном, черном, закрытом платье в пол, у которого был разрез до колена» (с) Алена Водонаева

Миф №2 Советская школа была лучшей в мире

Говорят, якобы советская школьная программа заимствована в Российской Империи, в ее лучших учебных заведениях. Например, в царскосельском лицее.

Так вот, это все полная чушь.

Конечно, где-то до середины 1920-х годов, может, так и было, ведь страна все еще жила отголосками октябрьского переворота и гражданской войны. Но с 1930-х годов система образования была полностью преобразована: из школ и вузов полностью убрали те предметы, которые хоть как-то стимулировали учеников мыслить самостоятельно: античная философия, настоящая всемирная история, логика, политические и юридические науки.

Так что сказки о лучшем образовании должны быть забытыми. Причем с 1930 годов…

Советская школа всегда была местом не особо свободным, где учителя обладали почти абсолютными правами, а за детьми закреплялось одно право – подчиняться.

Миф №3 Выпускники советских школ были умнее

Нуууу….как вам сказать.

Программа средней школы представляла собой один и тот же набор предметов, в котором не учитывались ни способности, ни интересы ребят.

Часто случалось, что для одаренных детей планка была слишком низкой, им было скучно на уроках. А вот ребята послабее с нагрузкой справиться не могли.

«А как тогда получилось, что именно советские люди изобрели космическую ракету и успешно вели разработки в атомной отрасли?», - спросите вы.

Все разработки, прославившие СССР, результаты ученых еще с тем самым дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев не учились в советской школе.

Ну и не будем отрицать, что качество образования оценивалась умением прокормить свою семью в будущем . Мол, сейчас студенты выпускаются, а на работу устроиться не могут.

Только забывают люди про одну мелочь: бОльшая часть зарплат в стране была уравнена без учета формирования добавленной стоимости в продукте.

Да и насчет эрудированности тоже можно поспорить. Вспомнить только как 90-е страна массово ставила заряжать воду к экранам телевизоров, где вещал Кашпировский. Но не только физика в то время была забыта, математика с историей тоже, ведь позже все понесли свои ваучеры в МММ…

Почему сейчас все-таки лучше

Да потому что сейчас явно прослеживается исчезновение тоталитаризма в образовании. Да, дела идут медленно, но положительная динамика есть.

Полное господство педагогического чиновничества в жизни школьников постепенно уходит. Это факт.

Ученики получили возможность проявлять себя, они более открыты и учатся отстаивать свое мнение. Да и учителя сейчас более свободны в своих действиях, могут отклоняться от образовательной программы, обучая детей тому, что действительно им интересно.

Но если раньше авторитет педагога не подвергался сомнению, то сейчас это человек, оказывающий образовательную услугу, и уважение ему приходится завоевывать. Но разве это плохо?

Как бы то ни было, прежние стандарты неприменимы к современным детям, к ним нужен иной подход, и учителям необходимо подстроиться. Давайте признаем, что нынешние ученики выросли из старой системы.

Но только почему этот факт так долго игнорируется?

P.S. Наш Telegram-канал об онлайн-образовании - https://t.me/ed_digital

0
415 комментариев
Написать комментарий...
Василий Ганьжин

Какая субъективная, неадекватная оценка и советской школы, и ныне, при демократии. Да ещё с пафосом. Не мнение, а фактически пропаганда.
Что сказать о современной школе? "сейчас явно прослеживается исчезновение тоталитаризма в образовании... Ученики получили возможность проявлять себя, они более открыты и учатся отстаивать свое мнение." На деле, именно из-за свёртывания дисциплины, из-за отсутствия государственной политики в отношении учеников - процветает вакханалия попустительства к хулиганам и дебоширам. Вы считаете, что "ученики получили проявлять себя" ? Что Вы под этим подразумеваете? На практике это проявление себя выливается в подавляющий шум на уроке. Но! Мало того. Это проявление выливается в вечные игрища. Плюются шариками в трубочки или постоянно "сидят" в интернете на своих гаджетах. Разговаривают о своём, не относящимся к уроку или курят, едят, гогочут. А те дети, которые желают учиться и хотели бы слушать урок, эти дети физически не могут расслышать учителя из-за несмолкаемого гула от, по меньшей мере, пол-класса.
Именно эти дети могли бы проявить себя и самостоятельно, и творчески, если бы была создана для них обстановка обучения. Простого процесса, где учитель рассказывает и ученики внимают.
Моё мнение, что принцип исключения дебоширов из школы - не применяется, да и, вообще, подавляется.
В советской школе дети могли - подлинно - мыслить самостоятельно, именно потому что "Советская школа всегда была местом не особо свободным, где учителя обладали почти абсолютными правами, а за детьми закреплялось одно право – подчиняться." Именно в этих условиях на уроках литературы, истории, да и на уроках химии, физики, биологии - дети высказывали свои мысли, духовно переваривали тему уроков. А подчиняться? Почему это звучит в ваших устах в качестве абсолютно негативного?
Хотел бы я посмотреть на Вас, если бы вы малого ребёнка пустили на произвол судьбы в условиях проезжей части улицы. Нормальная мама бережёт своего ребёнка и будет контролировать, а то и за руку держать малыша, чтобы он не попал под машину. И здесь подчинение ребёнка не только уместно, но и необходимо.
Далее, автор приводит воспоминание "Один раз она (учительница) сказала мне, что я выгляжу, как «бл*дь», за то, что я пришла в длинном, черном, закрытом платье в пол, у которого был разрез до колена»
Смею Вас заверить, что здесь в интернете постоянно мне приходят приглашения на интернет сайты проституток. Действительно, они выглядят привлекательно. Молодые, стройные и голые. Но!
Начинать свою жизнь, карьеру, социализацию наконец, - с предъявления своего тела, с отчуждения его за деньги. Это - пагубно. Я не говорю уж о здоровье конкретной девушки, перспектив её мочеполовой системы. Я хочу обратить внимание на то, сможет ли она создать свою семью, долгие годы жизни, чувство собственного достоинства, наконец. Или - её будущая перспектива - это судьба сгоревшей алкоголички?
И если учительница советского времени боролось с подобной перспективой, боролась за судьбу этой девушки. То нынешняя - с предоставлением образовательной услуги - система школьного образования предназначена для того, чтобы сделать из людей
бл*дей" ?

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Что? Вакханалии и дебоширы — это не компетенция школы. А скорее правоохранительных и органов опеки.

А вот создание условий обучения — это задача школы. Только для этого надо платить учителям лучше и не распихивать куча народу в классы.

Это в каком месте советские школы были свободные? Правильно там так, как сказал учитель, «Катаев думал совсем о другом». Только если с учителем повезло. Но многих базовых предметов как не было, так и нет до сих пор. От базовых политических понятий (не пересказ телевизора же), до банальной финансовой грамотности (из-за чего многие в 90-е погорели, хотя могли бы и не потерять почти всё).

Про психологическое насилие над учениками и не говорю, вижу, что тут бесполезно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Карпов

Ага. Кстати, что в стране оказывается существует КОНСТИТУЦИЯ, наш класс узнал почему то после развала совка. И то это были какие то факультативные занятия...

Ответить
Развернуть ветку
412 комментариев
Раскрывать всегда