Высшее образование в IT
Читая статьи про высшее образование в IT, я часто вижу, как авторы доносят идею о его необязательности. С этим можно частично согласиться. Но недавно я начал встречать статьи, где автор утверждает об обесценивании высшего образования в IT. Честно говоря, мимо такого я уже пройти не смог. К примеру, вот из недавнего - https://habr.com/ru/companyheadzio/blog/596641/
Сейчас я старший преподаватель на мат-мехе СПбГУ, до этого преподавал на мат-мехе УрГУ (сейчас ИЕНиМ УрФУ) и еще немного на РТФ УПИ (сейчас ИРИТ-РТФ), а еще участвовал в разработке многих курсов. Думаю, мне есть, что сказать по теме высшего образования в IT.
Задроты-самоучки
Сколько себя помню, в IT всегда были задроты-самоучки -- это люди, которые в какой-то момент зафанатели от IT и начали их жадно изучать. При этом сами либо не смогли поступить на IT-факультет, либо уже обучались на другом, не связанном с IT.
Информация для самостоятельного изучения была всегда. Книги Кнута, Страуструпа, Таненбаума и многих других. Форумы, электронные журналы и IRC-каналы (сейчас это видеоуроки на youtube и telegram-каналы) всегда помогали в получении новых полезных знаний.
Поэтому если вам кажется, что в IT стало очень много людей без высшего образования, то вы ошибаетесь. Такие люди были и будут всегда. IT - удивительный мир, а чтобы начать его изучать, вам нужен только компьютер и доступ в сеть.
Онлайн-школы (курсы)
Так как запрос на самостоятельное и дополнительное образование были всегда, то появление онлайн-школ и даже онлайн-факультетов -- это естественный процесс. Такие площадки сильно помогают в освоении нужной информации. Намного лучше (качественнее и быстрее) изучать технологию под присмотром опытного преподавателя, чем ковыряться самому и собирать все шишки.
Благодаря таким школам самоучки могут быстрее устроиться на первую работу. А их уровень будет выше, чем если бы они учили все самостоятельно. В общем, win-win.
Можно ли хорошо зарабатывать в IT без высшего образования?
Конечно, я сам видел многих хороших разработчиков и других специалистов на высоких позициях без высшего образования в IT.
Приведу пример роста разработчика до высокой позиции без высшего образования. Такое развитие я наблюдал несколько раз. Не хочу утверждать, что так у всех. Это всего лишь один из вариантов.
- Вначале человек увлекается какой-то технологией, например, разработкой приложений под Android. И начинает читать форумы, смотреть уроки и что-то пробовать самостоятельно.
- Через некоторое время устраивается на первую работу в виде стажера. Работает почти за еду, но главное, что рядом профессионалы, и он с пристрастием учится всему, что они ему дают.
- Через год или даже раньше переходит на позицию джуниор Android- разработчика. К этому моменту он уже знаком с технологическим стеком в команде, знает процессы разработки и может выполнять простые задачи из трекера. Где-то тут (чуть раньше или позже) он оканчивает/бросает свой непрофильный факультет, понимает, что разработка под Android будет его основным ремеслом, и принимается изучать эту тему еще активнее.
- Еще через 1-3 года переходит на должность мидла. К этому моменту он уже ориентируется в стеке технологий как рыба в воде, отлично знает проект, хорошо справляется с задачами и может даже быть наставником у джунов. На этом этапе он уже получает достаточно хорошо и чувствует себя прекрасно.
- А дальше в зависимости от амбиций и упорства, достигает уровня синьора с соответствующей зарплатой.
- Дальнейшее развитие, как правило, происходит не вглубь, а вширь. Он начинает расширять свой кругозор: изучает новые технологии, платформы и так далее.
И такой путь возможен не только в Android-разработке, а почти для всех узких специалистов: iOS-разработчик, бэкенд на Django, бэкенд на Ruby-on-Rails, тестировщик и так далее.
Так в чем тогда проблема отсутствия высшего образования в IT?
Есть огромное число задач, где недостаточно знания 1-2 технологий и часто требуется, как говорят в вузе, “кругозор” и “база”.
Например, вы пишете Android-приложение для ведения учета лесовозов. Заказчик просит простой функционал: возможности фотографировать лесовозы и вбивать к ним различные значения (сколько бревен повез, когда выехал и т.д). Просто Android-приложение, никакого сервера, так как склад с лесом часто находится вне зоны доступа сети. Вы делаете такое приложение, и все ок. Через время снова приходит заказчик и говорит: “Надоело самому считать бревна в лесовозе, можешь добавить автоматическое распознавание по фотографии?”
Разработчик, который ничего кроме Java/Kotlin и Android в своей жизни толком не видел, будет решать эту задачу в несколько раз дольше, чем похожий специалист, но из вуза. Просто потому что ему придется въезжать с нуля в новую тему.
Помимо этого, без хорошей базы вам будет очень тяжело заниматься системным программированием или решать системные задачи:
- разработка компиляторов и сред разработки
- разработка ОС, драйверов и сетевых протоколов
- разработка новых языков программирования
- оптимизация программ (профилирование, инструментирование)
- верификация программ и алгоритмов
- создание оптимизированных библиотек по типу MKL от Intel
- разработка браузеров
- разработка различных библиотек (например NumPy)
- написание своей Матрицы
- и т.д.
Если этого мало, то почитайте статью: “Как мы отказались от JPEG, JSON, TCP и ускорили ВКонтакте в два раза” (https://habr.com/ru/company/vk/blog/594633/), оцените масштаб и скажите, какой онлайн-курс или онлайн-факультет нужно закончить или в каком направлении начинать развиваться, чтобы заниматься на работе чем-то похожим? Очевидно, что у руководителя этой разработки широкий кругозор, отличные познания в компьютерных сетях и культуре исследований.
Олимпиадники и задроты с высшим образованием
Ну а теперь представьте себе человека, который не только увлекся IT, но еще и поступил на нужный факультет нужного вуза. Через 4-6 лет из просто талантливого абитуриента получается, как мы говорим, "звезда".
Например, благодаря таким вот звездам появился ВК (https://vc.ru/social/7006-genius-programmers). Даже сам Цукерберг отмечал в интервью, что Facebook не удалось захватить рынок СНГ из-за того, что команда Вконтакте не просто быстро копировала все фишки Facebook, но еще успевала добавлять свои.
Не все вузы одинаково полезны
Я могу допустить, что в некоторых вузах и на некоторых специальностях не всегда читаются актуальные курсы. Важно понимать, что вуз вузу рознь. Общее правило: старайтесь попасть в вуз с более высоким рейтингом, его берут не с потолка.
То, как выбирать вуз для обучения в IT и на что обращать внимание -- это тема отдельных статей. В паре абзацев этого не описать.
Выводы
- Можно ли хорошо зарабатывать в IT без высшего образования? Да, если вы кайфуете от этой деятельности и постоянно развиваетесь.
- Если есть возможность поступления в вуз на IT-специальность, я рекомендую поступать. Та база, кругозор и культура, которую вы там получите, будут вам служить верой и правдой долгое время.
- Очевидно, что вуз вузу рознь.
- Есть ли разница между IT-специалистом с высшим образованием и без? Как небо и земля.
- И все вышесказанное относится только к промышленному программированию!
Комментарий недоступен
Я согласен и тоже об этом написал, не все вузы одинаковы полезны. Рекомендую смотреть на рейтинги, перед поступлением. Но не надо думать, что все вузы проблемные. Есть вузы в РФ с топовым уровнем IT-образования (СПбГУ, ИТМО, СПбГУТ, ВШЭ, УрФУ и может еще).
"Вот весь вопрос, разница между отсутствием образование и каким образованием и где?"
Думаю я могу с уверенностью сказать, что образование в перечисленных выше вузах в несколько раз лучше, чем самообразование)
Комментарий недоступен
Иван, я вот даже не могу понять, в чем смысл вашего комментария?
1. Я выдвинул тезис, что в РФ можно получить топовое it-образование в вузе. Вы не согласны с этим?
2. Я не старался сделать обзор it-образования в РФ, не проводил исследований в универах и не претендую на широту. Даже не могу представить, зачем мне широта в этом вопросе.
3. Я упрекнул статью на хабре в том, что они пишут об обесценивании высшего it-образования в РФ. И я лично вам в комментарии перечислил вузы где это сильно не так. Вы не согласны?
Ну и на закуску,
"Т.е. лучше поступать в топовые вузы (5 штук) или не поступать вобще?" - вот зачем вы искажаете мои слова?) Я нигде не говорил про то, что топовых вузов всего 5 и уж тем более не говорил о том, что поступать нужно либо в эти 5 или никуда. И даже не намекал про это. Ну серьезно, что за чепуха)
Комментарий недоступен
Хорошо)
Давайте по порядку:
1. В приведенной мной статье выдвигается тезис об обесценивании высшего образования в IT. С чем я не согласен. Чтобы его оспорить достаточно привести в пример нескольких вузов, где это не так. Я уверен, в УрФУ, СПбГУ, МГУ, ВШЭ и ИТМО точно не так. Другими словами, я знаю вузы в нашей стране, где этот тезис точно не работает.
А теперь, пожалуйста, обратите внимание, что я не утверждаю что таких вузов всего 5. Я не знаю сколько их, может 10, может быть 25, 50 или даже все. Я не знаю, так как не занимался таким исследованием. Но их точно как минимум 5)
Таким образом я заявляю, что тезис про обесценивание образования неверный и мне нет смысла пытаться широко смотреть на проблему.
Кстати, автор той статьи тоже не проводил исследований про качество образования в IT. Если почитать внимательно, то там автор пытает донести мысль, что в IT можно без высшего образования. С чем я согласен)
2. "Окей, вот образование в N топ ВУЗов страны имеет ценность, а с остальными что делать? "
Честно, я не знаю сколько вузов в РФ где можно получить хорошее образование в IT. Без шуток. Я физически знаю не про все вузы. И знаете что самое смешное, если попробовать сказать где плохо преподают IT, да так, что лучше туда не поступать, то я не смогу сказать.
Вы лично знаете такой?)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Ну как это я отрицаю процесс самообразования?! Вторая, третья и четвертая часть посвящена этому. Более того, я пишу "Поэтому если вам кажется, что в IT стало очень много людей без высшего образования, то вы ошибаетесь. Такие люди были и будут всегда."
Ну а если говорить про обесценивание, хочется посмотреть на пример такого вуза. Чтобы как-то предметно об этом говорить.
Комментарий недоступен
Я не поднимал никакого вопроса, скорее я опровергал тезис, что высшее образование в IT обесценилось. И описывал свой личный опыт.
Вообще ничего не говорил про компьютерное зрение) Может с ним нужно решать эту задачу, может без, хз. Не в этом цель. Пример нужен для демонстрации задачи, где знание 1-2 технологий недостаточно.
Не очень понял последний абзац, уточните пожалуйста, что вы имели ввиду? С радостью отвечу, но не врубаюсь в смысл.
Комментарий недоступен
Я согласен, что бизнесу все равно на диплом. Тут без вопросов! Бизнесу важен набор навыков и знаний. Если они есть - хорошо, если их нет - плохо, ищем дальше. Так что да, все верно. Но это ничего не значит. Если взять топовую IT-компаний, то окажется, что там подавляющее большенство сотрудников с профильным высшим образованием.
То, что топовых вузов мало, что туда сложно поступить и платные места дорогие - согласен на 100%. Хорошее образование всегда было сложно получить, что сейчас, что 100 лет назад.
Комментарий недоступен
Что вы подразумеваете под "система образования повернулась к человеку, а не наоборот" ? Больше мест в топовом вузе, больше вузов, больше хороших преподов или что? )
А второй абзац не понял. Начало понял, а последнее предложение из него нет. Можете уточнить?
Комментарий недоступен
Все это есть.
1. В топовых вузах есть бесплатные места, вот даже у нас в СПбГУ
2. Есть ЕГЭ, набирай баллы и хоть из урюпинска поступай в Московские вузы. Кстати говоря, много иногородних так поступает к нам.
Я не очень понимаю, как это не было возможности поступить. Набрал баллы по ЕГЭ и поступай. Во федеральных вузах есть бесплатные места. Не дотянул до топового вуза, поступай в просто хороший. В чем проблема?)
Комментарий недоступен
ЕГЭ позволяет любому ученику, с хорошими данными, поступить в отличный ВУЗ страны. Обучение бесплатное + общаги предоставляются иногородним.
А еще, в тему отбора, есть СУНЦы и другие спец. школы. Есть данные - поступай и учись там.
Понятно, что СПбГУ и другой вуз не может принять всех. Преподов где брать?)
Комментарий недоступен
Ваш довод о превосходстве ВО просто бред наркомана. Типа, создавшему приложение челу без вышки будет сложно работать с библиотекой компьютерного зрения, а чуваку с вышкой нет, так как им эти знания вместе с дипломом выдают чтоль?
Вуз может лишь подтверждать наличие базы не относящейся к программированию - математика, английский и т.д. ну а знания программирования последний школьник на Ютубе за один день объяснит лучше чем все информатики всех отечественных вузов за пять лет.
И в вузах учат писать только не поддерживаемый и не читаемый говнокод.
Комментарий недоступен
Судя по вашему комментарию очевидно, что у нас нет ни малейшего представления, что и как преподается в вузах. Зачем вы это пишите?)
Есть! Чувак зазубрил курс известной компании, получил сертификат и пошел преподавать. Практики ноль, сопряжения с реальность ноль, только раздутое эго. Научить такой может только реализации алгоритмов самым ужасным способом. Как правило вузовские преподы делают из сказочной айти темы нудные и понятные только им одним лекции. Может что-то и изменилось, но я в это не верю.
Какой курс, какой компании, в какой вуз и на какую кафедру он пошел преподавать, а?)
Какие преподаватели и из какого вуза делают нудные лекции?
Скажите хоть что-то конкретное плиз.
Ну вот лично вы п*ц нудный! Давай вам видити ли конкретику и статистику, буд-то бы сами закончили Хогвардс, а не засранный факультет засраной информатики или курсов преподавателей MS/IBM или что-то подобное. А вы преподаватель! И вот если вы в жизни такой занудный, то как вы можете создать благоприятную атмосферу в вузе? Вас нифига не задел ваш стремный конкретный пример из вашей статьи, но зато вы до воплей просите конкретики, которую я вам никогда не дам, потому что мне не хочется терять время на доказывания того, что вода жидкая. Если вы будите утверждать, что в российских вузах отличное айти образование, то я буду утверждать, что вы бредите. И на этом я буду настаивать пока не убежусь обраному воочию.
Нет и не может быть лучшего маркера тяжести кризиса "высшего" образования, чем реальное(?) и серьёзное(?) обсуждение вопроса, нужно ли высшее образование вообще. Причём не в какой нибудь "психологии", а в ИТ. Это как всерьёз обсуждать вопрос нужны ли например вилки, или хватит одних только ложек. Ведь это экономия металла, упрощение логистики и складского учёта. Экология опять же. Что дальше? Отказ от ложек в пользу еды руками? Что к слову будет логично, так как при таком движении разделение пищи на блюда исчезнет, и останется просто "еда". Правда при дальнейшем движении исчезнет и она. "Старший преподаватель на мат-мехе СПбГУ" всерьёз доказывающий (кому?) нужность высшего образования - профнепригоден. Социально дезориентирован, и общественно дезадаптирован. Он как английский колониальный офицер доказывающий папуасам необходимость перед едой мыть руки с мылом. Обознатушки социальной стратификации.