{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Пытались учить английский, но сдались на грамматике? Забейте на нее

Сэкономлю страждущим тонны нервных клеток и других ресурсов на том, что на начальных этапах можно смело пропускать. Кому можно? Когда можно? А когда все-таки не стоит? Про все подробно в этом материале.

Любовь Салихова 
Могу не просто объяснить, а сделать так, чтобы стало понятно

Ко мне за консультациями часто обращаются ребята со странной, выработанной еще со времен школы или универа установкой, и формулируют запрос примерно так: «Мне надо по работе, хочу уметь разговаривать и понимать коллег, уметь вести переписку, не тупить на стендапах и ретро, иногда делать презентации. Грамматику учить не буду, давайте без нее как-нибудь».

Предлагаю посмотреть, что с этим можно сделать.

Почему все так боятся этой грамматики

Короткий ответ на вопрос «почему» — негативный опыт в прошлом. В школе учительница была не слишком заинтересована в успехах учеников, не могла или не хотела приводить примеры, понятные в их мире, подстраиваться под запросы юных сознаний и адаптировать материал.

Лучшее, что там было — ребят просто окунали в чан с теорией из учебника Happy English, c табличками и заданиями «заполните пропуски в предложениях», со схемами и списком исключений, которые надо запомнить. И когда из класса 90% ничего не толком не поняли — ставили закрыв глаза кому 3, а кому надо даже 4 и ок, поехали дальше.

Так было не у каждого, но судя по всему у многих.

Когда можно смело забить на грамматику

Мой опыт с разными взрослыми люди, у которых мало времени, но я это ценю, сотни раз подтверждал тезис, что в любом деле — в том числе с английским — все должно быть по любви. Если иначе не получается, то просто забейте, не мучайте себя без крайней необходимости.

Этот принцип прекрасно работает и с грамматикой.

Если в контексте английского необходимо и достаточно уметь просто донести мысль как-нибудь, если устраивает вариант вроде «Я хотеть говорить вам что мой партнёр мочь опоздать в четверг на вечер», если цели связаны лишь с умением понимать тексты, видосы или материалы по работе, и вы точно знаете, что большего и не надо — забейте. Грамматику можно и не учить.

Ну правда. Перекинуться парой слов с официантом в Турции, поддержать пьяненький разговор в баре, спросить дорогу у прохожего в новой стране или с горем пополам ввести запросы в Гугл или chatGPT — справитесь и без грамматики.

Картинка, кажется, из Твиттера. Подпись «мой муж-иностранец учит кириллицу».

Сюда же, если у вас вообще нет сформулированных прикладных целей, а вы лишь хотите эстетствовать или вам просто нравится контекст и культура, но вдаваться в техническое устройство и понимать «как все работает» — не для вас. Про эстестов и другие категории студентов в образовании взрослых писала в другом материале, прочитайте, там наверняка есть и про вас ↗.

Но если планируете двигаться дальше, например, заводить трактор, использовать английский как инструмент рабочей коммуникации, как способ познания мира, свободного общения с кем угодно и где угодно — такого уровня будет маловато.

Знаю примеры, где ребят с околонулевой способностью к «живой» коммунникации, брали на работу в зарубежные IT или не IT-компании, но от греха подальше на брифинги и митинги не звали. Им было ок, потому что напрягаться на что-то дополнительно вне рабочих обязанностей ребята не хотели, а писать код у них прекрасно получалось и так.

Когда учить все-таки придется

Понел! 

Когда амбиции и потребности переехали на другой уровень. Когда хочется и свободно общаться в путешествиях, иметь неиллюзорные перспективы роста в карьере с зарплатой в твёрдой валюте, когда хочется понимать любой контент в оригинале и уметь не только потреблять информацию, но и создавать и передавать ее. Когда важно смочь помочь ребенку со школьным заданием по английскому.

Для этого нужно уметь писать и разговаривать без ошибок, правильно строить предложения, уместно расставлять предлоги, артикли и запятые, а также понимать контекст.

Что подумаете вы и коллеги, если в коллектив возьмут нового офис-менеджера, который очередную рассылку начнёт так:

«Доброго времени суток увожаемые колеги! Просьба закрывай рабочая почта когда дом идти после работа!»

Хорошая новость: в грамматике нет ничего сложного, если нормально объяснить. У себя в блоге я периодически провожу живые мастер-группы, где в том числе мы с ребятами разбираем и грамматику, присоединяйтесь и вы ↗. По опыту — 7 базовых тем легко и уверенно можно объяснить часа за 2. Это если не торопиться, отвечать на вопросы и подробно обмусолить каждую. И еще за 2 часа все остальное.

А уже только базовой грамматики хватит для 70% потенциальных задач. Такие дела.

Картинка для знатоков. Кто понял — ставьте лайк. Кто не понял — тоже ставьте.

Ключевой тезис материала вот в чем: бояться грамматики и уворачиваться от нее как от цыган на вокзале в Великих Луках точно не стоит. Грамматика английского — это не «выучить язык программирования», не «научиться водить машину», не «построить загородный дом», с ней все проще.

Пусть вас греет мысль, что одна из причин, почему английский стал мировым языком заключается в том, что он сильно легче в том числе грамматически, чем его потенциальные конкуренты — немецкий, французский, испанский или тем более китайский.

На этом все, спасибо за внимание. Если есть что обсудить — не стесняйтесь написать в комментарии, постараюсь ответить всем.

Подписывайтесь на мой блог — там весело и подробно рассказываю про системное изучение английского для взрослых, чтобы улучшить навыки для работы или просто для себя. Еще там есть смешные санкционные Тиктоки.

Ссылка вот:

0
106 комментариев
Написать комментарий...
Нейрослав Жепетеев

Забить на грамматику? У меня хреновый английский, но понимание хорошее. Я понимаю, а меня вообще не понимают, если я без переводчика.
И да, я пытался его изучать глубже, но что-то в голове основы их грамматики не даёт применить.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

вполне вероятно, что стопорит или неуверенность в своих знаниях — нет ощущения, что все четко и понятно, или языковой барьер

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Mikhaylov

а как быть с тем, что тебе неприятен сам язык, его логика, культура его носителей?) У меня вот такой барьер и как его преодолеть не знаю

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

я бы, в первую очередь, постаралась найти что-то хорошее и приятное, что нравится. сериал какой-то наверняка вам зайдёт или книжка. и вот от этого уже плясать, что язык поможет мне лучше понять и прочувствовать что-то, что мне нравится

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Mikhaylov

Пытался, но мотивация на таком уровне всегда сталкивается с дилеммой: а стоят ли потраченные ресурсы возможного результата?
Положительного ответа пока не нашел для себя. Наверное, отношусь к той категории людей, которых, если припрет, тогда и разгонит.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

тогда, если прям горящей потребности нет, я бы рекомендовала не мучать себя и не увеличивать негатив. если жизнь заставит и обстоятельства сложатся так, что без английского будет совсем никак — отношение поменяется и мотивация появится

Ответить
Развернуть ветку
Иванов Иван Иванович

да кто такой этот ваш языковой барьер?

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Салихова
Автор

комплекс загонов, которые мешают спокойно общаться) типа «я все забуду», «сделаю ошибку и надо мной посмеются», «куда мне, я ниче не знаю»

Ответить
Развернуть ветку
Нейрослав Жепетеев

Да не в неуверенности проблема. У меня используется логика построения слов из русского языка, а ещё я не пользуюсь сленговыми сокращениями, которые у них уже чуть ли не везде используются.

Ответить
Развернуть ветку
103 комментария
Раскрывать всегда