{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

В чём вести управленческий учет

Те, кто только присматривается к управлению финансами, обычно начинают вести учет в Excel. Это лучше, чем ничего. Однако, если мы говорим про бизнес, а не про самозанятость, то наступает тот момент, когда эксель становится вреден, и нужно переходить на учетные системы.

Всем привет, меня зовут Татьяна Никанорова, основатель и руководитель Консалтингового центра Профдело. С 2006 года помогаем малому и среднему бизнесу решать бухгалтерские и юридические вопросы, а также настраивать управленку и анализировать финансы.

Почему не нужно строить управленческую систему на Excel

Мне писали:

«Если вы на Excel смогли систематизировать процессы, сформировать логику учета, понимание необходимых форм и требований как к отчетности, так и ко входным формам и набору данных, то это значительно сократит расходы на разработку. Правильно настроенный учет на Excel в идеале станет техническим заданием для автоматизации».

До создания Профдело я занималась внедрением учетных систем на стороне франчайзи 1С. Мы регулярно сталкивались с ситуацией, когда компания придумывала свою уникальную логику учета, свои уникальные формы, требования, отчетность и даже — о ужас! — уникальный набор данных, и поработала в этом пару лет. Коллектив только-только привык, и наконец перестал лажать в элементарных вещах, а тут явились мы 🙂.

С сайта risovach.ru

Такая компания просто НЕ МОЖЕТ перестроить свои бизнес-процессы под требования учетной системы. И начинается допил-перепил типовых систем под нужды клиента. Не автоматизация как улучшение бизнес-процессов, а автоматизация, чтобы на типовой 1С написать нетиповую и подстроить ее под «логику» той системы в экселе, которую соорудил некий финансист (несколько сменивших друг друга финансистов), научившийся писать эксельные формулы и делать сводные таблицы.

Написать «новую 1С» под логику вашей заранее настроенной экселечки стоит больших денег. Даже так: Очень Больших Денег.

Антикейс:

Однажды мы упорядочивали складской учет в станкоторговом холдинге. Для этого внедряли программу 1С:Управление торговлей. Готовый отчет по наличию товаров на складе не устроил заказчика — он потребовал сделать «как в экселе». Это означало, что каждая позиция на складе должна была отражаться отдельной строкой. Например, стоят на складе 2 станка — нужно чтобы каждый был на своей строчке; лежит на складе 10 стружкоотсосов — значит, в отчете должно было быть 10 строк: по одному стружкоотсосу на строчке 🙂

Мы с командой попробовали уговорить использовать типовой отчет, но заказчик и его сотрудники были против. В итоге наш программист реализовал тот отчет, который был привычен заказчику.

Отдельное слово про онлайн-сервисы

Ожидаю вопрос «почему нельзя построить УУ в известных онлайн-сервисах: Планфакт, Финолог, Adesk, Финансист, Финтабло и пр».

Скриншот онлайн-сервиса «Финолог»

Онлайн-сервисы, на мой взгляд, занимают промежуточную ступень между Excel и 1С. С одной стороны они — тоже база данных, что намного лучше, чем Excel.

С другой стороны, онлайн-сервисы имеют серьезные ограничения, в том числе:

  • Учитывают только деньги, без начисления. Да, почти все сервисы пишут на сайте, что у них есть метод начисления — это когда учитываются продажи и закупки, а не оплата по ним, но, по факту, реализован этот функционал крайне неудобно и коряво, либо за дополнительную плату, которая больно бьет по кошельку.
  • Не составляются акты и счета — для этого вам придется использовать другое ПО, либо эксель. А потом вручную забивать эти акты в сервис.
  • Отсутствует преемственность систем — вы не сможете выгрузить данные из одного аккаунта и загрузить в другой или из одного сервиса в другой. При желании перейти в другой сервис данные вам придется забирать как? Скриншотами?

  • Отсутствует возможность интеграций — вы не сможете подключить к ним «Мой склад» или «Управление торговлей», что будет критично для поставщиком маркетплейсов — им в онлайн-сервис данные придется вносить вручную.
  • Некоторые сервисы не выгружают сформированные отчеты ни в Эксель, ни в PDF. Один наш клиент получал отчеты в известном онлайн-сервисе от своей помощницы либо через скриншоты экрана, либо помощница отправляла страницу из браузера на PDF принтер.
Скриншот электронного акта на оказание услуг в одном онлайн-сервисе. Кнопки «Печать» нет.

Сервисы подойдут тем, кому достаточно управлять бизнесом через учет денежных средств — кассовый метод управления прибылью. Сервисы легки в освоении, имеют дружелюбный интерфейс и красивый визуал. Если заинтересуетесь, вот здесь есть сравнение 10+ онлайн-сервисов (но я не дам гарантию, что оно объективное).

Однако то, что делают сервисы — не есть управленческий учет. Это автоматизация лишь нескольких кусочков УУ, причем в каждом сервисе своих.

Продукты для управленческого учета

В нашей стране, к сожалению, есть только один вендор, который выпускает адекватные учетные системы — 1С. К сожалению — потому что отсутствие конкуренции еще никому не шло на пользу.

Продуктов для управленческого учета у него много разных, можно выбрать наиболее оптимальный:

  • 1С:УНФ — Управление нашей фирмой. Программа первого выбора, «drug of choice» для 90% компаний малого бизнеса с годовым оборотом до 800 млн ₽.
  • 1С:Комплексная автоматизация. В сравнении с УНФ содержит внутри себя бухгалтерский блок, но не включает некоторый функционал, например, учет позаказного производства. Но имеет более широкий блок зарплаты, чем в УНФ.

  • 1С:ERP — Управление предприятием. Обладает всем функционалом ERP-программ 1С, в т.ч. МСФО. ERP — Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия. МСФО — международные стандарты финансовой отчетности.

Сравнить все три программы по функционалу и цене можно тут: https://gendalf.ru/news/review/3-reshenia/

Скриншот с gendalf.ru. Часть таблицы условно не показана

Это универсальные учетные программы стоимостью до 1 млн ₽. Продукты 1С более высокой стоимости я здесь не рассматриваю. Также есть ряд отраслевых программ, автоматизирующих только свой участок: 1С:Розница, 1С:Управление торговлей, и пр.

Был еще импортный SAP, который поступил в духе времени и ушел с рынка, отказавшись пролонгировать контракты. SAP среди финансовых работников частенько считается дорогой, «глючной» и «неумной» системой, но ее очень любили западные учредители, которые вероятно не знают о возможностях 1С, и выбирают привычный продукт. Любят SAP и внедренцы, потому что внедрения очень дорогие, что, несомненно, на руку поставщикам решений.

Когда начать внедрять управленческий учет

Сегодня прочла мнение. Цитирую как увидела, за достоверность не ручаюсь:

«Если у вашей компании оборот меньше миллиарда рублей — ведите учет на эксель, растите бизнес и не тратьте деньги».

«Люблю» такие советы — они направлены на снижение конкуренции. Советчику безразлично, сколько компаний малого бизнеса разорится, не дойдя до миллиарда по причине отсутствия адекватного учета.

По факту же, управлять даже 30-миллионным бизнесом и 15 сотрудниками довольно сложно, не имея под рукой нормальных учетных систем. Наши клиенты начинают внедрять управленку от 30 миллионов оборота, и правильно делают! Дальше расскажу почему.

Как эффективно вести управленку для малого бизнеса

Гораздо эффективнее взять подходящую типовую учетную систему. Для управленческого учета в DIGITAL в подавляющем большинстве случаев подойдет 1С:УНФ — она простая, недорогая, позволяет загружать и выгружать данные в любых признанных форматах, готова к большинству интеграций.

Картинка с 1С.ИТС

Если какие-то процессы у вас не отлажены, не страшно. Начните выстраивать их под типовые бизнес-процессы в учетной системе. Это не плохо! Готовые учетные процессы, придуманные компанией и методологами 1С — это нормальные качественные процессы, уже автоматизированные и оттестированные. Мало кому они могут не подойти, если весь нужный функционал программы присутствует. Гораздо проще научить своих людей заносить данные в типовую форму 1С, чем научить их заносить данные в 100500 табличек эксель, а потом подстраивать под эти таблички интерфейс программы.

Антикейс:

У нас есть один клиент на бухобслуживании, работаем около 13 лет вместе (Профделу 17 лет). Изначально клиент дописывал под свои нужды программу 1С:Торговля и склад. Вложил много денег. Когда я уточнила, какой ему нужен функционал, оказалось, что все желаемое уже есть в типовой программе следующего поколения 1С:Управление торговлей. Но нужно было отказаться от уже сделанного, признав, что затраты были впустую. Клиент этого не сделал и потратил несколько миллионов, чтобы дописать то, что так никогда и не заработало.

Дойдя до миллиарда, гораздо проще перейти на продукт другого уровня с внедренной УНФ, чем с самописной таблички на экселе, потому что методология учета в 1С преемственна, и технически состыковать две программы между собой, чтобы обеспечить переход, гораздо проще, чем стыковаться с Excel.

А вот когда все данные будут внесены, базовый учет сформирован, типовые отчеты сформированы (движение денежных средств, продажи, прибыль, дебиторка, кредиторка, зарплатные и пр.), и, если этого окажется недостаточно для управления финансами, тогда финансист-аналитик садится, забирает массив данных в Excel и начинает творческую работу — крутит-вертит этот массив, сводит, фильтрует и так далее, чтобы получить то, что он считает нужным.

А где же кейс?

Вы спросите меня: «Татьяна, уже два антикейса. Где же настоящий кейс?» 🙂 Кейс пишу. У меня есть один отличный и один хороший пример автоматизации управленческого учета digital-агентства. Внедрили оба на 1С:УНФ. Начну с отличного, где-то через месяц покажу на VC. Если это вам важно — подписывайтесь на мой аккаунт на VC!

Фото автора статьи

Резюме

Подведу итог. Если ваша компания отвечает следующим условиям:

  • хотите сделать Х2-Х3-Х5 в ближайшие год-два;
  • ваш годовой оборот приближается к 30 миллионам ₽ или превышает эту сумму;

  • количество сотрудников приближается или превышает 30,

то лично я не рекомендую выбирать эксель как систему хранения первично внесенных данных — это затруднит ваше масштабирование и управление финансами. Ваш путь — выбирать программу на базе 1С и нанять грамотного внедренца-финансиста.

Есть вопросы по управленческому учету? Задавайте, ответим в рамках стандартной консультации.

Отвечу на ваши вопросы под статьей. Возражать, кидать помидоры и делиться своим опытом разрешено 🙂

Если статья была для вас полезной, подписывайтесь на мой блог, оставляйте комментарии. Чтобы не пропустить новые статьи, следите за анонсами в моем Телеграме.

Мои предыдущие посты по теме:

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Поросенок Пётр

ленивая какая, надо фоткой работала примерно 1 минуту.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Чойта минуту то? :)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

А сколько нужно? 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Максимчук

Изначально у клиента был нетиповой запрос: ему надо чтобы абсолютно все расходы делились по артикулам товаров. Ах да, еще и в разрезе инвесторов. То есть у каждого товара внутри компании свой "собственник" . Я всю голову сломала: как это реализовать? Ведем сейчас вручную распределения и консолидируем в Эксель. Но это кошмар! Я за 1С однозначно и полностью подпишусь под каждым словом!

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Это такая "юнит-экономика" в разрезе каждой номенклатурной позиции? Зарплата бухгалтера тоже должна делиться? :)

Можно было бы попробовать реализовать через производственный функционал в бухгалтерии: весь товар на 20 счет, услуги туда же, списываем в производство, по количеству товаров делаем выпуск продукции. Но вот проблема распределять расходы, которые пришли позже, чем товар продан, например, ту же зарплату бухгалтера :)

Слушайте, а чем мотивировал ваш клиент, зачем ему вот это?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mamentiev

Отличная статья. Кстати гугл-док для УУ в 2016м был удобнее экселя для управленки на 25 человек и 30 млн в мес. Но возможно я бы себе прошлому тоже посоветовал сразу заходить на 1С уже тогда.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Александр, спасибо за комментарий.
Мы иногда видим, как предприниматели не готовы к 1С - просто отторгают всё, что с этим связано. Аргументы:
- в ней нужно сделать больше кликов для достижения такого же эффекта как в ... (называют сервис или эксель)
- как мы будем в ней работать, мы же ничего не понимаем.

Психологическое сопротивление, если оно идет от первого лица, убрать крайне сложно. Даже сотрудники готовы, а директор саботирует ))

Что посоветуете?

Ответить
Развернуть ветку
Семен Дьяков

Татьяна, спасибо за ликбез. Подскажите, если компания на самом старте (товарно-производственный бизнес), но планы Наполеоновские, что посоветуете? не париться и вести учет Google таблицы, использовать сервисы, или рассмотреть вариант внедрения с порога 1С? Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Семен, спасибо за вопрос.
Для товарного бизнеса в первую очередь нужно внедрять товарный учет, чтобы понимать какой товар как продается и убирать неликвид.

Если товарных позиций (номенклатуры) не много (до 10 без учета цвета/размера), и это работа через Вайлзбберриз и как максимум, Озон, можно начать "как есть" и использовать сервисы по анализу товарных остатков своих и конкурентов. Мы пробовали некоторые, они могут давать интересную аналитику.

Если позиций много, продажа идет через несколько маркетплейсов, плюс свой ИМ, плюс офлайн-розница или шоу-рум, или несколько точек производства, несколько точек сбыта - нужен нормальный товарный учет (или товарно-производственный, надо смотреть какого уровня у вас производство, просто собрать из запчастей бутерброд или серьезное что-то типа продуктов питания, станков, компьютеров).

Для товарного учета у вас выбор только из двух продуктов:
1. Мой склад
2. 1С.

Для производственного учета:
— в общепите — iiko или 1С
— в других отраслях — скорее только 1С. Строго говоря, не только конечно, вероятно можно и что-то другое найти, я не все отраслевые программы навскидку знаю, но это самые распространенные.

Если понимаете, что уперлись в 1С - берите УНФ. Никаких комплексных, ерп, УТ на данном этапе - умрете внедрять и платить за внедрение. УНФ внедряется довольно легко и относительно недорого. УНФ интегрируется с маркетплейсами.

Если можно обойтись Моим Складом - это тоже хороший выбор, он тоже интегрируется с маркетплейсами, визуально поприятнее для поколения Z, чем 1С.
____
Теоретически, можно конечно настроить и в Экселе товарный учет. Использовать сложные формулы, сводные таблицы, макросы. Или не использовать, и делать вручную всё. Решение за вами - просчитайте что выгоднее и удобнее. Если на данном этапе удобнее и дешевле эксель конкретно для вас, это будет лучше, чем вообще ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Дьяков

Спасибо большое за развернутый ответ!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда