{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Очень вредные мифы о копирайтерах. И как их вылепили медиа девяностых и нулевых

Почему в фильмах, которые вы смотрели в детстве и юности, так много горе-писак? Как это повлияло на отношение к профессии? Попробую разобраться в этом, а еще в том, от каких вредных установок стоит отказаться, чтобы преуспеть в копирайтинге.

Фотография: Mindspace Studio / Unsplash license

Кэрри Бредшоу нереальна, она не может вам навредить? Как бы не так — особенно если вы работаете с текстами.

Почему мне это важно — и может быть интересно вам

Я уже больше десяти лет занимаюсь контентом: редактирую тексты, разрабатываю редполитики, а еще руковожу контент-маркетинговым агентством. В общем, если я не пишу тексты сама, значит я нанимаю, обучаю или проверяю работу тех, кого принято называть копирайтерами, райтерами, авторами, редакторами — и так далее. За это время я успела пообщаться и поработать с десятками людей, имеющих прямое или косвенное отношение к копирайтерству, и отсмотрела на порядок (а может и два порядка) больше резюме.

В какой-то момент я стала ловить себя на мысли, что у многих новичков на этом поприще есть очень похожие…даже не ошибки, установки. Причем установки вредные — они мешают развиваться в профессии, не дают получать удовольствие от работы и формируют нереалистичные ожидания. Почему так происходит? Почему люди с разным опытом, образованием, живущие в разных городах, попадают в одни и те же ловушки сознания на старте карьеры?

Мне кажется, не последнюю роль тут сыграла поп-культура нулевых и девяностых. И те, кто застал это время в более-менее сознательном возрасте, получили неслабую «прививку от копирайтерства» вместе с популярными сериалами, блокбастерами и кинематографическими вселенными.

Дисклеймер

Этот текст — исключительно мое субъективное мнение. Я — не кинокритик, не киновед и не претендую на объективность. Я говорю только о тех примерах, которые знаю сама, и которые, насколько могу судить, не остались незамеченными в массовой культуре. Конечно, это вкусовщина.

«Нулевые и девяностые» — понятие в моем обзоре ну очень расплывчатое. Я в качестве примеров использую и фильмы, снятые после 2010 года. Но сознательно не беру в расчет совсем уж свежие киноработы, потому что, на мой взгляд, первое впечатление — самое сильное. И если какой-то образ запал вам в душу в детстве или ранней юности, вам будет гораздо сложнее отвязаться от него впоследствии. Одна надежда на то, что у зумеров совсем другой поп-культурный бэкграунд.

И еще — я совсем не против фильмов, которые описала. Просто когда их герои делают вид, что пишут, в глубине моей души начинает плакать копирайтер.

Еще дисклеймер. Что считать копирайтерством в кино

Герои фильмов обычно — журналисты, писатели, публицисты, рекламщики, ресторанные критики (привет, «Рататуй»), на худой конец — креаторы (добрый вечер, Вавилен Татарский). Поправьте меня, но я не уверена, что знаю известный фильм, где профессия главного героя бы значилась именно так — «копирайтер». Как правило, его занятие называется по-другому. Тем не менее, будем считать, что фильмы, где герой пишет материалы небольшого формата (не книги) в жанре нон-фикшен и получает за это деньги — это отражение работы копирайтера в максимальном приближении, на которое было способно масс-медиа нулевых и девяностых. Итак, какие из этого следуют вредные советы и убеждения:

Копирайтер — профессия несерьезная

В кино и сериалах прошлых лет мы видим фактически разделение на два лагеря. Есть кино о журналистах — или кино, где одним из героев оказывается журналист. Это Микаэль Блумквист в «Девушке с татуировкой дракона», Зои Барнс и ее коллеги в «Карточном домике», Мэдди Боуэн в «Кровавом алмазе», Бетси Блум из «Жизни Дэвида Гейла», Уинни Гекко в «Уолл-Стрит: Деньги не спят» — список можно продолжать. Что объединяет все эти истории — в них показываются Ребята, Которые Делают Настоящее Дело.

А писать по-настоящему по мнению кинематографистов 10-20-30-летней давности можно было о трех вещах: политике (политических преступлениях), экономике (экономических преступлениях) и остросоциальных вопросах (короче, остальных преступлениях).

Фотография: Craig Whitehead / Unsplash license

Что интересно: Ребята, Которые Делают Настоящее Дело, действительно много работают. Они пишут, анализируют источники, добывают информацию, даже рискуют жизнью. В эпизоде «Карточного домика» Зои набирает текст заметки по горячим следам в общественном транспорте, потому что хочет быть первой, кто осветил тему и дал оценку происходящему — ее новое начальство поддерживает такую инициативу, и она рада взять на себя дополнительную ответственность. Стиг Ларсон в «Девушке с татуировкой дракона» подробно расписывает, как Микаэль Блумквист добывает фактуру (а также пьет алкоголь и борется с комарами), сверяет экономические данные и показатели (и снова что-то пьет и с кем-то борется) в процессе подготовки разгромных заметок. Эти люди чувствуют личную ответственность, не боятся потратить время, порой ставят под угрозу отношения и здоровье, вкалывают по-честному, с огоньком — потому что у них есть не всегда хорошо оплачиваемая, но при этом крутая работа.

И в противовес серьезному журналисту есть в медиа образ Несерьезного Копирайтера — человека, который пишет о чем угодно кроме политики, экономики и остросоциальных вопросов. Выросшие в 90-е и 00-е знают такого героя по трем аватарам.

Гламурное кисо

И заводила в этом жанре — Кэрри Брэдшоу. Наверное, нет смысла подробно останавливаться на «Сексе в большом городе», столько о нем уже было говорено и написано, но и оставить незамеченной эту поп-икону никак нельзя — слишком много девушек в свое время захотели писать статьи, чтобы потом «жить на Манхэттене и с Деми Мур делиться секретами». О том, почему это было экономической утопией даже в 1998, когда вышел первый сезон (а ультрамодным нью-йоркским колумнистам, как говорят, еще платили астрономические суммы), есть хороший разбор тут (спойлер: по самым скромным подсчетам 1998 год Кэрри должна была закончить с дырой в $6500 в бюджете. Это если поверить, что за аренду она действительно платила 750 долларов в месяц — а не рыночные $1700).

Кстати, если вы не знали — у Кэрри есть младшая сестра, Бекки Блумвуд из романтической комедии 2009 года «Шопоголик» (википедия подсказывает, что у Бекки, как и у Кэрри есть книжный прототип). Она, хоть и моложе, но на самом деле это Брэдшоу на максималках. У нее нет страсти к туфлям — она метет с полок вообще все, что не приколочено и при этом очень дорого (художником по костюмам к фильму выступила Патриция Филд — она же одевала сериальную Кэрри). В общем-то на походах по бутикам и сосредоточена вся ее жизнь, а обеспечивает этот чад кутежа ни много ни мало работа в загибающемся журнале по садоводству (а затем — аж целая колонка в издании Successful Saving).

Фотография: Annie Spratt / Unsplash license

Понятно, что перед нами комедия, но даже создателям, видимо, стало как-то неловко за глубину социально-экономического разрыва между достижениями героини и ее аппетитами. И чтобы сгладить прореху, они делают два допущения: 1) героиня буквально в долгах как в шелках, она должна банкам $16 тыс. (а коллекторы даже не начали расписывать угрозами подъезд!), 2) вся эта вакханалия, как говорил конь Юлий из «Трех богатырей»: «Не грех, а заболевание».

Герой/чужой среди своих

Версия «копирайтер для мальчиков» — «Человек из стали», внештатный репортер Daily Planet (сюда же можно было бы отнести и Питера Паркера, но он работал в Daily Bugle фотографом и тексты не писал — что неудивительно, учитывая отношение Daily Bugle к Паучку). Тут я в качестве примера беру только версию Супермена из обновленной киновселенной DCEU — хотя он, конечно, технически не относится к нулевым: первый фильм франшизы вышел в 2013. Но надо сказать, что прокатные версии фильмов отражают общий тренд на «несерьезное копирайтерство»: несмотря на то, что Кал-Эл ходит в офис, носит очки и даже вроде бы продвигается по карьерной лестнице (а по канону так вообще дипломированный специалист), для неискушенного зрителя его работа — не более, чем прикрытие, возможность чаще видеться с Лоис и «что-то делать, чтобы быть как все».

Справедливости ради, серьезная репортерская работа у Супермена в новых фильмах франшизы была — но: 1) это снова Настоящее Дело (остросоциальные сюжеты) и 2) в прокатной версии ее все равно вырезали. По правде, Кларк — парень из категории «серьезных» журналистов, но это знают только те, кто в курсе лора и/или смотрел снайдеркаты. Вот, что мы видим в режиссерском «Бэтмене против Супермена»:

Что до проката, там сцены в офисе в основном заполняют пространство между поворотными точками сюжета — в итоге, так же, как и в других фильмах, формируют образ несерьезной фоновой работы.

Бунтарь

Еще одно киновоплощение копирайтера — циничный гонзо-журналист-неудачник из экранизаций Хантера Томпсона («Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Ромовый дневник»). Как и во всех предыдущих вариациях на тему копирайтерства, в фильмах о журналисте-бунтаре у героя нет никакой серьезной работы. В «Ромовом дневнике» герой Джонни Деппа ведет колонку про гороскопы, а профессиональное эго у него взыграет (но быстро потухнет), только когда на горизонте замаячит призрак Настоящего Дела (остросоциальный сюжет). Примерно в таком же состоянии находится Рауль Дюк из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», но перед ним весь фильм маячат другие призраки, с работой вообще не связанные. И снова написание «чего-то там», будь то колонка про боулинг, гонку или местечковую конференцию, служит фоном для запутанной личной жизни героя и его опытов с расширением сознания. Но это уже отдельная тема:

Копирайтер — это работа-фон

Несерьезное отношение к работе наших горе-копирайтеров, будь то бунтарь, герой или красотка, можно понять: ведь работы-то у них, фактически, нет. Нет никаких настоящих трудовых будней — в лучшем случае герой эпизодически получает ценные указания от неадекватного начальства (которое часто презирает, втайне или открыто).

Образ копирайтера в этих и им подобных фильмах — это работа за скобками, работа, которой как бы и нет вообще, потому что у героя насыщенная личная жизнь, и она совершенно затмевает все остальное. Жизнь начинается, когда герой закрывает ноутбук и откладывает в сторону ручку или печатную машинку.

Сложно представить себе фильм о враче, психологе, юристе, да даже социальном работнике (помните «Дело №39»? «Проклятие плачущей»?), в котором работа главного героя была бы настолько катастрофически, тотально неважна. Кажется порой, что она вообще существуют только потому, что половозрелый человек в современном обществе вроде бы должен что-то делать (но это неточно). Даже работу курьером в новой «Ларе Крофт» за три минуты хронометража смогли показать с огоньком.

Копирайтер — это изи

Еще бы: герой либо пишет о себе любимом (Керри и ее беспорядочная личная жизнь) или своих увлечениях (Бекки и ее беспорядочный шопинг). Либо относится к работе откровенно цинично — Раулю и Полу глубоко наплевать, о чем писать. Бекки, работая в издании о садоводстве, не только не разбирается в теме, но и презирает то, о чем пишет, и даже не скрывает этого. Кларк просто время от времени сидит за столом и ездит освещать мероприятия, на которых очень удачно собираются суперзлодеи и супергерои под прикрытием.

Самое удивительное в этом даже не то, что наши герои пишут, чтобы от них отвязались. А то, что, по стечению обстоятельств, их работа нравится окружающим. За нее платят — иногда немного, но все же платят. И даже почти не увольняют за откровенную халтуру — в первых кадрах «Шопоголика» героиню действительно «попросили» из журнала, но только лишь потому, что издание закрылось. А уж дальше она развернулась так, что своими статьями (в экономическом издании! Без малейшего представления о предмете!) вывела следующего работодателя аж на мировой уровень.

И все это при том, что для героев их работа остается фоном. Киноделы девяностых и нулевых транслируют зрителям простую максиму: чтобы быть копирайтером, не нужно трудиться или в чем-то глубоко разбираться, не нужно тратить много времени, порой не нужно даже толком понимать предмет, о котором пишешь. Просто найди пару минут свободного времени, дождись вдохновения и порази мир. То, что результат при этом получается сногсшибательный, даже не обсуждается. Примерно так же в кино девяностых любили изображать программистов — эти парни пишут Очень Опасный Код с той же скоростью, с которой Кэрри набирает очередную колонку о подружках.

Опять же, сравним с изображением других профессий: Эрин Брокович знает наизусть имена, номера телефонов и истории болезней своих подопечных (и вроде бы нигде не говорится, что у нее уникальная фотографическая память), Майк Росс из «Форс-мажоров» (у которого точно фотографическая память) все равно сидит и штудирует кейсы, докторам и полицейским практически из любого сериала про докторов и полицейских дай только повод наплевать на семейную жизнь ради работы. В общем, вы поняли.

Можно возразить, что примерно любой плохонький процедурал будет «заточен» на освещение профессии намного лучше, чем комедии, трагикомедии и блокбастеры о супергероях. Я привожу процедурные драмы в пример лишь потому, что по сравнению с ними сферическое копирайтерство в вакууме — удобный выход, когда сценаристу нужно «показать какую-то работу, не показывая работу», так, чтобы она отнимала примерно нисколько экранного времени и сил персонажа, и с нее в любой момент можно было убежать в Реальную Жизнь.

Копирайтер — для тех, кто любит отвязный образ жизни

Смотря что вы считаете отвязным образом жизни — варианты у нас на любой вкус. Можно позволить себе жить на широкую ногу даже в кредит (потому что потом ваше острое перо либо обеспечит вам миллионный гонорар, либо вы, наконец, продадите ваши залежи Prada и Manolo Blahnik — разумеется по рыночной цене). Можно в любой момент убежать спасать мир, и пусть очередная колонка подождет (начальник не будет против). Можно пописывать что-то левой ногой в редкие моменты прояснения сознания — все равно «пипл схавает».

Ложка меда в бочке дегтя

Все написанное выше не значит, что за тот же период в масс-медиа вообще не появилось образов, которые бы как-то реанимировали копирайтеров. Просто, на мой взгляд, образы эти были помельче и запомнились не так хорошо. Список неполный, но вот навскидку:

  • Антуан Эго («Рататуй»). Ресторанный критик, который действительно любит свою работу! Он пишет четко, остроумно и по делу, верен своим убеждениям, искренне, внимательно и, в целом, беспристрастно «собирает фактуру» (дегустирует). И (спойлер!) даже оказывается не таким уж плохим парнем к концу мультфильма.

  • Мэл Джонс («Коралина в стране кошмаров»). Мэл — мама главной героини, девочки Коралины, и в экранизации повести Нила Геймана она работает редактором каталога по садоводству. Мама-редактор не бегает по магазинам, не пишет и не вычитывает статьи в перерывах между тысячей других дел, а действительно занята «скучной» работой в рабочее время. Судя по тому, что родители Коралины вынуждены переехать в несимпатичное жилье и живут весьма скромно — платят Мэл не по-голливудски. Работа ей даже слишком по душе — она не только готова мириться с небольшой зарплатой, но и дочери порой совсем не уделяет внимания (но без этого никакой страны кошмаров Коралине бы не видать). Меня в этом примере привлекают не слабые стороны персонажа, а то, что Мэл изобразили реалистично — это живой человек с обычной работой, который при этом увлечен тем, чем занимается.

  • Уильям Миллер («Почти знаменит»). Пятнадцатилетний журналист-самоучка и главный герой фильма об американской рок-сцене семидесятых. Сначала Уилл работает фрилансером для мелких газет, впоследствии — получает заказ на статью от самих Rolling Stone. Собственно, процесс сбора информации «в полях» для написания этого opus magnum и составляет большую часть хронометража. Что примечательно, мы, опять же, видим героя, действительно «болеющего» своим делом (при этом он не «срывает покровы», не обличает коррупционеров и не раскрывает финансовые махинации). Он постоянно учится писать лучше, он разбирается в музыке, но при этом готов к тому, что из-за его возраста его совершенно не воспринимают всерьез. «Почти знаменит» — отличная иллюстрация того, что тексты не рождаются из ниоткуда, сами собой, «из головы». Парень, знающий матчасть, колесит с группой по всей стране, чтобы набрать материала на одну-единственную статью — пусть даже и cover story.

Так что в реальности копирайтер…

Это совсем не гламурно. Тем более сейчас, когда порог входа в профессию минимальный, а астрономические гонорары в печатных медиа канули в Лету вместе с этими самыми медиа. Нормальная конкурентная зарплата — да. Возможности для карьерного роста — запросто. Полный дом супер-тяжелого люкса и «голые вечеринки» — пожалуй, нет.

Это действительно работа. Как было у Лихачева: «Чтобы научиться писать, надо писать!». И если вы реальный человек, а не киногерой, вы не сможете вынести этот ежедневный труд куда-то на периферию жизни: он и будет составлять большую ее часть. Просто потому, что нельзя сделать хороший материал, не изучая источники, не потратив времени на вычитку, не редактируя текст и не делая еще очень много других страшно нудных вещей.

Это вообще не про вдохновение. Герой, который с размаху садится за ноутбук, а в следующем кадре встает с гениальной статьей — дешевое клише. К копирайтеру не снисходит муза, под руководством которой он с пулеметной скоростью строчит шедевры. Копирайтеру, по большому счету, вообще не нужна муза — как минимум для того, чтобы начать работать. Трудолюбие, способность долго фокусировать внимание на одном предмете и аналитический склад ума пригодятся гораздо больше.

Это работа по графику. Нет, вы не вылетаете пулей из-за стола, чтобы в очередной раз спасти мир или прошвырнуться по барам. Как правило, у копирайтера достаточно свободный график — но он есть. Как и рабочие дедлайны. А сесть и в последний момент сваять каменный цветок не получится, потому что см. предыдущий пункт.

Это работа, требующая уважения. В первую очередь к трем вещам: непосредственно к работе, к аудитории и к себе. Невозможно долго и успешно работать копирайтером и презирать темы, на которые вы пишете — это плохо для здоровья. Невозможно успешно писать о том, в чем вам сложно разбираться: заумными фразами и «водой» можно обмануть себя, но не читателя. Невозможно убеждать себя и клиента в том, что вы «креатор продающих, вкусных текстов», от которых у аудитории «текут слюнки и затмевает разум» (это смешно, пока вы не начинаете читать об этом в резюме). Аудитория — это адекватные, умные, уравновешенные люди, и пытаться зомбировать, подчинить и соблазнить их… текстами — ну такое.

Я не против вдохновиться красивой кинокартинкой, понимая, что в реальности за ней, возможно, стоят пот, кровь и слезы. Другое дело, что «работа с текстами» в примерах выше — это даже не приукрашенная реальность, а кривое зеркало, и для вдохновения оно совсем не годится. А вообще накидайте в комментах «копирайтеров нормального человека» из кино, сделаем в противовес подборку хороших парней и девчонок.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Елена Казакова

современный копирайтер плавно превращается, превращается, превращается, в промт инженера))

Ответить
Развернуть ветку
Vishna Savadhu

Невероятно многословный и пустой текст, его можно как растянуть ещё в 2 раза, так и урезать в 5 раз: и в том, и в другом случае смысл не добавится и не исчезнет.

Проблема копирайтеров - такая же, как и у вас: привычка считать работу в количестве знаков, иначе мало заплатят, иначе текст недостаточно "умный". Вы 10 лет работаете с "текстами и редполитиками", и так и не изжили привычку к многословию. Фильмы тут ни при чём 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Жаль, что за формой вы не уловили сути. Публикация объективно длинновата, но наполнение прекрасно.

Ответить
Развернуть ветку
Alina Testova
Автор

Классика: не читал, но осуждаю. Короткий ответ, специально для вас: с клиентами мы не работаем по оплате за знаки, как это принято в классическом копирайтинге. Или вас просто триггерит слово "копирайтер"?

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Не обязательно вести оплату за символы, если копирайтер пишет шедевры с максимум пользы и минимум воды, можно оговаривать цену за саму статью и не важно сколько там символов.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe Jr.

Мне кажется только на text.ru за знаки платят (а теперь будут платить ChatGPT). Если разбираться в новой теме, а не %уячить от балды, то у Вас на это раз в 5-10 больше времени уйдет, чем на сам текст вне зависимости от его размера (в пределах разумного, конечно).

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев

Копирайтер, эдак, с 2013 года. Супер) Сам люблю приводить в пример киношные образы)

Статья легкая, пробежался, супер, словил улыбку, отсылки к Пелевину сам обожаю) Текст как по мне ламповый) А коммент сверху — да и хрен с ним. Для меня текста это больше про вероятность. Всем не угодишь, недовольные комментаторы ходят везде. Поэтому херячь по 2 лонгрида в день и всё будет супер)

Ответить
Развернуть ветку
Alina Testova
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Kharlamov

Копирайтеры – недооцененные герои современного бизнеса)

Да простят меня коллеги других специальностей, но часто вся магия начинается с того момента, когда в текст вложен смысл!

Ответить
Развернуть ветку
Mark

Через 5 лет так не будет

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov

Какие прогнозы?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мухин

Ты че за генеративным ИИ не следишь? ИИ станет человеком, и будет писать прозу как Набоков

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov

Записываю, что-то ещё?

Ответить
Развернуть ветку
John Doe Jr.

1. Х лет назад наш PRщик сказал, что надо сделать интервью в одно из "тех самых двух" quality business papers (тогда еще двух). После попыток выйти на осмысленный диалог с пришедшим "журналистом" договорились, что я сам напишу себе вопросы и сам напишу себе ответы. А они с редактором потом текст подкорректируют, чтобы не было так палевно. Причем "я сам себе задавал" какие-то вопросы "с перчинкой" острые и с неоднозначными, чтобы раз уж будет интервью, то чтобы оно не выглядело унылым Гэ.
2. Из всех бизнес-журналистов, кого видел, как работают лично — ИМХО только братья Дзядко вызывали уважение профессионализмом. Ну и Елизавета Осетинская, но там непонятно, насколько она журналист :) Бершидский вроде еще был супер, пока "не нашла коса на камень".

Ответить
Развернуть ветку
Уважительная причина

Думал, эти мифы давно вымерли. А нет

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kudasov

Всё так. Я бы ещё сюда добавил вот что. Бытует мнение, что можно один раз пройти какие-то там курсы, и заказы посыпятся, как золото на жадного Раджу. А на самом деле работать копирайтером — это постоянно заниматься самообразованием, постоянно читать разные тексты (художку и не художку), постоянно следить за новыми инструментами и встраивать их в свою работу (привет чат жпт), и регулярно становиться лучше себя вчерашнего. Потому что на рынке всегда будут появляться более молодые и дешёвые — и если за тобой кроме «15 лет пишу» не стоит никакого прогресса, то очень быстро оказываешься на свалке. Вот)

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Прекрасный текст.

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Справедливости ради, на треть я бы сократил (а то и наполовину), но очень хорошо всё равно )

Ответить
Развернуть ветку
Борис Еремихин

в фильмах вообще многие профессии неправдиво показывают на то это и художественные произведения

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov

Оправдание такое себе, когда понимаешь суть профессии. Визуальный фастфуд, что тут хотеть (как-то так скорее)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ильин

Не скажу, что копирайт прямо какой-то адский труд. Многое зависит от того, на кого работаешь. Когда писал для криптобиржи с оплатой за 1000 знаков - это одна история. Сейчас в креативном агентстве Sichkar Group - совершенно другое. Здесь платят за идеи, качественные слоганы, яркие тексты. Это интереснее и не так утомляет как рутинная писанина

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда