Причины, по которым ваш стартап не взлетит

Здесь мы постарались собрать если не все, то как минимум наиболее распространенные причины, почему ваш стартап может не взлететь. Что-то из этого очевидно, что-то не очень — истина в любом случае будет где-то посередине.

Будет немного больно на протяжении 40 пунктов, поэтому заварите себе чай заранее и запаситесь печеньем. А в конце, в комментариях, не забудьте дополнить список причинами, которые мы могли забыть. Итак, ваш стартап не взлетит, если:

  1. Вам меньше 18 лет. Нет, стартапить не противозаконно, и это не только для «взрослых», но просто если вы читаете это — вряд ли вы вундеркинд, окончивший Гарвард экстерном.
  2. Вам меньше хотя бы 25 — да, я опять о возрасте, но уже в том ключе, что у вас хоть и есть какой-то опыт, скорее всего его еще мало, чтобы объективно увидеть проблему в какой-то сфере и оценить возможность её решения.
  3. Вы за пять лет сменили больше двух работ и умудрялись зарабатывать «частным извозом». Здесь сразу несколько качеств выдают в вас плохого стартапера — вы не усидчивы, вы находитесь в постоянном процессе выживания и сведения концов с концами, и самое главное — вы в поиске. На этом этапе, как и на предыдущем — вы разумеется будете пробовать заниматься стартапами. Но стартап как понятие — это синоним провала, так что имейте ввиду, что вы в действительности будете заниматься провалами.
  4. Вы в отношениях. Ничего не имею против каких-либо отношений между людьми, но если эти отношения не поддерживают полигамию, то стартап вам не завести. Поговорка про двух зайцев здесь как никогда актуальна.
  5. Вы работаете на ответственной должности. Это чревато не столько даже провалом стартапа и потерей времени, сколько потерей работы, сил и здоровья. А это если что — основополагающие вещи вашего существования в данный момент.
  6. Вас приглашают делать стартап на добровольных паритетных началах в сфере, в которой вы никогда не работали и не сталкивались с ней. Если у вас желание гулять по граблям пару лет — это отличный путь, но если вы все же хотите заняться чем-то стоящим — лучше не лезьте в это.
  7. Вы делаете стартап в известной только вам сфере, но с людьми, которые в ней ничего не понимают. Вы даже не представляете, как далеко вы можете протащить такой проект, однако в самый неподходящий и ответственный момент все рухнет из-за низкой квалификации со-основателей, а крайнем будете вы. Вы же все делали. Остальные просто рядом стояли и говорили как лучше.
  8. Вы хотите коворкинг и макбук, прежде чем делать стартап. В этом случае вам лучше немного отложить в сторону мысли о стартапстве и продолжить читать блоги успешных людей в инстаграме. Пока не повзрослеете и фокус не переключится с вещей на иные ценности.
  9. Вы думаете, что вам нужно юр. Лицо, офис и конечно же — макбук. Здесь уровень ваших хотелок позволяет сказать, что начать можно и без юрлица, и без офиса. Благо есть интернет.
  10. Вы хотите хайпануть. На начало 2019 года основной хайп и тренды делают инфобизы. Каждый второй мнит себя учителем и мастером, который почему то плывет на базовых вопросах. Если ваш стартап нацелен на обман — это не стартап. Вы не построите долгосрочный бизнес на обмане. И под долгосрочностью я подразумеваю не 1 год, не 5 и не 15 лет на рынке.
  11. Ваш стартап заключается в копировании и улучшении. Здесь тонкая грань, поэтому чтобы не вводить в заблуждение, я ограничусь примером — если вы надумали сделать инстаграм с поддержкой видеозвонков — успокойтесь, это не стартап, а наработка в архивах r&d департамента фейсбука, на которую еще не наняли джуниора.
  12. Вы боитесь, что вашу идею украдут. За такое должны поднимать насмех, потому что идея без реализации ничего не стоит и мало кому нужна(читай — вообще никому не нужна). Но проблема даже не в этом, а в том, что делегировать и управлять такой человек не сможет, стремясь все сделать самостоятельно из-за страха потерять что-то неосязаемое и только одному ему известное.
  13. Вы упрямы и болезненно воспринимаете критику. Чтобы это проверить, просто поделитесь своей идеей с 5 незнакомыми людьми. Если после каждого их ответа, вас внутри будет разносить от недовольства, а самого человека вы будете считать недалеким — забудьте про стартапство. Как минимум до тех пор, пока не осознаете, что мнения других людей нужно просто слушать, а не воспринимать близко к своему стартаперскому сердцу.
  14. О вашей идее знаете только вы. Если вы вдруг взялись делать проект, и при этом делаете его не в одно лицо — умалчивать глобальную суть идеи будет глупо. Дозировано рассказывать о ней тоже не стоит — умело скрыть свою гениальную задумку у вас не получиться все равно, а сколь нибудь мало обремененный мозгами человек при желании легко достроит сам возможные пути развития идеи, тем самым первым громко заявив о своем соавторстве.
  15. Вы спорите об авторстве идеи. Это присуще амбициозным и не реализовавшим еще свои амбиции людям, что в свою очередь свидетельствует о малом опыте и эмоциональной инфантильности. Если вы хотите стартап — примите тот факт, что любой его участник становится равноправным автором, а сама идея без реализации — лишь часть диалога.
  16. Вы замкнутый. Где-то давно прочел Мысль, что миром правят интроверты, умеющие притворяться экстравертами. Так что если вам сложно в 12 ночи сорваться и поехать знакомиться с со-основателем, маркетологом или инвесторами, а телефонные звонки вы слышите в зависимости от настроения — займитесь лучше вышиванием или оригами.
  17. Вы носитесь с идеей больше трех дней, не придав ей какую либо форму. В этом случае стартапу суждено остаться в зародыше, потому что вы ленитесь приложить минимум усилий, чтобы формализовать вашу идею и выработать гипотезы проверки её жизнеспособности. Вы отлично думаете, но если бы все были как вы, мир бы остался без адронного коллайдера, гироскутеров и межконтинентальных ракет.
  18. Вы подписаны на всевозможные паблики о стартапах, но не понимаете как можно проверить свою идею на прочность или не знаете, что такое юнит-экономика проекта — вы читатель, но не стартапер. Разумеется, все это гуглится в нужный момент, однако понимание и глубочайшее осознание всего этого приходит только в процессе работы. Вы можете рассказать множество историй успеха, но сделать свою вы не сможете.
  19. Вы думаете, что за вас кто-то что-то будет делать, а вы будете только организовывать и курировать. В этом случае дальше разговоров дело не зайдет, так как стартап это не только провал, но и совокупность процессов, ведущих к нему. А процессы нужно делать, а не говорить. Если вы решили, что найдя программиста, вы сейчас получите успешное приложение, и при этом не подготовили никакого ТЗ, не позаботились о дизайн-макетах и UX, не описали финмодель и не сделали по ней расчетов — программист вас не спасет.
  20. Вы обладаете узким спектром навыков. В этом случае вам нужен напарник, который знает многое о других смежных вам сферах, или же — прокачка собственных скиллов в разных направлениях. Основатель должен разбираться во всех аспектах его стартапа, иначе он не сможет ничего контролировать. Ведь чтобы водить машину, недостаточно только знать правила, или только уметь вращать руль — и при этом вам не обязательно знать, как менять двигатель в ней, хоть это и сэкономило бы вам уйму денег.
  21. Вы думаете только о деньгах. Это ошибка присуща как правило тем, кто мыслит однодневными идеями и хайпами. Деньги это прекрасно, это цель любого бизнес-проекта, но не нужно ограничиваться только ими и тем более зацикливаться на них. Лучше, если вы будете фокусироваться на том, что вам нужно что-то сделать, чтобы у вас появились деньги.
  22. Вы скупы. Вселенная устроена таким образом, что возвращает все, что ей дают, и порой в десятикратном размере. Если вы жадничаете времени, денег, сил на свою идею — вы никогда ничего не получите. Если вы хотите, чтобы в вашу идею кто-то вложился — научитесь вкладываться в нее сами.
  23. Вы стремитесь сразу получить результат. Так не бывает по массе причин, не нужно удивляться тому, что вы несколько месяцев делаете ваш стартап, а денег и признания все еще нет. Почитайте побольше книг о проектном управлении и научитесь дробить крупные дела на подзадачи.
  24. Ваш стартап получил одобрение вашей девушки/жены/друга/шефа. Этим вы сразу попадаете в порочный круг самообмана, и уверенными шагами идете в направлении скорейшего провала. В идеале, эти люди должны последними узнать, что у вас был какой-то проект и что он взлетел. Или нет, что вероятнее всего, если вы решили делать стартап.
  25. Вы решили делать стартап после курсов по инфобизнесу. Так сложилось, что людей, которые говорят, что они прошли курсы какого-то предпринимателя, и теперь будут делать успешный проект — воспринимается с какой-то родительской улыбкой и снисхождением. Если вы заплатили денег, чтобы вас научили делать бизнес — вы стали клиентом чужого бизнеса, а не выпускником учебного заведения с подтвержденной квалификацией.
  26. Вы решили сходить на курсы к бизнесмену. Сходите обязательно, но только ради всего святого — не говорите потом что вы будете делать свой бизнес. Если вам не хватает мозгов думать о том, что делать для реализации своей идеи — после курсов мозгов не прибавится, а денег в кошельке станет заметно меньше. А это признак того, что вы не умеете считать собственные финансы.
  27. Вы не умеете обращаться с деньгами. Вы с трудом их зарабатываете, и с трудом тратите. Или что еще хуже — тратите бездумно и быстро. Неумение обращаться с собственными деньгами быстро подведет черту под вашим проектом, потому что деньги бизнесмена — это то что есть у бизнеса, а деньги бизнеса, это то, что есть у бизнесмена.
  28. Ваша бизнес-модель нацелена на быстрое получение прибыли. Это пахнет хайпом или/и низким спросом на ваш продукт. Особенно заметно это будет на фоне конкурентных предложений.
  29. У вас нет четкой бизнес-модели. Если вы не понимаете, как и в какой момент ваш продукт будет приносить деньги — а главное, кто будет эти деньги приносить вашему продукту извне — вы не заработаете. Если вы гонитесь за прибылью — научитесь её прогнозировать(здесь бесплатный лайфхак — годам к 28-30 при методичной работе и самосодержании, вы научитесь таким прогнозам).
  30. Вы предлагаете людям деньги чтобы они были вашей командой и что-то для вас делали. Это самый плохой сценарий вашего стартапа — о нем писал еще Макиавелли: наемное войско самое паршивое. Если вы собираетесь строить вашу команду не на идее, а на деньгах — будьте готовы, что команда исчезнет вслед за исчезновением денег.
  31. Вы делите шкуру не убитого оленя. Ваш стартап еще не принял форму даже на бумаге, а вы уже купили себе порше и уехали в теплый страны. Это мышление читателя стартапских чатов и пабликов. Концентрируйтесь на задачах, которые принесут своим результатом вам деньги, а не на самих деньгах.
  32. Вы не договорились «на берегу» с участниками проекта, как будете делить шкуру не убитого оленя. Это чревато в дальнейшем серьезными проблемами и разногласиями, особенно если ваша затея принесет сверх желаемого результата.
  33. Вы зависимы от чужого мнения. Это относится отчасти к вопросу восприятия критики, однако немного в другом ключе. Если у вас нет четкого мнения о каком-то аспекте вашей идеи, идея быстро обрастет «не вашими» решениями, ответственность за которые будет все равно лежать на вас.
  34. Вам нужны инвестиции. И вы поняли это, сделав первую презентацию проекта или написав вайтпейпер. Это ошибка новичков и читателей стартапских каналов и пабликов, и говорит она о вашем неумении биться за свою идею и делать что-то своими руками. Упаковать идею в презентацию не такая сложная задача в сравнении с тем, чтобы сделать продукт, в которой захотят вложиться и без презентации.
  35. Вы ищите инвестора с одной презентацией на руках. Это занятный процесс, но бессмысленный. Немного проще, если у вас будет еще с собой развернутая фин. модель проекта. Но без продукта просить чужих денег, в надежде что потом все пойдет как по маслу — наивно. За эти деньги с вас спросят, а что вы можете ответить, если вы не смогли сами поднять хоть как вашу идею.
  36. В ваш стартап вложились. Бывает такое, что не очень дальновидный человек, обладающий денежными средствами, инвестирует в новые для него проекты. Однако в этот момент все совершают ошибку, и пытаются приумножить средства в заведомо провальной схеме. Плохие новости состоят в том, что деньги возвращать все равно придется, а новость хуже предыдущей — возвращать вам ее будет не из чего. Так что не впадайте в экстаз от того, что вам кто то даст крупную сумму денег на ваш стартап, который есть только на бумаге или схема была проверена кем-то когда-то, а теперь «мы сделаем еще лучше». Если вы решили заниматься стартапами, не вздумайте заниматься самообманом.
  37. В вашей команде много людей. Запомните, 100% на двоих делятся лучше, чем на троих. Не плодите «партнеров», иначе рискуете не расплатиться по обещаниям.Вы чувствуете, что с течением времени теряете интерес к идее и не хотите уделять ей время. В этом случае вы занимаетесь не той идеей, или что лучше — растете и калибруете свое мировосприятие. Главное бросить все раньше, чем это у вас появятся обязательства перед другими участниками проекта.
  38. Вы не стремитесь улучшать. Если вы не подвергаете критике любые ваши решения — вы теряете возможность объективно оценивать свой проект, и тем самым рискуете принять решение, которое окажется роковым для вашего стартапа. Лучшее, конечно, враг хорошего, и нет предела совершенству, но все же сначала вы работаете над качественном продукта, а потом качественный продукт работает на вас.
  39. Вы не делегируете доверие. Этот пункт особенно актуален для больших команд. Если решение принимают больше двух человек то, во-первых, это займет больше времени, а во-вторых — решение скорее всего окажется стратегически некачественным. Если вы вдесятером решаете, какого цвета должна быть кнопка — вы тратите время, а кнопка в итоге будет сделана по всем академическим правилам, но никак не будет решать стратегическую цель. Доверьте выбор цвета кнопки дизайнеру и забудьте о ней. Ваша задача — чтобы у вас был такой дизайнер, который не ошибется в выборе.
  40. Вы считаете, что стартап — это легко. Если вы думаете, что начинавшие свой жизненный путь в гараже стартапы, быстро и просто всего добились — вы ошибаетесь. Люди, начавшие свой стартап в гараже, нередко жили в этом самом гараже, лишенные многих удобств. В том числе и до появления у них какой-либо идеи. И именно острое желание изменить свою жизнь стимулировало их упорство.

Какие еще причины мы могли забыть? Делитесь вашими вариантами в комментариях.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Denis Mayorov

Ваш стартап не взлетит, если вы:

1. Не создаете ценность для вашего потребителя.

2. Не можете привлечь внимание и сформировать спрос на то, что вы производите.

3. Не можете сбыть то, что вы производите.

4. Не можете выполнить обещания, данные потребителю.

5. Не способны управлять финансами так, чтобы получать доход, достаточный для продолжения деятельности.

Все остальное в некотором смысле хуета и частные случаи.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Иотченко

п.5 можно смело исключить, если вы плюете на юнит-экономику, но быстро масштабируетесь за счет очередных этапов привлеченных инвестиций)))

х10 и более бывает редко за счет юнит-экономики, но только за счет роста оценки компании))) А на меньшее приличный инвестор и смотреть не станет...

Ответить
Развернуть ветку
Denis Mayorov

Понапридумывают сказок про финансовые пузыри, чтобы честным банкирам жизнь попортить)) Завидуют, наверное.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Иотченко

Сделайте в презентации вашего стартапа страничку с юнит-экономикой дающей 20% в год... и сами знаете что будет - ничего)))

А нарисуйте клюшку за счет возможного масштабирования... и у инвестора глаз загорается))) А что юнит-экономика совсем не бьется и один клиент дороже раза в 3, чем вы на нем заработаете (может быть)… кому интересны эти мелочи?)))

Иначе все стартапы тупо масштабировались бы по франчайзинговой модели или типа того)))

Ответить
Развернуть ветку
Роман Юркин

То, что Вы описываете - это пирамидальные инвестиции, когда инвестор надеется разбогатеть на увеличении оценки своей доли в компании за счёт продажи этой доли влошенцам на каждом последующем раунде инвестиций. В идеале постепенно это убыточное ***но всплывает вверх по раундам до стадии IPO - и превращается в казино, где все покупают акции не ради дивидендов (которые платить не с чего, поскольку нет прибыли), а ради скачков курса.
Но Вы зря думаете, что никого не заинтересуют дивиденды 20% в год со стабильного и прогнозируемого бизнеса, имеющего реальные активы и прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Иотченко

Большинство проектов способны генерировать 20%, но многие инвесторы любят и быстро всплывающее ...оно))) Особенно на ранних стадиях...

Ответить
Развернуть ветку
Мудрый Принц

Чётко и ясно.

Ответить
Развернуть ветку
Investinder Ru
Автор

Абсолютно верно. Абсолютно.

Ответить
Развернуть ветку
Vovan Avach

99.9%

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пыльников

... если вы прочитали больше 15 пунктов этого текста )))

Ответить
Развернуть ветку
Артем Бугара

Это же надо было сесть и выдать 40 (СОРОК) пунктов такой чуши. Просто поражаюсь тому, что сейчас на VC пишут.

У одного 40 пунктов, у другого .ru домены самые безопасные в мире. Третья начала бегать и чуть ли не стала самой умной продуктивной офигенной на планете.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Вообще, всё написанное выше... ругать не хочу, люди старались.
А забыли вы одно единственное и самое важное:
УДАЧА
На этом можно и закончить.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ulianov

41. Если вы считаете что главное и единственное что нужно для создания успешного стартапа - УДАЧА. 

Ответить
Развернуть ветку
Investinder Ru
Автор

)) иронично

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фа

Солидарен с вами)
Но многое из написанного тоже кореллирует с реальностью, хотя конечно эта непредсказуемая «удача» тоже имеет сильное значение)

Ответить
Развернуть ветку
Мудрый Принц

Ох, иногда кажется, что только благодаря удачи что-то и получается 😂

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Kuziaev

Богиня удачи благоволит только тем, кто что-то делает, понимает что делает и для чего это делает.

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Гм, интересно, а если это все перевернуть и написать кем надо быть и что уметь чтобы замутить успешный стартап...
Есть впечатление, что получиться существо, которое не может существовать в нашей вселенной...

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

Так это же он, ТОТ САМЫЙ "сферический конь в вакууме"!

Ответить
Развернуть ветку
Investinder Ru
Автор

чтобы замутить успешный стартап нужна удача, опыт и немного напористости) Думается, что это единственно верный рецепт)

Ответить
Развернуть ветку
borodutch

Ужасно инфантильный взгляд на вещи у автора. Ощущение, что синдром Даннинга-Крюгера в полном расцвете сил. Местами, конечно, весело и в точку — но некоторые моменты *крайне* разнятся с тем, что я наблюдаю среди успешных "стартаперов". По пунктам:

Вы за пять лет сменили больше двух работ и умудрялись зарабатывать «частным извозом».

Сменить больше 2 работ за 5 лет — это норма в IT. *Большинство* успешных стартаперов до того, как "выстрелить" меняли работу больше 2 раз за 5 лет до "выстрела".

Вы в отношениях.

Автор берет опыт свой и своего окружения и экстраполирует на всех. Напомню, что хорошие отношения, где стороны друг друга поддерживают, повышают шансы на успех, а не понижают их. А вот если этот пункт поменять на "вы в плохих отношениях" — тогда согласен полностью. Воевать на два фронта — так себе идея.

Вы работаете на ответственной должности.

Это, скорее, повышает шанс успеха, нежели понижает его. "Ответственная должность" подразумевает наличие опыта, как минимум.

Вы хотите коворкинг и макбук

Вообще, дважды повторять "МакБук" два пункта подряд — это какая-то паталогия. "МакБук" простенький стоит в районе $1500 — это одна-две недели работы джуниор разработчика. "Хотеть" МакБук сложно, когда можно пойти и купить его.

Ваш стартап заключается в копировании и улучшении.

Большинство успешных стартапов — это идея "копирования и улучшения". Люди просто брали *уже существующие рынки и технологии*, улучшали одну вещь — и взлетали.

Вы замкнутый.

Абсолютно нет никакой корреляции между тем, интроверт человек или экстраверт — и насколько он или она успешны.

Вы носитесь с идеей больше трех дней, не придав ей какую либо форму.

Да нет, с большинством идей нужно походить пару-тройку дней, чтобы более-менее ее обдумать.

У вас нет четкой бизнес-модели.

Уже стомильонов раз этот миф был разрушен. Странно, что автор знает про миф "кражи идеи", но не в курсе, что MVP — это и есть поиск той самой бизнес-модели.

Вы предлагаете людям деньги чтобы они были вашей командой и что-то для вас делали.

Здесь обратное — если вы не можете заплатить своим партнерам, то, скорее всего, вы провалитесь. Это уже чистая статистика, если что.

Вы делите шкуру не убитого оленя.

Обсуждать условия переправы через реку всегда нужно на берегу.

Вы не договорились «на берегу» с участниками проекта, как будете делить шкуру не убитого оленя.

Так делить или не делить?

Вы зависимы от чужого мнения.

Продукт создается для пользователя по просьбам пользователя. А не для создателя, плюя на пользователя. Если продукт создается для создателя — создатель за него и будет платить, а не пользователь.

Вы считаете, что стартап — это легко.

Да, это легко.

Остальные 27 пунктов, в принципе, логичные и вполне себе статистически и логически верные. В общем, автору спасибо за материал — но стоило бы сделать приписку о том, откуда этот список взят. Если из опыта автора и его окружения — это и нужно указать. Если на основе какой-то более-менее весомой статистической выборки — нужно указать источники.

Короче, автор сейчас на этапе, когда он чуть-чуть разобрался в вопросе — но вот через лет 5-10 прочитает эту статью и точно так же, как и я, сможет пройтись по пунктам и выделить те, где оказался не прав :)

Ответить
Развернуть ветку
Хаттори Ханзо

Интересные мысли +++

Ответить
Развернуть ветку
Антон Васильев

+++++

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ryzhov

про полигамность непонятно. все стартаперы = полигамны?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пешехонов

Исключений из этого списка больше, чем пунктов в нём.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда