{"id":7725,"title":"\u041c\u043e\u0441\u043c\u0435\u0442\u0440\u043e \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0438\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u0447\u0430\u0441\u0442\u044b\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438 \u043b\u0438\u0446","url":"\/redirect?component=advertising&id=7725&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/306052-v-metro-moskvy-teper-mozhno-platit-za-proezd-licom-sprosili-avtorov-proekta-kak-eto-rabotaet&placeBit=1&hash=1a23ae72488790d266f074c318177ed55db913e2e0bf5b3cbc11221f61048c67","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Бюро Глагол

Как начать выступление на конференции: пять приемов с примерами

Тренеры бюро подготовки публичных выступлений «Глагол» делятся инструментами, как сделать вступление и быстро собрать внимание аудитории.

Что не так с «Здравствуйте, меня зовут…»

Большинство спикеров не любят вступления. Часто в начале выступающий чувствует себя неловко и не знает, как подвести к теме. Появляется фраза по умолчанию: «Добрый день, меня зовут… последние 15 лет я занимаюсь … и сегодня я расскажу, как …».

Для слушателя вступление — это обещание, что дальше будет что-то интересное. Поэтому задача первых минут речи — заинтересовать и вызвать доверие. Заход «Здравствуйте, меня зовут…» повторяется обычно от спикера к спикеру и от этого не помогает захватить внимание.

Вот еще некоторые штампы для вступлений:

  • Как вам меня слышно?
  • Давайте узнаем, кто сегодня в зале. Поднимите руку те, кто…
  • Я редко выступаю, поэтому волнуюсь. Похлопайте мне, чтобы не было страшно.
  • Обычно то, что я буду рассказывать вам сейчас, я говорю на трехдневном тренинге. Сегодня у нас только 30 минут, поэтому не будем терять времени.

Все эти приемы нейтральны сами по себе, но из-за частых повторов превратились в информационный шум. Аудитория пропускает их мимо ушей, а вы теряете важные минуты первого впечатления.

Теперь представьте, что после нескольких одинаковых вступлений спикер неожиданно начинает речь с личной истории или кейса, который слушателям будет интересно рассказать своим приятелями. Придумать такие ходы непросто, поэтому тренеры бюро «Глагол» сделали подборку инструментов для вступлений.

Начните с утверждения

Прием, когда речь начинается с главной мысли выступления, редко встречается в России. Попробуйте вместо приветствия сразу начать с сути — емкого утверждения, которое вы дальше раскроете.

Например, Михаил Казиник начал свое выступление на TED c фразы «Послушайте, школа умерла. И если новая школа не возродится, то можете готовиться к третьей мировой войне». Параллельно тут работают два приема: спикер погружает слушателей в контекст и отстраивается от других выступающих.

Расскажите историю, в которой слушатели узнают себя

Брайан Стивенсон привлек 1,3 млн долларов за одну речь на TED. То же выступление стало рекордсменом по длительности аплодисментов. Тема Стивенсона сложная — недостатки судебной американской системы и дискриминация.

Особенность этого выступления в том, что четверть выступления спикер потратил на установление контакта с аудиторией. Первые пять минут Брайан рассказывал личную историю про свою бабушку, которая видела в каждом внуке индивидуальность. История вызвала интерес и доверие — только после этого спикер начал говорить о несправедливости суда в США.

История необязательно должна быть личной. Начните с кейса, рабочей ситуации. Так Марк Робер в начале выступления рассказывает о результатах A/B теста, когда он попросил своих подписчиков сыграть в простую игру и запрограммировать движение машинки. По факту игры было две: в одной ты после неудачной попытки просто пробуешь снова, а в другой — в случае проигрыша снижались баллы.

Обратите внимание: Робер не стал показывать экспертность и рассказывать про А/В тест, который он раскатал на репрезентативной выборке. Спикер адаптировал контент под аудиторию неспециалистов.

Сломайте шаблон

Суть приема в том, чтобы разбить рамку, которую задали предыдущие спикеры. Если это деловая конференция и все обычно начинают с официальных приветствий, расскажите что-то личное. Если все начинают с рассказа, покажите видео. Рисуйте на доске, если до этого спикеры иллюстрировали речь слайдами. Спуститесь в зал, поменяйте локацию на сцене, говорите без микрофона. Отстройка может быть и по содержанию, и по подаче.

Вот пример разрыва шаблона с российской конференции Epic Growth Summit. Антон Бондарев, основатель «Кухни на районе» в начале выступления говорит: «Сегодня вы будете слушать истории о том, как растут компании, какой опыт вы можете вынести для своего бизнеса. Но я хотел бы подойти с другой стороны. И расскажу про вас, про конкретно каждого из вас». Такое вступление отличает Антона от других спикеров, а еще включает личный интерес: что это такое будут говорить обо мне?

Еще один пример: юрист Дмитрий Гриц на форуме «Будь больше, чем юрист» выступал с темой «Новые тренды отбора молодых сотрудников. Как увидеть “звезду”?» Он начал свое выступление сразу с ответа на поставленный вопрос. Во весь слайд было написано слово «Никак». И дальше черный экран, конец презентации.

Начните с цитаты

Обычно когда речь об идет о цитате, вспоминаются школьные травмы. Но источником цитирования может быть не только Аристотель или Сократ. Возьмите высказывание Дудя, Варламова, Лебедева. Процитируйте известного в вашей сфере специалиста или участника вашей команды, если это локальная встреча.

По-честному, этот прием встречается настолько редко, что даже хорошего примера мы не нашли. Поэтому рекомендуем брать в работу как можно скорее. А если попалось видео, где спикер все-таки начинает с цитаты, поделитесь в комментариях.

Дайте слушателям задание

Формат задания тоже может показаться буллшитным — сразу представляется, что вы просите слушателей встать и начать обмениваться визитками или объятиями. На деле задание бывает мягким и не требующим активного действия от слушателей. Например, показать картинку и попросить предположить, что это. Или предложить выбор между двумя вариантами.

Чемпион по запоминанию Джошуа Фор начал свое выступление с простого задания: закрыть глаза и представлять все то, что он говорит. Фор предлагал неожиданные и абсурдные картинки: например, танцующую на вашем журнальном столике Бритни Спирс. В середине выступления спикер вернулся к этому упражнению — странные образы зрители помнили так же ярко спустя 15 минут.

И еще несколько простых фишек для установления контакта

Сделайте ссылку на предыдущего спикера

Ссылка на другие выступления — простой вариант вступления, который не требует подготовки. В начале выступления вы как будто бы подхватываете тему, о которой рассказывал кто-то до вас. Для аудитории это маркер того, что вы слушаете выступления своих коллег и уверенно себя чувствуете, а не пришли с текстом на листочке.

Обратитесь к общему опыту слушателей

Попросите аудиторию вспомнить то, что знают все люди в зале. Это может быть недавнее событие в компании или отрасли, новый затронувший всех законопроект, опыт, объединяющий людей определенного возраста, значимый факт в прошлом. Начните с фразы «Помните, как...» или «Вы уже знаете, что...»

Попросите аудиторию пересесть ближе

Если это офлайн-мероприятие, то обычно аудитория рассаживается в зале как хочет. Вы можете попросить пересесть на первые ряды в самом начале. Хорошо, если у слушателей от этого появится дополнительный профит, чтобы это было не как на лекции в университете «Пересядьте ближе», а с какой-то пользой. Например, так они смогут увидеть презентационные материалы, которые вы будете передавать по рядам.

Придумайте, чем занять паузу в начале

Если вы выступаете онлайн, не рассчитывайте, что все присоединятся вовремя

Зрители будут подтягиваться минут пять. Но те, кто пришел вовремя, не должны тратить это время зря. Продумайте заранее, чем вы займете паузу. Можно включить видео, показать заготовленные ролики по теме или рекламу вашей компании. Или рассказать историю на отвлеченную тему.

После хорошего вступления слушатели откладывают свои дела и включаются в происходящее. Они настроились и готовы узнать новое. А главное — у них появляется мысль: «Похоже, это выступление будет интересным».

Пробуйте и комбинируйте приемы. Следующий уровень прокачки ваших вступлений начинается, когда вы ставите перед собой задачу — установить с аудиторией контакт в первые 60 секунд. Маркер контакта — это реакция аудитории. Смех, аплодисменты, что угодно. Если не получилось вызвать реакцию в начале, то дальше установить контакт будет все сложнее.

Расскажите в комментариях, какие ваши любимые вступления — примеров в подборке станет еще больше. А мы в следующий раз поделимся, как структурировать основную часть, когда вы готовитесь к конференции и рассказываете кейс из своей работы.

0
21 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Хорошо разобрали так. Спасибо!

12

Как написать свою колонку на VC: пересказать главу из «TED TALKS. Слова меняют мир»

8

Иван, привет!

Мы действительно фанаты этой книги и согласны с многими принципами Криса Андерсона: например, с тем, что в выступлении должна быть только одна главная мысль или начинать подготовку нужно с анализа аудитории. В статье есть пара приемов, которые повторяются в книге, другие из нашего опыта и источников.

Кстати, из тех, что могу рекомендовать есть еще Н.Дуарте с ее Illuminate и Resonate и, понятно, Сториономика Р. Макки

3

Привет,

Здорово написано, добавил в закладки.

Может вы натыкались на книгу или плэй бук от коуча, работающего в Microsoft, который учил менеджмент компании готовить презентации, проводить анализ аудитории и в целом выступать с материалом?

0

Через 10 лет в тренде будет только половина главной мысли на выступление.

0

На онлайн выступлении можно вывести доску в MIRO с картой мира/России, где каждый может маркером подсветить место откуда он родом и тем самым немножко потянуть время, чтобы весь народ подключился.

В выступлениях с презентацией можно использовать интегрированные online опросы и предлагать слушателям поучаствовать в рассказе и, возможно, повлиять на повествование.

6

С Miro и картой - отличный заход, прямо здорово!

Про вовлечение и опрос личный топ: sli.do и menti. Для формата воркшопов/камерных выступлений хорошо работает гугл табличка, где в первом столбце по вертикали ключевые блоки выступления, а по горизонтали столбцы, где пользователи могут оставлять комментарии.

1

Ненавижу, когда меня пытаются пересадить "ближе". Эта аудитория дана для конференции, а я достаточно взрослый человек, что бы самостоятельно решить, где мне разместиться. Может, у меня дальнозоркость или мне важно, чтобы остальная аудитория меня не видела. Может, я жду звонка и потому села у выхода, что бы сразу выйти. Я не школьник - не надо за меня решать, на какой парте сидеть! 

Всегда отправляю таких аниматоров в сад. 

4
–1

Это работает если люди понимают от кого повествование идёт, а не что это за хуй с горы.

2

Когда-то и хуй с горы был, кем то... ой, наоборот.

2

Класс! Отличная статья) спасибо!👏🏻

2

Всегда начинаю свои выступления с одной из любимых цитат!)

2

Передайте кто-нибудь дмитрию шпицу, что лыбиться на каждом слове не обязательно :) тоже мне нашли оратора «э, ме, бе» :)

1

Вы ошиблись статьей, здесь нет спикера «шпица». 

–1

Я так понимаю она просит вас найти шпица и передать ему.

3
Командный американец

Очень интересная и полезная статья! Большое спасибо, взял на заметку. Как раз скоро предстоит выступать)

1

Иногда/часто начинаю с редкого анекдота (не менее трех фраз) - беспроигрышно.

Второй прием сложнее, но при наличии времени от 30 минут - работает прекрасно.
В средине - за 20% до конца лекции раздаются простые письменные задания, с необходимым ответом из 3-6 слов.
Аудитории обещают, что будет конкурс ответов.
Через 3-5 минут собираются обратно тесты с ответами.
Аудитория голосует за озвученные лучшие ответы.
Оживление в конце, запоминание темы и выводов - гарантировано.

1

теория это хорошо, но выступления мне кажется только опытом можно набить)

0

в СССР каждый зайчиком под елочкой в саду выступать учился, в школе продолжал. Но это не сделало наше поколение прекрасными ораторами )) не всем дано. Хотя, лучше учиться, чем не учиться

0

Некоторым людям это просто не дано, хоть учись, хоть нет

0
Читать все 21 комментарий
Десять лет спустя: каким видели будущее программирования в 2012 году Статьи редакции

Пользователи Hacker News сравнили предсказания программистов девятилетней давности с текущим положением дел.

ITC.ua
Не созваниваюсь! Записываю видео-разбор дизайна с 90% конверсией
SHAREit объявляет о партнерстве с Httpool для расширения присутствия в России и СНГ

SHAREit Group анонсировала выход на российский рынок цифровой рекламы. Глобальная компания в сфере интернет-технологий, выбрала Httpool, входящую в Aleph Group, своим стратегическим партнером по продажам рекламы. Будучи официальным представителем SHAREit, Httpool займется продвижением рекламных возможностей приложения для брендов и агентств из…

«Повышение ключевой ставки не оказало измеримого эффекта на динамику российского рынка акций»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие»

История одного издательства: как я, будучи инженером-нефтяником, начал выпускать трогательные книги для детей

Всем привет! Меня зовут Александр Шмаков, я исполнительный директор типографии «НП-ПРИНТ» и основатель санкт-петербургского книжного издательства «Гудвин».

Чем занимается BIM-менеджер и как им стать?

По мнению Ксении, BIM-менеджера в IBS, BIM - это будущее проектирования и строительства. Мы узнали у Ксении, в чём суть технологии, какую пользу она приносит, как выглядят будни BIM-специалиста и где лучше учиться этой профессии.

«Они забыли про чёлку»: первые владельцы новых MacBook Pro рассказали, что рамка вверху экрана закрывает элементы меню Статьи редакции

Разработчики тут ни при чём.

Релиз Checkaso 2.5 на Product Hunt. Новые инструменты и дизайн

Друзья, всем привет! Сегодня у нас релиз на Product Hunt. Будем рады вашей активности: поддержке и обратной связи. Важная и приятная новость: в честь обновления дарим -30% на любую подписку.

Цифровой акселератор СИБУРа: feedback от участников

СИБУР, крупнейшая в России интегрированная нефтехимическая компания, и GenerationS, платформа по развитию корпоративных инноваций, подвели итоги первого цифрового акселератора.

Мы сделали машину, которая генерирует рекламные креативы

И запустили кампанию, в которой автоматически сгенерированные креативы продвигают продукт для автоматической генерации креативов.

Цифровой госпиталь и медицина на 360°: как мы обновили сайт частной клиники №1 в России

Иногда больницы у русского человека вызывают недоумение и страх: процедурный кабинет, где пахнет лекарствами и не только, представили? Но зачастую это наши страхи из детства и юношества суровых 90-х, потому что сейчас всё иначе.

Сайт для АО «Европейский Медицинский Центр» (ЕМС)
null