Почему мы игнорируем присылаемые тексты о женщинах в ИТ-индустрии Статьи редакции
Заместитель главного редактора vc.ru о потере объективности в темах сексизма и неравенства в отрасли.
Редакция vc.ru редко напрямую касается темы с условным названием «женщины в ИТ-индустрии» — не потому, что мы считаем, что проблем не существует или их не нужно освещать. Как раз наоборот: пренебрежительное отношение к женщинам становится настолько важной темой, что способно менять огромные компании.
По крайней мере, на Западе — гремящий сейчас скандал вокруг Uber фактически вырос из рассказа бывшей сотрудницы компании Сьюзан Фаулер о притеснении в стартапе и атмосфере сексизма, которая в нём царит.
Проблемы существуют, причём на всех уровнях, начиная с образования. Только за четыре года обучения на техническом факультете я сталкивалась с поглаживанием коленок студенток, объяснением математических концепций на примере глажки белья, нежеланием ставить оценку выше тройки только потому, что перед преподавателем сидит девушка, — и это, конечно, далеко не полный список.
Уловив настроения «нового» общества, компании заваливают нас письмами о женщинах-разработчиках, женщинах-руководителях, женщинах-женах-разработчиков, женских курсах программирования, исследованиях женских предпочтений, женских методиках работы (я не шучу) и всем, что только может прийти в голову.
Было даже предложение колонки на тему «Как женщине сохранить продуктивность и счастье на работе». Записывайте лучшие советы: во-первых, считает автор, стоит почаще вспоминать счастливые моменты своей жизни, во-вторых — не стесняться плакать, в-третьих — позволить себе почаще мечтать, причём важно, чтобы мечты были не о рабочих свершениях, а о чём-то личном — «отпуске, любви или танцах».
Нам регулярно предлагают рассказать о конференциях для женщин-предпринимателей — как будто обычных конференций для предпринимателей уже недостаточно. Но бума мероприятий только для мужчин почему-то не наблюдается. Вероятно, потому что организаторов подобных конференций тут же поднимут на вилы.
Проблема таких текстов, мероприятий, курсов в том, что они создаются только ради упоминания женщин. Мы внутри команды vc.ru не делаем различий между работниками и точно так же подходим к выбору публикаций. Нам не кажется, что продуктивность женщин достигается отличными от мужчин способами.
Зато нам кажется странным наличие специальных курсов по разработке для женщин. Неужели женщина неспособна усвоить концепции программирования и ей нужна специальная программа с привлечением женщин-преподавателей? Зачем усугублять ситуацию, продвигая междусобойчик, на котором не хотят видеть мужчин, как оплот борьбы за права женщин и попытки исправить ситуацию в ИТ-индустрии? Это не дискриминация?
Читая заголовки предложенных текстов вроде «Как женщине научиться программировать», которые зачастую шлют именно мне, я не испытываю ничего, кроме унижения. Ответ на вопрос в заголовке прост — так же, как и мужчине. В разработке, предпринимательстве, технических специальностях нет ничего такого, что не поддавалось бы изучению.
Чтобы избавиться от проблем в индустрии, нужны системные решения, охватывающие не только ИТ. Девушка не должна сталкиваться с дискриминацией в школе, в университете, на работе. Но это скорее вопрос общенационального масштаба — его нельзя решать только в рамках сферы.
Первый шаг к этому — перестать акцентировать внимание самих женщин на том, что к ним якобы нужен особый подход. Свои учебные программы, свои мероприятия, свои методы работы.
Нам также кажется, что, рассматривая историю героя, нельзя учитывать только его пол — важны достижения, сложности, с которыми он столкнулся, — а с неуважением и сексизмом на работе может столкнуться и женщина, и мужчина.
Нужно рассказывать обо всех героях, и делать скидку кому-то только из-за пола, а тем более делать на этом акцент — тот же сексизм, только в другой обёртке.
На Западе тема давно стала одной из самых обсуждаемых в ИТ-среде — как и все остальные темы, касающиеся неравенства, — но в России такого ажиотажа нет. При этом процент женщин, занимающихся наукой и техническими проектами, в России в разы выше, чем, например, в странах Европы.
Продвинутой аудитории (а мы всё-таки считаем большую часть представителей российской отрасли продвинутой аудиторией) ясно, что если человек преуспевает в своём деле, нет никакой разницы, какого он пола, расы или вероисповедания. Так давайте не будем откатываться на шаг назад.
Мы всегда рады поднимать и обсуждать проблемы в индустрии, но приступая к написанию материала о женщинах в ИТ-среде, подумайте, о чём именно вы хотите поговорить.
Вот почему на Западе этого никто не понимает? Все эти поблажки для женщин а-ля "а давайте в борде будет хотя бы половина женщин" только усугубляют сексизм.
Это не поблажки, это естественное понимание того что _тратят_ деньги в основном женщины, и кому как не женщинам понимать куда будет двигаться рынок (чего угодно).
Но не является и представление "_тратят_ деньги в основном женщины" пережитком тоже каких-то старых времен, когда он 14 часов в день на работу работе, она тратила, а сейчас - раздельный бюджет, равное участие в покупках и всё это?
"Участие-то разное", только я не видел радиоуправляемых теток в продуктовых магазинах "Милый, какой тебе йогурт, макароны, рис, крупу, консервы".
А мужиков на радиоуправлении везде достаточно. Покупают они, ну как дроны, а операторша дрона сидит себе дома :)
Всегда в небольшом шоке от этих персонажей.
Ты сцук не знаешь какое молоко купить чтоль але?
а) Средний мужчина доволен куском мяса и полкило картошки, ну и запить чем-то.
б) Огромное многообразие круп, риса, макарон, молочных продуктов (и т.д.), создано для иллюзии выбора - который так нравится женщинам
в) Сарафанное радио бесконечно обсуждает какие продукты/товары хорошие, какие испортились, этому посвящено изрядное количество около-женских СМИ и тем разговоров.
г) когда после работы идешь домой к своему мясу и картошке, проще позвонить и получить четкие инструкции, что конкретно надо брать, чтобы не выбирать из 6-10 видов по каждому наименованию в списке покупок.
Ну я видимо не средний мужчина.
, чтобы не выбирать из 6-10 видов по каждому наименованию в списке покупок.Я и в крупах и в рисе разбираюсь и в молочных продуктах.
Но я часто покупаю продукты. состав читаю и тд.
Просто проще мне после работы в гипер заехать, чем жене с детьми тащиться в магазин. Ну или вместе вечером едем оравой )
Ну если ты постоянно закупаешься то уже знаешь что к чему.
Вот как все хорошо и даже отлично может быть.
Что не отменяет радиоуправляемых мужчин как массовое (широко наблюдаемое) явление.
ну я просто еще и сам готовить люблю.
А тут волей неволей сравниваешь продукцию.
Ну тут как - Вы лично любите готовить и разбираетесь в продуктах. Но мы не говорим лично о Вас, или уже говорим?
Перенос фокуса обсуждения с проблемы на субъект, обычно свойственен именно для разговора с женщиной, классический пример:
"- Что-то пасмурно сегодня и как-то мрачно, уныло, как думаешь, солнце будет сегодня?
- Да это просто я с утра накраситься не успела!"
мы изначально начали дискуссию оттолкнувшись от МОЕГО субъективного отношения к радиоуправляемым персонажам.
Отлично, Вы так к ним относитесь.
Пожалуйста, сообщите также, как по Вашему - кто больше тратит денег, мужчины или женщины, ну допустим в возрастной группе 25-35 лет, при совместном проживании?
Не имею ни малейшего представления.
Могу судить только по своей семье. Трачу львиную долю я.
Это удивитительно, как в контексте равноправия полов, так и просто - по-житейски.
Я дальше _не_ о Вашей конкретной семье - прошу это учесть если будете отвечать.
Чтобы прямо "львиную" долю тратил именно мужчина - это, мне кажется, только короткий период в 2-3 года когда беременность, роды и первый год-два жизни ребенка - когда папа (хороший папа) действительно покупает все-все-все, а мама готовится к родам и потом с ребенком 90% времени.
И кстати, именно в этот период жизни папа на радиоуправлении - потому что открывается новый ассортимент детских товаров, и тренды хорошее/плохое по ним часто меняются.
В другие периоды, если речь не идет о каких-то ... кхм ... особенностях менталитета, девушка/женщина в постоянных отношениях с мужчиной покупает много, часто и разное, потому что теперь-то она не одна, и одним йогуртом в день сыта не будешь.
Я это как-то так вижу.
А я поскольку могу судить только по своей семье скажу следующее:
В детских товарах я разбираюсь не хуже чем в продуктах(двое детей как никак). Поэтому знаю, что покупать.
Ну и конкретно в нашей семье зарабатываю только я, и распределяю соответственно деньги тоже я.