Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России Статьи редакции
Автор канала «SMM в Telegram» Антон Проценко и его коллега Максим Каждан опросили 20 тысяч пользователей мессенджера.
Тот, кто говорит, что знает всё о российской аудитории Telegram, немного лукавит. Есть предположения, основанные либо на личном опыте говорящего, либо на исследовании от сентября 2016 года (проведенном среди гиков и маркетологов, когда ещё все каналы с аудиторией больше пяти тысяч человек можно было назвать по памяти).
Все они сводятся примерно к следующему: мессенджер населяют таинственные хорошо зарабатывающие гики и маркетологи, увлекающиеся политикой, медиа и авторским высококачественным контентом. На первый взгляд, с этими утверждениями сложно спорить: вот же он, качественный контент от блогеров, а вот и десятки каналов об ИТ.
Проблема в том, что явление, которое ученые называют «генерализацией частных случаев» (безосновательный перенос характеристик частных или даже единичных случаев на обширные их совокупности), даёт возможность разглядеть в интересах аудитории Telegram только то, что свойственно новаторам и ранним последователям — гикам, маркетологам и авторам каналов.
Сегодня
Telegram растет очень быстро. В мае 2017 года у него было 7 млн пользователей в России — мессенджер становится массовым. Сейчас 53 тысячи человек — это количество подписчиков не у самого известного анонимного политического инсайдера, а у MDK.
Самый популярный канал сейчас не с интересными статьями, а с английскими неправильными глаголами. Каналов о косметике и макияже в Telegram гораздо больше сотни, каналов о медицине — больше пятидесяти, а тренингов вроде «Как стать миллионером при помощи Telegram» — около десятка. Полгода назад сложно было представить, что канал с фразами вроде «Наверное, я погорячилась» и «Ты мне сегодня приснился» наберет 66 тысяч подписчиков и почти 300 тысяч просмотров на одну запись.
Времена меняются, аудитория Telegram тоже. Правда, никто не знает, как. Такое положение дел лично меня, как автора канала о продвижении в Telegram, не особенно удовлетворяло, поэтому я решил провести собственное исследование.
Единственным способом узнать то, что меня интересовало об аудитории мессенджера, было спросить её напрямую. Сокращенные ссылки, пиксели сбора данных из социальных сетей, «Яндекс.Метрики» — всё это давало слишком мало информации.
Данных по полу, возрасту, социальному статусу и подобным характеристикам, очевидно, нет даже у Telegram. Поэтому социологи простят меня за использование такого инструмента, как Google Forms — в конце концов, данные от пользователей всё же лучше, чем их отсутствие.
Исследование и методология
Ссылка на форму была размещена на моем канале @aboutSMM с призывом делиться ей всюду. На момент написания статьи запись набрала больше 210 тысяч просмотров. Если добавить к ним отдельные публикации (не форварды) в других каналах (например, в @tginfo — самом известном русскоязычном канале о нововведениях Telegram), то суммарный охват по просмотрам окажется больше 300 тысяч. Ссылку на форму размещали в каналах про:
- Политику (от «Красного Сиона» до «Караульного»).
- Медиа и тексты (от «Журналистики» — самого большого канала о и для СМИ, до «Паши и его прокрастинации» — главного и самого крупного канала о редактуре).
- Маркетинг (от «Русского Маркетинга» — самого популярного канала про SMM, до «Интернет-Аналитики»).
- Кино (от «Киноклячи» до Cinemarticle).
- Литературу (от «Книжного лиса» — самого популярного блога с авторскими рецензиями на книги, до Booker).
- Лайфстайл (от Unpublished до oneday_onestory и «Стюардессы»)
- Cтатьи (от «Мастридов» до WowNews и Newsjournal).
- Языки (от «Виолы» до Slang Bang — второго по величине российского канала про английский).
- Технологии (от Rozetked и ForGeeks до All-in-one person).
- Бизнес (от «Пентхауса» — канала инвестора Евгения Гордеева, до «Стартапа дня» — блога Александра Горного, директора по стратегии и анализу в Mail.Ru Group).
- Бьюти (от Don’t touch my face — самого большого канала в бьюти-тематике, до Chrisskisskiss — блога PR-директора компании Estee Lauder, и «Дневника визажидзе»).
- Развлечения (от «Хардкора» — Telegram-филиала известной сети «Подслушано», входившего на момент публикации опроса в топ-3 самых крупных канала в Telegram, до «Лепры»).
Также ссылка была опубликована в многочисленных чатах со стикерами и в игровых ботах. Отдельно хочется сказать, что исследование на своем канале опубликовал и Антон Носик. Без вопросов и промедлений, сопроводив коротким комментарием: «Тут ребятишки исследуют аудиторию российского Telegram. Кому не лениво поучаствовать в опросе, тот поможет нам и себе, любимому, увидеть себя в зеркале».
В опросе поучаствовали 20 тысяч человек. Это не весь Telegram, ответы собирались не профессиональными дознавателями с использованием полиграфов, но это самый большой на сегодня банк данных, который, к сожалению или к счастью, нельзя получить никаким другим способом, кроме непосредственно опроса.
Я знаю, что опрос охватил не все Telegram-каналы, как знаю и то, что не все пользователи в принципе на них подписаны, а кто-то просто не готов потратить несколько минут на расстановку галочек в форме. Однако можно сделать довольно обоснованное предположение, что принявшие участие 20 тысяч человек отражают ядро активной аудитории Telegram — то есть тех, на кого и рассчитывают бренды, проводя свои рекламные кампании в мессенджере.
Результаты
Социально-демографические данные
Мужчин в выборке оказалось на 14% больше, чем женщин. Это уже не те 75%, про которые говорили в сентябре 2016 года. Хотя миф «в Telegram одни мужчины», как видно, и далек от истины, нельзя не признать, что среди мужчин мессенджер более популярен — во всяком случае, в некоторых тематиках.
Несовершеннолетние в выборке не набирают и восьми процентов, ожидаемо лидируют группы «18-24» и «25-34» (40 и 37% соответственно). Таким образом, 77% аудитории составляют лица от 18 до 34. Среди мужчин Telegram больше всего популярен у лиц 25-34 лет, среди женщин — у группы «18-24». Пользователи «35 и старше» в сумме набирают всего 15% от общей выборки.
Род деятельности
Наиболее многочисленная категория пользователей — те, кто охарактеризовал себя как «опытного специалиста». 22% опрошенных — студенты, 65% — специалисты или руководители разных уровней. Почти половина опрошенных — состоявшиеся в своей профессии люди. При этом руководителей высшего звена — 7%. Кстати, 57% опрошенных имеют законченное высшее образование.
Уровень дохода
Исследование опровергает известный тезис о чрезвычайно обеспеченной аудитории Telegram — выборка скорее отражает среднюю ситуацию по стране. Однако если оставить в выборке, например, только подписчиков каналов о бизнесе, ситуация будет другой: третья группа вырастет с 32 до 45%, а доля тех, кому «хватает на то, чтобы ни в чем себе не отказывать», увеличится в два раза.
Интересы пользователей
Почти половина опрошенных отметили ИТ как один из своих интересов, что доказывает любовь гиков к Telegram. Интереснее отметить, что далее, кроме не менее ожидаемой «науки и техники», идут тематики, связанные с культурой и искусством — музыка, кино, литература.
На заметку для тех, кто хочет создать или уже развивает канал: спрос на каналы про музыку определенно не удовлетворён. Политикой в мессенджере интересуется каждый четвертый. Наименее популярные интересы — религия и ТВ.
География
Опрос размещали только русскоязычные каналы, при этом 80% опрошенных были из России, 10% — из Украины, оставшиеся 10% проживают в ста различных странах.
Что касается географии Telegram, в России мессенджер больше всего популярен в Центральном федеральном округе (46%). Из регионов доминирует Москва (36%), затем идет Санкт-Петербург (14,4%) и с существенным отставанием — Московская область и города-миллионники.
Паттерны использования Telegram
Распределение по приложениям для мобильных ОС
В распределении по мобильным устройствам не было ничего неожиданного — почти 60% пользователей заходят с Android, около 40% — с iOS. Неофициальными клиентами для Telegram пользуется менее 4% опрошенных.
Распределение по приложениям для настольных ОС
Каждый пятый опрошенный заходил в Telegram с веб-версии. 36% сидят в Telegram с Windows, 12% — с Mac, ещё около пяти процентов (гигантский показатель для такого пункта) героически используют Linux.
Основные цели использования
Было бы странно не обнаружить среди участников опроса подписчиков каналов, учитывая что он распространялся через каналы. Однако он также транслировался в популярных чатах и ботах.
Почти 16% опрошенных сами ведут канал в Telegram. 45% пользуются ботами, и всего 7% полюбили Telegram-платформу для игр. Если вы собираетесь продвигаться в Telegram, боты — неплохой выбор, а вот создание игры — пожалуй, не лучшее решение.
Количество контактов
У большинства опрошенных (29%) всё ещё до десяти контактов в Telegram. Больше 50 контактов всего у 24% опрошенных.
Количество читаемых каналов
Несмотря на то, что автор исследования подписан примерно на 500 каналов, средний пользователь Telegram ведёт себя гораздо умереннее — половина опрошенных подписана менее чем на десять каналов. Почти треть читает 10-25 каналов, больше 25 каналов читает лишь 15% опрошенных.
Каналы с включёнными оповещениями
Этот вопрос был включен в исследование не сразу, и его данные основываются на скромной выборке из 7 тысяч анкет, однако это не сильно исказит общий вывод: большинство опрошенных (60%) либо не имеют каналов с включенными уведомлениями, либо оставили пару, а остальные отключили.
Это делает чуть менее убедительным вечно повторяемый во всех статьях тезис «публикуя запись в Telegram, вы точно знаете, что она дойдет до пользователя, как SMS» — тут вся надежда на те 18%, которые никогда не выключают уведомления. Однако не стоит забывать, что отключение уведомлений не убирает значок «5 непрочитанных сообщений» с иконки приложения, а сообщения от каналов всё также появляются в одном списке с сообщениями от друзей или близких.
Использование других сервисов
70% опрошенных используют «ВКонтакте», ещё у 56% есть WhatsApp, а у 30% — Viber. Несмотря на сходства между Telegram и американской социальной сетью (и там, и там много авторских блогов и социально-политически активных пользователей), только 30% опрошенных используют Facebook.
Реклама
Частота встреч с рекламой
Четверть опрошенных ни разу не сталкивалась с рекламой в Telegram, что, конечно, большой недосмотр со стороны маркетологов. Около 77% видели рекламу редко или даже очень редко. Однако с учетом данных о том, на сколько каналов подписаны пользователи, редко встречающаяся реклама в «лентах» не кажется странной.
Также важно отметить, что по сравнению с «ВКонтакте», Facebook или даже Viber реклама в Telegram практически не заметна для простого пользователя. Тут она действительно встречается редко, а главное — подаётся достаточно нативно.
Заключение
Telegram медленно, но верно становится массовым мессенджером, которого мы заслуживаем. Его пользователи уже интересуются не только тем, как «пропатчить» KDE2 под FreeBSD, или спорят о том, какая башня Кремля мешает им это сделать.
Telegram остается мессенджером креативного класса и интеллигенции, увлекающихся ИТ, наукой и искусством. Это студенты, менеджеры и специалисты, средний класс с высшим образованием. Территориально это всё ещё в основном москвичи или петербуржцы, и, хотя среди регионов нет доминирующего, другие города в сумме набирают половину всей аудитории.
Telegram используют для группового общения, в нем популярны массовые беседы. Почти половина активных пользователей пользуется ботами (и больше 90% не оценили игровую платформу), но при этом больше чем у половины не набирается и 25 человек в контактах.
Для маркетологов же Telegram сейчас — рай, «голубой океан», порог вхождения в который минимален. Большинство пользователей едва ли подписано на десять различных каналов, и занять место одного-двух «незамьюченных» всё ещё легко.
Еще бы они сделали разделение между контактами и каналами - было бы кайф. А то на фоне каналов контакты теряются постоянно.
Скоро
Для Вас есть известный Plus Messenger на Андроид и другие кастомные клиенты на других платформах. Практически все, у кого больше 100 каналов сидят в телеграме именно через Плюс. Пользоваться официальным при таком количестве каналов и чатов практически нереально.
В идеале -- нужна группировка (привет, ICQ)
"Однако если оставить в выборке, например, только подписчиков каналов о бизнесе, ситуация будет другой: третья группа вырастет с 32 до 45%, а доля тех, кому «хватает на то, чтобы ни в чем себе не отказывать», увеличится в два раза".
Значит ли это, что подписчики каналов о бизнесе более склонны завышать свои доходы?
Может наоборот, им меньше хочется всякого? ))) Поэтому хватает на всё, что хотят))
Помните, Тиньков "публично", на видео снёс телеграм?
Так вот сейчас это видео удалено с его аккаунта в инстаграме.
---
Хотя я тоже снёс...
Тинькоф - хайпожор.
По сути он снес официально приложение и призвал ставить неофициальное (свое). Так что это был просто хайп.
Хайп хайп хайп хайп. Хайп?
Я тоже принял участие в вашем диалоге.
Он скачал MoneyTalk
Антон, ты молодец. Единственное что, данные по android/iOS usage некорректны будут, есть данные с метрики и гугла сайтов и рекламных кампаний, я попозже выложу свежее.
По остальному - портрет пользователей сильно изменился с сентября 2016, это правда.
Всех знакомых перетаскиваю на телеграм.
Тот же вайбер после него просто раздражает.
Кста, сделали бота для свиданий на один вечер)
http://t.me/OneDateBot
Комменты видимо минусуют слабаки... которые не в состоянии перенести временные физические тяготы... и к тому же не могут грамотно обосновать своё действие, молча в тряпочку... Явно ваша ЦА :))
Повесить вас за это надо бы.
Антон, ты молодец! Спасибо.
Если кому будет интересно найти для себя новые чаты, каналы и боты, вы их легко найдете в структурированном на подразделы по темам каталоге https://t.me/CatalogTelegram
Отличное исследование, спасибо Антону!
Валентина, а как ссылку на канал в ТГ запилили в место работы? Что-то не получается сделать(
Полезно будет упомянуть, что как раз сегодня авторы каналов собираются делать подкаст на тему телеграма. Приходите, вход свободен! Там же будет автор исследования.
https://www.youtube.com/watch?v=D2KiGWTPaGA
На https://t.me/tginfo ссылку кликабельной забыли сделать. Там где "Исследование и методология", над другими каналами
Простите)
Антон - молодец! Чем больше опрошено, тем лучше.
Я хоть и не репостил своим исследование. Но думаю мои подписчики и участники сеочата участвовали тоже через другие каналы! А так хоть часть мифов развенчано!
Даешь больше исследований!
"Также важно отметить, что по сравнению с «ВКонтакте», Facebook или даже Viber реклама в Telegram практически не заметна для простого пользователя. Тут она действительно встречается редко, а главное — подаётся достаточно нативно."
- Ага, это временное явление. Пока нет легальных инструментов для продвижения или каких-то дополнительных возможностей. Вспомним инстаграм пару лет назад. И что там происходит сейчас.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Мы считали, мы считали... И посчитали
Кидаем ссылочки на свои каналы, да?)
А что, так можно было?)) да не, зачем спамить? Я верю, что заинтересованные зайдут на мою страницу в ФБ, прочитают пару постов у меня (кстати, хорошие статьи на Телеграфе запиливаю периодически) и сами решат подписываться на мой канал или нет!
кстати, да https://t.me/pro_knigi - канал с конспектами книг, подписывайтесь
Ну, пользуясь случаем, так сказать.
Тут мы обсуждаем криптовалют и майниг:
https://t.me/ctrlvmining
Специально не сру в теме, а только в этой ветке, раз уж речь зашла. Прошу не минусовать злостно )
Попробую тоже)
Канал о новых технологиях и изобретениях, которые в ближайшем будущем изменят наш мир - t.me/tech_ru
Тут обсуждать особо нечего, telegram это воскресший mIRC.
в mIRC общаться можно было нормально в групповых чатах, потому что там целый экран был для чата без картинок и пустых строк. В телеграмме на экран - 3 стикера и одно сообщение. Хорошо если по делу.
mIRC не нужен.
Спасибо, счётчик молодец:)
Прикольно, редакция vc удОлила мой комментарий, удОлила чужой ответ на него, и забанила меня.
А также снесла топик из ленты..
Значит попал в болевую точку.
Все мне ясно стало теперь..
Интересно, почему такой перевес в сторону макоси на десктопе. Маков-то всего около 10%.
Участвовал в этом исследовании. Оно весьма сомнительное, потому что не учитывает отрасли и то, зачем телеграм используется.
У журналистов и программистов телеграмм - стандарт де-факто. Многие издания используют для корпоративного общения телеграм, особенно журналисты.
Вот было бы интересно распределение такое, в процентах. Навскидку - 40 процентов айтишников, 40 процентов журналистов, 20 - остальные отрасли и просто залетные люди
Вот что меня удивило - это реклама в телеграме, я отношусь к тем, кто про нее вообще впервые слышит. Это что какая то встроенная фича или имеется ввиду реклама в пабликах?...
Это правда, самое главное не останавливаться и изучать свою ЦА, ее боли и потребности, возраст и, главное, где их можно найти. Сами мы сейчас тестируем телеграм как отдельный канал продаж , сделали свой магазин канал там через https://www.botobot.ru/ , пока очень хорошие результаты, хотя много мы не ждали от этого мероприятия, но оказалось аудитория там живая и растет, так что планируем развивать направление.
Комментарий удален модератором
Чат сотрудников радиорынков СНГ t.me/radiorinki
Если вы хотите узнать о майнинге и криптовалютах, тогда вам сюда @ctrlvmining Заходила в разные чаты, но здесь общаются самые толковые специалисты!
Комментарий удален модератором
Здесь вы найдете способы заработка, мануалы, сливы и многое другое.
Все материалы размещены исключительно в ознакомительных целях.
https://t.me/Blackaffairs