Почему угасает рынок заказной веб-разработки
Три основных причины для медленной смерти.
На vc.ru вновь обсуждают рынок веб-разработки. Представители веб-студий высказываются: «Люди всё ещё тратят миллионы рублей на интернет-проекты, сайты и магазины».
Полагаю, представители студий — оптимисты. Они верят в то, что люди продолжают массово тратить миллионы. Я тоже так думал два года назад, когда работал в веб-студии. Но потом количество заказов уменьшилось, и я поменял свое мнение.
Рынок заказной веб-разработки просел, причём существенно. Конструкторы откусили его значительную долю. При этом качество сайтов и возможности — в том числе и по интеграции со сторонними сервисами — на конструкторах за последние два года серьёзно улучшились.
В большинстве случаев малому бизнесу нет смысла платить за индивидуальную разработку. Сервисы по оказанию услуг идут на Tilda и Wix, интернет-магазины — на InSales, UMI.CMS и другие платформы. Конструкторы продолжают развиваться.
Уже даже возникло такое явление, как «мертвая петля»: от идеи «сайт может сделать каждый» вновь вернулись к «сайт делает специалист». Потому что функциональность конструкторов настолько расширилась, что далекому от ИТ-сферы человеку сложно настроить работу сайта самостоятельно — проще заплатить и сэкономить время. И будет становиться ещё сложнее и дольше.
В связи с этим становится востребована услуга сборки сайта на конструкторе. Но выполняет её всего один человек, а не команда из дизайнера, верстальщика и программиста. Цена услуги ниже. Вскоре мы будем наблюдать рост предложений по сборке от агентств.
При этом для интернет-маркетологов, SMM-специалистов, копирайтеров, онлайн-предпринимателей, веб-аналитиков и других деятелей из сферы ИТ конструктор останется инструментом для самостоятельной работы. Они разберутся и справятся. Никакой верстки и программирования — это главное.
Второй момент — смещение внимания покупателей с сайта как с главной точки взаимодействия с бизнесом и продуктом в интернете на соцсети («ВКонтакте», Facebook, YouTube). А также на мессенджеры, приложения, товарные агрегаторы вроде «Яндекс.Маркета» и «Авито».
Пользователь может знакомиться с продуктом и покупать его, не заходя на сайт компании. Он перестал быть главным центром притяжения. Микробизнес приспособился продавать на «Авито» и во «ВКонтакте». Как кто-то остроумно подметил: «ВКонтакте сделал для малого бизнеса больше, чем всё правительство России».
Отели, службы такси, рестораны живут в первую очередь за счёт агрегаторов, а во вторую — за счёт социальных сетей. Конечно, можно сделать и сайт, но теперь это не первоочередная задача.
Третий фактор, убивающий заказную веб-разработку, — смена бизнес-мышления. Восемь лет назад крупные компании заказывали по новому сайту на «каждый чих»: портал, корпоративный сайт, промосайт под каждую акцию, HR-проект и так далее.
Сейчас же большинство укрупняет и дорабатывает существующий проект — своими силами или с помощью подрядчиков. Не знаю наверняка, что именно повлияло на такую переориентацию: экономия денег или осознание, что вовсе не сайт может быть главным источником информации для клиентов. Но факт остаётся фактом — отдельных сайтов стали делать меньше.
На долю индивидуальной разработки приходятся только сложные технологические решения: сервисы, крупные интернет-магазины, b2b-кабинеты, похожие на CRM.
И снова неприятные новости для агентств: всё больше компаний создают собственные отделы разработки и поддержки проектов. Так глубже погружение в тему и больше контроля над процессом. Digital постепенно превращается в важное направление бизнеса, которое никто не хочет отдавать на аутсорс.
Но даже большой бизнес использует конструкторы. Я оказываю услуги по SEO компании, в основе которой лежит платформа b2b-закупок. Несколько лет назад она попала в список крупнейших ИТ-компаний России от Forbes. Помимо закупок, развивает семь-восемь новых направлений. И под каждое — сайт на Tilda.
При этом у компании есть свой штат разработчиков. Там, где требуется сделать внутренний сервис, им занимаются своими силами, а функцию оболочки всё равно выполняет конструктор. Просто потому что это быстро и дешево. В 2010 году такая компания могла бы обеспечить веб-студии заказ на семь новых сайтов. Больше нет.
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
yes sir!
Тег "Блоги"
А как туда начать писать? Может кто знает.
Сколько можно...
Что это за студии такие, где конструктор отъедает клиентов?
А вообще понятно, что рынок вырос по квалификации и лендосы заказывать в студиях -- так себе решение
Делать интернет-магазин на конструкторе, которому отдавать каждый месяц абонентку какой смысл? По мере роста магазина - будет рости абонентка. Когда как выгодней разработать сайт своими силами или на аутсорсе. Заплатив один раз, а не сидеть на абонентке.
Для небольшого интернет-магазина (имеющего обороты менее 1 млн рублей в месяц) вполне нормально. И абонентка фиксированная у большинства конструкторов. Есть готовые решения за 10 000 в год с несколькими доменами, неограниченным количеством собственных e-mail-адресов, поисковой оптимизацией, расширенным функционалом и т.д.
Про SEO и поисковую оптимизацию конструктора нет. В любом случаи нанимать человека.
Прежде проверить спрос надо, а потом уже когда деньги будет приносить, тогда и думать. Нормальный магазин стоит сделать ну минимум 100к, можно за 30, но это шаблон не масштабируемый в принципе вообще.
Также констукторы дают возможность спросить помощи у операторов в чате.
Также много готовых шаблонных точно РАБОЧИХ решений.
Комментарий удален модератором