{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Лого бургерной «ДжонФедор» от «Студии Лебедева»: прорыв или провал

Артемий Лебедев в интервью Дудю назвал одним из лучших своих лого работу для бургерной «ДжонФедор». Это при том, что заказчику логотип абсолютно не понравился.

За пару недель до этого интервью Тема смог встретиться со мной в Москве, за что я ему очень благодарен. Мы говорили обо всем, в том числе и о дизайне.

Я спросил: «экспресс-дизайн за 100 тысяч иногда получается классный, а иногда — провальный. Как ты к этому относишься?». Ответ был примерно такой: «Иногда под нож, которым режут овощи, попадает палец. Будем ли мы винить нож?». Давайте разберемся, попал «ДжонФедор» под нож или нет.

Логотип ДжонФедор с сайта artlebedev.ru

Как оценивать логотипы

Я занимаюсь логотипами уже лет десять, и знаю: дизайн — это всегда выбор. Например, нельзя одновременно выделиться за счет экспрессивности, но при этом остаться консервативным — это разные чаши весов. Так же, как нельзя сделать что-то простое, но абсолютно уникальное: простота — это шаг в сторону похожести. Запомните: дизайн — это выбор.

Лирическое отступление

На vc.ru был спор — Badoo обвинила другое приложение в копировании своей иконки:

Сравнение иконок приложений Chappy и Partner

Любому дизайнеру эта новость покажется абсурдной — если ты используешь такую простую форму, как Chappy от Badoo, похожих логотипов будут тысячи. Как я уже говорил, простота — это шаг в сторону похожести. В моей коллекции нашлось много идентичных знаков:

Моя подборка похожих на Chappy логотипов

Что еще важно понимать

Окей, дизайн — всегда выбор. Мы жертвуем одним в пользу другого в зависимости от позиционирования фирмы и целей.

Второе, что нужно помнить. Полезное действие логотипа — узнаваемость и впечатление. Чтобы усилить и то, и другое, важно не просто нарисовать значок, а продумать все основные фирменные штуки — разработать фирменный стиль. В «Студии» для «ДжонФедора» сделали базовый фирменный стиль:

Давайте оценим логотип

Чтобы оценить логотип и стиль, я задам себе вопросы.

Качественная ли в логотипе графика?

Да, логотип сделан грамотно и аккуратно, к самой графике у меня вопросов нет. Есть вопросы к композиции, но об этом позже.

Для сравнения: в варианте, который предложили гомельские дизайнеры, графика некачественная. Линии то геометричные, то сделаны от руки, видны следы инструментов из Adobe Illustrator, линии случайные и неряшливые:

Один из вариантов гомельских дизайнеров

Какие сильные стороны такого лого?

Он необычный и яркий, поэтому выделяется. Кто-то может посчитать его современным. В общем, его сила — в динамичности и экспрессивности.

Какие слабые стороны такого лого?

Тут у меня два пункта:

1. Сложная композиция

В логотипе необычный прием пересечения «Джона» и «Федора» через букву «О», которая родилась с самых первых эскизов:

Процесс разработки лого с сайта artlebedev.ru

Из-за такой композиции в знаке много «белого», надпись сложно читать, а логотип — использовать. Это влияет на узнаваемость — при любом искажении лого сливается. Посмотрите на иллюстрацию с сайта «Студии» — такое пятно может быть узнаваемым?

Иллюстрация с сайта artlebedev.ru

2. Задумка не считывается

Такую сложную композицию можно было делать ради прорывной идеи — как я говорил, дизайн — это всегда выбор. Тем более само название «ДжонФедор» дает простор для фантазии: как отобразить в графике встречу Джона и Федора?

Я не считаю удачной идеей стык «крест-накрест», который повлек за собой такую сложную организацию знака. В процессе разработки было несколько не менее интересных концепций.

Задумка «линии-слои бургера отсылают одновременно к американскому и белорусскому флагам» мной не считывается. Американский флаг, прежде всего, звезды. Здесь я вижу только слои бургера.

Что в итоге

У «Студии» получился яркий и динамичный знак, который вряд ли будет понят и принят. Даже заказчик отозвался о нем в негативном ключе.

Такой логотип сложно использовать — в нем много «воздуха», и при любых искажениях он превращается в пятно непонятной формы.

Давайте ответим на главные вопросы:

Сможет ли бургерная добиться успеха с таким лого?

Конечно. По секрету, логотип — это маленькая часть того, что называется айдентика. А она входит в брендинг, который относится к маркетингу. Так что если все остальное будет реализовано качественно, можно раскрыть сильные стороны этого лого, стать заметными и успешными.

Хороший логотип — это не панацея, можно и без него. Как можно без рекламы или без офиса. Логотип, брендинг и позиционирование необходимо некоторым, для большинства это просто хорошая помощь.

Стоит ли этот лого 100 тысяч рублей?

Это всегда сложный вопрос. При правильном использовании такой стиль принесет бургерной миллионы — нужно быть идиотом, чтобы не поменять сто тысяч на миллион. Тем более, «Студия» делает неплохую рекламу и дает статус — это понимает каждый, кто обращается к Лебедеву.

С другой стороны, у нас такой стиль сейчас стоит в два раза дешевле. При этом мы даем гарантию — если клиенту лого не нравится, мы возвращаем все деньги. Но у нас нет 20 лет опыта и миллионов посетителей на сайте.

В итоге, я считаю, ничего криминального не произошло, но знак сложно использовать и вряд ли он будет производить хорошее впечатление — можно было бы обыграть идею интереснее.

P. S. Многие просят: «А покажите, как бы выглядел ваш вариант». Мы, к сожалению, не можем впихнуть в наш плотный график работу над бесплатным фирменным стилем. Но к нам не раз обращались те, кто участвовал в экспресс-дизайне Лебедева — просто позвоните нам, мы сделаем скидку и через 14 дней покажем свой стиль.

0
255 комментариев
Написать комментарий...
Denis Svezhentsev

У нас свой Роял Бургер и давно. Как я понял у дизайнеров и маркетологов есть устойчивые ассоциации цветов (красный и оранжевый) с гамбургерами. Видно им кроме цветов из макдонольса на ум ничего не приходит.
http://royalburger.ru
mcdonalds.ru

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Киреев

Вот ведь глупые дизайнеры! Теплые цвета на продукты питания, употребляемые в горячем виде, лепят зачем-то. Нет чтобы бургеры зелено-синей гаммой продавать!

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Хоть и верно подмечено, но как же это сужает рамки творчества :(
Мне, временами, кажется, что красный / оранжевый (первое, цвет крови, второе - цвет ядовитых насекомых) - настолько захватаны, что у современного человека к ним уже игнор.
 
Помню историю про "задолбавшихся", к которым все время лезли делать ксерокс (находились рядом с визовым центром), несмотря на _красное_ объявление ЗДЕСЬ КСЕРОКСА НЕТ.
 
Кто-то им объяснил в итоге - что во-первых человек игнорирует и Caps и красный шрифт, а во-вторых - некоторые видят слово "Ксерокс(а)" - и поэтому все уверенно ломятся в эту дверь.
 
Сначала предложили переписать заявление черным шрифтом, без Капса.
Потом, предложили (ведь люди идут и идут) все же поставить ксерокс и доплачивать секретарю за обработку заказов на ксерокс - а там глядишь часть заинтересуется основной деятельностью компании - что-то там с мебелью, кажется или чем-то подобным.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Киреев

Это для тонких, чувствительных натур эти цвета приелись. Большинство, как я вижу, воспринимает цветовые ассоциации на уровне подсознания, культурной или даже генетической памяти.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Я тоже так думал, но оказалось что приглушенные цвета действительно воспринимаются дороже, чем кричащие.
Меня в принципе научила одна знакомая, что люди _хотят_ покупать более дорогие вещи или услуги, просто им необходимо помочь, объяснить, почему за это действительно стоит заплатить - в том числе и ненавязчивым маркетингом - при отличном качестве и сервисе.
 
Грубо говоря, из трех упаковок товара по одной цене - ярко красной (295 рублей), ярко синей (310 рублей), и приглушенной navy blue (339 рублей), достаточно многие неосознанно выберут последнюю - т.к разница невелика, а "качество" больше ощущается в сдержанности, чем в рекламных оргазмических криках.
 
Причем у этих товаров может быть один производитель, например.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Киреев

Это уже глубоко и далеко. Все зависит от продукта. Есть новые продукты, на которые потребитель в принципе не знает как реагировать, с которыми у него не сложилось никаких ассоциаций - там одно. А такие традиционные вещи, как обычная традиционная пища - по ним тренд вполне устоялся.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Зависит, безусловно. Но надо учитывать, что СССР с серой упаковочной бумагой давно закончился, и просто на яркое-новое-блестящее бросаются все реже .. перестали.
Понимаете, сейчас люди "живут" в видеоряде из люкс и суперлюкс товаров - клипы, сериалы, фильмы, ролики на youtube, журналы глянцевые - раз за разом показывают top сегмент потребления, он воспринимается как единственная норма.
 
А на этом фоне любая яркая китайщина - как те поддельные елочные игрушки - которые вроде и сверкают и яркие, а радости от них никакой.

Ответить
Развернуть ветку
252 комментария
Раскрывать всегда