Хватит обсуждать логотипы на белом фоне
Крик души основателя «Логомашины» Романа Горбачева.
Чтобы понять, о чем речь, представьте на секундочку, что вы разбираетесь в винах. Нет, не просто разбираетесь — вы посвятили этому много лет, следите за новинками, знаете историю известных сортов и большинство виноделов. Да что там — вы сами не раз делали вина. Когда речь заходит о винах, вы имеете полное право сказать: «Ребята, я в этом шарю».
А теперь представьте, что каждое новое вино вызывает общественный ажиотаж. Новости о винах появляются и на vc.ru, а в комментариях пишут: «это ужасное вино», «это вино столько не стоит», «вино должно быть вкусным, а это что?», «вино должно быть оригинальным». Мнение о вине есть у каждого.
А что бы вы подумали, если бы никто из комментаторов не пробовал новое вино, а все просто смотрели на фото бутылки и писали свое мнение? Вино создано, чтобы его пить — попробуйте его в деле, прежде чем обсуждать! Но все смотрят на бутылку и рассуждают: «Хм, это вино горчит». Похоже, все сошли с ума.
Но именно это происходит с логотипами. Вот у какой-то фирмы появился лого:
Все смотрят и комментируют: «Я такое в пеинте за минуту нарисую!», «отдали $35 за эту соплю», «логотип должен быть узнаваемым, оригинальным, а это что?!».
Открою секрет: это первый и последний раз, когда вы смотрите на лого на белом фоне в упор. Я называю это «логотип в вакууме». Всю оставшуюся жизнь вы будете видеть этот лого так:
Обратите внимание, сколько места занимает логотип:
Красным я отметил место, где нет логотипа. Например, логотип на сайте обычно занимает площадь меньше процента:
Все остальное — это фирменные цвета, шрифты, формы, паттерны и правила. Это называется «фирменный стиль» или «айдентика». Я уже много раз говорил: полезное действие логотипа — узнаваемость фирмы и впечатление, которое она производит. Стиль влияет на это больше, чем знак.
Вы без труда узнаете колу по цветам и силуэту, хотя логотипа не видно:
В жизни вы будете видеть лого в маленьком формате, на ходу, издалека, мимолетом. Гораздо чаще будут заметны фирменные сочетания цветов. Зачем тогда вообще смотреть на логотип в упор и пытаться делать какие-то выводы? Смотрите, как его планируют использовать! Короче:
Ни один логотип не создается, чтобы потом висеть в вакууме — его ставят на сайт, наносят на одежду, печатают на визитках. Там и надо на него смотреть.
Если дизайнер показывает вам логотип в вакууме — бегите. Если дизайнер не спросил, где именно вы будете использоваться логотип — бегите. Сотня вариантов лого на белом фоне — деньги на ветер.
Любой логотип можно использовать талантливо и бездарно. В логотипе Nike нет какой-то невероятной силы — просто компания хорошо делает свое дело и много инвестирует в дизайн и рекламу. Поэтому «свуш» стал таким узнаваемым и стильным. Мы начнем узнавать и русалку с раздвинутыми... хвостами, если показывать ее на каждом углу.
В «логотипе в вакууме» можно разве что обсудить качество графики, но это очень сложный и субъективный вопрос. Этим могут заняться дизайнеры по долгу службы, но поиск золотого сечения в логотипе Эппл никак не приближает нас к пониманию успешности фирмы.
Если вы далеки от дизайна, не стоит бросаться в рассуждения о композиции, узнаваемости или красоте. Как мне не стоит рассуждать о нативности чужого кода на С++, если я в жизни не написал ни строчки. Я просто не шарю.
Ультимативный гайд, как стоит реагировать на новости о логотипах
1. Нужно смотреть, как планируется использовать логотип. Если информации нет, обсуждать «логотип в вакууме» бессмысленно.
2. Нет, не стоит смотреть на логотип на белом фоне и рассуждать о пропорциях и золотом сечении. Даже если другие лайкают.
3. Если есть фото логотипа «в жизни», полезно сказать, какое впечатление производит на вас дизайн в целом: выглядит привлекательно, отталкивающе, дорого или дешево.
4. Нет, не нужно писать «этот логотип не узнаваемый» — никто не умеет мерить узнаваемость на глаз. Кроме того, она будет зависеть от рекламного бюджета.
Хороший пост. Уже полтора месяца думаю над названием и логотипом для магазина электроники. На данном этапе нет денег для того, чтобы обратиться к студию Артемия Лебедева, поэтому все приходится делать на коленке...
А товар лежит и ждет на складе, все это время?
Не, речь идёт о ребрендинге. Я недавно пришёл в магазин. Хозяин мой друг. Сейчас магазин называется "Телеграфъ". Написано тоже именно так, с твёрдым знаком на конце. Шрифт дореволюционный. За 10 лет существования магазин остался в аутсайдерах.
Придя в салон я предложил два варианта: а) мы уходим от витринного формата продаж телефонов к открытой выкладке б) полностью меняем бренд и упорно работаем над его раскруткой.
К данному моменту полностью обновили внутренний вид магазина и перешли к открытой выкладке, но вот новое название никак не придумали...
Я так понимаю, речь идет об этом магазине в Махачкале?
https://www.instagram.com/telegraf_na_26/ (возможно, ошибаюсь?)
Я не знаю ситуации в городе (кроме старой, довольно мрачной статьи в Русском Репортере), но магазин под любым названием, отработавший на одном месте 10 лет - обязан прирасти сервисом и кругом _постоянной_ клиентуры, а Вы говорите, дело идет средне?
По карте, он рядом с лицеем, двумя ВУЗами - впритык ... и неподалеку еще и еще ВУЗы ... Школьники/студенты - активная клиентура ..
По-моему, броская вывеска, отличное расположение - что с ценами, кто предлагает лучше/дешевле, и сколько других салонов рядом?
Только новые гаджеты в продаже? В Питере, например, точки с б/у / комисс. телефонами отпугивают клиентов, и сейчас более-менее четкое разделение - одни только новыми торгуют, другие только вторичкой.
Сайта я так понял, нет .. только Инстаграм?
Да, вы нашли именно наш салон. Теперь выглядит немного по-другому изнутри.
Почти напротив Дагестанский Гос. Педагогический Университет. Конкурентов много. Улица, на которой расположен магазин является своего рода центром по продаже телефонов в городе.
Цены стараемся держать самые низкие. Сайта нет пока, только инстаграм.
Раньше не уделялось абсолютно никакого внимания рекламе. Сейчас начинаем делать первые шаги.
И ...
центром по продаже телефонов в городе.Ааа ...
Так сложно что-то сказать. В Питере сейчас почти не осталось маленьких точек, продающих новые телефоны - есть салоны операторов, салоны сетевых продавцов (Связной/Евросеть), и сети (Media Markt, М-Видео), электронные дискаунтеры (Ситилинк, Кей, DNS), офиц. представители Apple / Samsung.
Если к Вам приедет "свежий" москвич/питерец в гости (лучше с опытом путешествий по миру), а еще лучше, например, итальянец/испанец/немец - попросите пройтись по улице телефонов - позаходить в салоны и буквально записать где и что понравилось, а где не понравилось.
Открытая выкладка товара - безусловно огромный шаг вперед, правда и контроля требует повышенного. Удачи!
P.S. Вы работаете с профессорско-преподавательским составом учебных заведений? Не то чтобы они будут раздавать визитки со скидкой 300 рублей школьникам/студентам - но их, даже разовая покупка, может в дальнейшем сильно повлиять на другие покупки - и учащихся, и их родителей, у Вас.
А дверь нельзя как-то усложнить, чтобы из нее нельзя было выскочить одним махом, но в то же время чтобы было удобнее заходить?
Связной/Евросеть - открытые дверные проемы, терминалы оплаты (магнит для посетителей, но и опасность сутолоки), поэтому товар только на закрытых витринах.
Фирменные "дорогие" салоны - товар в открытой выкладке, побольше площадь, открытые дверные проёмы, но нет терминалов оплаты .. т.е. меньше посетителей и легче их контролировать.
.... Короче дело явно не в логотипе, но если очень хочется, его Вам должен рисовать местный дизайнер, 100%, что-то местное надо знать и чувствовать, ведь Махачкала очень особый город. Как минимум - нужно видео с этой улицы телефонов - в хорошем качестве и со стоп кадрами - в дневное и ночное время, чтобы понять что может выделиться (правильно выделиться).