{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Госдума приняла в первом чтении законопроект о срочном удалении незаконных сообщений из соцсетей Статьи редакции

Документ обязывает соцсети удалять недостоверные и нарушающие закон публикации.

Госдума в первом чтении приняла проект изменений в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Прямая трансляция заседания велась на сайте Госдумы.

Кто попадает под законопроект

Законопроект вводит понятие «владелец публичной сети» и относит к нему организаторов распространения информации в интернете, которые развивают сервисы с возможностью авторизации пользователей и обмена сообщениями и медиафайлами.

Что обяжут делать соцсети

Владельцев «публичных сетей», аудитория которых составляет более 100 тысяч пользователей в день, законопроект обязывает:

  • Открыть в России представительство.
  • Удалять по запросу пользователей публикации с пропагандой войны, а также разжигающие национальную, расовую или религиозную ненависть и вражду в течение 24 часов с момента получения заявления.
  • Не допускать распространение недостоверных общественно значимых сведений.
  • Вести специальный реестр обращений пользователей и предоставлять их по первому требованию Роскомнадзора.
  • Не допускать использование сервиса для совершения преступлений, в том числе для разглашения государственной тайны, распространение экстремистских призывов или оправдания терроризма, а также пропаганды порнографии и нецензурной брани.
  • Соблюдать законы о выборах и о референдуме — например, не допускать публикации опросов общественного мнения до завершения выборов.
  • Хранить удалённую по заявлению информацию в течение трёх месяцев.
  • Установить один из счётчиков аудитории, предлагаемых Роскомнадзором. У сервиса также должен быть указан контактный email для связи.
  • Ввести идентификацию пользователей по номеру телефона.

Нарушение этих требований влечёт за собой административную ответственность для владельца соцсети. В случае окончательного принятия закона он вступает в силу с 1 июля 2018 года.

Как выйти из-под требований

Роскомнадзор должен создать и вести специальный реестр социальных сервисов с аудиторией свыше 100 тысяч пользователей в день.

Чтобы выйти из этого реестра, компании придётся доказать, что в течение полугода её сервисом ежедневно пользовались меньше 100 тысяч пользователей из России.

Как составлялся законопроект

Первая версия проекта была опубликована ещё в июле 2017 года. На тот момент требований властей было меньше: депутаты предлагали признавать соцсетью сервисы с числом пользователей более 2 млн, а в числе требований не было пунктов об идентификации пользователей по номеру телефона, об установке счётчиков Роскомнадзора и ограничений, связанных с законами о выборах и референдуме.

Невыполнение законопроекта предусматривало штрафы для компаний в размере от 30 до 50 миллионов рублей.

Реакция ИТ-индустрии

11 апреля 2018 года гендиректор Mail.Ru Group (владеет «ВКонтакте» и «Одноклассниками») Борис Добродеев раскритиковал законопроект, назвав его нежизнеспособным и враждебным.

Законопроект нежизнеспособен и враждебен. Враждебен как интернет-компаниям, так и десяткам миллионов пользователей. Интернет-компании не могут подменять собой и суд, и регулятора, оценивая ежедневно десятки, если не сотни миллионов пользовательских публикаций и комментариев.

Борис Добродеев, гендиректор Mail.Ru Group

В 2017 году, когда была опубликована первая версия законопроекта, «ВКонтакте» назвала документ «атакой на интернет».

Мы не проверяем и не можем проверять достоверность публикуемой пользователями информации или осуществлять премодерацию контента. Собственно, этого и не делает ни одна коммуникационная платформа с пользовательским контентом.

Любой пользователь «ВКонтакте» может сообщить о неправомерном, оскорбительном или недостоверном по его мнению контенте с помощью кнопки «Пожаловаться». Мы рассматриваем все жалобы без исключений.

У «ВКонтакте» одна из самых больших служб модерации, которая реагирует максимально оперативно — материалы, которые нарушают правила сайта или действующее законодательство, удаляются, а нарушители — блокируются.

Кроме того, в соотвествии с законом мы обязаны реагировать на сигналы регулятора — Роскомнадзора. Данный комплекс мер является максимально эффективным, а дополнительные ограничительные законы совершенно избыточны и не исполнимы по своей сути.

Евгений Красников, пресс-секретарь «ВКонтакте» до 2018 года
0
81 комментарий
Написать комментарий...
Александр Бровин

"Любой пользователь «ВКонтакте» может сообщить о неправомерном, оскорбительном или недостоверном по его мнению контенте с помощью кнопки «Пожаловаться». Мы рассматриваем все жалобы без исключений."

Не черта Вы не рассматриваете, как то десятками подавал жалобы на xxx и мошенников, выпадающих по поиску новостей о нашем городе через ВК.
Все жалобы оказались бесполезны.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ходырев

Потому что дорогой, Александр, - это нереализуемо. Посчитайте. Допустим у вас социальная сеть, подпадающая под проект закона 100 000+ пользователей в день, которые пишут по 2-3 поста, что составляет 300 000 сообщений в день или х30 = 9 млн. в месяц. В среднем один оператор колл-центра обрабатывает за смену 100-120 обращений от клиентов (за месяц 3600). Допустим, из 300 000 сообщений на 10-15% пожаловались, что = 40 000 жалобам. (примерно). А теперь представьте, какой штат нужно содержать, чтобы обрабатывать все жалобы в ручном режиме. 40 000 жалоб в день * 30 дней = 120 000 в мес. / 3600 обращений в мес. на сотрудника = 34 сотрудника на полный рабочий день. А теперь посчитайте с расчетом на месячную аудиторию Вконтакте. Там идет расчет уже на тысячи сотрудников. Таких центров поддержки клиентов или нет, или их единицы. Можно отфильтровывать на техническом уровне какие-то сообщения, но, все равно, понять, что написано в нем и дать ему оценку (подпадает оно под условия или нет) может только человек. Поэтому я не представляю как технически это реализовать, может если на Биг Дате еще что-то отфильтровывать, но это тоже мрак. Как всегда, голосуют за то, в чем не разбираются, без советов с основными компаниями в отрасли. Просто с утра встали: "а не удалить ли нам что-то", "а не запретить ли нам что-то". Так они уже бесят.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Reshetnik

Технически реализовать можно, вопрос лишь в цене. Тем более примеры уже есть.

Китайские власти заблокировали приложение с анекдотами за «плохие шутки». Глава компании-владельца сервиса пообещал увеличить число цензоров до 10 тысяч человек.

https://vc.ru/36145-kitayskie-vlasti-zablokirovali-prilozhenie-s-anekdotami-za-plohie-shutki

Ответить
Развернуть ветку
Александр Бровин

Тогда и не стоит сообщать цитирую:

""Любой пользователь «ВКонтакте» может сообщить о неправомерном, оскорбительном или недостоверном по его мнению контенте с помощью кнопки «Пожаловаться». Мы рассматриваем все жалобы без исключений.""

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Королев

Уверен что большинство, если не все сообщения будут удаляться скриптом автоматически, без рассмотрения. Просто кнопку "Удалить сообщение" переименуют в "Пожаловаться". Ну или запуск скрипта, который записывает жалобу в реестр, а потом скрывает сообщение от пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
78 комментариев
Раскрывать всегда