{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

«Если разбудил человека, то у него какие-то проблемы с настройкой телефона»

К вопросу о цифровом этикете общения в мессенджере.

Наши привычки в общении меняются очень быстро — в темпе развития технологий общения. Сейчас мы привыкли, что звонить нужно в крайнем случае. И привыкли, что сообщения в почте могут приходить в любое время, а отвечать на них можно, когда будет на то время, а не моментально. Но какова ситуация с мессенджерами?

Как-то недавно мы общались с коллегой в 2:30 ночи по работе, и я упомянул, что только что написал новому партнёру сообщение по работе. «Как?! — удивилась коллега — После полуночи? В выходной?» (Да, дело было в субботу.) Я не вижу в этом ничего плохого. Партнёр, к счастью, тоже, так как в 2:45 я уже получил ответ (кажется, такое возможно только в России, кстати).

Однако это заставило меня задуматься. Если моя коллега считает такое поведение недопустимым, то значит, есть и другие, которые считают так же. Как любой другой нормальный человек, я задал вопрос в Facebook — и открыл ящик пандоры.

150 комментариев спустя могу поделиться умозаключениями общественности.

Противники писать в нерабочее время

Назовём их лагерь А. Интересно, почему лагерь А (кстати, в моём его представителями оказались преимущественно наёмные сотрудники) смотрит сообщения в первую очередь:

  • Если пишут в нерабочее время по работе, то это априори что-то важное, и нужно обязательно прочитать.
  • Есть особенно обязательные люди, которые не могут себе позволить не посмотреть сообщение по работе.
Комментарий Ксении Соболевской, HR-менеджера Aviasales

Чем чревато, что человек смотрит это сообщение, по мнению лагеря А.

  • В нерабочее время человек расслабляется, и любое сообщение по поводу работы или от человека, связанного с работой, вырывает получателя из контекста отдыха, заставляет думать о работе, волноваться, прерывать нужную для эффективной работы декомпрессию.
  • Те самые особенно обязательные люди, опасаясь, что к утру забудут о сообщении, чувствуют себя вынужденными либо сразу отвечать на сообщение, либо ставить себе напоминание, что утром нужно ответить. А это считается вдвойне прерыванием отдыха, так как требует выполнения уже фактической работы, а не только смещения фокуса.
Мнение некоторых экспатов: привычка писать в нерабочее время — возможно, третья глобальная проблема России

В итоге последствия для отправителя такие:

  • о его сообщении могут забыть и не ответить;
  • на него могут рассердиться;
  • его могут посчитать бестактным, назойливым или наглым.

Сторонники писать в нерабочее время

Назовём их Лагерем Б (кстати, в моём опросе его представителями оказались преимущественно руководители и владельцы компаний). Их контраргументы обобщить можно следующим образом.

  • Если человек не хочет, чтобы его беспокоили, то пускай ставит себе Do Not Disturb на это время.
  • Если увидел сообщение по работе или от человека, связанного с работой, просто не смотри, а подожди до утра — это требует совсем небольших усилий по самодисциплине.
  • Если просмотрел, но не хочешь отвечать или ставить напоминание, то попроси напомнить завтра — перенеси ответственность обратно на отправителя.
  • Если вообще не хочешь получать поздние сообщения — так и скажи.
  • В конце концов, мы можем быть в разных часовых поясах. Теперь что, думать за каждого получателя?
Комментарий Дениса Германенко, руководителя Clever Pumpkin

Итог: всегда будут люди, которые будут писать в нерабочее время; всех не переделаешь, и с этим надо научиться работать, иначе подвергаешься постоянному стрессу.

Комментарий Дмитрия Удимова, руководителя Topvisor

Консенсус

Своего рода консенсус такой: писать по работе лучше всё-таки в рабочее время; в нерабочее можно, но для этого должна быть предварительная договорённость. Например, «пишу в любое время, отвечаешь, когда сможешь» или «мы все работаем в это время и согласны получать сообщения в это время».

Моё мнение, почему возникает такое разногласие, — мы все, как правило, используем определённые мессенджеры не только по работе, но и в личных целях.

По небольшой фокус-группе моих знакомых я могу судить, что сообщение в Skype, например, который многие не используют для личного общения, уже не вызывает ощущения обязательства. Оповещение не мучает до самого утра, даже самых обязательных.

Наталья Руколь, главная в Quality Lab

Цифровой этикет требует согласования неписанных правил, хотя бы в пределах офиса. Ведь это тоже деловое общение, и то, насколько грамотно мы пишем, какие стикеры и смайлики используем, как интегрируем аудиосообщения и другие медиа-файлы, часто определяет, сделаем мы план в этом месяце или нет.

Мы не могли пройти мимо такой «вкусной» темы и вместе с автором канала Digital Eva разработали постер по этикету общения в мессенджерах. Надеюсь, в ближайшем будущем они никуда не денутся, и будет отлично, если мы найдём общие принципы работы в них.

Реплика в заголовке принадлежит авторству Алексея Подольского, основателя CryptoRadar.

0
119 комментариев
Написать комментарий...
Семен Смирнов

У меня простое правило: срочное сообщение - телефон, как единственное оперативное, громкое и длительное средство оповещения. Если я хочу срочно получить ответ на свой вопрос и понимаю его важность, или такой же важный вопрос есть ко мне - это звонок, и в рабочее время тоже

Мессенджеры не являются средством оперативного оповещения. В рабочее время конечно все чаты читаются и отвечаются. Во внерабочее - как получится

Разбудить и прочее - бред, человек спит необязательно ночью по расписанию, и даже если вы его знаете досконально, он именно в этот момент может быть в другой стране и тд, где он заснул именно в то время.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Ну вот, как бы, да, но многие воспринимают мессенджер именно как способ экстренной связи. Об этом как бы и спор.

Ответить
Развернуть ветку
sdff

По этой причине на маке автоматом включил режим «не беспокоить» после 8 вечера. Если пожар, пусть звонят. А то начинаю гореть от сообщений в 11 вечера, «Ты не спишь? Дело есть». И ведь если случайно прочитаешь, то обязательно нужно отвечать. Иначе возникает ощущение у отправителя, что на него положили болт. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пихаров

«Ты не спишь? Дело есть» -- подобные сообщения (обычно с «привет») сами по себе раздражают.
Если есть дело, то сразу о деле и пиши. А то разводят какую-то интригу на пустом месте.

Ответить
Развернуть ветку
sdff

«Привет» и ждут. На такие сообщения можно с чистой совестью не отвечать. Вопроса никакого нет. Напиши одним сообщением всё что нужно и жди ответа.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пихаров

Я, кстати, в сети вообще не очень люблю здороваться, т.к. здесь всегда онлайн, что ли. Излишек какой-то.
Кроме почты. Там всегда начинаю с доброго дня %)

Ответить
Развернуть ветку
sdff

Это так обычно в минуты неловкости пишут «привет, как дела», а после можно и в долг просить. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крылатов

Таким каждый раз посылаю ссылку на http://neprivet.ru/
Там всё подробно расписано :)

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Отличная штука! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Да! Поэтому у нас на простере есть такая штука

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пихаров

Показывайте уж весь постер :)

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Пожалуйста :) https://hellogu.ru/messenger

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пихаров

Как не клиентам, партнерам и коллегам.
Как не бомба мозги.
Как не бомбануть мозги клиентам.
Как не взорвать мозг клиентам! Бинго! %)
Ох уж эти эмодзи)

Но спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Так специально же :) Нужно же соответствовать тематике в оформлении )

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zhitarev

сначала вы пишете "на простере", а потом советуете перечитывать сообщения
ээ... нет

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Всегда рады критике! Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Да! Как сказал один из комментаторов «Если разбудил человека, то у него какие-то проблемы с настройкой»

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крылатов

К сожалению, DND включается только глобально. В моём любимом мессенджере, насколько знаю, нет возможности настроить "не пищать на сообщения с 18:00 до 07:00, но на сообщения вот этих троих пищать всегда".

Ответить
Развернуть ветку
András Huszti
Автор

Так а зачем смотреть на сообщения от тех, от кого сообщений не хочется :)? Утром же можно посмотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Белкин

А вдруг там девушка пишет, что она одна дома? :)

Ответить
Развернуть ветку
sdff

Так пусть сразу фото присылает. Зачем лишние слова.

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда