Оффтоп Павел Мищенко
271

Почему договоры так сложно читать?

Всем привет!

В закладки

Меня зовут Павел Мищенко, я юрист и сооснователь Runetlex.

Хочу поговорить о наболевшем. Большинство договоров очень и очень сложно читать.

Открываешь документ, смотришь и впадаешь в транс. Сначала шапка на треть страницы. Потом раздел терминов, каждый из которых занимает абзац. Следом «предмет договора» на несколько страниц. Наконец, «права и обязанности сторон», где точно потеряешь нить повествования, если смог дочитать до этого момента.

Почему так происходит? Честно говоря, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Но есть несколько версий:

1. Взяли шаблон договора из интернета, потом доделывали под себя, потом доделывали по правкам клиентов. В итоге структура договора просто испарилась под грузом изменений.

2. При разработке все силы и внимание уделялись тому, какие риски следует закрыть. На проработку структуры и формулировок у юристов просто не осталось времени (или желания).

3. Договор специально писали сложно, ведь вроде так принято. Чем запутанней и сложнее — тем круче и солидней.

Наверное, есть еще варианты, кидайте свои версии в комментарии.

Так или иначе, непонятные договоры причиняют большие проблемы.

Расскажу пару примеров из практики:

• Отказ от сделки

Несколько моих клиентов рассказывали истории, как контрагенты отказывались подписывать их старые договоры, потому что они были плохо составлены. Нет денег на нормальный договор — значит и компания не солидная.

• Долгое согласование

Стороны могут месяцами согласовывать договор, потому что юрист или бухгалтер контрагента не может быстро прочитать и осознать документ.

• Долгое внесение изменений

Для внесения изменений в запутанный клубок пунктов его сначала надо распутать, чтобы не написать противоречивые вещи. В итоге дополнительное соглашение на 3 строчки можно делать и согласовывать неделями.

• Сложность при конфликтах

Двойственные и противоречивые положения договора порождают споры, каждая из сторон ссылается на свои пункты, судебный спор превращается в русскую рулетку. Поверьте, из-за плохого договора и несоблюдения его условий споры проигрываются во много раз чаще, чем из-за заинтересованности судьи, как у нас принято считать.

А можно делать понятные договоры? Да, но нужно постараться.

В предмете договора писать только про предмет. Термины и определения нужно использовать только тогда, когда в этом есть необходимость. Раздел права и обязанности не превращать в свалку бесполезных пунктов. Не злоупотреблять ссылками на другие пункты. И так далее и тому подобное.

Я решил поделиться приемами, которые позволяют сделать договор понятней.

Рассказы будут выпускаться в двух вариантах:

• заметки в этом блоге

• ролик на Ютубе или в Фейсбуке.

UPDATE

Сегодня расскажу о том, как упростить раздел права и обязанности сторон. Итак, 4 простых приема:

1. Посмотрите, есть ли повторения между правами и обязанностями.

Например, в правах исполнителя написано, что он может запрашивать необходимую информацию для оказания услуг. А в обязанностях заказчика указано, что он должен предоставлять информацию для оказания услуг.Очевидно, что это одинаковые пункты, надо оставить что-то одно. Я, как правило, оставляю обязанность стороны.Более того, иногда все права дублируются обязанностями. В этом случае стоит задуматься, а нужно ли вообще перечислять права сторон, или можно ограничиться обязанностями.

2. Посмотрите, нет ли пунктов в стиле «капитан очевидность»

Парочка моих любимых примеров: «Заказчик обязан оплатить услуги исполнителя.» Если этого пункта не будет, то он не обязан оплачивать услуги по договору?

«Подрядчик обязан выполнить работы качественно.» Опять же, а в ином случае он может делать некачественные работы?

Уберите эти пункты, и договор от этого ровным счетом ничего не потеряет

3. Посмотрите, нет ли пунктов, дублирующих положения других разделов

Например: «Исполнитель обязан выставить счет Заказчику на оплату услуг».

Смотрим раздел порядок оплаты и видим: «Заказчик оплачивает услуги на основании счета от Исполнителя».

Убираем дублирование и получаем надлежащий результат. Если дублирование происходит частично, и в правах и обязанностях находится какая-то важная информация, то переносим ее в пункт профильного раздел.В этом случае мы получим 2 взаимосвязанных условия рядом, а не в разных разделах договора.

4. Посмотрите, есть ли пункты, из которых можно сделать раздел «порядок исполнения договора».

Например, по договору исполнитель должен через 10 дней подписания договора провести семинар у заказчика. При этом за 5 дней до мероприятия заказчик должен подготовить помещение и оборудование. За 3 дня до мероприятия исполнитель должен подвезти в помещение раздаточные материалы. За 2 дня заказчик должен направить исполнителю список участников. В день мероприятия исполнитель должен приехать на объект заблаговременно и проверить оборудование.

Как видно из примера, в промежуток между подписанием договора и мероприятием у сторон поочередно возникают обязанности по договору. Если эта информация будет в правах и обязанностях, читающему придется для понимания последовательности шагов выписывать ее на бумажку.Если же она будет в отдельном разделе, то порядок взаимодействия будет сразу виден наглядно. Это упростит и согласование договора и его применение в работе.

Эти 4 простых правила существенно облегчат ваш договор. Возможно вы с удивлением увидите, что раздел прав и обязанностей в принципе оказался не нужен. Не пугайтесь, такое тоже бывает, ничего страшного в этом нет. Он не священная корова)

Если есть вопросы/предложение - пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Павел Мищенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 15, "likes": 2, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 39952, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 39952, "author_id": 5704, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/39952\/get","add":"\/comments\/39952\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/39952"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

15 комментариев 15 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

Так а где приёмы-то, Паш

Ответить
0

Ну идея блога шаг за шагом рассказывать о приемах, раскрывая на примерах. Это вступительный пост, где поднимается общая проблема - плохая читаемость договора, и объясняется, почему это действительно проблема. Приемов штук 40, не имеет смысла все в один пост впихивать.

Ответить
0

Перечитал пост, ты прав, выглядит не очень. Добавил приемы про один раздел. Спасибо!

Ответить
1

Гораздо лучше

Ответить
0

Ну погоди, это же формат блога) Должна быть интрига, все дела. Или пользы недостаточно? Могу тогда в эту статью добавить один из приемов, так будет норм?

Ответить
1

Договор - попытка застраховать себя от другого участника и его претензий. Качество договоров даже в банках крайне невысоко, но универсальной "серебряной пули" не существует. Договора согласовываются долго не потому, что их долго читают, а потому что есть прения по его пунктам, после чего он либо изменяется, либо не заключается.
"Права и обязанности" должны чётко быть прописаны и не иметь открытого списка, который будет использован против вас. Ведь ваша задача застраховать себя от претензий другого участника договора. К сожалению, в нашей стране это совсем не редкость.

Ответить
0

Спасибо за мнение! Мне кажется серебряной пули вообще нигде не существует. Чтобы начать прения по пунктам - нужно договор изучить. Чем он хуже структурирован, чем сложней написан, чем противоречивей его условия - тем больше будет время на изучение, тем больше будет правок, тем дольше будет идти согласование. Разумеется, главное в документе - защита интересов сторон. Но если владелец бизнеса гадает, почему его документы плохо и долго согласуются - возможно стоит увеличить его читаемость, и дело наладится. По моему опыту эффект от понятного договора положительный.

Ответить
1

Чем больше компания, тем больше опыт, тем длиннее договор. :)

Ответить
0

Есть такое дело))

Ответить
1

Посмотрите на договора вот этих парней: http://outlaw.center/documents.html

Ответить
0

Спасибо! Ребята - мои коллеги по цеху и друзья. Я не до конца готов принять их подход, предполагающий полный отказ от канцеляризмов, потому что это влечет ряд неудобств при применении (на мой взгляд).
Но в остальном - да, мы делаем одно дело, через понятность ускоряем бизнес-процессы.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления