{"id":8545,"title":"\u041f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0431\u0443\u0439\u0442\u0435 \u0437\u0430\u043a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0431\u0430\u0442\u0430\u0440\u0435\u0439\u043a\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0433\u043e\u0440\u0435\u0442\u044c","url":"\/redirect?component=advertising&id=8545&url=https:\/\/vc.ru\/special\/isource&placeBit=1&hash=2b5b7b247ca83e67628673cba216c312801b86af12a116e7df5c8ab9fae04e8c","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Юлия Рыжих

Чему компании научили Яндекс.Алису, или насколько близка революция "умных колонок"

Есть ли в Яндекс.Станции полезные для пользователя навыки? Тестируем и разбираемся. Спойлер: через Алису уже можно заказывать еду, покупать билеты и учиться новому. Но в Станции пока есть не все.

В продажу вышла первая российская умная колонка - Яндекс.Станция с голосовым ассистентом "Алиса" внутри. Любая компания может создать для Алисы полезный навык. Экосистема Яндекс.Диалогов, где разработчики публикуют навыки, достаточно обширная, и пришлось потратить целый день на тестирование и разбор. В этой статье я хочу поделиться тем, что из этого вышло и какие выводы можно сделать.

Немного выводов сразу.

Алиса в смартфоне или Яндекс.Станции - это новый канал связи с клиентами для совершенно разных компаний, от маленьких СТО до авиаперевозчиков. Порог вхождения невысокий - нужно уметь делать навыки - учить Алису общаться с клиентами о своей компании и ее товарах/услугах. Но, как и любой контент, они должны быть полезными, то есть, облегчать решение задачи пользователя или полностью ее решать.

Вывод 1. Интерес со стороны компаний и разработчиков есть. Но, как это обычно бывает, новый канал - он на то и новый, что не совсем понятно, как им пользоваться (особенно в суровых российских реалиях). Примерно 80% навыков сейчас просто переключают человека на чат с операторами компаний. Кейс неплохой, если бы операторы отвечали. А они не отвечают. Это странно.

Вывод 2. Многие навыки, даже после выхода Диалогов из "беты", остаются малофункциональными, т.е. не несут никакой выгоды или нового опыта пользователю. Полагаю, что с выходом “умной колонки” большая часть навыков будет доработана - это лишь вопрос времени. В свое время то же самое происходило на рынке соцсетей и мессенджеров, которые сейчас уже неплохо освоены бизнесом (как в части поддержания имиджа, так и общения с клиентами, и даже продаж).

Вывод 3. Уже сейчас есть примеры по-настоящему крутых навыков, которые работают и помогают. И вот тут мы видим космос новых технологий и новое будущее клиентской поддержки. В революцию умных устройств сразу хочется поверить.

Ну а теперь - обзор интересных, цепляющих и продуманных навыков, у разработчиков которых можно поучиться.

Кейс 1. Выбрать и заказать доставку цветов

Действительно полностью формирует ваш заказ через Алису. Спросит город доставки, подберет несколько букетов (также может предложить варианты букетов с конкретным видом цветов), поинтересуется, кто получатель и даже верифицирует номер телефона через отправку СМС-кода. Никаких переводов на сайт, переходов на оператора - все внутри интерфейса общения с Алисой. Очень и очень удобно!

Кейс 2. Купить билеты на самолет

Многие навыки в разделе “Путешествия” сразу после активационной фразы “Алиса, запусти навык Название навыка” открывают сайт туроператора, или настойчиво пытаются туда перейти после краткой беседы. Смысл тогда использовать умного разговорного помощника? Хотя, придираться не будем, это же первые шаги.

Зато есть и исключения. Приятно порадовал кейс S7 - через Алису получилось заказать билеты на самолет, поменяв данные в процессе заказа (с 5 пассажиров сократить до 2). После завершения сбора всей информации по перелету, переадресация идет на страницу сайта авиакомпании с уже заполненными данными по рейсу, датам и числу пассажиров, остается только ввести паспортные данные и оплатить. Вот тут смысл переадресации понятен.

Из минусов - запустить навык получилось только с 3 раза, никак не хотела Алиса распознавать букву “Эс” перед “Севен”.

Кейс 3. Заказать доставку еды

Одним из первых захотелось испытать навык “Папа Джонс”, который показывали на конференции YaC. Действительно, с его помощью можно заказать пиццу для вечернего просмотра футбольного матча и напитки. Это удобно, достаточно быстро и не напрягает. Вот только в Яндекс.Станции пока этого сделать не получится - местами нужен визуальный контакт с ответами Алисы и выбор блюд из меню-подсказок.

Кейс 4. Приготовить еду самому

Некоммерческий, но приятный навык “Рецепты кота Василия”. Он позволяет пошагово готовить выбранные рецепты, добавляет вводные конструкции, эпитеты и эмоции в речь Алисы, отличается хорошим голосовым управлением - это действительно тот навык, который пригодится на кухне, когда заняты руки, а процесс готовки идет вовсю.

Кейс 5. Быть болельщиком и развлекаться

В привязке к невероятным событиям Чемпионата Мира по футболу навык “Кричалки” очень порадует болельщиков. Скрины говорят сами за себя. Про Дзюбу и Усы надежды особенно хорошо получается у Алисы.

Очень хороши игры самого Яндекса (а еще они работают в Яндекс.Станции с первого дня) - как для взрослых (типа игры "Города”), так и для детей, например, “Найди лишнее”. Можно посмотреть все навыки в разделе “Игры и развлечения” - каждый там найдет что-то интересное.

Кейс 6. Быть в курсе новостей

Этот навык от “Известий” работает также в Станции и Яндекс.Навигаторе. Все просто - после запуска навыка Алиса читает превью первой новости и задает вопрос, интересна ли новость. Если да, то можно прослушать полный текст новости. Очень удобно слушать свежие новости утром по дороге на работу, например.

Кейс 7. Учиться новому и развивать эрудицию

Надолго поглотил мое внимание навык “Викторина по истории России”, где можно выбрать уровень сложности и проверить свои знания истории, сохранившиеся из школьной программы (будьте осторожны - каждый раз при неправильном ответе Алиса будет предлагать новые варианты дат и очень легко ошибаться в ответе снова и снова,меня в конце зациклило). Навык работает на всех устройствах.

Skyeng тоже хорошо постарались. Даже то, что Алиса плохо читает по-английски, не мешает практиковаться в своих знаниях английского языка. В игре Алиса предложит выбрать правильное слово из списка предложенных по описанию его значения (на английском) или же попросит вставить нужное слово в предложение.

Что дальше?

Путь бизнеса через Алису в Яндекс.Станцию, а значит и в дома к потребителям, только начинается. Многие из перечисленных навыков сочетают в себе как голосовое, так и сенсорное управление, поэтому работать в умной колонке пока не будут.

Что уже сейчас можно взять на заметку компаниям, которые хотят использовать весь потенциал бизнес-навыков в Алисе, чтобы занять свое место в сердце потребителя?

  • Понять, что Алиса - это разговорный ассистент с искусственным интеллектом

Именно в этом сейчас проблема. Компании все еще ломают Алису под "чат с оператором" или "переадресацию на сайт". Удобство для пользователя в другом - нужно общаться живым языком, а это уже освоение совершенно новых технологий.

  • Миксовать форматы общения

Да, разговорные навыки - это отлично, но их можно и нужно дополнять кнопками выбора и подсказками. Пользовательский опыт улучшится, а компании снизят число ошибок.

  • Переходить на "голосовой" UX

Разговорный ассистент нужен, чтобы упрощать жизнь клиента, а не принуждать его печатать текст или произносить точную команду. Представьте, что пользователь за рулем и не может отвлекаться на визуальное и тактильное взаимодействие с контентом навыка.

  • Думать на пять лет вперед

Возможности Алисы для компаний огромны, но нужны инженеры, чтобы обучить ее помогать именно вашим клиентам. В жизнь бизнеса уверенно вторгается разговорный AI, технологии понимания естественного языка и машинное обучение. Важно правильно их освоить уже сегодня.

  • Пробовать готовые решения

Для упрощения входа в экосистему Яндекс.Алисы существуют конструкторы чат-ботов (aimylogic, например), которые позволяют без сильных навыков программирования собирать умных ботов, которые понимают синонимы, общаются как человек и не впадают в замешательство от простых вопросов пользователя. Не все конструкторы одинаково функциональны и полезны, каждый нужно тестировать для нужд своего бизнеса. Хорошо, если внутри будут шаблоны ботов, обучающие видео и поддержка для новых пользователей.

В целом, умные колонки - продолжение горячей темы чат-ботов, однако, боты в этом случае ”говорят” с клиентами голосом Алисы из всевозможных устройств (“разговорный AI”), создавая ощущение всесильного личного ассистента, который всегда рядом, чтобы помочь решить любую проблему пользователя, занять свободное время или просто развлечь. Хочешь заказать билеты? Пожалуйста! Хочешь доставку еды домой или в офис? Или столик в ресторане на вечер? Пожалуйста! Алиса может все, а дальше она будет только умнее, способнее и полезнее. Вот оно будущее - уже здесь. И без революций обошлось.

0
5 комментариев
Популярные
По порядку

Пробовал создать навык. Но нужно быть программистом. Нету инструкции для чайников, а хочется

1

Вот тут об этом писали, можно попробовать: https://habr.com/company/just_ai/blog/412557/

0

Вместо списков телеграм каналов нас теперь ждут списки навыков для Алисы?

0

Все может быть. Хотя одно другому не мешает :)

0

Тестировали на смартфоне?

0
Читать все 5 комментариев
Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

Истории поиска product/market fit от основателей Netflix, Uber, Airbnb и других успешных компаний Статьи редакции
Документы сгорели, а главный свидетель выпал из вертолёта: история золотого месторождения, стоившего акционерам $3 млрд Статьи редакции

Проект разработки «крупнейшего золотого месторождения» компанией Bre-X на острове Борнео оказался мошенничеством на миллиарды долларов, за которое так и не смогли никого наказать.

Команда Bre-X на Борнео, около 1997 года, слева направо: менеджер участка Джером Альто, старший вице-президент Джон Фельдерхоф, менеджер по разведке Майкл де Гузман и геолог Сезар Пуспос Сalgary Herald
@АнтиспамБот — когда ты реальная заноза в з@днице, или как давали отпор «П0шлым_Дев4енкам»

Прошло меньше двух недель с того дня, как в статье на vc.ru я рассказал про @antispamname_bot, предназначенный для борьбы со спамом в никнейме юзеров телеграмма вида «PEАЛЬНЫЕ_ZНAКОМСТVА» и «ПОИСК_PAPTHЕRОV».

«СберМегаМаркет» не возвращает деньги

Имею небольшое количество заказов на данном маркетплейсе и столкнулся с фактом, который можно расценивать как мошенничество, о котором решил предупредить других клиентов и потенциальных клиентов данной площадки. Если кому-то лень читать, то можете сразу промотать до конца данного текста - там вывод.

Финалисты 6-го отбора RITA
Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Сервис Boxberry по доставке посылок из США в Россию не умеет забирать посылки из почтового отделения, товар потерян?

Прочитала статью и решила воспользоваться сервисом, заказав товар на eBay.com:

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

Кнопка 112 — приложение с определением адреса и большой кнопкой вызова
Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

null