Почему любимая работа не даст вам того, чего вы на самом деле от нее ждете
В последние годы популярно искать себя и свое предназначение. Перебирать разные работы в поисках «той самой»: вкатываться в айти, работать баристой, делать ноготочки. Что не так с концепцией поиска себя и почему попытки найти «ту самую работу» затягиваются на годы, а результаты оставляют желать лучшего?
Почему на «любимое дело» возлагают столько надежд
Полвека назад мало кто экспериментировал с разными профессиями. Вариант — «я отучился в институте или училище и всю жизнь работаю по специальности» — был очень распространенным.
Сейчас он кажется многим дурацким, ведь в юности сложно угадать с профессией. Поэтому, как только появилась возможность экспериментировать, люди пустились во все тяжкие и стали искать работу, которая пришлась бы им по душе.
Идея, что нужно непременно найти любимое дело подпитывается следующими соображениями:
- «Найди себе дело по душе и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни». Действительно, работа занимает добрую половину дня. Так зачем мучиться и делать то, что не нравится, когда можно делать то, что нравится? Звучит логично.
- «Талант даёт преимущество в конкурентной борьбе». И снова разумная мысль. Если вы найдете то, к чему предрасположены, то вам будет проще достичь успеха, чем человеку, который делает эту работу из-под палки.
- «Если есть страсть к делу, то проще переносить трудности и неудачи». И снова верно. Если вы работаете исключительно ради результата, то когда его нет, сложно двигаться дальше. А если кайфуете от процесса, то сможете преодолеть сложный период.
Все эти идеи кажутся логичными и привлекательными. Добавим, что ваша деятельность должна быть востребована, чтобы приносить хороший доход, и получим… смысл жизни.
Эта схема кажется очень убедительной, а главное, рисует образ жизни, в котором есть и удовольствие от работы, и смысл, и деньги. Это соблазнительно, и люди пускаются в бесконечный поиск собственного предназначения. Они перебирают разную деятельность в надежде, что на них снизойдет икигай.
Однако мало на кого он действительно снисходит, гораздо чаще поиски предназначения заводят в тупик. Почему?
Две коварные ловушки на пути к себе
Когда вы беретесь за новое дело, то испытываете сильное вдохновение. Первые шаги в профессии делать легко. Ведь если вы, например, ничего не знали о коучинге, всего день обучения подарит множество откровений, а мозг обожает новизну. Новые знания — это новые достижения, за которые организм вознаграждает выработкой дофамина, который, свою очередь, дает приятные ощущения. Поэтому искать себя и изучать новое так приятно.
Поначалу все идет отлично, а потом с огромной вероятностью вы попадёте в одну из двух ловушек.
Первая ловушка
Постепенно прирост знаний уже не ощущается как значительный, радости становится меньше, а трудностей больше. Вы пытаетесь практиковать и, разумеется, что-то не получается. Возникают сомнения в выбранном пути: «А точно ли я занимаюсь своим делом? Может быть, у меня нет к нему таланта, раз я сталкиваюсь с трудностями?»
Многим кажется, что стоит им выбрать «ту самую деятельность», как все будет легко и просто. Но ничего подобного. Абсолютно в любой деятельности вы столкнетесь с трудностями и неудачами. Абсолютно в любой работе бывают моменты, когда ничего не получается. Это нормально. Более того, было бы странно, если бы в новом деле у вас все прекрасно получалось, а ваши результаты были бы точно такими, как у людей, которые работают на этом поприще десятки лет.
Однако очень многие люди, столкнувшись с небольшими сложностями, бросают, и пытаются снова найти свое предназначение. Они выбирают другую профессию, но там тоже сталкиваются с проблемами и снова бросают. Под лозунгом «ищу себя» в бесплодных попытках проходят годы, которые никто не вернет. Печаль.
Вторая ловушка
Вторая ловушка не так очевидна, а потому весьма коварна.
Вы справляетесь с трудностями, продираетесь сквозь тернии к пряникам и начинаете зарабатывать новым делом. Поначалу все идет отлично. Вы довольны, с опытом приходит уверенность, вы кайфуете от нового дела. Казалось бы, что может пойти не так?
А потом вы замечаете, что год от года ничего не меняется. Вы зарабатываете примерно одни и те же деньги, решаете примерно одни и те же задачи, и с неудовольствием обнаруживаете, что топчитесь на месте. Это вам не нравится. Вы проходите дополнительное обучение или меняете работодателя (или круг клиентов), но принципиально ничего не меняется. Вы словно уперлись в стеклянный потолок и не знаете, как выйти на следующий уровень.
Особенно досадно смотреть на знакомых и незнакомых людей из соцсетей, которые выбрали другую стезю, смогли найти свое «истинное призвание» (а чем еще объяснить их успех?) и, в отличие от вас, растут. Вы начинаете паниковать и думать о том, что надо срочно сменить профессию и найти себя, ведь часики-то тикают.
Почему так происходит? А дело в том, что практически все фокусируются на том, чтобы найти дело, которое им понравится, но в глубине души метят совсем в другие цели. Однако этих целей не осознают и потому не достигают. Отсюда и возникает разочарование в старой профессии и поиск новой.
Что же это за неосознаваемые цели? Скоро до них дойдем, но сначала давайте разберемся, как вообще происходит очарование новым делом.
Роман с профессией: как он случается?
Вряд ли кто-то открывает справочник ОКВЭД и такой: «О-о-о! Хочу заниматься ремонтом бытовых электрических изделий». Обычно увлечение профессией приходит через других людей. Вот как это выглядит.
Работает человек себе, скажем, менеджером в большой корпорации и в какой-то момент чувствует себя абсолютно выгоревшим. Каждый день ему надо рано вставать и тащиться по пробкам в офис, каждый день участвовать в бессмысленных планерках и корпоративных войнах. Смысла в своей работе он давно не видит и тихо ее ненавидит. Со всеми этими переживаниями он приходит к психологу.
Что он видит? Уютный кабинет с книжным шкафом, статуэтки на резной этажерке. В кабинете светло, солнечно и вкусно пахнет кофе. Тут так легко забыть о ненавистной работе. Психолог под стать кабинету — в пиджаке и джинсах, дорогих ботинках. Слушает внимательно, вопросы задает проникновенные, поддерживает. И наш менеджер впервые рассказывает свою историю и не чувствует осуждение за то, что он «бесится с жиру» и не любит свою высокооплачиваемую работу. Впервые он интересен кому-то как человек, а не как машина по достижению целей. Впервые он чувствует себя живым.
Он продолжает ходить к психологу, и постепенно тот становится очень значимым для него человеком. Когда менеджер задается вопросом: «Если не корпорация, то что?», он все чаще видит себя сидящим в кресле и задающим людям глубокие вопросы.
Он примеривает на себя новую роль и думает: «А что? Психологи много зарабатывают, они уважаемые люди, их труд действительно имеет значение и приносит пользу в отличие от моих крысиных бегов. А еще мой психолог — очень гармоничная личность. Он так легко рассуждает о сложных вещах, так хорошо понимает людей, он такой мудрый. Пожалуй, я тоже хочу стать психологом».
Что произошло?
Обратите внимание, как из общения с приятным человеком, чей образ жизни привлекает, возникает фантазия о будущей профессии. Обычно мы оцениваем ее по ряду критериев:
- Нам нравится сама работа. Скажем, менеджеру кажется, что ему будет интересно слушать людей, думать над их ситуациями, анализировать их поведение, помогать им решать проблемы.
- Нравится результат — возможность заработать хорошие деньги, благодарность клиентов, признание коллег.
- Нравится образ жизни — красивый кабинет, гибкий график, возможность работать удаленно и много путешествовать.
- Нравятся личностные черты конкретного человека. Так уж получается, что проводниками в новую профессию становятся не все подряд, а только симпатичные нам люди. Люди, на которых мы хотим быть похожи. Например, психолог может казаться очень гармоничным, чутким человеком, который виртуозно управляется с противоречиями в жизни, всегда знает, что делать.
В результате рождается идея: «Если я буду заниматься психологическим консультированием, то буду кайфовать от процесса, много зарабатывать, клиенты будут мне благодарны, коллеги будут меня уважать, я буду много путешествовать и спать до 9 часов, легко решать любые проблемы, наслаждаться жизнью, обзаведусь друзьями и куплю носки с попугаями».
Как вы понимаете, большинство этих ожиданий напрямую не связаны с профессией, но человек, сам не осознавая, надеется через профессию стать похожим на своего кумира, приобрести его черты и образ жизни. Собственно, именно поэтому в юности многим так хочется быть похожими на звезд, блогеров или предпринимателей — ведь с ними связывается роскошный образ жизни, популярность, уверенность, независимость и прочие привлекательные штуки.
Естественно, это прямой путь к разочарованию и бесконечному поиску себя в надежде найти профессию, благодаря которой эти мечты сбудутся. Ибо, как сказал Мэттью наш, МакКонахи: «Чтобы стать царем зверей, мало вести себя по-царски. Надо быть царем».
Что делать, чтобы не разочароваться в любимом деле, поговорим в другой раз. Если статья показалась интересной, подписывайтесь на мой телеграм-канал, где пишу про разные неочевидные психологические заморочки и лайфхаки, которые помогают с ними справиться.
Любимая работа - этом когда тебя волнует качество твоего результата. А бонусом получишь деньги. Я встречал в жизни разных профессионалов, от механиков СТО до маркетологов. И те люди, которых волновало качество больше чем деньги - им со временем деньги начинали сами сыпаться на голову. Потому что если человек профи, рано или поздно за него пойдут серьёзные слухи. Это железное правило и работать будет всегда.
Не всегда так, деньги платят за решение задач, которые приносят деньги или пользу компании и не всегда это качество. Иногда надо просто запилить быстро на скорость. Сам разработчиком был. Сначала было хобби. Потом пошёл работать и начал выгорать от задач "нам не надо идеально, нам надо до обеда mvp потом перепишем". Разочаровался, пошёл менеджером, типа щас всё исправлю. И что в итоге, сам начал ставить такие задачи. т.к. бизнес делает деньги а не делает что-то идеально (если делается идеально то это просто бонус) и надо растить метрики.
Про то что если профи то рано или поздно начнут сыпаться деньги, тоже не совсем так. Точнее, тут влияет востребованность услуги (и ещё куча факторов), емкость рынка и т.д. влияет. Возьмём гитарного мастера. Если мастеров в городе 50 а спрос на ремонт гитары 10 запросов в месяц, то денег не заработаешь. Вобщем писать про это можно много, но я думаю основную мысль смог донести.
Деньги это суррогат. Ты зарабатываешь репутацию, делая что-то. Например тебе нравиться что-то делать, ты в поисках того кому бы сделать то что тебе нравиться. В обмен получаешь репутацию, дальше эту репутацию можно монетизировать, грубо говоря либо получая клиентов через сарафанное радио, либо имея портфолио уже получать платящих клиентов (точнее тех кто готов в обмен на услугу делиться чем-то).
Последние лет 5-7 набираю прогеров в команду. Никогда не смотрел на репутацию, мне надо чтобы человек делал задачи. Для меня это иногда даже отрицательный показатель, потому, что знаю, если кто-то сам активно ездит и выступает, значит хочет себе повысить цену благодаря узнаваемости а не продуктивности и скиллам.
Так-же практически никогда не смотрю, что написано в резюме (я могу написать что угодно, если хоть немного шаришь в теме, выявить неправду очень сложно). По знакомству не помню чтобы кто-то приходил, только если есть бонусная система. По остальному, мне ваще всё равно, главные критерии, адекватность, чтобы человек вписался в команду, имел примерный набор навыков и быстро учился.
Если брать продажи, то там примерно такая-же идея. Если ты делаешь x2 по качеству то можешь брать цену выше рынка, при условии, что это качество надо клиентам. К примеру увлекаюсь музыкой и могу сказать что разница между акустикой за 2500 и 5000 почти всегда огромна, разница между 5000 и 15000 уже меньше, разница же между 15к и 50к уже не такая большая, там уже идёт вкусовщина и нюансы (цифры примерные, т.к. в текущей ситуации всё прыгает и не отслеживаю). Поэтому даже если ты супер мастер который делает акустику по 100к не факт, что хватит рынка, чтобы было место всем таким мастерам.
То есть, если это программист самоучка и он делал реальные проекты, но бесплатно и еще один программист, который делал проекты но выдуманные. Для вас они равнозначны?
Если программист запросит больше денег - для вас такой программист будет автоматически «уметь больше»?
Программист зарабатывает авторитет и этот авторитет раздувает его эго. Грубо говоря новичок будет тушеваться от любого вопроса на собеседовании (ему нечем подкрепить свой ответ), а программист с авторитетом будет отстаивать свой авторитет и не сдаваться от сложных вопросов.
То что вы пытается показать, что для вас авторитет не важен не означает, что он не не участвует в уравнении, просто опосредованно.
То есть, если это программист самоучка и он делал реальные проекты, но бесплатно и еще один программист, который делал проекты но выдуманные. Для вас они равнозначны?
Если программист запросит больше денег - для вас такой программист будет автоматически «уметь больше»?
——-
Разве я про это писал? я писал, что в резюме можно написать, что угодно и это сложно проверить.
Про авторитет вы путаете тёплое с мягким. Отвечать на вопросы на собесе помогают знания и скиллы (а ещё умение проходить собесы, что сюрприз тоже навык). Авторитет же как вы и упомянули раздувает эго и в итоге такой персонаж вреден для проекта ибо вместо работы он будет меряться письками с тимлодом/техлидом/проджектом/продактом, чтобы доказать, что он авторитет вместо того чтобы работать в команде. Это пагубно влияет на всю команду. Знаем за 15 лет проходили. Исключение бывает, только если чел обладает какими-то такими ппц знаниями, что таких даже в интернетах не найти. Например может сесть и дописать движок базы данных именно под ваши 500 серверов, под ваши процессоры и получить х2-3-5-10 производительности. Но повторюсь, таких челов единицы, работают в каких нить яндексах.
Авторитет нужен только в топовых "лидерских" должностях, для управления командой. Если команда не верит в своего руководителя, проект как правило не взлетает. Но это уже другая история.
1) По поводу скорости - все кого я знаю подобного уровня, никогда даже не берутся за заказы на скорости, занижая качество. Говорят сроки и клиент сам выбирает надо или нет. Исключений не бывает. Вообще никаких.
Вы привели в пример бизнес: когда речь о наращивании объёмов - да, можно жертвовать бизнесу качеством. Но к мастерам одиночкам, не имеющих объёмов, это вообще не применимо. Даже смысла нет сравнивать.
Высший уровень мастера - это когда клиент, знает к кому он идёт и готов на всё, что скажет этот мастер.
2) Знал одного мастера по выравниваю вмятин без покраски (PDR) из Киева. Невероятный уровень профессионализма. Так вот, к нему машины привозили из других стран, чтобы выровнять небольшую вмятину. Потому что он это делает настолько качественно, что вмятины будто и не было. Абсолютный уровень мастерства.
Тут вы опять начали упоминать объём производства, но на локальном уровне. Что опять смысла не имеет. Если услуга сверх качественная - ограничения локальным уровнем не будет само по себе. И само по себе выйдет за его пределы с помощью обычных слухов. Даже во время интернета, сейчас, сарафан всё так же работает на ура