{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему любимая работа не даст вам того, чего вы на самом деле от нее ждете

В последние годы популярно искать себя и свое предназначение. Перебирать разные работы в поисках «той самой»: вкатываться в айти, работать баристой, делать ноготочки. Что не так с концепцией поиска себя и почему попытки найти «ту самую работу» затягиваются на годы, а результаты оставляют желать лучшего?

Почему на «любимое дело» возлагают столько надежд

Полвека назад мало кто экспериментировал с разными профессиями. Вариант — «я отучился в институте или училище и всю жизнь работаю по специальности» — был очень распространенным.

Сейчас он кажется многим дурацким, ведь в юности сложно угадать с профессией. Поэтому, как только появилась возможность экспериментировать, люди пустились во все тяжкие и стали искать работу, которая пришлась бы им по душе.

Идея, что нужно непременно найти любимое дело подпитывается следующими соображениями:

  • «Найди себе дело по душе и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни». Действительно, работа занимает добрую половину дня. Так зачем мучиться и делать то, что не нравится, когда можно делать то, что нравится? Звучит логично.
  • «Талант даёт преимущество в конкурентной борьбе». И снова разумная мысль. Если вы найдете то, к чему предрасположены, то вам будет проще достичь успеха, чем человеку, который делает эту работу из-под палки.
  • «Если есть страсть к делу, то проще переносить трудности и неудачи». И снова верно. Если вы работаете исключительно ради результата, то когда его нет, сложно двигаться дальше. А если кайфуете от процесса, то сможете преодолеть сложный период.

Все эти идеи кажутся логичными и привлекательными. Добавим, что ваша деятельность должна быть востребована, чтобы приносить хороший доход, и получим… смысл жизни.

Картинка из серии: «Нарисуй четыре кружка и почувствуй, что тебе открылась тайна мироздания»

Эта схема кажется очень убедительной, а главное, рисует образ жизни, в котором есть и удовольствие от работы, и смысл, и деньги. Это соблазнительно, и люди пускаются в бесконечный поиск собственного предназначения. Они перебирают разную деятельность в надежде, что на них снизойдет икигай.

Однако мало на кого он действительно снисходит, гораздо чаще поиски предназначения заводят в тупик. Почему?

Две коварные ловушки на пути к себе

Когда вы беретесь за новое дело, то испытываете сильное вдохновение. Первые шаги в профессии делать легко. Ведь если вы, например, ничего не знали о коучинге, всего день обучения подарит множество откровений, а мозг обожает новизну. Новые знания — это новые достижения, за которые организм вознаграждает выработкой дофамина, который, свою очередь, дает приятные ощущения. Поэтому искать себя и изучать новое так приятно.

Поначалу все идет отлично, а потом с огромной вероятностью вы попадёте в одну из двух ловушек.

Первая ловушка

Постепенно прирост знаний уже не ощущается как значительный, радости становится меньше, а трудностей больше. Вы пытаетесь практиковать и, разумеется, что-то не получается. Возникают сомнения в выбранном пути: «А точно ли я занимаюсь своим делом? Может быть, у меня нет к нему таланта, раз я сталкиваюсь с трудностями?»

Многим кажется, что стоит им выбрать «ту самую деятельность», как все будет легко и просто. Но ничего подобного. Абсолютно в любой деятельности вы столкнетесь с трудностями и неудачами. Абсолютно в любой работе бывают моменты, когда ничего не получается. Это нормально. Более того, было бы странно, если бы в новом деле у вас все прекрасно получалось, а ваши результаты были бы точно такими, как у людей, которые работают на этом поприще десятки лет.

Однако очень многие люди, столкнувшись с небольшими сложностями, бросают, и пытаются снова найти свое предназначение. Они выбирают другую профессию, но там тоже сталкиваются с проблемами и снова бросают. Под лозунгом «ищу себя» в бесплодных попытках проходят годы, которые никто не вернет. Печаль.

Вторая ловушка

Вторая ловушка не так очевидна, а потому весьма коварна.

Вы справляетесь с трудностями, продираетесь сквозь тернии к пряникам и начинаете зарабатывать новым делом. Поначалу все идет отлично. Вы довольны, с опытом приходит уверенность, вы кайфуете от нового дела. Казалось бы, что может пойти не так?

А потом вы замечаете, что год от года ничего не меняется. Вы зарабатываете примерно одни и те же деньги, решаете примерно одни и те же задачи, и с неудовольствием обнаруживаете, что топчитесь на месте. Это вам не нравится. Вы проходите дополнительное обучение или меняете работодателя (или круг клиентов), но принципиально ничего не меняется. Вы словно уперлись в стеклянный потолок и не знаете, как выйти на следующий уровень.

Особенно досадно смотреть на знакомых и незнакомых людей из соцсетей, которые выбрали другую стезю, смогли найти свое «истинное призвание» (а чем еще объяснить их успех?) и, в отличие от вас, растут. Вы начинаете паниковать и думать о том, что надо срочно сменить профессию и найти себя, ведь часики-то тикают.

Почему так происходит? А дело в том, что практически все фокусируются на том, чтобы найти дело, которое им понравится, но в глубине души метят совсем в другие цели. Однако этих целей не осознают и потому не достигают. Отсюда и возникает разочарование в старой профессии и поиск новой.

Что же это за неосознаваемые цели? Скоро до них дойдем, но сначала давайте разберемся, как вообще происходит очарование новым делом.

Роман с профессией: как он случается?

Вряд ли кто-то открывает справочник ОКВЭД и такой: «О-о-о! Хочу заниматься ремонтом бытовых электрических изделий». Обычно увлечение профессией приходит через других людей. Вот как это выглядит.

Работает человек себе, скажем, менеджером в большой корпорации и в какой-то момент чувствует себя абсолютно выгоревшим. Каждый день ему надо рано вставать и тащиться по пробкам в офис, каждый день участвовать в бессмысленных планерках и корпоративных войнах. Смысла в своей работе он давно не видит и тихо ее ненавидит. Со всеми этими переживаниями он приходит к психологу.

Что он видит? Уютный кабинет с книжным шкафом, статуэтки на резной этажерке. В кабинете светло, солнечно и вкусно пахнет кофе. Тут так легко забыть о ненавистной работе. Психолог под стать кабинету — в пиджаке и джинсах, дорогих ботинках. Слушает внимательно, вопросы задает проникновенные, поддерживает. И наш менеджер впервые рассказывает свою историю и не чувствует осуждение за то, что он «бесится с жиру» и не любит свою высокооплачиваемую работу. Впервые он интересен кому-то как человек, а не как машина по достижению целей. Впервые он чувствует себя живым.

Он продолжает ходить к психологу, и постепенно тот становится очень значимым для него человеком. Когда менеджер задается вопросом: «Если не корпорация, то что?», он все чаще видит себя сидящим в кресле и задающим людям глубокие вопросы.

Он примеривает на себя новую роль и думает: «А что? Психологи много зарабатывают, они уважаемые люди, их труд действительно имеет значение и приносит пользу в отличие от моих крысиных бегов. А еще мой психолог — очень гармоничная личность. Он так легко рассуждает о сложных вещах, так хорошо понимает людей, он такой мудрый. Пожалуй, я тоже хочу стать психологом».

Что произошло?

Обратите внимание, как из общения с приятным человеком, чей образ жизни привлекает, возникает фантазия о будущей профессии. Обычно мы оцениваем ее по ряду критериев:

  • Нам нравится сама работа. Скажем, менеджеру кажется, что ему будет интересно слушать людей, думать над их ситуациями, анализировать их поведение, помогать им решать проблемы.
  • Нравится результат — возможность заработать хорошие деньги, благодарность клиентов, признание коллег.
  • Нравится образ жизни — красивый кабинет, гибкий график, возможность работать удаленно и много путешествовать.
  • Нравятся личностные черты конкретного человека. Так уж получается, что проводниками в новую профессию становятся не все подряд, а только симпатичные нам люди. Люди, на которых мы хотим быть похожи. Например, психолог может казаться очень гармоничным, чутким человеком, который виртуозно управляется с противоречиями в жизни, всегда знает, что делать.

Отсюда возникает бессознательное желание перенять эти черты, стать похожим на своего психолога (гармоничным, уверенным, счастливым) и получить соответствующий образ жизни в придачу

В результате рождается идея: «Если я буду заниматься психологическим консультированием, то буду кайфовать от процесса, много зарабатывать, клиенты будут мне благодарны, коллеги будут меня уважать, я буду много путешествовать и спать до 9 часов, легко решать любые проблемы, наслаждаться жизнью, обзаведусь друзьями и куплю носки с попугаями».

Как вы понимаете, большинство этих ожиданий напрямую не связаны с профессией, но человек, сам не осознавая, надеется через профессию стать похожим на своего кумира, приобрести его черты и образ жизни. Собственно, именно поэтому в юности многим так хочется быть похожими на звезд, блогеров или предпринимателей — ведь с ними связывается роскошный образ жизни, популярность, уверенность, независимость и прочие привлекательные штуки.

Когда надел плащ и чувствуешь себя суперменом

Естественно, это прямой путь к разочарованию и бесконечному поиску себя в надежде найти профессию, благодаря которой эти мечты сбудутся. Ибо, как сказал Мэттью наш, МакКонахи: «Чтобы стать царем зверей, мало вести себя по-царски. Надо быть царем».

Так и сказал

Что делать, чтобы не разочароваться в любимом деле, поговорим в другой раз. Если статья показалась интересной, подписывайтесь на мой телеграм-канал, где пишу про разные неочевидные психологические заморочки и лайфхаки, которые помогают с ними справиться.

0
182 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Вальд

Любимая работа - этом когда тебя волнует качество твоего результата. А бонусом получишь деньги. Я встречал в жизни разных профессионалов, от механиков СТО до маркетологов. И те люди, которых волновало качество больше чем деньги - им со временем деньги начинали сами сыпаться на голову. Потому что если человек профи, рано или поздно за него пойдут серьёзные слухи. Это железное правило и работать будет всегда.

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

Не всегда так, деньги платят за решение задач, которые приносят деньги или пользу компании и не всегда это качество. Иногда надо просто запилить быстро на скорость. Сам разработчиком был. Сначала было хобби. Потом пошёл работать и начал выгорать от задач "нам не надо идеально, нам надо до обеда mvp потом перепишем". Разочаровался, пошёл менеджером, типа щас всё исправлю. И что в итоге, сам начал ставить такие задачи. т.к. бизнес делает деньги а не делает что-то идеально (если делается идеально то это просто бонус) и надо растить метрики.

Про то что если профи то рано или поздно начнут сыпаться деньги, тоже не совсем так. Точнее, тут влияет востребованность услуги (и ещё куча факторов), емкость рынка и т.д. влияет. Возьмём гитарного мастера. Если мастеров в городе 50 а спрос на ремонт гитары 10 запросов в месяц, то денег не заработаешь. Вобщем писать про это можно много, но я думаю основную мысль смог донести.

Ответить
Развернуть ветку
Нет

Деньги это суррогат. Ты зарабатываешь репутацию, делая что-то. Например тебе нравиться что-то делать, ты в поисках того кому бы сделать то что тебе нравиться. В обмен получаешь репутацию, дальше эту репутацию можно монетизировать, грубо говоря либо получая клиентов через сарафанное радио, либо имея портфолио уже получать платящих клиентов (точнее тех кто готов в обмен на услугу делиться чем-то).

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

Последние лет 5-7 набираю прогеров в команду. Никогда не смотрел на репутацию, мне надо чтобы человек делал задачи. Для меня это иногда даже отрицательный показатель, потому, что знаю, если кто-то сам активно ездит и выступает, значит хочет себе повысить цену благодаря узнаваемости а не продуктивности и скиллам.

Так-же практически никогда не смотрю, что написано в резюме (я могу написать что угодно, если хоть немного шаришь в теме, выявить неправду очень сложно). По знакомству не помню чтобы кто-то приходил, только если есть бонусная система. По остальному, мне ваще всё равно, главные критерии, адекватность, чтобы человек вписался в команду, имел примерный набор навыков и быстро учился.

Если брать продажи, то там примерно такая-же идея. Если ты делаешь x2 по качеству то можешь брать цену выше рынка, при условии, что это качество надо клиентам. К примеру увлекаюсь музыкой и могу сказать что разница между акустикой за 2500 и 5000 почти всегда огромна, разница между 5000 и 15000 уже меньше, разница же между 15к и 50к уже не такая большая, там уже идёт вкусовщина и нюансы (цифры примерные, т.к. в текущей ситуации всё прыгает и не отслеживаю). Поэтому даже если ты супер мастер который делает акустику по 100к не факт, что хватит рынка, чтобы было место всем таким мастерам.

Ответить
Развернуть ветку
Нет

То есть, если это программист самоучка и он делал реальные проекты, но бесплатно и еще один программист, который делал проекты но выдуманные. Для вас они равнозначны?

Если программист запросит больше денег - для вас такой программист будет автоматически «уметь больше»?

Программист зарабатывает авторитет и этот авторитет раздувает его эго. Грубо говоря новичок будет тушеваться от любого вопроса на собеседовании (ему нечем подкрепить свой ответ), а программист с авторитетом будет отстаивать свой авторитет и не сдаваться от сложных вопросов.

То что вы пытается показать, что для вас авторитет не важен не означает, что он не не участвует в уравнении, просто опосредованно.

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

То есть, если это программист самоучка и он делал реальные проекты, но бесплатно и еще один программист, который делал проекты но выдуманные. Для вас они равнозначны?

Если программист запросит больше денег - для вас такой программист будет автоматически «уметь больше»?
——-
Разве я про это писал? я писал, что в резюме можно написать, что угодно и это сложно проверить.

Про авторитет вы путаете тёплое с мягким. Отвечать на вопросы на собесе помогают знания и скиллы (а ещё умение проходить собесы, что сюрприз тоже навык). Авторитет же как вы и упомянули раздувает эго и в итоге такой персонаж вреден для проекта ибо вместо работы он будет меряться письками с тимлодом/техлидом/проджектом/продактом, чтобы доказать, что он авторитет вместо того чтобы работать в команде. Это пагубно влияет на всю команду. Знаем за 15 лет проходили. Исключение бывает, только если чел обладает какими-то такими ппц знаниями, что таких даже в интернетах не найти. Например может сесть и дописать движок базы данных именно под ваши 500 серверов, под ваши процессоры и получить х2-3-5-10 производительности. Но повторюсь, таких челов единицы, работают в каких нить яндексах.

Авторитет нужен только в топовых "лидерских" должностях, для управления командой. Если команда не верит в своего руководителя, проект как правило не взлетает. Но это уже другая история.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Вальд

1) По поводу скорости - все кого я знаю подобного уровня, никогда даже не берутся за заказы на скорости, занижая качество. Говорят сроки и клиент сам выбирает надо или нет. Исключений не бывает. Вообще никаких.
Вы привели в пример бизнес: когда речь о наращивании объёмов - да, можно жертвовать бизнесу качеством. Но к мастерам одиночкам, не имеющих объёмов, это вообще не применимо. Даже смысла нет сравнивать.
Высший уровень мастера - это когда клиент, знает к кому он идёт и готов на всё, что скажет этот мастер.

2) Знал одного мастера по выравниваю вмятин без покраски (PDR) из Киева. Невероятный уровень профессионализма. Так вот, к нему машины привозили из других стран, чтобы выровнять небольшую вмятину. Потому что он это делает настолько качественно, что вмятины будто и не было. Абсолютный уровень мастерства.
Тут вы опять начали упоминать объём производства, но на локальном уровне. Что опять смысла не имеет. Если услуга сверх качественная - ограничения локальным уровнем не будет само по себе. И само по себе выйдет за его пределы с помощью обычных слухов. Даже во время интернета, сейчас, сарафан всё так же работает на ура

Ответить
Развернуть ветку
179 комментариев
Раскрывать всегда