{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему школа «отупляет» детей, а девочки учатся лучше мальчиков

Каждый третий ребенок, приходящий в первый класс, обладает очень высокими интеллектуальными способностями. А дальше начинаются чудеса: к концу начальной школы количество способных детей уменьшается вдвое. Также существует еще один феномен: 70% школьников с плохой успеваемостью — мальчики. Почему так происходит?

Период обучения в начальной школе — самое эффективное время для развития детских способностей. Оно совпадает с пиком роста лобных долей, которые выполняют роль «главнокомандующего» головного мозга.

Пишу для CIO/CTO/CDTO. Процессы, персонал, мотивация и другие не технические особенности работы ИТ-руководителей. https://t.me/vroderabotaetno

От работы лобных долей во многом зависит развитие мышления, памяти, речи, освоение навыков письма и чтения, мотивация. Кроме этого, они контролируют такие исполнительные функции, как целеполагание, принятие решений, концентрация внимания.

Во время роста лобных долей дети должны впитывать новые знания как губка. Но на деле выходит иначе: уже к концу первого класса многие родители замечают, что их дети глупеют. И одна из причин — стремление учителей любыми способами задавить физическую активность школьников: заставить их смирненько сидеть на уроках, не носиться сломя голову на переменах.

«Сиди спокойно, не вертись!» — в последнее время учителя произносят эту мантру чаще обычного из-за опасений, что современные дети не умеют сосредотачиваться. Пассивный ребенок — идеал школы. Но как только ребенок перестает двигаться, он перестает думать!

Учитывая тот факт, что сегодня школьники постоянно зависают в смартфонах и планшетах, опасения педагогов можно понять: современные дети действительно кажутся менее внимательными, чем 20 лет назад. Но ограничение активности — не выход! Подобные запреты наносят вред как здоровью, так и умственным способностям.

Еще в XIX веке биологом и педагогом П.Ф. Лесгафтом в ходе психологических исследований было доказано, что движения и работа мозга взаимосвязаны и физическая активность напрямую влияет на когнитивные способности. Современные исследования также демонстрируют первостепенную роль физической активности в умственном развитии детей.

Кандидат психологических наук В. А. Шишкина считает, что чем больше движений совершает ребенок, тем выше его интеллект: от работающих мышц импульсы поступают в мозг, что способствует его развитию.

Активные дети лучше концентрируют внимание, быстрее анализируют и запоминают информацию во время урока, чем ученики, которые проводят весь день сидя. Некоторые учителя это знают и пытаются сделать активную игру частью учебного процесса. Но, к сожалению, такие педагоги — большая редкость.

«Ваша дочка — способная девочка!», «Ваш сын — полная бестолочь!»

В российских школах продолжает сохраняться и усиливаться тенденция к поляризации способностей: педагоги делят детей на способных и неспособных. Первым они уделяют повышенное внимание, вторых просто не замечают.

По мнению известного американского педагога Джона Холта, разделение детей на сильных и слабых, умных и глупых — самая роковая ошибка педагогов. Холт считает, что неспособный ребенок отличается от способного не уровнем интеллекта, а стратегией поведения.

Ребенок активно развивает и демонстрирует свои способности, если у него нет страха перед окружающим миром. Если ребенок боится совершить ошибку, то он будет держать круговую оборону — перед школой, учителями, родителями. Другими словами, способности — это отсутствие страха перед действием.

Если в классе тяжелая психологическая обстановка и дети испытывают страх перед учителем, то свои способности будут демонстрировать немногие. В итоге единицы попадут в категорию одаренных, а остальные — в категории середнячков и отстающих.

Что происходит с детьми, которые признаны учителем неспособными? У них пропадает мотивация учиться, развивать свои способности, снижается самооценка и стремление к самореализации. Все это приводит к стойкой неуспеваемости.

Часто подливают масла в огонь и родители. Отдав ребенка в школу, они быстро впадают в эмоциональную зависимость от оценок и за неуспеваемость начинают его ругать, стыдить, наказывать.

Но школьная отметка — не оценка личности, не оценка способностей, не оценка интеллекта. Это всего лишь субъективное мнение преподавателя о знаниях ребенка, которое вполне может быть ошибочным.

Почему мальчишкам тяжело быть отличниками?

Среди школьных учителей распространено убеждение, что девочки учатся лучше мальчиков. Объяснить это можно гендерным стереотипом: считается, что усидчивость и старательность характерны для женского пола.

Мальчики действительно часто учатся хуже своих одноклассниц, но причина их низкой успеваемости — не отсутствие усидчивости и старательности, а особенности школьной программы.

Основной принцип российской системы обучения — повторение: «прочитал — повторил», «вызубрил правило — закрепил его с помощью упражнений». Однако повторение, «тиражирование» входящей информации — особенность женского мышления. Основой мужского мышления является поиск нестандартного решения, изобретательство. Именно поэтому мальчикам сложнее дается учебная программа, построенная на повторении и работе с образцами.

Школьная среда — это царство женщин. Как правило, именно они создают учебные программы и обучают им. Чаще всего с подготовкой домашнего задания мальчикам также помогают женщины — мамы и бабушки. Таким образом, создается замкнутая система, в которой нет места мужскому мышлению.

Но стоит только поместить мальчиков в учебную среду с другими принципами обучения, как они сразу раскрывают свой потенциал и часто дают фору девочкам.

А пока затронули тему с обучением детей — поделюсь информацией о летних it-лагерях, которые я запускаю в этом году в Школе Программирования АйдаКодить.

Уверен, что меня читают родители детей 7-17 лет, которых нужно куда-то отправить на лето (сам отец, чувство сильно знакомое). Все подробности будут тут:

Хорошо, что свои проекты я могу рекламировать без пометки «реклама» и указания ИНН.

Пишу про ИТ, людей, процессы, неопределенность и про себя в Telegram. В общем, самые умные мысли там https://t. me/vroderabotaetno

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Griby Lenina

Набор стереотипов о школе.
Набор стереотипов о школе.
Набор стереотипов о школе.
Приезжайте в наш лагерь!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

А в чем стереотипы-то? 90% московских школ и 99% российских - говно, способное сделать полного калича даже из абсолютно нормального ребенка.

Ответить
Развернуть ветку
Оргтехник

ну, только к чему-то подвёл, и сразу приходите к нам, всё.

Ответить
Развернуть ветку
Ya Хейтер

Какая ужасная статья!
Прям с самого начала:

"Каждый третий ребенок, приходящий в первый класс, обладает очень высокими интеллектуальными способностями. А дальше начинаются чудеса: к концу начальной школы количество способных детей уменьшается вдвое. Также существует еще один феномен: 70% школьников с плохой успеваемостью — мальчики. Почему так происходит?

Ссылок на авторитетные исследования, конечно не будет
Дальше автор пускает мыль в глаза рядом банальностей и неожиданно непонятно из чего делает вывод: проблема в том, что учителя пытаются «заставить их смирненько сидеть на уроках, не носиться сломя голову на переменах».
Откуда такой вывод и насколько он научный? А самое главное, если представить школу где 34 ребёнка крутятся-вертятся и бегают, то каковы шансы, что это критически не помешает учиться 35 ребёнку?
А вспомните свой школьный опыт. В конечном итоге разве самые «вертлявые» были самыми способными?

Давайте я попробую на коленке такой же ненаучный список, но как мне кажется, более адекватный накидать:
1. Может быть дети оказываются «не такими умными», потому что оказываются в агрессивной среде и им нужно тратить существенную энергию на адаптацию под большой коллектив и выживание? (особенно мальчики)
2. Может быть дело в том, что детей раньше не оценивали и они казались умненькими, а самое главное не было объективной шкалы оценки и казалось «ой, мой малыш такой умненький», просто потому что никто не мог оценить его и поставить двойку? Оценка ребёнка сместилась с эмоций на объективные показатели и сравнение с коллективом?
3. Может быть проблема в том, что происходит эмоциональный разрыв между родителем и ребёнком? Родители считают, что теперь ответственность переложена на школу, поиграть с ним не надо, сказки на ночь почитать тоже и «отупение» это реакция ребёнка, который с этим не согласен
4. Может проблема в том, что девочки развиваются быстрее (объективный научный факт). Школьная программа рассчитана на среднего ребёнка (усредненного мальчика-девочку), где одни развиваются быстрее (и чаще оказываются выше среднего по развитию), а другие медленнее (и оказываются ниже среднего)?
Дальше отвратительный манёвр а-ля Мавроди или Грабовой. Приведите ко мне деток, заплатите, а я поверю в то что они не такие глупые как вам кажется. Можно онлайн, кстати
Только исходя из вашего текста детей нужно вести не в айти школу, а на плавание или курсы лёгкой атлетики (что лично, по моему мнению для ребёнка будет полезней)
Хорошо, что свои проекты я могу рекламировать без пометки «реклама» и указания ИНН. – зачем это было в статье кто-нибудь понял?
Не знаю хороши или плохи ваши курсы, но надеюсь они были созданы более ответственно чем этот текст.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Иващенко

Классное название для лагеря)))

Ответить
Развернуть ветку
Ya Хейтер

деткам зайдёт. -Ты где летом был? -В соснах. -И как, соснул?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Прекрасные акценты и намеки на способы обучения вы расставили, спасибо! А вот в ВУЗах гендерное расслоение по успеваемости уже не заметно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei M

ВУЗ = Выйти Удачно Замуж.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Неизвестный

надеюсь супруга с этим согласится

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов
поделюсь информацией о летних it-лагерях

за летние it-лагеря предусмотрен персональный эцих с гвоздями, как организаторам, так и родителям! ;]

Ответить
Развернуть ветку
Сашка Кукушкинаместе

в России гос.образование загнулось уже давно, как система, печаль, что тут еще скажешь...

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sukhoveev

ну спасибо все таки хоть и за такое образование

Ответить
Развернуть ветку
Сашка Кукушкинаместе

"спасибо что живой", простите не удержался)

Ответить
Развернуть ветку
Яна Пескарь

Просто

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Возможно развить тему?

стремление учителей любыми способами задавить физическую активность школьников

Что в этом плохого? Я думал, что такие действия направлены на повышение концентрации.

Основой мужского мышления является поиск нестандартного решения

Здесь я думал, что у мужчин больше развито логическое мышление, а про креатив как раз к женщинам, ввиду различной активности в полушариях.
Прокомментируйте если не тяжело.

Лично мое мнение по опыту учебы в школе. Мальчикам тяжелее учиться, т.к. в школе происходит постоянная борьба за господство. Всегда всем пытаются доказать, что они круче других, хулиганестее, могут дерзить учителю. Что им не слабо. У девочек в этом плане всё в порядке(в основном). Стать главой прайда у них желания нет. Ну и кто видел в школе авторитетного отличника? Это нонсенс. В 90% учителя правы, уделяя внимание способным ученикам. Если ученик способен, значит ребенком занимались дома. Когда в классе 28 человек, а воспитатель один, то за условный урок в 45 минут, 15 минут вводная, 5 минут на собраться. За оставшиеся 20 минут уделить внимание всем 28 - это предоставить им меньше, чем по минуте времени. Либо спрашивать через тему и по 2 минуты. Либо на уроке определить способных и подготовленных и уделять им по 3-5 минут.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Не знаю как сейчас, но в те временя когда я в школе учился, была проблема с тем, что группа из 3-4 хулиганов могла сорвать урок, вывести учителя. В результате те, кто рад бы учится, не имели такой возможности. Возможно проблема нашей школы в том, что в классах действительно слишком много детей, если формировать группы до 15 человек, и кидать хулиганов в один класс, то тем у кого есть мотивация учится, будет легче адаптироваться и влиться в коллектив таких же мотивированных ребят, а среди хулиганов уже не будет соревнования за прайд и они тоже могут пересмотреть свои взгляды на жизнь и начать учиться.

Ответить
Развернуть ветку
AlexMn

автор, вероятно, имел ввиду не задавление физ.движения на уроках, а на переменах - а оно нужно, для отдыха от уроков, для развития, для всего.
Что касается концентрации то есть даже исследования и научные объяснения, почему, например, пытаясь на чем-то сосредоточиться сложном, люди часто неосознанно устанавливают себе статические зажимы, и разные статичные нефизиологичные на первый взгляд положения различных частей тела: мозг минимизирует ресурсы, убирая их с со сложнокоординированным управлением движения мышц на собственно необходимую деятельность (например, выписать красиво прописи)

Ответить
Развернуть ветку
Kot Paslyon

"про креатив как раз к женщинам". Архитектор, повар, художник, писатель. Женщин среди них чуть больше, чем нисколько ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

То ли дело с инженерами, физиками, математиками.
Джоан Роулинг совсем не любит сочинять, как и Джейн Остин, Мэри Шелли со своим Франкенштейном. Видимо Вы немного путаете креатив и логическое мышление, судя по приведенному примеру.
https://ru.m.wiktionary.org/wiki/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

У женщин тактическое мышление, у мужчин стратегическое

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov
Может быть дело в том, что детей раньше не оценивали и они казались умненькими, а самое главное не было объективной шкалы оценки и казалось «ой, мой малыш такой умненький», просто потому что никто не мог оценить его и поставить двойку?

А давно в школах начали двойки за "умность" ставить? Я-то, дурак, знания там показывал, а надо было вон чё...

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Я бы не рискнул отправлять ребенка в лагерь "Сосны"

Ответить
Развернуть ветку
don mega

Инфоцыганство

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фирсов

просто представьте что будет на уроках ,если не ограничивать физическую активность 30 детей

Ответить
Развернуть ветку
Tony Sib

Согласен в целом с мнением автора, только про лагерь напишите более развёрнуто, описание что как будет какой план занятий и тд, и если действительно у вас методика которая в перспективе раскроет потенциал детишек, люди мыслящие к вам обязательно обратятся) Спасибо за статью)

Ответить
Развернуть ветку
Alvol

Тут процитировали известного семейного психолога Бирюкова Александра о том, почему мальчикам сложнее учиться по современной программе, а сослаться на него забыли. А Джона Холта, например, указали.

Ответить
Развернуть ветку
Kot Paslyon

"Каждый третий ребенок, приходящий в первый класс, обладает очень высокими интеллектуальными способностями. А дальше начинаются чудеса: к концу начальной школы количество способных детей уменьшается вдвое. Также существует еще один феномен: 70% школьников с плохой успеваемостью — мальчики." Ох и сильное заявление. Давайте-ка ссылочку на исследование ;)

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда