{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Когда мобильное приложение не нужно?

Мобильные приложения становятся все популярнее. По данным Statista, количество скачиваний в мире достигает 200 млрд в год, расходы пользователей – 1000 млрд долларов в год, а проведенное в приложениях время – три часа в сутки. Мобильный канал общения с покупателями необходим бизнесу, как воздух. Однако, не каждое приложение достигает успеха.

Мы в mobile.SimbirSoft занимаемся мобильной разработкой с 2008 года. Мы обеспечиваем быстрое и точное решение бизнес-задач – например, приложение ДелоБанк в 2019 году стало лучшим мобильным банком в России для малого бизнеса, согласно рейтингу MarksWebb. Мы хотим поделиться опытом, какие факторы влияют на успех продукта и с чего начинать разработку, чтобы снизить риски бизнеса.

С чего начать?

При создании мобильного приложения важно учитывать несколько факторов, которые определяют как стоимость работы, так и качество конечного результата и его востребованность на рынке. В частности, необходимо выбрать:

  • тип рынка, на который вы выходите;
  • стратегию выхода на рынок;
  • способ доставки мобильного контента.

Рассмотрим все эти факторы по отдельности.

Бизнес-модель и тип рынка

Среди факторов, оказывающих влияние на приложение, можно выделить бизнес-модель и тип рынка, на котором работает компания. С точки зрения проникновения мобильного канала бизнес можно разделить на две модели:

  • Instant Commerce – бизнес (или отдельно взятый канал продаж) невозможен без мобильных технологий. Например, приложение для заказа такси.
  • Influence Mobile – приложение выступает в качестве вспомогательного инструмента для ведения бизнеса. Например, мобильное приложение для интернет-магазина.

Бизнес-модель определяет, насколько приложение необходимо для ведения дел и увеличения продаж. Что касается типа рынка, то выделяют следующие типы:

1) Существующий: рынок измерен, конкуренты известны.

2) Ресегментированный: новая ниша на рынке.

3) Новый рынок: потребителей еще нет, как и конкурентов.

Тип рынка определяет все, что касается продаж и развития продукта: цикл продаж, максимальная маржа, способы и стоимость выхода на рынок, конкуренция, сроки окупаемости. При этом стоимость приложения включает в себя PR, маркетинг и другие затраты.

Тип рынка влияет на все аспекты бизнеса

Если вы разрабатываете новое приложение, скорее всего, вы планируете использовать его на уже существующем рынке (то есть имеете конкурентов) или ресегментированном (конкурентов нет, но они появятся очень скоро). При этом, согласно стратегии New Lanchester, при создании нового приложения вам придется вкладывать во все больше средств, чем конкурентам, которые уже работают на рынке.

Стратегии выхода на рынок

При создании продукта и выводе его на рынок вы может выбрать один из двух путей, двух стратегий продвижения: push или pull.

  • PUSH стратегия

    Бизнес начинает с того, что сразу делает продукт, не анализируя потребность в продукте и проблемы, которые пользователи смогут решить с его помощью. Когда продукт готов, бизнес выводит (“вталкивает”) его на рынок, не имея гарантий успеха. С точки зрения экономики, это могут позволить себе только гиганты — например, Google, Тинькофф. На практике Push используют многие компании, несмотря на наличие более безопасной стратегии — Pull.

  • PULL стратегия

    В данном случае бизнес акцентирует внимание на том, какую проблему пользователя решит приложение. Таким образом, уже на старте бизнес знает, что его приложение будет полезно потребителю и востребовано им.

Способы доставки мобильного контента

Рассмотрим контент для смартфонов и планшетов, поскольку эти устройства используются чаще всего. Существует несколько вариантов отображения контента, от мобильного приложения до адаптивной верстки и создания мобильной версии сайта. Ниже мы привели примеры и среднюю разницу в стоимости разработки: если принять расходы на мобильную версию сайта за 100%, то адаптивная верстка обойдется чуть дешевле, тогда как приложение – на 50% дороже.

Например, стоимость верстки веб-сайта — X рублей. Когда вы заказываете мобильную версию сайта, необходимо учитывать следующие расходы на Frontend разработку (возьмем самый простой случай с одним Backend для всех версий):

  • мобильная верстка — плюс 100% стоимости верстки веб сайта;
  • адаптивная верстка — плюс 75% стоимости верстки сайта;
  • мобильное приложение — плюс 150%* стоимости верстки сайта.
*Затраты на разработку указаны в среднем по рынку

Конечно, большинству бизнесов необходим мобильный канал для того, чтобы не отстать от рынка. Однако, организовать его можно разными способами. Как разобраться, какой способ взаимодействия с мобильным устройством вам нужен? Мы в mobile.SimbirSoft начинаем работу над приложением с того, что анализируем идею как минимум в трех разрезах:

  • требования бизнеса
  • требования пользователей
  • применение технологий

Самый первый, рудиментарный способ — мобильная версия сайта. Если пользователь заходит через браузер телефона, система перенаправит его на мобильную версию сайта, сверстанную специально для этого.

Этот вариант чаще встречается на тех сервисах, которые раньше всех начали задумываться об отображениях контента на мобильных устройствах (например, YouTube). Для таких сайтов мобильная верстка была практически единственным вариантом реализации на тот момент. Как правило, они используют ее и сейчас.

Второй вариант — это адаптивная верстка. Система понимает, что пользователь зашел с мобильного устройства, и изменяет размер контента согласно ширине экрана гаджета.

Наконец, третий вариант — это отдельное мобильное приложение, которое можно скачать через App Store, Google Play и другие площадки и установить на свое мобильное устройство.

Количество приложений в сторах с каждым годом увеличивается по экспоненте
Чем больше приложений в сторах, тем больше проектов, которые не развиваются

Важно учитывать, что наряду с популярными приложениями существуют и «мертвые»: тех, которые не обновляются, а их количество скачиваний не увеличивается. Причем продукт будет «мертвым» только при совпадении этих условий. Например, если простейшее приложение — наподобие калькулятора или тетриса — не обновляется, пользователи все равно его скачивают, оно продолжает жить. Как избежать типичных ошибок при разработке IT-продукта — читайте в статье директора mobile.SimbirSoft Дмитрия Петерсона.

Из практики: образовательное приложение

Один из наших партнеров – крупная компания, в которой работают более 2000 человек. Бизнес обратился к нам, чтобы создать для сотрудников образовательное мобильное приложение на базе веб-решения. Компания хотела, чтобы специалисты могли повышать квалификацию в любое удобное время.

Перед стартом работы мы решили проверить востребованность идеи. Выяснилось, что до 80% пользователей предпочитают платные образовательные курсы, а не бесплатные. Их цель в приложении – подать руководителю заявку и получить согласование. Кроме того, многие сотрудники нуждались в рекомендательной системе, чтобы найти лучшие учебные материалы и выстроить последовательность обучения.

Благодаря исследованию, мы выяснили потребности пользователей и вместе с бизнесом проверили несколько гипотез. В результате мы поняли, как сделать веб- и мобильное приложение полезнее – добавить рекомендательную систему для пользователей.

Выбор решения

Рассмотрим следующую ситуацию. Допустим, вы проанализировали рынок и бизнес- модель и пришли к таким выводам:

  • Вы – не Instant Commerce, ваш бизнес может существовать без мобильного канала.
  • У вас есть идея о создании мобильного приложения, но нет потребности в использовании технических возможностей устройства – не нужен доступ офлайн, геолокация, камера, авторизация по отпечатку пальца.

В этом случае для снижения рисков вам выгоднее начать проект с мобильной верстки. Далее вы можете исследовать потребности ваших пользователей, а также отслеживать перетекание пользователей из оффлайна или веба в мобайл. Убедитесь в необходимости мобильного приложения, прежде чем направлять дополнительные ресурсы на его создание.

Подводя итоги

На старте разработки мы предлагаем компаниям ответить “да” или “нет” на несколько вопросов, в том числе следующие: есть ли потребность в приложении у бизнеса и пользователей, нужно ли использовать технические возможности мобильных устройств. Эти вопросы помогают проанализировать будущий продукт и его бизнес-модель, а при необходимости внести корректировки в задачу и эффективнее вложить средства в разработку ИТ-решения.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда