Как выбрать мобильного разработчика и не прогадать

Как вложить деньги наиболее эффективно, когда вы заказываете мобильное приложение? По каким критериям выбирать разработчика? Мы в mobile.SimbirSoft предлагаем несколько советов, которые помогут избежать ошибок при выборе исполнителя для вашего проекта.

В закладки

Рынок мобильной разработки, как и весь рынок IT услуг, продолжает стремительно расти. В 2018 году пользователи App Store и Google Play загрузили различные приложения и игры 113 миллиардов раз, потратив $76 млрд, что на 10% и 20% соответственно выше прошлогоднего результата, по оценкам tAdviser. Ежедневно в приложениях проводят около 3 часов, и каждый год этот показатель увеличивается на 10%. Активнее всего рынок мобильных приложений растет за счет платных игр и подписок, которые обеспечивают пользователям ежемесячный доступ к тем или иным функциям и контенту.

При этом не все приложения и IT-продукты пользуются успехом. Согласно исследованию The Standish Group, лишь 32% проектов могут считаться успешными. Это значит, что они выполнены в установленные сроки, с соблюдением запланированного бюджета и демонстрируют достижение всех изначально поставленных целей. Успеха достигает каждый третий проект, однако, два из трех остаются за бортом.

Причины провала IT-продуктов

Типичные ошибки при разработке IT-продуктов и мобильных решений приведены в исследовании The Standish Group:

  • Отсутствие вовлечения пользователей - 12,8%
  • Неполные требования и спецификации - 12,3%
  • Изменение требований - 11,8%
  • Отсутствие поддержки высшего руководства - 7,5%
  • Технологическая некомпетентность - 7,0%
  • Нехватка ресурсов - 6,4%
  • Нереальные ожидания - 5,9%
  • Нечеткие цели - 5,3%
  • Нереальные плановые сроки - 4,3%
  • Появление новой технологии - 3,7%
  • Другое - 23,0%

Для того, чтобы снизить риски разработки, бизнес обращается в IT-компании за услугами аутсорсинга. За счет своей экспертизы и ресурсов правильно выбранный аутсорсер может спрогнозировать и устранить большинство рисков.

Алгоритм выбора исполнителя

Мы в mobile.SimbirSoft с 2008 года разрабатываем мобильные решения, участвуем в тендерах, общаемся с нашими клиентами. Зная, как сложно для бизнеса бывает выбрать подрядчика, мы составили несколько советов на основе нашего опыта.

Совет:

Следующие советы предназначены для тех компаний, которые уже обозначили свою бизнес-задачу и находятся в поиске исполнителя. Если вам сначала нужно определиться с бюджетом разработки, начните с простого и надежного метода:

1) Найдите мобильные приложения, которые наиболее полно соответствуют вашему замыслу

2) Обратитесь к мобильным разработчикам, которые имеют в своем портфолио подобные продукты.

Таким образом, вы найдете компании с релевантным опытом и уже во время первых переговоров сможете узнать, на какой минимальный бюджет разработки следует рассчитывать.

В случае, если вы уже твердо приняли решение о разработке мобильного приложения, ваша дальнейшая задача ─ найти наиболее надежного и опытного разработчика.

Этот процесс можно разделить на четыре шага:

  • Отбор претендентов (наполнение воронки)
  • Сбор коммерческих предложений
  • Этап фильтрации
  • Принятие решения

Данные шаги позволят наиболее полно изучить ваших потенциальных исполнителей и принять решение, которые снизит риск провала.

Этап №1. Отбор претендентов

На этом этапе вам нужно наполнить воронку потенциальными исполнителями с целью их последующей фильтрации. Найти исполнителей вы можете с помощью следующих источников:

  • публикации мобильных разработчиков в отраслевых журналах;
  • рекомендации ваших знакомых;
  • деловые контакты, полученные на профильных выставках;
  • личные контакты мобильных студий.

На этом этапе рекомендуется выбирать не более 20 компаний. Дело в том, что на взаимодействие с каждой из них потребуется время, в результате повышается вероятность перепутать важные детали в предложениях нескольких разработчиков. Получив первые контакты, вы поймете, компанию какого масштаба вы хотите видеть своим партнером.

Чаще всего исполнителя выбирают из нескольких кандидатур, поэтому необходимо систематизировать всю информацию о возможных партнерах в одном месте. Например, вы можете создать сводный отчет в Google Документах, использовать маркерную доску или наклеивать стикеры, чтобы аккумулировать информацию по каждому участнику конкурса.

Процесс отбора начинается уже на этапе составления списка потенциальных исполнителей. Обязательно изучите каждого претендента: для начала зайдите на сайт, изучите портфолио, постарайтесь оценить масштаб компании и ее зрелость. Ознакомьтесь с разделом «О компании», блогом, новостями. Найдите группу компании в социальных сетях или профили ее руководителей, чтобы убедиться в том, что это действующий участник рынка.

Совет:

Анализ сайта и социальных сетей потенциального исполнителя снижает ваш риск столкнуться с компаниями-«прокси», которые не имеют собственных ресурсов и передают все проекты на субподряд. К сожалению, как показывает практика, это очень частое явление. Кроме того, изучение информационных ресурсов поможет вам составить собственное мнение о деятельности подрядчика.

Важные критерии оценки:

  • наличие у компании рекомендаций от знакомых/коллег в вашей сфере бизнеса;
  • наличие релевантного опыта (или схожего по масштабу);
  • свидетельства практической деятельности компании: наличие актуальных новостей в социальных сетях, “движуха” в социальных сетях и др.;
  • зрелость компании.

Если после изучения сайта вы считаете, что потенциально готовы работать с компанией, впишите в сводный отчет ее название и контактные данные. Укажите краткое резюме на основе собранной информации. С этого момента компания участвует в вашей воронке и дальнейшем отборе, вы можете отправить запрос по указанным контактным данным.

Стоит сразу оговориться, что не только вы будете отбирать исполнителя, но и исполнители будут пропускать вас по своим фильтрам. И чем лучше исполнитель, тем строже у него фильтр. Будьте готовы к этому, уделите время для встречи и уточнения деталей сотрудничества.

Совет:

Не нужно рассылать одно письмо всем подряд, добавив в адресную строку все найденные компании. Как правило, это приводит только к шуточной переписке в треде письма. Если вам не хочется общаться с каждой компанией в отдельной ветке, вы можете вынести адреса всех подрядчиков в скрытую копию. Однако, лучшее решение ─ это отправить индивидуальное письмо с уникальным заголовком в каждую студию мобильной разработки.

Этап №2. Сбор коммерческих предложений

Успех реализации вашего проекта зависит от того, насколько эффективно пройдет сбор коммерческих предложений. Здесь важно поработать над двумя аспектами:

- предоставить всем участникам единые данные о планируемом проекте;

- собрать ключевую информацию о ресурсах и способностях участников конкурса.

Одна из основных задач ─ это задача обеспечить всем участникам конкурса по возможности подробную и, что самое главное, одинаковую информацию о проекте. Если все участники по-разному представят себе реализацию ваших идей, то в результате вы получите совершенно разные цифры. При этом высокая стоимость услуг не гарантирует, что ваш проект не выйдет за пределы планируемого бюджета после учета всех особенностей вашей идеи. Точно так же низкая стоимость услуг сама по себе не является показателем риска, она не означает, что оценка занижена или что при разработке проекта возникнут те или иные проблемы. Вы должны понимать, что участники конкурса могут по-своему представлять состав работ и выбирать различные технологии реализации. Например, кто-то может предложить нативную разработку мобильных приложений, а кто-то ─ кроссплатформенную. Каждый разработчик предложит свою стоимость услуг, каждый вариант будет иметь свою плюсы и минусы, которые определяются используемыми технологиями.

Совет:

Технологии и информация либо сразу должны быть едиными для всех участников конкурса, либо их следует уточнить в течение этапа сбора конкурсных предложений, если идеи пришли к вам в ходе обсуждения и осмысления данного вопроса.

Бывают случаи, когда к заказчику приходят новые идеи по проекту уже после того, как он отправил разработчикам свои запросы. В этом случае все уточнения и идеи необходимо снова отправить всем участникам. Это позволит участникам корректировать свои предложения, они будут более релевантны, что впоследствии уменьшит вероятность спорных или конфликтных моментов.

К чему вы должны быть готовы:

На этом этапе у вас обязательно будет много переговоров, митингов с разработчиками. Команды будут презентовать себя и задавать вам вопросы. Ваша цель ─ определить, какие компании обладают собственными ресурсами для выполнения вашего проекта, а какие делегируют задачи своим многочисленным подрядчикам (в большинстве случаев это фрилансеры или студии из 3-5 человек). При работе с последними нельзя исключить даже многоуровневые субсубподряды.

Возможно, вы считаете, что это забота вашего подрядчика ─ как он будет выполнять проект. Однако, как показывает практика, появление лишних звеньев в цепи разработки ─ это проблема и для самого заказчика, поскольку управлять большой командой становится сложнее. Некоторые риски здесь очевидны: это несоблюдение бюджета или сроков разработки. Также есть риск получить в конечном итоге мобильное приложение с множеством ошибок и кодом, который абсолютно невозможно поддерживать. А значит, для дальнейшего развития продукта вам придется оплачивать частичный или полный рефакторинг кода, то есть переписать его заново.

Приводим несколько советов, которые помогут вам свести к минимуму риски. Задайте эти вопросы разработчикам и занесите ответы в вашу сводную таблицу:

  • Имеет ли компания собственный штат разработчиков? Если нет, на этом лучше завершать разговор ;)
  • Привлекает ли мобильная студия к своим проектам субподрядчиков или фрилансеров? Само по себе это не является проблемой, но вам важно определить соотношение собственных и приглашенных специалистов на данный момент. Если внешних разработчиков больше, очевидно, что мобильная студия не разрешит возможные проблемы подрядчиков своими силами.
  • Готова ли компания предоставить доступ к таск-трекеру проекта? Чем более прозрачно идет работа, тем меньше риск провала. Имея доступ к таск трекеру, вы сразу видите, кто из специалистов работает над задачами, как быстро эти задачи закрываются, сколько осталось до конца проекта т.п. В случае проблем вы распознаете их на гораздо более ранних сроках.
  • Готова ли компания подключить вас к командным митингам?Вам не обязательно участвовать в них ежедневно. Однако, возможность подключиться и пообщаться с командой имеет большой значение (и исключает вероятность «подмены» специалистов, если вы общаетесь с помощью видео).
  • Предоставляет ли компания исходный код в виде репозитория? Если впоследствии над проектом будет работать другой исполнитель, это сделает его работу проще.
  • Имеет ли компания на данный момент свободные ресурсы для реализации вашего проекта? Проблемы нет, если вы можете подождать. А если задача очень срочная, то это важный момент. Следует оценить именно те ресурсы, которые свободны в данный момент, а не появятся “в ближайшую неделю”. Как показывает практика, этап завершения текущих проектов может затянуться, например, в связи с реализацией дополнительных пожеланий клиентов.

Будет ли компания сама делать все компоненты вашего проекта (сервер, СMS, мобильные и веб клиенты)? Или для этого будет привлечен другой партнер?Даже если компания ранее успешно реализовала подобный проект с участием подрядчика, остается риск, что на ваш проект придет другой исполнитель (например, в силу занятости первого).

Совет:

Воспользуйтесь любыми онлайн-сервисами для оценки финансовой отчетности компании с целью понять ее материальную устойчивость и способность реализовать ваш проект.

Не забудьте фиксировать в сводном отчете полученную информацию. Вам будет сложно удержать в голове все параметры компаний и предложения, даже если вы выбираете всего из двух подрядчиков.

Этап №3. Фильтрация коммерческих предложений

После того, как вы получили достаточный для вас объем предложений, начните аналитическую работу с вашим сводным отчетом и фильтрацию участников конкурса. Изучите все свои записи, вспомните все положительные и отрицательные моменты.

Сразу исключите компании, которые имеют критерии риска, например:

  • сокрытие информации о команде разработчиков;
  • отсутствие доступа к таск-трекеру и митингам;
  • есть сомнения в компетенции компании и др.

Не выбирайте команду с рисковыми параметрами только по той причине, что вам понравилось с ними общаться. Не стоит себя обманывать, что в вашем случае все будет хорошо ─ помните о риске провала проекта.

На этом этапе желательно оставить не больше 2-3 потенциальных исполнителей. Прочим участникам предложите составить примерный план работ (дорожную карту) по проекту и потом провести митинг с той командой, которая будет заниматься разработкой. С помощью дорожной карты вы и исполнитель сможете спланировать работы и необходимые ресурсы. А с помощью общения с потенциальной командой вы поймете компетенцию специалистов и повысите вероятность успеха проекта.

Если отдельные компоненты системы будет делать не основной подрядчик, а его якобы проверенные исполнители, желательно их тоже пригласить на обсуждение.

Этап №4. Принятие решения

На финальном этапе выбора мобильного разработчика все просто: вам нужно принять решение. Естественно, на него могут влиять различные факторы, в том числе сроки и бюджет разработки, подход команды к работе, общие впечатления от общения. Оцените всю информацию и потенциальные риски.

В случае мобильной разработки (фронтовой части) наибольший вес имеют такие параметры, как связка ресурсов и способностей компании. При этом вам должно быть комфортно на равных общаться с исполнителем.

Выводы

Несмотря на большое число потенциальных исполнителей, на практике оказывается непросто найти надежную команду, способную без проблем решить вашу задачу. Для этого много есть причин как со стороны клиента, так и со стороны исполнителя. Понимая, что более 70% IT-проектов в мире сданы с нарушениями сроков или бюджета, стоит очень серьезно отнестись к поиску исполнителя. Вложите в процесс выбора достаточное количество труда и времени, и ваши усилия впоследствии не раз окупятся. Не дайте себя обмануть красивыми словами: смотрите только на цифры и результаты.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Dmitry Peterson", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 6, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 72550, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 21 Jun 2019 17:00:32 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 72550, "author_id": 197531, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/72550\/get","add":"\/comments\/72550\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/72550"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }