{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Страшная тайна, которая хранится в выражении «Упрямый как осёл». Ты не захочешь увидеть это в себе. Или захочешь?

Фото, призванное показать, какая я глубокая личность и настроить на лад "сейчас я поделюсь порцией умных мыслей из глубин собственного сознания". Сработало? :)

Докопаемся до сути

Первое, что выдает Google, если ввести «Упрямый как осёл», вот это: Неуступчивый, несговорчивый, стремящийся поступить по-своему, поставить на своем вопреки необходимости и здравому смыслу.

Этому фразеологизму уже много лет, воспринимается он на слух вполне обычно и имеет абсолютно определенный смысл для слушателя и читателя (я имею ввиду русскоговорящих людей, носителей языка и культуры). Хотя, это странно, если заглянуть чуть глубже, и сейчас я объясню, почему.

Давай представим, что вот перед нами осёл и человек, который пытается заставить животное что-то сделать. Например, перевезти груз на своей спине. На самом деле, мне не известно, как ослов заставляют делать желаемое, поэтому я опишу это так, как мне представляется. Знаю лишь, что слава за этими животными вполне конкретная — упёртость.

Человек что-то кричит, какие-то команды вперемежку с ругательствами, пытается тащить животное за вожжи, толкает его, хлещет кнутом и вот это вот всё. А осёл просто не делает то, что нужно человеку. Осёл от этого упертый? «А как же? Конечно!» — скажет большинство тех, кто представил себе эту ситуацию.

С другой стороны, это животное делает только то, что ему в этот момент хочется и не делает того, чего не хочет. Оно абсолютно никак не влияет на свободу кого бы то ни было. Оно не заставляет человека дать ему что-то, не гоняет его по улице, не пытается отнять пищу, не привлекает к себе никакого внимания, тем более не требует общения, как, например, домашние кошки или собаки. Животное не делает вообще ничего, в то время как человек довольно упёрто предпринимает попытки эксплуатировать его во благо себе и против желания осла. Обмен явно не равноценный. В рассматриваемом случае человека можно назвать паразитом, и это будет соответствовать словарному определению термина «паразит».

Так кто упертый? Как ни посмотри, осёл невиновен, разве не так? А суть в том, что человеку свойственно рассматривать себя как точку отсчёта, как нечто правильное, принятое за аксиому, будто бы именно с него все начинается. И речь не идет ни о каком обобщении, типа «все начинается не с человека, как творения природы», а конкретно вот с этой вот личности, которая в каждый конкретный момент мнит себя началом всех начал. И тогда, действительно, относительно человека осёл начинает быть упертым. Воля и свобода существа в расчёт не принимается. Только осёл сказать об этом не способен.

Каждый в своей голове — «Пуп Земли»

Но что происходит, когда сталкиваются два начала, считающие собственную точку зрения единственно верной, а свое существование — основой бытия? Что, если остальной мир одинаково «должен» обоим по факту их существования?

А происходят жаркие споры не в попытках выяснить истину, а с целью самоутвердиться за счет собеседника. И возможно это только одним способом — подавлением. Можно подавить морально, можно физически. Инструментов много: фактические знания, понимание человеческой природы и использование этого понимания для манипуляций сознанием, физическая сила...

Отсюда, из такого ущербного, на мой взгляд, восприятия себя, происходит иллюзия на право судить кого-то другого. Тогда можно простить ошибку себе и ни за что не прощать её кому-то ещё, ведь источнику позволено все, другим не позволено ничего, что источник не хочет им позволять. Такой вот комплекс бога. Отсюда же происходят разлады, споры, войны и все, что за собой влекут такие вещи.

Не верь — проверь

Проверить мои рассуждения легко: нужно просто вспомнить, хотя бы на своём примере, сколько ошибок мы простили в течении жизни себе, и сколько другим. Потом сравнить эти цифры, ужаснуться и подумать над тем, как мы относимся к себе и как к другим на основании этих цифр. У тех, кто ответит себе на вопросы честно, получится, что для себя всегда есть фора, а другие правом на ошибку не обладают. Если же всё-таки обладают, то квота на промахи у них несравнимо ниже.

Если вспомнить какую-то игру на Dandy из 90-х, пусть будет «Super Mario», получится, что у первого игрока десятки тысяч жизней на прохождение игры, а у второго всего несколько, иногда одна такая жизнь, одна попытка. Что, разве не так? Я вот не видел людей, которые выходили из окна или сжигали себя себя, всякий раз, как делали что-то неправильно. А вот тех, кто разрывает отношения из-за пустяковых ошибок других, предостаточно. Это же равносильно вычеркиваю человека из своей жизни, вроде как метафорического убийства, типа «его больше нет в моей вселенной».

Исключения, разумеется, бывают. Но я рассматриваю не частные случае, а акцентирую внимание на общей тенденции.

Несправедливость? Умножим на два!

Иногда вместо разрыва и полного «стирания» бывает месть. Такое случается при взгляде на жизнь через призму «почувствуй мою боль». В Библии этот принцип отражен в словах «глаз за глаз, зуб за зуб». Это Ветхий Завет, кажется. И пусть такой принцип часто справедлив, в большинстве случаев он не восстанавливает баланс, а усугубляет положение вещей, приносит только больше разрушений и боли, чем было вначале. Вместо стремления устранить последствия, стороны умножают несправедливость и страдания. Если точку зрения не сдвинуть с себя, это может продолжаться бесконечно, более того, это даже может приносить извращенное удовольствие, которое ничего общего с действительно глубокими переживаниями счастья не имеет. Какое может быть веселье на руинах? Это извращенное удовольствие возможно, если фокус внимания исключительно на себе.

Не говори мне о счастье, покажи его

Кто-то встречал действительно счастливых прожженных эгоистов? Таких эгоистов, которые думают только о себе и не интересуются окружающими? Я вот не встречал. Искреннее счастье не в словах, сказать можно что угодно и кому заблагорассудиться. Зато, счастье видно в глазах, в поступках, в голосе (не в речи, а именно в голосе). Счастье видно в движениях тела. Исходящее от человека счастье можно почувствовать. Тут уж не соврёшь.

Вместо заключения

Вот так можно увидеть в обыденном сочетании слов, как «ослиная упёртость» глубочайший человеческий порок, влияющий абсолютно на все аспекты жизни.

Какой же вывод из всего этого? У меня есть свой, но я его не напишу вот так сразу. Мне интересно почитать твои мысли, не искаженные моим восприятием. Обсудим в комментариях?

0
3 комментария
Alex Tech

Знаете, есть фраза:
"Чем больше узнаю людей - тем больше нравятся собаки..."

Ответить
Развернуть ветку
Alex Tech

Слышал, что "ослиную" проблему проблему хозяева данного парнокопытного решают при помощи палки и торбы с овсом.
Палку и торбу привязывают к ослику так, чтобы торба была перед мордой животного.
Тот тянется и идет за ней.
Чтобы навык не терялся - время от времени дают пожевать.
В общем-то аналогичным образом и у людей.
Но посмотреть на проблему глазами ослика было занятно.

Ответить
Развернуть ветку
algrigo
Автор

Ну вот описанный пример как раз демонстрирует манипулятивную природу человека. К слову, недавно посмотрел ролик, где в подробностях рассказывалось о японском шоу, где человека посадили в квартиру без всего, и ему надо было прожить на выигрыши от купонов из газет, которые в Японии одно время были популярны. Такого кашмара я и представить не мог. По-честному, мне это очень близко показалось к тому, что нацисты во вторую мировую делали. И шоу это ещё и длилось годами. Это к тому, на что способен человек, если не запрещать ничего.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда