{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

YallaMart: как мы запустили экспресс-доставку продуктов в Дубае за 47 дней

Привет! Я Леонид Комиссаров, сооснователь Yallamart — первого сервиса экспресс-доставки продуктов в Дубае. Рассказываю, как мы смогли запуститься за 1,5 месяца в городе, где на запуск бизнеса обычно уходит почти год, и об особенностях управления проектом в ОАЭ.

Команда

Идея сервиса пришла к нам со Станиславом Селезневым, когда мы проходили программу Skolkovo GoGlobal. Подумали, что можно запустить аналог успешно работающих на российском рынке сервисов доставки где-то еще.

С этой идеей мы пришли к Яне , Анастасии и Михаилу. Анастасия и Михаил Немцан— создатели BeFit: сервиса доставки готовых блюд для правильного питания. А Янина Лисовская — экс-СЕО “Самоката”, где была с самого начала: закупала продукты для первого даркстора в Ленте.

Почему Дубай

Во-первых, я уже работал в Дубае — организовал выход в ОАЭ компании iiko и создал там компанию iiko middle east.

Во-вторых, рынки региона MENA (Ближний Восток и Северная Африка) быстро развиваются, и аналитики обещают региону стабильный экономический рост.

А еще в Дубае просто не было сервиса быстрой доставки вроде “Самоката” или “Лавки”. Доставку из магазина у дома иногда можно “заказать”, если спуститься и попросить у владельца принести вам что-то из продуктов. Или через сервисы вроде InstaShop: тогда еду привезет курьер, но ждать придется минимум час.

Мы быстро собрали операционную команду менеджеров в Дубае и прошли путь от идеи до первого заказа за 47 дней. Для сравнения: на запуск предыдущего проекта в Дубае ушло 9 месяцев

С чего мы начали

Сейчас Yallamart работает в тестовом режиме: мы ждем открытия первых дарксторов, оформляем банковский счет и юрлицо.

В начале мы не думали о партнерстве с другими магазинами: хотели сразу запускать собственный даркстор. Но получение лицензии и открытие счета занимает достаточно времени, поэтому мы решили вести два процесса параллельно: пока регистрируем компанию, запустились на базе супермаркета-партнера.

Чтобы открыть юрлицо, нужно пройти зум-собеседование и рассказать, чем будет заниматься компания, от этого зависит тип лицензии. Например, если вы хотите доставлять продукты, которые закупили — это одна лицензия. Доставлять из супермаркета, другая. А если планируете просто продавать продукты и не доставлять, то третья. Выбрав лицензию, нужно заполнить документы и ждать финального обсуждения.

Чтобы не терять время, мы начали искать супермаркет для тестового периода: наш операционный менеджер Антон собрал контакты, встретился с владельцами, сделал офер. Потом из трех согласившихся точек мы выбрали самую подходящую.Это был крупный супермаркет в жилом небоскребе (примерно 20 тыс SKU): первый проект молодых предпринимателей из Индии. Магазин находится в районе JLT (Jumeirah Lake Towers). Это больше 50 башен: внутри — офисы, жилые квартиры, гостиницы. По сути, JLT — оживленный спальный район на окраине Дубая. Но если спальный район в России — это такая большая территория, то здесь все гораздо компактней и ближе.

Плотность и эффективность застройки выше: поэтому быстро доставить продукты легче. И расходы на зарплаты курьерам получаются ниже: в час курьер доставляет больше заказов, чем в Москве.

Вообще, в Дубае знакомы со схемой сотрудничества между доставкой и продавцами. Там, например, работает сервис InstaShop — аналог российской iGooods. InstaShop договаривается с магазином о размещении продуктов на онлайн-площадке. А когда продукты продаются, отправляет магазину деньги. Правда, берет комиссию. И переводы осуществляет не слишком оперативно. А еще курьеры InstaShop не находятся в магазине все время: заказ примет свободный курьер, и только после этого пойдет в магазин. Соответственно, время доставки увеличится.

Мы предложили владельцам магазина работать по тому же принципу, но на выгодных условиях: с комиссией 5% (против 8% у InstaShop), с быстрым выводом денег и быстрыми доставками.

Правда, была сложность с тем, что мы запустились раньше, чем закончилось оформление юрлица и открытие банковского счета. Но чтобы наши клиенты могли расплатиться за заказ, мы заключили договор с дружественной компанией, которая делала для нас веб-приложение. Деньги поступают на ее счет, она переводит их в магазин, снимая комиссию, а магазин уже выплачивает комиссию нам.

О курьерах и найме сотрудников

Мы определились с районом и договорились с магазином. Дальше нужно было найти курьеров, которые будут собирать заказы в магазине и относить покупателям.

Сразу скажем, что нанять сотрудника в Дубае сложно. Во-первых, любой человек, которого вы принимаете на работу, должен получить рабочую визу. Оплачивает визы работодатель, и стоят они дорого: от 7 до 10 тыс дирхам (150-200 тыс рублей). Не важно, выписывается она на топ-менеджера или на курьера. Во-вторых, контракты заключаются на 2 года минимум. А если вы решите уволить сотрудника, вам нужно будет выплатить огромную компенсацию.

Поэтому нанимать курьеров мы не стали. Мы обратились в компании, которые могли одолжить их на время. Это популярная услуга в Дубае: компании заключают с предпринимателями договор и отправляют к ним специалистов на несколько часов или дней. Дальше все работает так же, как со своим штатом: “арендованный” работник соблюдает регламент трудового дня, носит фирменную одежду и пользуется автопарком компании. Под капотом все легально: у всех специалистов есть рабочие визы.

Мы сотрудничаем с двумя компаниями. Первая предоставляет нам пеших курьеров, для которых мы закупили электросамокаты (в Дубае их называют скутерами). Правда, тут действуют ограничения: в некоторых районах скутеры запрещены. Сейчас мы планируем масштабирование и ищем решение этой проблемы.

А если нам нужен курьер на мотоцикле, мы идем за ним в компанию, которая вообще-то занимается логистикой и сдает в аренду минивэны и грузовики. Но может предложить и пару курьеров — со своим транспортом.

Сегодня мы сотрудничаем с 15-ю курьерами из Северной и Центральной Африки. Ребята получают небольшие зарплаты: до 3 тыс дирхам в месяц. Это около 60 тыс российских рублей. Правда, жизнь в Дубае примерно в 3 раза дороже, чем в России. Но люди часто готовы работать и за такие деньги. Они обычно живут не в самом Дубае, а в Шардже. Оттуда до Дубая примерно час на метро. По московским меркам — ничего особенного, но здесь Шарджа считается очень далекой, и комнаты там иногда сдают по 500 дирхам. По словам наших курьеров, еще 500 дирхам уходит на еду и 500 — на проезд. А то, что остается, они откладывают или пересылают семье.

Мы понимаем, что курьеры — это люди, которые непосредственно общаются с покупателями. Поэтому нам бы хотелось, чтобы на работе они чувствовали комфорт и заботу, даже если мы не можем влиять на уровень зарплат. Например, мы готовим униформу из качественной водоотталкивающей синтетики, которая обычно используется для пошива спортивной одежды. В жару это гораздо комфортнее хлопка. Еще разрабатываем систему мотивации: будем ежемесячно отмечать успехи курьеров.

Первые клиенты

JLT делится на 2 части, но мы сосредоточились на той, где находится наш магазин. Так мы не выходим за радиус и укладываемся в обещанный срок доставки.

Чтобы привлечь клиентов, мы использовали несколько инструментов:

  • локальный таргетинг;
  • флаеры и дорхенгеры. В Дубае можно повесить рекламу на ручку двери в квартиру;
  • местные чаты в мессенджерах и паблики в соцсетях;
  • голосовые объявления в башнях;
  • офлайн-акции. Здесь помогал супермаркет: мы работали с их клиентами. Наши курьеры общались с покупателями, помогали донести продукты (это нормальная практика в Дубае). Пока поднимались в башню, выдавали флаер (например, на скидку 50% на первый заказ) и предлагали в следующий раз оформить доставку в приложении;

Во время тестового периода на небольшом количестве доставок в день мы стараемся отточить все процессы. Мы уменьшили время доставки с 30-ти до 15-ти минут, а саму сборку в магазине делаем за 2,5 минуты. Мы сформировали свою матрицу популярных товаров и сейчас предлагаем покупателям 750 SKU. Но хотим расширяться: в дарсторах SKU будет уже в районе 2,5 тыс.

Бывают и сложности, которые мы тоже пытаемся решать. Например, в каждой башне есть ресепшен, через который тебя так просто не пропустят. Курьеру нужно показать паспорт, записать, в какую он квартиру. Так что было бы здорово создать базу наших курьеров — чтобы они могли проходить в башни свободно.

О покупателях и привычках

ОАЭ — транзитная страна. Здесь 90% приезжих: из Индии, Филиппин, Пакистана. Так что в магазинах есть целые стеллажи “Индия” и “Филиппины”, иногда бывают и русские стеллажи. Есть отдельные супермаркеты с национальными продуктами.

Топ-товар — это, конечно, вода. Летом здесь стабильно +50°C и высокая влажность. Находится на улице больше 3-х минут невозможно, и всем хочется воды.

А еще в ОАЭ любят скидки и акции. Жить в Дубае очень дорого, приезжие стараются экономить и внимательно следят за покупательской корзиной.

Средний чек — 55 AED (1 тыс рублей), 9 товаров в заказе.

О вложениях и инвестициях

Всего на старте мы вложили $80 тыс. своих средств еще $150 тыс. привлекли от частных инвесторов.

Мы наняли маркетолога из дружественного проекта, и он привел с собой коллег. Так у нас появился сайт, брендинг и первичная визуализация.

На первое время ограничились мобильной версией сайта, но сейчас к нам присоединился СTO из местного 7-Eleven и мы разрабатываем свою инфраструктуру и запускаем мобильное приложение.

Еще 40 тыс. AED (800 тыс. рублей) мы потратили на таргет и флаеры, изготовление фирменной одежды, закупку планшетов и электросамокатов. Основные расходы — это зарплаты курьеров и менеджеров.

Сейчас мы в процессе закрытия нового раунда — подписали более 30 терм шитов с чеками от $25 тыс. Инвестиционную презентацию можно посмотреть здесь.

Планы

За ближайшие 3 месяца мы планируем открыть 4 своих даркстора и запустить производство готовой еды. Также мы хотим расширить ассортимент и работаем над составлением торговой сетки с учетом предпочтений пользователей.

В дальнейшем мы масштабируем проект в другие районы Дубая, соседние города и страны региона.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Антон Штадлер

У Talabat в ОАЭ 20 дарк-сторов уже и он удвоит их количество до конца года. Кроме этого, экспресс-доставки всего и почти что всюду есть у Careem

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

Да, ситуация стремительно развивается. В некоторых европейских городах уже по 6-7 игроков

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Что значит стремительно развивается, Талабат первый свой дарк-стор открыл весной 2020 в ОАЭ)

Ответить
Развернуть ветку
Даня

и что? 

Это не “winner takes all” рынок. Ни одна компания в online groceries не наслаждается глобальным network-эффектом. Везде - работает локальный network-эффект, поэтому почти в каждом городе топ 10 лидеров рынка сильно разнятся. 
Если модель летит везде, то и в новой стране она полетит; Деньги в таких темах дают под команду

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Да ничего. Просто когда говорят, что где-то чего-то нет, а оно есть, то это так себе экспертиза. Я же не говорю, что им не надо открывать бизнес, или то что Лавку не надо было запускать, т.к. был Самокат.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

Да Антон ваша правда, не совсем точно сформулировал в тексте конкурентный ландшафт. 
Мы его видим так. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Я бы, правда, всё-таки добавил ещё Careem с его CareemNow

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Voynov

Визуально на улицах видно больше всего скутера талабат и деливеро. Ну карим, конечно, но там тачки. Нуун везде мелькает баннерами. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

У Careem есть и grocery delivery. Я бы его занёс в конкуренты по той причине, что они системно подходят, их АПП уже похож на экосистему с доставкой, такси и своим сервисом для оплаты + бабки Убера, что немаловажно.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

Да есть, они и агрегатор доставки из ресторанов строят. Но я хорошо знаю их изнутри - там пока оч мало реальных транзакций. Такси это 99,99% их бизнеса. Они хотят стать яндексом со временем, но только начинают

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Ну не 99% Это очевидно. Но да, такси и логистические услуги на его основе для сторонних организаций, включая тот же Инсташоп - большая часть из выручки.
Однако сам факт, что у них уже есть доставка из магазинов и еды, относит их к группе Deliveroo и прочих, как мультизадачный логистический сервис

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Другое дело :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
Деньги в таких темах дают под команду

А в каких темах венчура деньги дают не под команду?)

Ответить
Развернуть ветку
Даня

* дают под команду и меньше смотрят на сходимость юнит-экномики на первое время.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Юнит-экономика вообще не предполагает окупаемости проектов в краткосрочной перспективе. Там всегда дают деньги под команду и модель наращивания клиентской базы.

Ответить
Развернуть ветку
Даня

там это где?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
Если модель летит везде, то и в новой стране она полетит

Не факт. Зависит от регулирования и местных особенностей. Как пример, необанки и такси-агрегаторы, тот же фудтех

Ответить
Развернуть ветку
Даня

где запрещены дарк-сторы?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Нигде. Решения могут не пользоваться спросом на рынке.
Как пример, "парадокс Германии". Страна является домом для лидеров фудтеха: HelloFresh, DeliveroHero, FoodPanda и т.д. При этом, на внутреннем рынке он непопулярен. Настолько, что DeliveroHero ушел на время с родного рынка, а один из крупнейших мировых игроков
Другой пример, США и бесконтактная оплата + финтех. Несмотря на то, что это родина финтеха и бесконтактных платежей, да и текущий лидер в мире, но по распространению среди населения технологий все не так однозначно.

Ответить
Развернуть ветку
Даня

хорошее замечание. согласен. но это не мешает пробовать даже после неудач.

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда