Я уверен, что в Zumе Pizza работают крутые инженеры и у меня нет сомнений, что у компании есть уникальные изобретения, но меня удивляет оценка инвесторами компании. Как человек достаточно глубоко погруженный в тему, решил поделиться своими мыслями о разных путях развития инноваций в индустрии общественного питания.
Вот, что говорит один из инвесторов Zume Pizza Дмитрий Гришин по поводу технологии: «Вместо доставки за полчаса у ресторанов будет доставка за пять минут».
Интересно, что такие заявления звучат очень убедительно для тех, кто не в теме. Но давайте погрузимся в детали. Если пицца готовится в машине, это не означает, что клиент ее получит за пять минут. Для того, чтобы получить пиццу за пять минут, машина должна курсировать рядом с домом.
Сколько нужно специальных машин, чтобы обеспечить спрос в час пик, ведь все люди хотят есть пиццу одновременно? Какой CAPEX и OPEX будет у пиццерии, если ей придется покупать и обслуживать не одну печь на центральной кухне, а десяток печей на колесах?
Все эти вопросы не кажутся праздными и мелкими тем, кто управлял хотя бы одной маленькой пиццерией.
Интересно, что из отзывов со страницы Zumo Pizza в Google Maps можно понять, что пицца не всегда доставляется даже за 30-40 минут:
«Мы с мужем очень хотели заказать здесь пиццу, но больше никогда не будем это делать. Доставка заняла час и десять минут, а водитель приехал к чужому дому»
«Мы ждали пиццу 3,5 часа. У них кончился тот вариант, который мы выбрали, а компьютер сошёл с ума и не смог выполнить заказ. Мы уже заплатили и не хотели оформлять заказ заново, поэтому пришлось несколько раз позвонить в поддержку и потратить 30-35 минут на решение проблемы».
Да, технология еще «сырая», требует доработки и, конечно, инвестиций. Но самое главное, кажется, что у Zume Pizza есть технологии, но нет работающей бизнес-модели, а технологии сами по себе не играют ключевого значения для успеха в общественном питании.
Технологии могут быть важной частью продукта, но успех определяют все же не они, а как все это огромное количество составляющих собрано вместе — меню, формат, позиционирование, производство.
Это как в потребительской электронике. Сами по себе микропроцессоры не определяют успех iPhone. Успех определяет то, как все это собрано в один продукт — от дизайна до программного обеспечения и бренда.
Конечно, Zume Pizza может стать в будущем производителем роботов для пиццерий, а пиццерии уже сами найдут работающую бизнес-модель. Но это не история на миллиарды долларов.
Apple круче, чем производитель микрочипов. Как только технология будет обкатана, сразу же появятся конкуренты — другие производители роботов (овощерезка когда-то тоже казалась инновацией).
Если же все-таки Zume Pizza найдет прорывную бизнес-модель как пиццерия и начнет строить собственную глобальную сеть, на это уйдут годы, ведь масштабирование в реальном мире, строительство реальных объектов, занимает гораздо больше времени, чем рост в интернете, а за это время конкуренты скопируют модель Zume и лишать ее уникальности.
Но пока Zume Pizza не создали прорывной формат. С точки зрения реального бизнеса Zume Pizza сегодня — это одна пиццерия в Маунтин-Вью рядом с Сан-Франциско с высокими ценами, совершенно обычным меню, и, уверен, классной пиццей. Кажется, что инженеры решили переизобрести пиццерию, но для этого надо понимать не только технологии, нужно в первую очередь чувствовать потребительский рынок.
Фёдор Овчинников, основатель и глава «Додо пиццы»
Создатель пиццерии, которая занята тем, что пытается всем продать свою франшизу, а не фокусироваться на продукте рассказывает как лучше готовить пиццу.
Так сама по себе франшиза и есть продукт: готовая и проверенная временем модель бизнеса с отлаженными процессами, которую можно воспроизвести в любом месте РФ и не только (все продукты и пиццы не спроста такие "простые" чтобы не сходить с ума на тему поиска продуктов). А в общепите это очень важно - иметь доступ к качественным продуктам. Если ты завязан на фермеров и дорогие ингредиенты, то ты не сможешь масштабировать бизнес.
Имхо на продукте то он отлично сфокусирован, только его ключевое преимущество заключается совсем не в том, чтобы готовить самую лучшую пиццу в мире.
В моем представлении - основное в пиццерии это сама пицца, а не метрика как нам развивать бренд чтобы ещё больше франшиз продать.
Это точно не про ДОДО) Он изначально смотрел разные варики общепита и выбирал наиболее прибыльную и масштабируемую модель. Кстати 70-80% зарабатывают на они доставке, поэтому архи важна скорость приготовления и чтобы пицца "доезжала" вкусной.
Чтобы была классная пицца нужна дровяная печь, хороший повар с вышколеннной командой и самые свежие продукты с фермерского рынка. Такую можно заказать в Академии или Il Forno в Москве, например. Пицца будет стоить от 1000 - 1500 руб. Можно открыть несколько таких в Москве и Питере, может ещё в паре крупных городов. Но сделать огромную сеть не получится, просто нет такого объёма рынка под такие пиццерии и персонал / продукты ты не достанешь в том же Сыктывкаре (а если и достанешь то будет уже нерентабельно). Пицца из дровяной печи на тонком тесте не "доедет" за 1 час и потеряет уже через 15 минут свои вкусовые свойства.
И да, я признаюсь что пицца в ДоДО так себе. Зато она приезжает вовремя и всегда одинаковая. И она есть в Щербинке где я сейчас живу и это единственное нормальное место "на районе". Хоть за это спасибо)
Как пицца может доехать вкусной, если она изначально невкусная?