Wonolo — подработка для сотрудников McDonald's
Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, о маркетплейсе, успешно развивающимся в конкурентной среде.
Я слежу за тем, как развиваются стартапы-маркетплейсы. Год назад записывал видео про HR-сервис Wonolo, который на тот момент поднял $21 млн инвестиций, а сегодня хочу рассказать о том, какие изменения произошли за год и почему рестораторам в России жить тяжело.
Кратко об идее проекта
Есть компании, которым нужно много сотрудников на разовое мероприятие. Например, в ресторане заказали большую свадьбу и срочно нужно 3-х официантов на 2 дня. Ранее Wonolo предоставлял только официантов, теперь есть заправщики, грузчики и другие разнорабочие.
С другой стороны, есть исполнители, которым нужна подработка. Это те самые работники фастфуда, заправок и прочих специальностей с графиком 2/2, которые не против ещё заработать в выходные 2 дня. Они регистрируются в приложении и пушем получают уведомления о работе. Если она им подходит - соглашаются.
В этом году проект поднял раунд ещё в $32M в США, думаю, что аналог в РФ может рассчитывать на сумму в 10 раз меньше. Увы и ах, но венчурные реалии в нашей стране таковы. Тем не менее, прямых аналогов я найти не смог, так что ниша открыта. Если знаете хоть что-то подобное - напишите в комментариях.
Проект хвастается выросшей активной аудиторией до 300 000 человек. Само собой, подавляющее большинство - это исполнители, если ориентироваться на статистику российского YouDo, то соотношение примерно 1:6. Вместе с ростом аудитории основатели вырастили комиссию. С 7%, которая вызывала улыбку они прокачали "подушку" между ценой покупки и продажи аж до 45%.
Отчасти это обусловлено инвестициями. Как ни крути, а инвестор хочет видеть здоровую операционку, под которую можно будет продаться в следующем раунде, либо выйти с иксами через несколько лет. С другой стороны, большинство заказов - сверхсрочные (Маша заболела, Катя прогуляла, в ресторане 1 официант на смене вместо 3-х). Это значит, что оплата по ним серьёзно выше плановой оплаты за смену.
Идея этого стартапа понравилась тем, что при своей простоте, Wonolo основательно заняли свое место в сфере подбора персонала. В течение этого года они сконцентрировались на своём главном преимуществе - скорости и стали её копировать на другие отрасли. Промо-материалы обещают подбор официанта, разнорабочего, заправщика за 15 мин. Даже если врут, то за час - тоже не плохо, ведь обычные HR-агентства найдут за неделю. Если случилось ЧП и ресторан теряет деньги здесь и сейчас из-за невыхода официанта, то выгоднее оплатить двойную смену (по меркам Тольятти цена вопроса 1000р. для понимания), чем терять деньги из-за недовольства и ожидания клиентов.
Отталкиваясь от х2 ценника за смену, как раз понятно выглядит наценка в 45% - из оплаченных 2 000р. 900р. уходит сервису, 100р. на всякие комиссии эквайринга, а официант получает стандартные 1000р. за смену. Причём, оплата постфактум, после того, как сотрудники отработают, нет страха ресторатора, что возьмут деньги и не выйдут.
Как дела на российском рынке
И я решил протестировать родной тольяттинский рынок. Какие у меня есть варианты, если мне понадобятся официанты на один день?
Вариант 1 - группы во ВКонтакте
На запрос “подработка в Тольятти” выходят десятки групп. Парочка из них живые. В них я, как работодатель, могу опубликовать объявление. За это я должен заплатить, но гарантию того, что на него хоть кто-то откликнется мне конечно никто не даст. Судя по тому, что каждое подобное объявление набирает от силы 10 лайков, а повторяется поиск ежедневно от одних и тех же заведений, предполагаю, что поиск с первого раза достаточно безуспешен и искать придётся неделю, а то и больше.
Вариант 2 - порталы типа HH
Я могу бесплатно разместить вакансию и примерно за сутки получу 10-15 откликов. Можно надеяться, что с конверсией 10% как раз будет тот самый 1, который дойдёт до ресторана.
Купить базу можно за 6 200р., а затем прозвонить официантов недавно обновивших резюме с предложением завтра подзаработать. Думаю, что из 300 чел точно найду подходящего, но собственные трудозатраты и прямые траты за платный доступ выглядят не воодушевляюще.
Вариант 3 - Аутсорсинг
Hr - агентства не рассматриваю по причине того, что результат они хоть и могут гарантировать, но не такой быстрый.
А вот аутсорсинг кажется весьма привлекательным. Первое что нашёл в гугле - http://expert-outsourcing.ru/kassiry/ вроде бы даже сильно не отличается от Wonolo, по крайней мере по УТП
Становится отчасти понятно, почему еще на российском рынке нет аналога Wonolo. Есть предложения, которые решают проблему поиска низкоквалифицированных сотрудников, но вот сама фирма, предоставляющая сотрудников на аутсорсе терпит больше издержек, чем американский аналог.
Wonolo - по сути маркетплейс, который объединяет исполнителей и заказчиков, а аутсорсинговая компания же оформляет у себя сотрудников и имеет перед ними обязательства.
Для меня выводы достаточно очевидные. Далеко не один успешный в РФ стартап является частичным или полным клоном идеи, зашедшей в штатах (FB -> ВК, Uber -> Яндекс.Такси). Кто займёт рынок, проверенный Wonolo? Уверен, многие студенты и официанты ждут приложение, где будет сыпаться подработка на 1-2 дня с рыночной ставкой за смену.
Сколько зарабатывает Wonolo
Под видео на YouTube мне задали провокационный вопрос:
Я не зря в начале оговорился, что 300 000 человек - это именно активная аудитория. То есть при самом худшем раскладе, исполнитель выполняет хотя бы одну смену в месяц. Давайте теперь посчитаем сколько такой проект зарабатывал бы в РФ. Почему у нас? Потому что понятия не имею сколько стоит смена в США, но в РФ это что-то около 1000р за выход. Давайте отталкиваться от этой суммы, если она Вам не нравится, то скорректируйте расчёт под себя:
- 250 000 чел - всего исполнителей, из расчёта, что заказчиков 1/6 аудитории.
- Берём по минимуму - активность минимальная и каждый отрабатывает только одну смену. Значит за месяц 250 000 выходов.
- Как писал выше, за срочность переплата для клиента х2, а сервис зарабатывает 900р. с выхода
- Путём несложных вычислений получаем оборот в: 250 000 х 900р. = 225 000 000р. в месяц.
- Это 2 700 000 000р. в год
Обычно у таких проектов порядка 50% - чистый маркетинговый бюджет, ещё 10% - оплата труда маркетологов и продажников, ещё 10% - инвестиции в софт и программистов, ещё 10% - прочие офисные расходы, ещё 6% - УСН. Получаем чистую маржинальность в 14%, то есть чистыми владелец заработает 31 500 000р. в мес или 378 000 000р. в год.
Очевидно, что такие вкусные цифры - это результат активной базы в половину населения Тольятти, а так же пула постоянных клиентов. Чтобы не тормозить на старте, зарабатывая крохи, проекту и потребовались инвестиции. То есть вложившись изначально в техническую и маркетинговую часть, основатели частично размыли свою долю, но сэкономили несколько лет жизни и в несколько десятков раз ускорили развитие своего проекта.
Не знаю у меня вон одногрупник в мск уже много лет назад торговал таджиками и узбеками в магазины и рестораны их поставляли на смены. Только эти фирмы вроде не называли себя стартапами и не добавляли слово "блокчейн" в название.
А разве YouDo.com не решает этих задач, быстро найти на день кого угодно?
Самое близкое что нашёл - это помощь в мероприятиях. Прямого соответствия "официант на одну смену" я не нашёл. Чисто теоретически, конечно, можно и там, но позиционирование YouDo явно заточено на бытовые услуги, как у ремонтника и профи.ру
Как вы ищете? В при поиске одного слова официант, находятся задания на это с откликами исполнителей.
А если делать конкурента, они за день сделают плюс одно позиционирование и задавят легко.
Ну если есть страх перед конкурентами, то да, смысла что-то делать нету
Пойдите к инвесторам и скажите. У вас что, есть страх потерять деньги? Ну и храните их в банке! Такая логика.
"судя по тому, что каждое подобное объявление набирает от силы 10 лайков, а повторяется поиск ежедневно от одних и тех же заведений, предполагаю, что поиск с первого раза достаточно безуспешен и искать придётся неделю, а то и больше."
аналитика просто божественная....
огромное количество федералов объявляют вакансии вновь и вновь, когда кадры еще не нужны, тем самым набирая потенциальный кадровый резерв. Но по твоей логике у МТС, МВИДЕО и прочих, повторные объявы это результат безуспешности поисков.. ну ок
кроме этого, если мы говорим о разовых мероприятиях, то появление объявлений вновь и вновь дело само собой разумеющееся, м? ) или что может быть человек нашелся с первого раза, но всем пофик на снятие объявления?
А уж судить об эффективности по количество лайков - просто прекрасно )
Ваши приведенные цифры - прекрасны вдвойне. Добавьте к названию еще пару блокчейнов, чтобы наверняка все заработало!
Для скрина взял как раз местное заведение. У Вас другой опыт поиска в группах подбора персонала?
Поделитесь своими расчётами и аргументами, напишу продолжение статьи с альтернативным мнением.
ну погоди, ну чего ты вот сразу стрелки переводишь? )
почему вы считаете, что количество лайков, что-то значит? мне казалось лайки потеряли свой вес лет 8 назад. м? )
даже в вашем скрине просмотров этого данного объявления более 2к. Остальные объявления, я забежал в вашу группу, примерно такое же.
Следовательно, как вариант:
а) либо просмотры идут среди тех, кто подписан на группу на автомате, (всякая не мобильная школота и студентота)
б) либо вакансии не айс.
И как же поможет ваша система данному объявлению найти своего человека, и почему?
Второй момент: когда кого-то ищут разово, даже срочно, то не факт, что берут кого попало первого попавшегося. Следовательно ммм... вот эта наценка на "заказ" она насколько оправдана где-то, кроме как у таксистов? может быть у вас есть некие данные?
Допустим я бы не дал даже флаеры раздавать фик знает кому, только потому, что мне нужно раздать их срочно.
2,7 млрд. на УСН?)
Да, что-то не учёл) нужно бухгалтеров попросить помочь с оптимизацией налогов
Расчеты фантастические, дели на 10 минимум.
Сможете своими поделиться? Интересно почему именно на 10
Почему бюджет отдельных направлений выражен в процентах? Откуда, например, такой расчёт, что IT - это именно 10%?
Это осреднённые параметры затрат нескольких подобных сервисов
А как выбрали "Воняло"?
классная бизнес модель. и не только рестораторам нужны разовые малоквалифицированные работники. Авралов миллиард в любом бизнесе. Только непонятно у кого они процент забирают и на каком этапе? У всех такого рода маркетплейсов главная проблема это уход лида на офлайн или обман платформы чтобы платить мало процентов.
Они берут с заказчика за факт одного поиска. Есть шанс, что заказчик будет потом звонить напрямую, но маркетплейсом предполагается, что найти за 15 мин и чеком х2 для бизнеса выгоднее, чем сэкономить несколько долларов и прозванивать и уговаривать старых исполнителей
За факт поиска или факт выполнения сделки? Интересно как это технически сделано... качнул воноло как в us буду поюзаю. Очень интересный сервис, попробуем запустить
Добрый день! Очень увлекательная статья, Спасибо! Решил написать комментарий потому что мы разработали мобильное приложение(агрегатор) по моментальному поиску исполнителей и работы на рынке труда https://jobex.app/r/a/lpktZDSt4fyPQKvyJUudnOSu1JUBbaVR исполнители
https://jobex.app/r/c/lpktZDSt4fyPQKvyJUudnOSu1JUBbaVR для заказчика
! Аналог Wonola только адаптировано под российский рынок, внедрены инновации! На данном этапе привлекаем инвесторов для реализации маркетинговых стратегий! Нам НЕ нужны средства под %, Средства привлекаются за счет продажи доли в проекте! Если есть у Вас интерес или вопросы пишите с удовольствием отвечу! Автору спасибо за статью!