Нужна ли ещё одна сеть кофеен и точек с шаурмой: предприниматели обсуждают планы расширения «Додо пиццы» Статьи редакции
Мнения основателя «Теремка» Михаила Гончарова, руководителя «Варламов есть» Михаила Рейдера и других.
В начале декабря 2019 года создатель сети «Додо пицца» Фёдор Овчинников объявил о запуске двух новых форматов: кебаб-заведений с шаурмой и кофеен.
По словам Овчинникова, в России работает около 5000 точек, продающих шаурму. Большинство — небольшие киоски, а крупный игрок на рынке только один — сеть «Дядя Дёнер» из Новосибирска, которой принадлежит 115 точек в 10 городах.
Предприниматель считает, что шаурма — универсальное блюдо, которое можно адаптировать под вкусы разных клиентов. Например, для сторонников здорового питания и вегетарианцев можно готовить её на тонкой лепёшке, с низкокалорийным соусом и свежими овощами.
Основатель «Додо Пиццы» намерен запустить три типа заведений с шаурмой: уличные киоски, точки на фудкортах торговых центров, а также кафе быстрого обслуживания с посадочными местами. По плану пилотные проекты заработают в Москве в начале 2020 года.
Для кофеен Овчинников задумал разработать систему приёма заказов через мобильное приложение.
По мнению предпринимателя, персонификация продаж и возможность получать обратную связь от гостей позволят лучше управлять качеством обслуживания и напитков.
Кроме того, Овчинников считает российский рынок кофе перспективным и приводит отчёт консалтинговой компании Knight Frank, которая оценила его в 130 млрд рублей в год и предположила, что к 2029 году он вырастет до 1 трлн рублей.
Первую экспериментальную кофейню Овчинников также планирует запустить в 2020 году — неподалёку от офиса «Додо пиццы» у станции метро «Автозаводская».
Почему не стоит запускать сеть кофеен в России: мнение основателя AmoCRM Михаила Токовинина
Токовинин поддержал концепцию заведений с шаурмой, но удивился, почему предприниматель хочет открыть кофейни в стране, жители которой больше любят чай.
По его мнению, это не самая удачная идея, поскольку Овчинникову придётся менять привычную модель потребления горячих напитков, а это «нереальная задача».
Овчинников отреагировал на запись Токовинина и отметил, что не планирует строить «российский Starbucks». Вместо этого он ищет готовый рынок и работающую бизнес-модель, которую можно улучшить и экспортировать.
А если строить бизнес на локальном продукте, такую концепцию будет сложнее запустить за рубежом: «Продать франшизу пиццерии в Нигерию гораздо проще, чем франшизу блинных. Точно так же кофейня и чайная», — рассуждает Овчинников.
Тем не менее основатель «Додо Пиццы» сообщил, что в его кофейнях будет и чай (и даже не из пакетиков), но вывеска «Кофейня» более понятна для потребителей.
Что думают о планах Овчинникова другие участники рынка еды
Бывший глава сервиса Uber.Eats в России и сооснователь сети «тёмных кухонь» «Варламов есть» Михаил Рейдер сомневается, что формат «цивилизованной шаурмы» приживётся в России из-за высокой себестоимости продуктов.
Рейдер также не уверен, что рынок кофе в России будет расти. С одной стороны, появление кофеен с низкими ценами увеличивает потребление напитка у менее платёжеспособных клиентов. С другой — количество таких заведений может сократиться из-за нерентабельности.
Что касается заказа кофе через мобильное приложение, по мнению Рейдера, это «маркетинговая фишка», которая позволит сэкономить деньги на привлечение покупателей.
По мнению бренд-директора сети Costa Coffee в России Станиславы Коллавини, запуская мобильное приложение, «Додо пицца» рискует вывести на рынок непривычный для клиентов формат сервиса.
Основатель и руководитель сети блинных «Теремок» Михаил Гончаров считает, что Овчинников выбрал перспективное направление: люди больше хотят заниматься собой, а не приготовлением еды.
Однако он раскритиковал Овчинникова за то, что предприниматель рассказывает о проекте, хотя у него пока нет ни продукта, ни дизайна, ни технологии: чтобы создать ажиотаж и привлечь потенциальных франчайзи.
Гончаров не боится появления нового игрока на рынке «быстрой» еды: «Во-первых, этого игрока ещё нет. А во-вторых, при наличии McDonald’s, Burger King и KFC, мы перестали бояться ещё в 1998 году, когда открывали "Теремок". Начинать бояться сейчас было бы странно».
Оборот «Теремка» за 2018 год составил 9,4 млрд рублей, а количество заведений превысило 300. Согласно отчёту «Додо пиццы», с июля 2018-го по июнь 2019 года выручка сети в 12 странах составила более 17,5 млрд рублей (выручка управляющей компании без учёта франчайзи неизвестна), а всего под брендом компании работает более 500 пиццерий.
- По мнению бренд-директора сети Costa Coffee в России Станиславы Коллавини, запуская мобильное приложение, «Додо пицца» рискует вывести на рынок непривычный для клиентов формат сервиса.
Очень напомнило интервью с главой холдинга Мэриотт.
- скажите, а вы внедряете новые технологии?
- да, конечно, вот недавно мы оснастили свои номера колонками Amazon...
WTF? Какой новый формат сервиса? В чем риски? Это уже несколько лет работает по миру и то, что вы до сих пор этого не делаете, скорее минус вам, нежели плюс Додо.
Комментарий недоступен
Нет, так я не думаю. Но думаю о том, как Walmart, Target несли потери, кое кто был на грани (Bed Bath & Beyond ), а кому-то пришлось закрыться (Toys-R-Us, Sears), с запуском Амазон, который начал всех убивать 2-day, а потом и 1-day shipping. Статистика сегодня показывает, что вовремя спохватились, перестроились и повернули тренд. Хотя и пришлось в срочном порядке вкладываться в логистику.
Отличная Мэриотту аналогия: Ролл-Ройс стал делать СУВы, а Бентли пошел в "массы". Где были бы эти марки сегодня, оставаясь со своими одной-двумя консервативными моделями на десятилетних платформах?
Речь о том, что не стоит игнорировать современные тренды, а идти с ними - дешевле и прибыльнее, чем потом догонять.
п.с. Лоджинг статистика тоже говорит об увеличении доли размещений в современных эко и хай-тек отелях, хостелов, коворкинг ливингов итд. Не говоря об эйрбнб. Хватит ли через 5 лет запаса консервативных посетителей (и миллениалов, вдруг решивших стать ими), считающих "Амазон колонку" верхом технологичности покажет только время. Которое сегодня течет гораздо быстрее, чем даже 10 лет назад.
У них там с внутренней кухней все очень консервативно. Помню, дело было, с главбухом (одного из) мариотта обсуждали задачку. Там (буквально) кухню обсчитывали на один-эс, а потом с десяток девиц вбивали нужные циферки в ихнюю глобальную ИС. А почему, спросите вы? - А потому, что в глобальной ИС нельзя (например) "распровести" документ.
Закончилось тем, что автоматизацию отложили на более светлое будущее и девочки остались в целости и сохранности. Так и продолжали вбивать циферки из экселя в ИС.
Комментарий недоступен
Это не девочки,это адаптеры.
По сути - да. Конверторы данных.
Комментарий недоступен
не туда, del