(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95376255, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95376255, 'hit', window.location.href);

Зеленый водород для зеленого будущего: почему все так одержимы водородной энергетикой?

Рассказываем про одну из самых горячих тем последних лет в сфере энергетики.

Водородную энергетику многие страны рассматривают как ключ к достижению нулевых выбросов. Помимо больших перспектив у «главного элемента» экономики будущего есть трудности, связанные с инфраструктурой и регулированием.

Чистый водород должен стать главным носителем для накопления, хранения и транспортировки энергии. Масштабное внедрение водорода позволит декарбонизировать энергетическую отрасль и промышленность и замедлить изменение климата.

На пути к нулевым выбросам

Идея водородного топлива появилась более 200 лет назад. В 1806 году французский изобретатель Франсуа де Риваз создал первый поршневой двигатель, работающий на смеси газообразного водорода. Приемником технологии стал англичанин Уильям Гровер и в 1939 году представил миру первый водородный топливный элемент.

Некоторые писатели-фантасты конца XIX века мечтали, что именно водород станет постоянным источником электричества и заменит ископаемое топливо. Например, об этом часто рассуждал основатель научной фантастики Жюль Верн. В 1927 году его предположения сбылись: норвежская компания Norsk Hydro Electrolysers выпустила первый промышленный электролизер. А уже в 1966 году на дороги выехал водородный автомобиль от General Motors. Технологию подхватили и в СССР — 1987 год ознаменовался запуском мощнейшей ракеты-носителя «Энергия» на жидком водороде.

Водородная энергетика выделилась в отдельную отрасль после мирового нефтяного кризиса 1973-го. Тогда многие страны озадачились поиском независимого от углеродных поставок сырья. Так, чаще всего водород стали использовать в транспортной сфере, его до сих пор активно применяют для авто и беспилотников.

Нефтяной кризис 1973 года

В нынешних реалиях водород стал одним из инструментов борьбы с глобальным изменением климата. Если верить данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), водород сможет внести 10% вклада на пути к нулевому уровню выбросов CO2, снижению углеродного следа в тяжелой промышленности и дальнемагистральном транспорте, а также обеспечит сезонное хранение энергии.

Виды водорода и их отличия

В 2021 году мировой объем производства водорода составил 90 млн тонн. До сих пор более 90% водорода получают из ископаемых источников, что противоречит зеленой повестке. Примерно треть получаемого водорода отправляется на синтез аммиака для удобрений и около 20% — на метанол и для сталелитейной промышленности. А еще водород важен для нефтепереработки, стекольной промышленности, в энергетике для охлаждения турбин ТЭЦ и АЭС.

В зависимости от способа производства, водороду присваивают цветовые маркеры.

  • Серый водород

Его производят из метана путем конверсии — смешивания с водяным паром и нагреванием. Это самый дешевый, самый грязный и самый популярный способ — занимает порядка 75% мирового производства. Объем вредных выбросов сопоставим с сжиганием привычного углеводородного топлива. Производство серого водорода оценивают в $1-2 за килограмм.

  • Бурый (коричневый) водород

Добывается с помощью газификации угля — процесс подразумевает окисление под воздействием высоких температур. Этот вид водорода занимает 20% мирового производства. Стоимость и вредные выбросы коричневого водорода соразмерны серому.

  • Голубой (синий водород)

Получают путем паровой конверсии метана с технологией улавливания углекислого газа, который закачивают в специальные хранилища. Для производства голубого водорода нужно больше сырья и энергии, чем для серого и коричневого. Голубой считают не экологически чистым — объем вредных выбросов в атмосферу в сравнении с серым ниже всего на 9-12%. Стоимость этого водорода выше, чем у предшественников — $2,8 - 3,5 за 1 кг.

  • Бирюзовый водород

Продукт пиролиза метана — разложения газа под действием высоких температур без доступа кислорода. Бирюзовый водород считают относительно экологичным, а при его производстве образуется твердый углерод, который можно дальше использовать в промышленности, например, сталелитейной. Цена — около $2 за килограмм.

  • Зеленый водород

Тот самый водород, призванный спасти мир от глобального потепления. Зеленый водород производят электролизом: энергию генерируют с помощью возобновляемых источников энергии, например солнечных и ветряных электростанций, а также ГЭС. Добытая электроэнергия поступает на разложение воды с помощью электрического тока на водород и кислород. Экологичный водород по праву занимает первенство в ценовой битве цветов — около $7-10 за 1 кг. Стоимость обусловлена дороговизной ВИЭ-генерации в сравнении с традиционными источниками энергии.

Виды водорода по цветам. 

Есть еще один тип полностью экологичного водорода — желтый или розовый, с его цветом пока не определились. Желтый водород тоже получают с помощью электролиза, только энергию добывают не от ВИЭ, а от АЭС. Пока в мире есть лишь один демонстрационный проект по его производству — установка мощностью 1 МВт в США.

Потребность в зеленом водороде

Процесс получения зеленого водорода позволяет избежать выбросов парниковых газов и других вредных загрязнений, что делает его экологически чистым видом топлива. По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), зеленый водород имеет потенциал сократить выбросы углерода на 34–91% по сравнению с традиционными видами водорода, производимыми из природного газа.

Проекты ВИЭ имеют непредсказуемую и неуправляемую генерацию. Поэтому в энергосистемах в очень больших объемах нужны накопительные мощности, которые будут нивелировать неопределенность в генерации. Литий-ионные и подобные химические технологии имеют ряд стратегических долгосрочных недостатков. Во-первых, это ограниченный жизненный цикл — в среднем до 10 лет. Во-вторых, добыча лития стоит дорого. Литиевые аккумуляторы хорошо зарекомендовали себя в электромобилях, ноутбуках, телефонах, но в больших объемах они менее эффективны.

Чем хорош водород? Он получается из окружающей среды посредством расщепления воды на водород и кислород. Это очень зеленое устойчивое решение, основанное на базовых химических процессах, и при этом не требующее тяжелой добычи. С точки зрения большой стратегической перспективы мир точно перейдет на водород.

Артем Денисов, основатель VOLTS

Перспективы для развития отрасли такие: Международное энергетическое агентство (IEA) подсчитало, что для выполнения обязательств по борьбе с изменением климата, к 2030 году объемы добычи экологичного водорода должны достигнуть 34 млн тонн, а к 2050 году — 100 млн тонн. Ставку делают на голубой и зеленый водород, которые сейчас занимают 1% и 0,1% мировой добычи соответственно.

Так, чтобы нарастить объемы производства чистого водорода, в первую очередь необходимо добиться снижения цен на электролизеры — установки для промышленного получения сырья, не говоря уже про реализацию десятков сопутствующих проектов. Но, первые подвижки уже есть: водородные электролизеры постепенно становятся более эффективными и дешевыми. По данным IEA, снижение стоимости зеленого водорода ожидается благодаря увеличению масштабов его производства и технологическим усовершенствованиям. Прогнозируется, что к 2030 году стоимость зеленого водорода может снизиться на 50%.

В данный момент ученые со всего мира ищут эффективные решения для удешевления производства водорода. В США, например, специалисты предложили использовать более дешевые материалы для процесса электролиза. Китайские ученые изменили свойства катализаторов, задействованных в электролизе, и сумели эффективно выделить водород из морской воды. В России разработали способ получения водорода окислением частиц алюминия в воде под воздействием лазерного излучения — этот процесс вдвое менее энергозатратный, чем традиционный электролиз.

Зеленый водород представляет собой не только экологически выгодное решение, но и экономически привлекательную инвестицию. Многие страны и компании активно инвестируют в развитие этой области. Например, в Германии запущены проекты по строительству заводов по производству зеленого водорода общей мощностью более 5 гигаватт.

Согласно аналитическим данным, глобальный рынок зеленого водорода будет расти экспоненциально каждый год. McKinsey Global Institute прогнозирует, что к 2030 году рынок зеленого водорода может достигнуть объема 140 миллиардов долларов в год, а к 2050 году — до 2,5 триллиона долларов. Такие прогнозы говорят о том, что зеленый водород может стать ключевым компонентом будущего глобальной энергетики и сыграть одну из ключевых ролей в борьбе с изменением климата и переходе к устойчивому развитию.

Чистый зеленый водород пока стоит дорого. Поэтому технология должна пройти цикл коммерциализации. В течение ближайших 5-10 лет себестоимость водорода сильно упадет из-за массового использования технологии.

Артем Денисов, основатель VOLTS

Зеленый водород может быть использован в тепловых станциях с водородными топливными элементами (ВТЭ), где водород реагирует с кислородом из воздуха, создавая электрическую энергию и воду как побочный продукт. Процесс обладает высокой эффективностью и может работать непрерывно, обеспечивая стабильное производство электроэнергии.

ВТЭ становятся все более популярными в автомобильном и общественном транспорте. Машины на водороде имеют значительный запас хода и могут быстро заправляться, что делает их конкурентоспособными по сравнению с электромобилями. Водород также может быть использован в железнодорожном и воздушном транспорте, что может снизить выбросы углерода в атмосферу. А еще чистый водород могут использовать для производства аммиака и сельскохозяйственных удобрений.

Водород очень удобно использовать для транспорта — его можно сжать в баки, поставить, например, в автобус или фуру и достаточно долго ехать. Малый грузовой транспорт — тот сегмент, куда водород придет совсем скоро.

Артем Денисов, основатель VOLTS

Заинтересованность стран

Одним из главных потребителей водородной энергетики остается транспортная отрасль. Водородные автомобили сходят с конвейеров Toyota и Hyundai, также недавно Honda представила свой водородный кроссовер. Самолеты на водородных двигателях активно тестируют компании ZeroAvia и Universal Hydrogen.

В Китае и Германии запустили водородные поезда. Япония тоже не отстает активно развивает инфраструктуру водородных топливных элементов в автотранспорте. По стране уже курсируют автобусы на водороде, а также строятся заправочные станции для обслуживания такого транспорта. Кроме того, в Японии запущены проекты по использованию водорода в промышленности и энергетике, включая создание топливных элементов для домашнего использования и производство водорода из ВИЭ.

Проекты, призванные озеленить эту транспортную среду, реализуются по всему миру — на долю транспорта приходится около 40% выбросов CO2, оставшиеся 60% — на промышленность и энергетику.

Что касается производства зеленого водорода, то первенство, традиционно, за Китаем — там работает самый мощный в мире электролизер на 150 МВт, способный производить 24 тысяч тонн чистого водорода в год. По прогнозам IEA, рост мощности электролизеров в 2022 году составит 1,4 ГВт, и отводит Китаю 40%. Компания Sinopec строит во Внутренней Монголии крупнейший завод Ordos по получению 30 тысяч тонн водорода в год и завод Kuqa на 20 тысяч тонн в провинции Синьцзян. В планах компании нарастить объемы добычи до 2 млн тонн в год к 2025 году.

Американская Green Hydrogen International (GHI) планирует построить в Техасе целый хаб по производству, хранению и транспортировке водорода мощностью 60 ГВт — Hydrogen City. Объемы после запуска всего комплекса составят 3 млн тонн зеленого водорода в год, который будут направлять в том числе на получение чистого аммиака и авиационного топлива. Первая очередь на 2 ГВт ожидается в 2026 году.

Также стоит отметить амбициозный проект «WindH2» в Германии, который нацелен на применение ветровой энергии для производства водорода. Он включает в себя разработку электролизеров с большой мощностью, способных использовать избыток энергии ветра для эффективного производства водорода.

Австралия тоже вложила значительные средства в развитие инфраструктуры для производства зеленого водорода. Например, проекты «Renewable Hydrogen and Ammonia Supply Chain Pilot Project», финансируемые правительством, направлены на создание масштабных производственных мощностей для производства водорода из возобновляемых источников. Также страна является партнером в проекте «Hydrogen Energy Supply Chain», который строится совместно с Японией для поставок водорода.

В Нидерландах запущен проект «North Sea Energy» с фокусом на использовании морских ветровых ферм для производства зеленого водорода. Проект включает в себя строительство электролизеров на морских платформах для непосредственного производства водорода на месте добычи энергии.

Проект «North Sea Energy»

О зеленых намерениях заявляет и Индия: производитель ВИЭ Adani Green Energy анонсировал электролизный проект мощностью 2 ГВт за $5 млрд. Питаться завод от солнечной и ветряной энергии и сможет обеспечить страну к 2030 году 1 млн тонн водорода.

В Европе тоже разворачивается множество водородных проектов, преимущественно в транспортной отрасли. Крупнейший производитель экологичного газа, компания Iberdrolla, запустила завод в Пуэртольяно с электролизером мощностью 20 МВт. Предприятие сможет выдавать до 3 тыс. т чистого водорода в год, который станет сырьем для производства зеленого аммиака — топлива для речных и морских судов.

Что мешает переходу на зеленый водород

1. Отсутствие доступных технологий транспортировки и хранения: водород взрывоопасен, обладает низкой плотностью и просачивается даже через высокопрочные стали. Специалисты предлагают перевозить водород в виде газа в баллонах, что приводит к существенному удорожанию сырья. Хранят водород в специализированных подземных хранилищах, которые есть далеко не у всех заинтересованных стран. Чтобы облегчить ситуацию, компании Mitsubishi Power Americas и Magnum Development LLC строят подземное хранилище в штате Юта (США), которое призвано войти в число крупнейших хранилищ в мире. Его мощность составит 300 ГВт.

2. Водород производят и потребляют в одном и том же месте или недалеко друг от друга, так как для транспортировки этого газа нет инфраструктуры. Длина водородных трубопроводов по разным оценкам составляет порядка 4–5 тыс. км. В качестве альтернативы эксперты предлагают использовать уже существующую газотранспортную сеть, но это тоже сложно реализуемо: водород в составе природного газа делает металл хрупким.

3. Зеленый и серый водород имеют одинаковый химический состав и достоверно определить, с помощью какой технологии был получен водород, пока невозможно. Системы подтверждения качества есть лишь в Японии, Китае и Австралии. Впрочем, IEA уже порекомендовало странам создать четкую нормативно-правовую базу.

А что в России?

Россия производит около 10% водорода в мире – 10 млн тонн. Отраслевая стратегия до 2022 года была нацелена на экспорт и к 2030-му планировалось поставлять 2 млн т газа в Китай, Японию, Германию и другие страны. Однако, из-за геополитической обстановки планы нарушились. Газ активно применяется внутри страны в химической промышленности для производства аммиака, метанола, и других химических соединений, в металлургии для восстановления металлов из их оксидов.

Зеленый водород только начинает занимать свою нишу в энергетическом секторе России. Несмотря на то, что страна является одним из крупнейших производителей и экспортеров обычного водорода (в основном получаемого из природного газа), государство поддерживает развитие зеленого водорода в связи с растущим интересом к экологически чистым источникам энергии.

Один из крупнейших, хоть и не совсем зеленых проектов в стране — водородный кластер на Сахалине, который создают несколько компаний, в том числе «Росатом» и «H2 Чистая энергетика». Кластер включит в себя завод по производству голубого водорода, железнодорожную сеть с водородными поездами, а также мощности для получения 100 тыс. т зеленого газа к 2030 году.

Чистый водород может стать ключевым элементом в развитии возобновляемых источников энергии в России. Он может быть использован для хранения избыточной энергии из солнечных и ветровых источников, а также для производства электроэнергии с помощью водородных топливных элементов.

Будущее энергетики — микс из разных типов энергоресурсов и разных технологий накопления, хранения и использования энергии. Водород точно займет значимое место в этой цепочке. Процесс перехода на чистые зеленые технологии не остановить.

Артем Денисов, основатель VOLTS

***

Источник вдохновения:

0
183 комментария
Написать комментарий...
Aleksandr Oleynikov

До сих пор как я понял основное препятствие это высокая стоимость из-за низких обьемов. Только этот затык из серии «курица/яйцо» и мешает…

А вот интересно: возможно ли в относительно малонаселенных , но в тоже время капитально освоенных северных районах построить много блочную мега-АЭС (изначально запроектированную на потенциал роста на 20-30-40-60 блоков новых типов) под производство розового или синего/серого водорода?
Если такой проект будет развивать государство то и стоимость строительства одного блока и далее уже и цена кг/водорода уже будут конкурентноспособны на таких обьемах.

Ответить
Развернуть ветку
under construction

основной затык это транспортировка и хранение.
про циппелин что-нибудь слышал?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вячеслав Мельников

Основной затык - это высокая стоимость и снижение тут только за счет снижения стоимости электроэнергии. Ну и как хранить полученный водород - не очень понятно.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Зеленое будущее

Хуже не придумаешь

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Axel

До первого взрыва этот ваш водород

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Kharlamov

Чистый водород не взрывается. Благо лучше, чем пропан и бензин

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
VOLTS
Автор

Вспомним детство:

https://www.youtube.com/watch?v=v8ByVEM-e0g

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вадим Рахно

Да б**ть, на гбу ездят машины, есть доля взрывов из-за неверного монтажа, но все продолжают ездить.

Ответить
Развернуть ветку
Тимон

Почему до сих пор до малых грузовиков не дошли водородные баки загадка. Отличный форм-фактор — сжимается в баки и едешь дохулиард км на зеленом топливе без выбросов

Ответить
Развернуть ветку
VOLTS
Автор

В материале упомянули как раз, что это один из первых сегментов транспорта, куда зеленый водород придет совсем скоро.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Gruntofos

Ну посмотришь на наши газели — и ясно, что рано или поздно ебанет.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Мальдивский трудоголик

Нефтяное лобби есть по всему миру)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Mi Iv

1. ахрененно дорого. 2. утечки - жопа. Он супертекучий по сравнению с углеводородами и очень-очень горючий.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
victor

пако там вроде толком не придумали как бороться со взрывоопасностью, но думаю скоро придумают

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Стерлядка Вяленая

Да потому что в мире все совсем не так, как кажется. Нефтяной сектор до последнего будет держать рынок у себя и всякие водороды не пройдут. А во-вторых, ваше зеленое топливо нах никому не нужно. Это вас ученые как обычно развели со своими глобальными потеплениями, а как теперь выяснилось, с уменьшением грязных выбросов это самое потепление только ускорилось, т.к. облака стали более прозрачными и солнца куда сильнее просачивается. Теперь ученые поливают сверху всякими алюминиями, солями и прочим говном, чтобы облака обратно стали более темными, а заодно и вызывают очередной искусственный кризис: вода испорчена, урожай упал, болезни альцгеймера +9999% и тд.

https://www.sfchronicle.com/weather/article/geoengineering-cloud-research-alameda-19368199.php

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Вячеслав Мельников

Отличная идея для шахид-мобиля

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Запопу Кусь
Ответить
Развернуть ветку
VOLTS
Автор

Интересное мнение, спасибо. Поживем - увидим!

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Kharlamov

Ну блин, уверен, он это говорил больше как бизнесмен из коммерческих соображений, тогда всё это было далеким будущим (впрочем как и сейчас), и выгоднее было разгонять традиционную повестку, типа лучше пропан туда-сюда..

Ответить
Развернуть ветку
Пьер Д.

Только в итоге вся техника работает на водороде через аккумуляторы, при производстве которых выбрасывается вся химическая таблица в атмосферу, + производство самого водорода (в основном на данный момент) идет путем сжигания газа.
Типикл зеленая энергетика.
Как диверсификация энергетических секторов ок, как реальная "зеленая" альтернатива - чисто скучная пропаганда, до тех пор пока не появится реально прорывных технологий производства, все что описано в статье пока близко не тянет на некстген.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Melikhov

Они и не появятся пока не начнется внедрение и поиск решений бизнесом.
Тут ведь момент не только в плане "загрязнение атмосферы" а конкретным веществом, которого выбрасывается катастрофически много. К тому же водород как раз отчасти и замена батареям, тк энергию грубо говоря можно складировать в него (пусть пока и не высокий КДП) через электролиз

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

водород не может быть зеленым т.к. его придумали голубые. водород производят не из кала. подумайте чем это зеленое для нас закончится при промышленных масштабах

Ответить
Развернуть ветку
Sam Greenwood

Аргументы, которые мы заслужили..

Ответить
Развернуть ветку
Джимми Юрин

возможно ты удивишься, но голубой водород тоже есть. в статье об этом указано

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mark

«‎Что касается производства зеленого водорода, то первенство, традиционно, за Китаем — там работает самый мощный в мире электролизер на 150 МВт, способный производить 24 тысяч тонн чистого водорода в год»‎.

Ляя что Китай творит. Они вроде у себя уронили цены на дизель, и водород постепенно дешевеет

Ответить
Развернуть ветку
VOLTS
Автор

Пока не все так оптимистично в плане цен. Среднемировые цены на зеленый водород — $9 за 1 кг.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

До Китая всем как до Луны. Менталитет решает — меньше слов, больше дела..а где-то как раз наоборот

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alex

Водородные аферисты ещё живы. Никола моторс уже нет, но тема живёт.

Ответить
Развернуть ветку
Po...

Хватит уже выходные отмечать! Завтра на работу...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Зеленое будущее

Население все больше тупеет

Ответить
Развернуть ветку
Po...

Интересно! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
VOLTS
Автор

Спасибо, стараемся!

Ответить
Развернуть ветку
t t

Я понимаю, если бы электрокаров еще не было, но сейчас делать ДВС на водорооде – это уже шаг назад.

Если получать водород от электролиза, то зачем этот промежуточный шаг, это только лишняя потеря КПД.

Плюс вода тратиться, она тоже не бесконечная, марсиане не дадут соврать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Melikhov

Куда она тратится? H2 + O?)

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
VOLTS
Автор

А что вы думаете по поводу зеленого будущего и зеленого водорода, в частности? Как всегда приглашаем к дискуссии :)

Ответить
Развернуть ветку
Po...

Это круто! А ископаемые отстой!!!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexey Melikhov

Ну .. все мое участие пока что в том что я пользуюсь электричеством от Iberdrola дома 😀 ну и их акциями.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Внучка Бобби Аксельрода

Мы за нефть родимую, щас и цены в топе

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Tanur

Водород нужно из чего-то производить. Тратя энергию на производство.
Потом везти, потом потреблять.

Ископаемые виды обладают преимуществом - п.1 отсутствует.

Как замена на будущее когда не станет ископаемых видов - возможно. Как текущая подмена когда есть нефть и газ - не взлетит.
Как политический инструмент развязывания экономических связей между странами - тоже понятно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mi Iv

Надеюсь, что реактор доктора Росси (или его аналоги от конкурентов) выйдет таки в продажу и за год другой убьет всю "зеленую" энергетику. А потом и нефте-газо-угольную.

Ответить
Развернуть ветку
Эрнест Коровин

интересная информация

Ответить
Развернуть ветку
VOLTS
Автор

🙏

Ответить
Развернуть ветку
VOLTS
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кича

Нужно сжечь где-то 153 молекулы водорода, чтобы получить такую же энергию, как от сжигания молекулы бензина. А для этого нужно и кислорода больше в 12 раз!
Если авто перейдут массово на водород, то мы получим не только снижение загазованности в городах, но и снижение количества кислорода. Так что водород либо не будет применяться в авто, либо надо будет заправляться еще и кислородом. Ну или просто не возьмут это в расчет, а потом опомнятся.

Ответить
Развернуть ветку
memeplex

Очень трудно сжижать водород, а ещё труднее поддерживать его в жидком состоянии.
И ещё труднее (т.е. слишком дорого) построить для его производства Пенжинскую приливную электростанцию.
Но если бы Россия нашла лишних 200 млрд долларов, мы были бы завалены изобилием этого водорода или другого топлива/вещества.

Ответить
Развернуть ветку
Зеленое будущее

А зачем вам водород?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Зачемвамзнать

Пока "зелёный"(прости, господи) водород не покажет нормальную себестоимость по сравнению с "традиционным" - нафиг.
Человечество уже вкачало за десятки лет кучу денег в зелёное топливо и порочее ESG, пока серьёзных результатов нет, кроме кучи корпоративных "специалистов по устойчивому развитию", рисующих красивые презы + хитрых компаний, живущих за счёт гос. субсидий.
Хватит уже спонсировать всю эту нелетающую зелёнку. ИМХО, вся эта история с ужасным CO2 и антропогенным изменением климата, которое можно остановить весьма сомнительна.

Ответить
Развернуть ветку
Зеленое будущее

А зачем алеше водород?

Ответить
Развернуть ветку
Зеленое будущее

Еще один проект реализует Yuanbao Energy, мощностью 700 000 зеленого метанола тонн/год. Производство будет запущено в два этапа по 350 тыс./тонн каждый окончание строительства 2027 год. Снабжать энергией производство водорода будут солнечные и ветровые электростанции мощностью 2 ГВт.
Третий проект Китайской энергетической инженерной корпорацией (CEEC) Energy China по производству зеленого метанола и аммиака, питать производство будут электролизеры мощностью 640 МВт, мощности по метанолу и аммиаку не приводятся.
Четвертый проект реализует автомобильная компания Geely получившея разрешение на строительство самого крупного производства зеленого метанола в мире, первый этап предполагает 500 000 тонн в год сроки запуска лето 2026, второй этап предполагает расширение до 5 миллионов тонн/год и третий этап до 100 миллионов/тонн в год.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Ушаков

спасибо большое за статью , надеемся на зеленый водород!

Ответить
Развернуть ветку
Зеленое будущее

А зачем вы на него надеетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Борисов

Транспорт генерирует около 15,9% мировых выбросов парниковых газов, причем самая существенная их часть приходится на автотранспорт (11,9%), подсчитал World Resources Institute.3 июн. 2021 г.
Гугл считает иначе.

Ответить
Развернуть ветку
ALS

Водородные установки пожалуй наиболее эффективно применять на судах, что касается автомобилей работающих на водородном топливе, у них вместо выхлопа водяной пар, и пока неизвестно, как это скажется в дальнейшем на климате городов c несколькми миллионами авто, к этому еще можно будет добавить водоробусы, которые уже скоро появятся и в России.

Ответить
Развернуть ветку
Зеленое будущее

Когда появятся?

Ответить
Развернуть ветку
Georgy M

Я вот что не понял - ну научимся мы делать тысячи кг самого зеленого водорода, благо с ядеркой у нас все норм. А транспортировать его на тысячи км. научились? А если не научились, то как мы будем поддерживать звание "ресурсной базы мира"? Значит правы иксперты - нас окончательно подвинут из мировой торговли?

Ответить
Развернуть ветку
Зеленое будущее

А кому вы его собрались транспортировать?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Алексей Слободчиков

Предлагаю дирижабли возродить.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Семён Аксёнов

когда уже наступит то самое счастливое будущее

Ответить
Развернуть ветку
Зеленое будущее

Ждите и терпите

Ответить
Развернуть ветку
Сара Платина

как же ненавижу подобные статьи :D

Ответить
Развернуть ветку
Кыргыз

В чем смысл всего движения зелёной энергетики если атомные электростанции гораздо экологичнее и эффективнее всей этой хуйни?

Ответить
Развернуть ветку
Зеленое будущее

Это не для тебя

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ivan Safronov

Как ни крути всё движется к чистой зелёной энергетике. Но пока это не так дешево как хотелось бы. Низкие объёмы = высокая стоимость. И пока наверное ветро-солнечные электростанции обходят по стоимости.

Ответить
Развернуть ветку
Mi Iv

Не говоря уж о полном бреде идеи, что "мы влияем на климат выбросами СО2" - семь "клайматгейтов" - это те, о которых я помню, суд над "клюшкой" и прочее - как инженер скажу: вспомните про логистику доставки вашего водорода к потребителям. Вам нравится идея нескольких тонн жидкого водорода на заправке рядом с вашим домом? Про стоимость его транспортировки и устройств налива - я уж промолчу. Адский бред все это.

Ответить
Развернуть ветку
Зеленое будущее

Адский бред это красный от стыда диплом инженера

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
180 комментариев
Раскрывать всегда