{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Вы находитесь здесь»: почему первый пилотируемый запуск SpaceX важен для Илона Маска и что он будет делать дальше Статьи редакции

Маск может стать первым «космическим предпринимателем» и не только начнёт зарабатывать на отправке людей в космос, но и разрушит монополию «Роскосмоса» на контракты NASA.

27 мая в 23:33 SpaceX планирует запустить ракету-носитель Falcon 9 с пассажирским космическим кораблём Crew Dragon — он доставит космонавтов Боба Бенкена и Дага Херли на Международную космическую станцию.

Полёт продлится 19 часов. 28 мая, примерно в 18:30 Crew Dragon должен пристыковаться к МКС. Космонавты проведут на станции от 30 до 119 дней, а затем вернутся на Землю.

Обновление 27 мая 23:25: Из-за погодных условий запуск перенесли на 22:22 30 мая, есть ещё одна запасная дата — 31 мая.

Запуск Crew Dragon может закончить монополию России на доставку астронавтов на МКС, сделать SpaceX основным подрядчиком NASA и повлиять на будущее космических полётов — сделать их полностью коммерческими.

Если SpaceX успешно закончит миссию — перевозкой грузов и людей смогут заниматься частные космические компании, а не государственные. Также успех приблизит к достижению главной цели Маска — колонизации Марса.

Почему важен запуск Crew Dragon

Это первый в истории пилотируемый полёт в космос, совершенный частной компанией, — до этого SpaceX и другие занимались лишь доставкой спутников и грузов, астронавтов им не доверяли.

Для NASA это первый полёт астронавтов с 2011 года — после закрытия программы Space Shuttle их доставкой девять лет занимался только «Роскосмос» на ракетах «Союз».

Проверка систем Crew Dragon 24 мая

Если запуск пройдёт успешно, NASA сможет постепенно отказываться от контрактов с «Роскосмосом» и экономить на запусках.

За доставку «Союзом» NASA платила «Роскосмосу» в среднем $55,4 млн, но цена росла: в 2006 году запуск стоил $21,3 млн, к 2020 году цена выросла до $86 млн. Всего с 2006 года NASA потратило на полёты «Союза» около $3,9 млрд.

Отправка одного астронавта на SpaceX стоит около $55 млн. Это дешевле, чем у Boeing Starliner, запуск которого обойдётся в $90 млн.

Что будет, если запуск Crew Dragon пройдёт неудачно

У NASA строгие стандарты безопасности для коммерческих космических полётов — вероятность того, что полёт серьёзно ранит или убьёт экипаж, не должна превышать одного случая на 270 рейсов. При этом к концу программы Space Shuttle у самой NASA этот показатель составлял 1 к 90. По мере развития программы коммерческих запусков требования менялись и усложнялись, пишет The Verge.

Внутри Crew Dragon система аварийного спасения с небольшими двигателями SuperDraco. В случае возникновения проблем во время полёта произойдёт отстыковка капсулы с космонавтами от неисправной ракеты, а SuperDraco унесёт её подальше.

Затем развернётся парашют, и капсула опустится в Атлантический океан. Этот манёвр выполняется только во время чрезвычайной ситуации и доступен всё время, пока Crew Dragon не будет выведена на орбиту, утверждает SpaceX.

Первые астронавты Crew Dragon Даг Херли и Боб Бенкен. К ракете их доставит Tesla NASA

NASA и SpaceX ограничены во времени запуска миссии — в случае аварии капсула упадёт на очень широкой области океана. Поэтому компании должны убедиться, что погода будет благоприятной во всех возможных точках приземления, а спасательные службы смогут добраться до капсулы.

SpaceX анализирует скорость и высоту волн более чем в 50 местах на всей траектории полёта: от восточного побережья до Канады, от Атлантики до Северной Ирландии — а вероятность переноса запуска из-за погоды выше обычного, пишет The Verge. Вероятность благоприятных погодных условий, по данным 45-го космического крыла во Флориде, — 60%.

Запасные даты запуска — 22:22 в субботу 30 мая и 15:00 в воскресенье 31 мая.

Если полёт пройдёт неудачно, у NASA есть запасной план — российская ракета «Союз». 1 мая 2020 года агентство проводило переговоры о покупке дополнительного места на «Союзе» для доставки космонавтов на МКС.

Осенью 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что NASA запросила два места для своих астронавтов. Полёты запланированы на 2020–2021 годы.

Crew Dragon на стартовой площадке, 27 мая 2020 года SpaceX

Как SpaceX начала возить астронавтов

В 2004 году, когда правительство США начало обсуждать отмену космической программы Space Shuttle, NASA искало другой способ доставки грузов на МКС. Агенство хотело удешевить запуски, чтобы тратить часть финансирования на исследование открытого космоса.

Так появилась программа новой космической бизнес-модели «Коммерческие орбитальные транспортные услуги» (Commercial Orbital Transportation Services, COTS).

Через COTS NASA стало инвестором, а не исполнительным надзирателем: агентство искало новые компании для инвестиций, помогало экспертизой при создании кораблей и вкладывало деньги в проекты. При этом компании несли ответственность за конструкцию и дизайн своих ракет, а также самостоятельно оплачивали часть разработок.

NASA искало несколько компаний, чтобы создать между ними конкуренцию, а затем заключить с самой успешной контракт. В конце концов, NASA стало бы обычным клиентом, который покупает транспортную услугу, как пассажир покупает билет на самолёт, отмечает The Verge.

В COTS приняла участие SpaceX в качестве одного из первых подрядчиков: с помощью NASA компания разработала ракету Falcon 9 и грузовую капсулу Dragon, а затем использовала ракету для запуска коммерческих спутников.

В 2010 году NASA расширила бизнес-модель COTS на доставку космонавтов, а в 2014 году заключила контракты со SpaceX и своим давним подрядчиком Boeing для создания транспортных средств космической программы Commercial Crew.

SpaceX получила $2,6 млрд, а Boeing — $4,2 млрд на создание кораблей и запуски в 2017 году.

Маск стоит с астронавтами перед первым беспилотным пуском Crew Dragon USA Today

Но возникли проблемы: например, Falcon 9 взорвалась дважды — в полёте и во время испытаний на земле, Crew Dragon также взорвалась во время наземных испытаний.

Boeing отправила в космос капсулу CST-100 Starliner, но столкнулась с множеством сбоев в ПО и не смогла вывести капсулу на орбиту. Это отодвинуло запуск Starliner до 2021 года.

В итоге SpaceX вырвалась вперёд: в марте 2019 года Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковалась к МКС, а в январе 2020 года завершила тестирование системы аварийного спасения.

The first @Commercial_Crew mission arrived at the space station today when the @SpaceX #CrewDragon completed soft capture on the Harmony module at 5:51am ET. #LaunchAmerica https://go.nasa.gov/2EKruFt https://t.co/KfNFpHxpGx

SpaceX опередила Boeing и заключила первый контракт на отправку астронавтов в космос.

Что Маск и SpaceX будут делать дальше

Кроме запусков астронавтов у SpaceX запланированы несколько направлений дальнейшего развития — от космического туризма и запуска спутников до покорения Марса.

Следующий полёт к МКС

Если экипаж успешно вернётся на землю, NASA сертифицирует Falcon 9 и Crew Dragon для пилотируемых космических полётов, и подобные поездки станут «рутинными», отмечает The Verge.

Следующая миссия SpaceX по доставке астронавтов может состояться ранней осенью — Crew Dragon доставит на МКС экипаж из четырёх человек: специалистов NASA Виктора Гловера, Майка Хопкинса и Шеннон Уокер, а также японского астронавта Соити Ногучи.

Космический туризм

В феврале 2020 года SpaceX и компания по космическому туризму Space Adventures подписали договор о сотрудничестве и отправке первых клиентов уже в 2021–2022 годах. В первой миссии будут участвовать четверо туристов — они полетят на корабле Crew Dragon.

Ранее Space Adventures сотрудничала с «Роскосмосом»: за восемь полётов они доставили на МКС семь клиентов, отмечает TechCrunch. Полёты обошлись в «десятки миллионов долларов», пишет издание Space. Например, основатель Cirque du Soleil Гай Лалиберт в 2009 году заплатил $35 млн за 11 дней на орбите.

Также SpaceX забронировала поездку вокруг Луны для японского миллиардера Юсаку Маэдзавы. Полёт должен состояться в 2023 году.

Запуск спутников Starlink

Отдельный бизнес SpaceX — проект глобального спутникового интернета StarLink. Компания выводит на орбиту спутники, чтобы обеспечить доступ к высокоскоростному интернету по всей планете, включая удалённые регионы.

К 2024 году SpaceX хочет вывести на орбиту 12 тысяч спутников. В апреле 2020 года на орбите находились 418 спутников Starlink, что больше необходимого (360 штук) для минимального покрытия. Илон Маск объявил, что в 2020 году сервис будет доступен в Канаде и северной части США, а в 2021 году охватит другие части мира.

Закрытое бета-тестирование начнётся летом 2020 года.

Участие в программе отправки астронавтов на Луну

30 апреля NASA объявило о выборе SpaceX, Blue Origin и Dynetics в качестве компаний, которые займутся разработкой проектов лунных посадочных модулей для космической программы Artemis.

Цель Artemis — отправить пилотируемый космический корабль на южный полюс Луны к 2024 году и организовать постоянные миссии к 2028 году. Это первая «лунная» миссия NASA со времён программы Apollo-17.

SpaceX получила от NASA $135 млн на разработку лунной версии дешёвого многоразового космического корабля Starship. Если агентство устроит техническая готовность и перспективы проекта SpaceX, то заключит с ней контракт.

Колонизация Марса

Для освоения космоса критически важно сделать космические полёты такими же простыми, как авиаперелёт, считает Маск. «Мы можем отправиться куда угодно, хоть на Сатурн, но нам лучше сфокусироваться на скорейшем создании самостоятельного города на Марсе», — сказал основатель Tesla.

В 2002 году он сформулировал главную цель SpaceX — колонизацию Марса, и постепенно движется к её реализации. По его мнению, человечеству нужны межпланетные перелёты как для развития цивилизации, так и для того, чтобы избежать уничтожения всего живого на Земле.

В 2016 году Маск представил систему межпланетных перелётов Interplanetary Transport System и план колонизации Марса. Для развития колонии Марс можно «подогреть» геотермальными изменениями (например, с помощью термоядерных бомб). Это запустит процесс терраформирования и создания атмосферы, пригодной для выращивания растений.

В сентябре 2019 года SpaceX и Маск представили корабль Starship, предназначенный для межпланетных путешествий и доставки грузов. Это многоразовый корабль, который может перевозить до ста человек и доставлять грузы на Луну и Марс для строительства на них городов.

В ноябре 2019 года Маск рассказал, что на создание колонии на Марсе потребуется до 20 лет и около тысячи кораблей Starship. По расчётам предпринимателя, первые полёты с экипажем на орбиту могут начаться в середине 2020 года.

Он рассчитывает, что к моменту строительства базы на Марсе каждый полёт Starship будет обходиться компании не дороже чем в $2 млн. Корабль сможет летать в космос до трёх раз в сутки с перерывами на дозаправку и обслуживание.

SpaceX планирует отправить первый грузовой корабль на Марс в 2022 году, а первую миссию с экипажем — не раньше 2024 года.

0
604 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Batkov

"Я не понимаю к чему негатив в комментариях, человек конкурирует с крупнейшими гос структурами,( вполне себе удачно) и , кстати, у Роскосмоса была фора в 50 лет."
Мда... Насколько надо быть слабым умом, чтобы такое написать. Маск не "конкурирует с гос. структурами". НАСА обеспечивает его деньгами и специалистами. Угадай, откуда НАСА берет деньги? 
Про "фору в 50 лет" - это вообще "перл". Т.е. США с 1970 года ничего не запускали в космос? Ну-ну. 
"Считаю, что заслуживает уважения, даже если и на гос средства это все делается..."
Ну да, профукать спецов, которые делали Шаттлы, а потом торжественно научиться отправлять людей в космос... второй раз - это "заслуживает уважения".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Batkov

"Слаб умом, на мой взгляд, тот, кто переходит на личности, вместо того, чтобы хоть какие-то факты дать в поддержку своей точки зрения."
Вот именно, ваши пустые заявления про фору в 50 лет - не имеют никакого фактажа под собой.

"Прошу обратить внимание, что в данной ветке комментариев присутствует всего несколько человек(включая вас), которые набрали большое кол-во минусов."
Мне сей факт по барабану. Ничего иного от любителей слюнявых историй из википедии про Спейс-Икс и не ожидалось.

"Можно отождествлять Роскосмос с Россией, но не SpaceX с США."
Любезный, наберите сотрудников в Папуа-Новой Гвинее и постройте ракету. Слабо? А вот при наборе в США сотрудников, имевших опыт работы в соответствующей отрасли - возможно. Улавливаете? Нет?
Вы можете создать при любом финансировании стыковочный модуль с МКС самостоятельно? Или вам для этого нужно будет получить доступ к документации и специалистам НАСА?   

"После создания первого прототипа двигателя у компании практически не осталось денег к существованию. Все средства ушли на создание 2х опытных прототипов двигателя Kestrel, 1 из которых взорвался при первом же тестовом запуске."
Сейчас зарыдаю, "бедный" Маск. Не по этому ли он заявил тогда же, что готов вложить "практически неоставшиеся" 100 млн. баксов в дальнейшую разработку.   
Сочувствую, что вы не в курсе этого и это ломает вашу красивую историю про Маска с его "последними деньгами". Что было бы, если бы было бы иначе - не интересно. Был бы другой Маск, на которого бы тут пускали слюни.

"Так что не надо мне рассказывать про дикое вливание бабла в SpaceX со стороны правительства США." Вливания со стороны Мин.Обороны и НАСА в форме гос.контрактов были и есть. Насколько они "дикие" - судить вам. 

"Я не понимаю к чему негатив в комментариях, человек конкурирует..."
Не человек конкурирует, а специалисты компании. А "человек" в это время "пыхает" и узнает от турецкого бакалавра, что "что-то пошло не так". 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Starostin

Вливания в виду госзаказов были тогда когда спейсх показало что что то может. Сказочкам про помощь наса мифическими специалистами и секретными технологиями уже стотлет в обед. Поименный список этих специалистов можно? И да если хочешь что то сделать нужны специалисты, набираешь там где они есть и что? А есть какие то другие варианты? Как надо? Самому сначало всех обучить лично? Еще более бредовую претензию не могли придумать?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Batkov

Я сюда случайно попал и возвращаться не собираюсь. Поэтому дам вам один ответ на все ваши комментарии в одном месте, после чего пойду своей дорогой.

"Вливания в виду госзаказов были тогда когда спейсх показало что что то может."
Вы, любезный, стали наблюдать за компанией Маска не с самого начала, видимо. Иначе бы знали из заявлений самого Маска, что после неудач его спасло вливание одного частного инвестора и один госзаказ.

"Сказочкам про помощь наса мифическими специалистами и секретными технологиями уже стотлет в обед."
Сказочками тут вы себя тешете. Ответьте на банальный вопрос: если я вам дам о...лиард денег, вы стыковочный модуль к МКС сможете построить без документации? И далее: я прямо-таки вижу, как НАСА кидает Маску на стол документацию и заявляет - "разбирайтесь сами". Очевидно, что так не было, что специалисты НАСА были. С поименным списком - в сад.

"И да если хочешь что-то сделать нужны специалисты, набираешь там где они есть и что?" 
А ничего. Я не говорил, что это плохо или зазорно - это нормально. Просто раздражают тупые заявления одного "небрата" тут, который заявляет с негативом, что Роскосмос" пользуется чем-то созданным в СССР. По его мнению это плохо и подается в негативе, тогда почему тоже самое использование Маском - это позитив?

"А у вас точные цифры есть?"
Есть секта Маска, а есть люди, которые интересуются космосом. И собирают информацию для себя. По крупицам, годами. И да, у меня есть. По мировым пускам в разное время. И по версиям Фалкона тоже.

"Еще более бредовую претензию не могли придумать?"
У меня вообще нет претензий, мне на вашу сетку глубоко плевать. Почему секта? Да очень просто: Китай своей посадкой КА на обратной стороне Луны сделал еще один шажок, важный для человечества, но об этом никто из вас не трубит. Маск всего-лишь вернул утерянную США способность отправлять человека в космос. Молодец? Молодец. Много для США сделал? Однозначно. Но для человечества это неважно.
Запоете про возвращение ступеней? А это пустое пока. Выгода/потери от этого будут видны лишь лет через десять. Тогда и поговорим. 
Если бы вы были в теме, то знали бы, каковы были планы по запуску Шаттлов на бумаге, а какими они стали в реальности, что и вылилось в закрытие программы.
Хотите доказать, что вы в теме? Укажите, по какой причине НАСА бронирует места у Роскосмоса, т.е. чего не хватает Маску. 

И еще, тут один ваш собрат требовал ссылки на внутриотраслевую прессу. Ха-ха!  Уже бегу, волосы назад. Я не собираюсь далее тратить свое время на общение с сектантами. На одного уже потратил, ткнул носом в даташиты по Фалкону, так он съехал с темы, но продолжил упорствовать. Да на здоровье.
Всего хорошего!

P.S. "Рукастые" на VC не смогли даже запилить кнопку по удалению своего аккаунта. Надо по старинке письмо с просьбой отправлять, чтобы спам отсюда больше не приходил. Занесло же меня в гадюшник!

 

Ответить
Развернуть ветку
Артем Старостин

все же вы упоротый ) вы в курсе что спейсх получает от наса за ту же работу меньше чем другие? что заказы от пентагона им через суд пришлось выбивать и там они все равно получают за запуски меньше чем другие. Опять какая-то документация НАСА, НАСА консультировало всех участников программ своих а не только спейсх. 
Есть факты а есть ваши странные интерпритации, знаток космоса тоже мне. И факт эти таковы, что получая от НАСА меньше денег спейсх быстрее разработало и ракету и корабль чем другие участники программ НАСА, запуски делает дешевле чем все, хотя таже Орбитал АТК точно также получало деньги от НАСА как и боинг. Ежу понятно что дешевизна запусков за счет технлогических решений и организации производства, это уже давно все разобрано.  

Ответить
Развернуть ветку
Артем Старостин

сколько можно эти сказки про дотации и мифическую документацию мусолить уже столько лет 
https://www.forbes.ru/tehnologii/367669-demping-nasa-voennye-kak-ilon-mask-vydavil-roskosmos-s-rynka

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Batkov

"сколько можно эти сказки про дотации и мифическую документацию мусолить..."
Сей факт будет существовать вечно. Со ссылочкой на некоего журнализда Александра Березина вы облажались, т.к. он не в теме про вливания в Space-X. А кто в теме? А! Ну да! Джим Брайденстайн - директор НАСА, который 1 мая 2020 заявил журналисту CNBC буквально следующее:
"NASA’s billions of investment in SpaceX have been ‘very beneficial".
Перевод нужен?
"Миллиарды инвестиций НАСА в SpaceX были очень выгодными".
Мало того, он же еще заявил следующее:
"Under the Commercial Crew program, NASA awarded SpaceX more than $3.1 billion to fund development of its Crew Dragon capsule".
"В рамках программы Commercial Crew НАСА предоставило SpaceX более 3,1 миллиарда долларов США на финансирование разработки капсулы Crew Dragon."
Т.е. еще влили бабла.

"Есть факты а есть ваши странные интерпритации, знаток космоса тоже мне."
Во-первых, "интерпрЕтации", грамотный вы наш.
Во-вторых, не мои интерпретации, а заявления директора НАСА.
И в-третьих, "иногда лучше жевать, чем говорить" или цитировать профана, не так ли?

Ответить
Развернуть ветку
601 комментарий
Раскрывать всегда