«Вы находитесь здесь»: почему первый пилотируемый запуск SpaceX важен для Илона Маска и что он будет делать дальше Статьи редакции
Маск может стать первым «космическим предпринимателем» и не только начнёт зарабатывать на отправке людей в космос, но и разрушит монополию «Роскосмоса» на контракты NASA.
27 мая в 23:33 SpaceX планирует запустить ракету-носитель Falcon 9 с пассажирским космическим кораблём Crew Dragon — он доставит космонавтов Боба Бенкена и Дага Херли на Международную космическую станцию.
Полёт продлится 19 часов. 28 мая, примерно в 18:30 Crew Dragon должен пристыковаться к МКС. Космонавты проведут на станции от 30 до 119 дней, а затем вернутся на Землю.
Запуск Crew Dragon может закончить монополию России на доставку астронавтов на МКС, сделать SpaceX основным подрядчиком NASA и повлиять на будущее космических полётов — сделать их полностью коммерческими.
Если SpaceX успешно закончит миссию — перевозкой грузов и людей смогут заниматься частные космические компании, а не государственные. Также успех приблизит к достижению главной цели Маска — колонизации Марса.
Почему важен запуск Crew Dragon
Это первый в истории пилотируемый полёт в космос, совершенный частной компанией, — до этого SpaceX и другие занимались лишь доставкой спутников и грузов, астронавтов им не доверяли.
Для NASA это первый полёт астронавтов с 2011 года — после закрытия программы Space Shuttle их доставкой девять лет занимался только «Роскосмос» на ракетах «Союз».
Если запуск пройдёт успешно, NASA сможет постепенно отказываться от контрактов с «Роскосмосом» и экономить на запусках.
За доставку «Союзом» NASA платила «Роскосмосу» в среднем $55,4 млн, но цена росла: в 2006 году запуск стоил $21,3 млн, к 2020 году цена выросла до $86 млн. Всего с 2006 года NASA потратило на полёты «Союза» около $3,9 млрд.
Отправка одного астронавта на SpaceX стоит около $55 млн. Это дешевле, чем у Boeing Starliner, запуск которого обойдётся в $90 млн.
Что будет, если запуск Crew Dragon пройдёт неудачно
У NASA строгие стандарты безопасности для коммерческих космических полётов — вероятность того, что полёт серьёзно ранит или убьёт экипаж, не должна превышать одного случая на 270 рейсов. При этом к концу программы Space Shuttle у самой NASA этот показатель составлял 1 к 90. По мере развития программы коммерческих запусков требования менялись и усложнялись, пишет The Verge.
Внутри Crew Dragon система аварийного спасения с небольшими двигателями SuperDraco. В случае возникновения проблем во время полёта произойдёт отстыковка капсулы с космонавтами от неисправной ракеты, а SuperDraco унесёт её подальше.
Затем развернётся парашют, и капсула опустится в Атлантический океан. Этот манёвр выполняется только во время чрезвычайной ситуации и доступен всё время, пока Crew Dragon не будет выведена на орбиту, утверждает SpaceX.
NASA и SpaceX ограничены во времени запуска миссии — в случае аварии капсула упадёт на очень широкой области океана. Поэтому компании должны убедиться, что погода будет благоприятной во всех возможных точках приземления, а спасательные службы смогут добраться до капсулы.
SpaceX анализирует скорость и высоту волн более чем в 50 местах на всей траектории полёта: от восточного побережья до Канады, от Атлантики до Северной Ирландии — а вероятность переноса запуска из-за погоды выше обычного, пишет The Verge. Вероятность благоприятных погодных условий, по данным 45-го космического крыла во Флориде, — 60%.
Запасные даты запуска — 22:22 в субботу 30 мая и 15:00 в воскресенье 31 мая.
Если полёт пройдёт неудачно, у NASA есть запасной план — российская ракета «Союз». 1 мая 2020 года агентство проводило переговоры о покупке дополнительного места на «Союзе» для доставки космонавтов на МКС.
Осенью 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что NASA запросила два места для своих астронавтов. Полёты запланированы на 2020–2021 годы.
Как SpaceX начала возить астронавтов
В 2004 году, когда правительство США начало обсуждать отмену космической программы Space Shuttle, NASA искало другой способ доставки грузов на МКС. Агенство хотело удешевить запуски, чтобы тратить часть финансирования на исследование открытого космоса.
Так появилась программа новой космической бизнес-модели «Коммерческие орбитальные транспортные услуги» (Commercial Orbital Transportation Services, COTS).
Через COTS NASA стало инвестором, а не исполнительным надзирателем: агентство искало новые компании для инвестиций, помогало экспертизой при создании кораблей и вкладывало деньги в проекты. При этом компании несли ответственность за конструкцию и дизайн своих ракет, а также самостоятельно оплачивали часть разработок.
NASA искало несколько компаний, чтобы создать между ними конкуренцию, а затем заключить с самой успешной контракт. В конце концов, NASA стало бы обычным клиентом, который покупает транспортную услугу, как пассажир покупает билет на самолёт, отмечает The Verge.
В COTS приняла участие SpaceX в качестве одного из первых подрядчиков: с помощью NASA компания разработала ракету Falcon 9 и грузовую капсулу Dragon, а затем использовала ракету для запуска коммерческих спутников.
В 2010 году NASA расширила бизнес-модель COTS на доставку космонавтов, а в 2014 году заключила контракты со SpaceX и своим давним подрядчиком Boeing для создания транспортных средств космической программы Commercial Crew.
SpaceX получила $2,6 млрд, а Boeing — $4,2 млрд на создание кораблей и запуски в 2017 году.
Но возникли проблемы: например, Falcon 9 взорвалась дважды — в полёте и во время испытаний на земле, Crew Dragon также взорвалась во время наземных испытаний.
Boeing отправила в космос капсулу CST-100 Starliner, но столкнулась с множеством сбоев в ПО и не смогла вывести капсулу на орбиту. Это отодвинуло запуск Starliner до 2021 года.
В итоге SpaceX вырвалась вперёд: в марте 2019 года Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковалась к МКС, а в январе 2020 года завершила тестирование системы аварийного спасения.
SpaceX опередила Boeing и заключила первый контракт на отправку астронавтов в космос.
Что Маск и SpaceX будут делать дальше
Кроме запусков астронавтов у SpaceX запланированы несколько направлений дальнейшего развития — от космического туризма и запуска спутников до покорения Марса.
Следующий полёт к МКС
Если экипаж успешно вернётся на землю, NASA сертифицирует Falcon 9 и Crew Dragon для пилотируемых космических полётов, и подобные поездки станут «рутинными», отмечает The Verge.
Следующая миссия SpaceX по доставке астронавтов может состояться ранней осенью — Crew Dragon доставит на МКС экипаж из четырёх человек: специалистов NASA Виктора Гловера, Майка Хопкинса и Шеннон Уокер, а также японского астронавта Соити Ногучи.
Космический туризм
В феврале 2020 года SpaceX и компания по космическому туризму Space Adventures подписали договор о сотрудничестве и отправке первых клиентов уже в 2021–2022 годах. В первой миссии будут участвовать четверо туристов — они полетят на корабле Crew Dragon.
Ранее Space Adventures сотрудничала с «Роскосмосом»: за восемь полётов они доставили на МКС семь клиентов, отмечает TechCrunch. Полёты обошлись в «десятки миллионов долларов», пишет издание Space. Например, основатель Cirque du Soleil Гай Лалиберт в 2009 году заплатил $35 млн за 11 дней на орбите.
Также SpaceX забронировала поездку вокруг Луны для японского миллиардера Юсаку Маэдзавы. Полёт должен состояться в 2023 году.
Запуск спутников Starlink
Отдельный бизнес SpaceX — проект глобального спутникового интернета StarLink. Компания выводит на орбиту спутники, чтобы обеспечить доступ к высокоскоростному интернету по всей планете, включая удалённые регионы.
К 2024 году SpaceX хочет вывести на орбиту 12 тысяч спутников. В апреле 2020 года на орбите находились 418 спутников Starlink, что больше необходимого (360 штук) для минимального покрытия. Илон Маск объявил, что в 2020 году сервис будет доступен в Канаде и северной части США, а в 2021 году охватит другие части мира.
Закрытое бета-тестирование начнётся летом 2020 года.
Участие в программе отправки астронавтов на Луну
30 апреля NASA объявило о выборе SpaceX, Blue Origin и Dynetics в качестве компаний, которые займутся разработкой проектов лунных посадочных модулей для космической программы Artemis.
Цель Artemis — отправить пилотируемый космический корабль на южный полюс Луны к 2024 году и организовать постоянные миссии к 2028 году. Это первая «лунная» миссия NASA со времён программы Apollo-17.
SpaceX получила от NASA $135 млн на разработку лунной версии дешёвого многоразового космического корабля Starship. Если агентство устроит техническая готовность и перспективы проекта SpaceX, то заключит с ней контракт.
Колонизация Марса
Для освоения космоса критически важно сделать космические полёты такими же простыми, как авиаперелёт, считает Маск. «Мы можем отправиться куда угодно, хоть на Сатурн, но нам лучше сфокусироваться на скорейшем создании самостоятельного города на Марсе», — сказал основатель Tesla.
В 2002 году он сформулировал главную цель SpaceX — колонизацию Марса, и постепенно движется к её реализации. По его мнению, человечеству нужны межпланетные перелёты как для развития цивилизации, так и для того, чтобы избежать уничтожения всего живого на Земле.
В 2016 году Маск представил систему межпланетных перелётов Interplanetary Transport System и план колонизации Марса. Для развития колонии Марс можно «подогреть» геотермальными изменениями (например, с помощью термоядерных бомб). Это запустит процесс терраформирования и создания атмосферы, пригодной для выращивания растений.
В сентябре 2019 года SpaceX и Маск представили корабль Starship, предназначенный для межпланетных путешествий и доставки грузов. Это многоразовый корабль, который может перевозить до ста человек и доставлять грузы на Луну и Марс для строительства на них городов.
В ноябре 2019 года Маск рассказал, что на создание колонии на Марсе потребуется до 20 лет и около тысячи кораблей Starship. По расчётам предпринимателя, первые полёты с экипажем на орбиту могут начаться в середине 2020 года.
Он рассчитывает, что к моменту строительства базы на Марсе каждый полёт Starship будет обходиться компании не дороже чем в $2 млн. Корабль сможет летать в космос до трёх раз в сутки с перерывами на дозаправку и обслуживание.
SpaceX планирует отправить первый грузовой корабль на Марс в 2022 году, а первую миссию с экипажем — не раньше 2024 года.
Комментарий недоступен
СССР подстегнул США к космосу, может и Илон сделает подобное для России или других частных компаний. Без конкуренции - сгнием.
Желаю удачи Маску.
Если ему выделили 2.6 млрд, то по факту он сам является госструктурой. Вот безос другое дело.
Позволь спросить, что такое фора в 50 лет и что должен был сделать Роскосмос?
"Я не понимаю к чему негатив в комментариях, человек конкурирует с крупнейшими гос структурами,( вполне себе удачно) и , кстати, у Роскосмоса была фора в 50 лет."
Мда... Насколько надо быть слабым умом, чтобы такое написать. Маск не "конкурирует с гос. структурами". НАСА обеспечивает его деньгами и специалистами. Угадай, откуда НАСА берет деньги?
Про "фору в 50 лет" - это вообще "перл". Т.е. США с 1970 года ничего не запускали в космос? Ну-ну.
"Считаю, что заслуживает уважения, даже если и на гос средства это все делается..."
Ну да, профукать спецов, которые делали Шаттлы, а потом торжественно научиться отправлять людей в космос... второй раз - это "заслуживает уважения".
Зато у нас космонавтов и ракету освящают перед стартом. А у них все бездуховно.
Сша намного религиозней России, к твоему сведению.
Комментарий недоступен
Ну может они ракету не освещают перед стартом, но если ты спизднешь, что не веришь в Иисуса, то твоей политической карьере - конец. Да и сам знаешь слова из гимна США: And this be our motto: «In God is our Trust.» (В битвах будет девизом нам «Богу верны».) Так что запуск их освещен :)
Нужно создать петицию по всему миру чтобы в числе первых кто отправиться на Марс был Владимир Владимирович П. , Ким Чен Ын и Гурбангулы Бердымухамедов, без этих отморов будет на много лучше жизнь на земле.
Ну ладно Путин, он угнетает твоё молодое либеральное самосознание, но чем тебе помешал Ким Чен Ын?
Вся жизнь либеральных пустословов - это создание бессмысленных петиций в том или ином виде.
Я бы для сашки ещё одно место зарезервировал.
Сегодня обсуждали, что это так здорово гордиться достижениями в стране, успешной конкуренцией, воодушевлением для всего Человечества... У меня иногда мысли, что по сути наш коллега Илон, был бы отличным гражданином Советского Союза и вместе с Гагариным могли бы сделать много интересных полётов... Но пока мы выбрали направление сдерживания своих глобальных Талантов и госрегулирование отраслей, без глобальной экспансии. А всё может быть по-другому. Я за Талантов и Предпринимателей и не важно с какой они страны - это необходимый успех для всех!
Если бы срок пережил*
У меня иногда мысли, что по сути наш коллега Илон, был бы отличным гражданином Советского Союза и вместе с Гагариным - ну вообще то был такой Илон (вернее Илону пока далеко до него), звали Сергей Павлович Королев. И да, они сделали с Гагариным много интересных полетов :)
"Но пока мы выбрали направление сдерживания своих глобальных Талантов и госрегулирование отраслей, без глобальной экспансии."
Ты когда в гости приходишь, сразу своё рыло суёшь в чужой холодильник? И у меня вопрос, тебе за это по рылу не дают?
Теперь без метафор. Когда рухнул СССР, всех разворовавших и распиливших советские заводы на металлолом новоиспечённых буржуев (пиши Атлантов свободы предпринимательства и воли разума) посадили около сырьевой, мягко говоря, параши. И ни на какой рынок, кроме какого надо (ну, вот и космос теряем) уже не пускают. Вот такая вот политэкономия, товарищ атлант.
Тогда бы он использовал первый пилотируемый полёт для того, чтобы свалить
Такие как нужны при любой власти был бы отличным директором завода или генеральным конструктором
Точно! А потом, бы еще и сел за #. В лучших советских традициях.
Так, а что там с гиперлупом? Где многоразовые ракетные двигатели? Солнечные панели уже стали дешевле электростанций? И что делать на Марсе, если с таким же успехом можно в пустыне Казахстана пожить, но без радиации? Разве все эти темы не пилеж бабла под вывеской частной компании?
Ух ты, кто-то аккаунт аж с 2018 года держал.
Гиперлуп это идея Маска (хотя этому принципу 100 лет в обед). Но ни одна компания Маска ей не занимается.
Спейс Х уже 2 движка запилил, один для Фалкона на керосине, и один для Старшипа на метане. Фалконовские движки уже по 4 раза летали, но их чистить надо и ресурс у них маленький. А вот Страшиповские смогут летать по сотне раз так как от метана нет сажи.
На Марс деньги ни кто не даёт. Это инициатива Маска. Так как он тратит на это свои деньги то какие к нему претензии? Кто то тратит деньги на золотые унитазы а кто то на продвижение человечества.
Комментарий недоступен
Ну с таким походом, можно и не начинать... То что делает Маск так или иначе будет казаться махинацией по отьему денег.
Это же не очередная шаурмечная где все ясно и понятно как и что делать. Эти проекты либо получаться и общество начнёт двигаться в этих направлениях, либо это будет полный провал и просто будут потрачены деньги в никуда.
Это просто огромные проекты, которые граничат с фантазией и по простому наебаловом. Но а как иначе пробовать и достигать того, чего либо мало кто пробовал, либо вообще не делал до тебя?
А сидеть на жопе ровно и искать оправдания постоянно уговаривая себя тем, что это для обмана, очень просто и в добавок за его действиями и финансами точно следят и проверяют.
Наконец-то цифры появились, по факту наса ещё ещё никого в космос не отравило, но денег потратило в 2 раза больше, чем заплатило за все запуски вместе взятые на союзах.
Кто-нибудь теперь скажет, что на флаконах дешевле?
Тут вопрос не только в дешевле\дороже. НАСА много денег тратит внутри страны, чем толкает высокотехнологичную промышленность и экономику, а не отдает безвозвратно деньги в другую страну.
Импорт всегда дешевле, чем создавать что-то свое, тем более с нуля. России это говорят уже десятки лет, зачем вам своя промышленность, продавайте нефть покупайте чайники, можно даже армию в аренду взять.
Комментарий недоступен
Круто! Буду всей семьей следить! Надеюсь все пройдет успешно, аминь.
В какое удивительное время живём
Почему пишут "космический предприниматель"? Без гос дотаций, безвозвратных, лавочка бы давно закрылась.
SpaceX не является публичной компанией, поэтому не публикует свою финансовую отчетность.
Но хомячки меня минусуют, на идола брошена тень.
Потому что SpaceX - это частная компания. Они получают деньги за продажу услуг. Просто государство - основной клиент.
Маск может стать первым
ключевое слово МОЖЕТ
Буду с воодушевлением смотреть трансляцию запуска Дракона и гордиться, в любом случае, действиями SpaceX и Илоном Маском! Надеюсь и наш Роскосмос когда то осознаёт ценность работы с частными командами, которые сильнее корпораций.
Думаю, при запуске 30 мая можно будет отказаться от дорогостоящего ракетного топлива и запустить SpaceX исключительно на тяге горящих пердаков из комментов
Маск, дерзай! 💪 Я горжусь, что нашёлся человек, который зажиревшим лентяям даст по носу хорошенько! Прям искреннее рад, местным рты затыкают, а вот из-за рубежа можно! Причём тааак красиво уделать ☺️
p.s. Патриотизм - это любовь к родине, месту где родился, а не к пытающимся администрировать страну 😂
Мда, ты прямо-таки мастер: извернулся и сам себя тр...л, "зажиревший лентяй".
P.S. В твоем случае "место где родился" следует понимать буквально.
Разные события, разная обстановка.
Точно, особенно дальний - американец ))
Комментарий недоступен
Почитал. Нечего интиресного. Опять рогозин сказки расказывает. К сожелению у Роскосмоса нет ни денег не возможностей создавать что либо существенное. В лучшем случае доделают Ангару и продолжат заменять спутники ГЛОНАСС. Никаких новых Буранов не будет.
Новый Буран будет с лунной базы взлетать?
Как-то наивно ждать каких-то чудес от Роскосмоса которому выделяют в 15 раз меньше денег. Впрочем и это много - смысла в этих веселых полетах разве что из бюджета деньги высасывать. С Луны золото таскать, угу
Бляя))) Смотрю трансляцию и радуюсь как ребёнок, какие охуенные костюмы у них!!!
Как в старых советских фантастических фильмах.
Комментарий недоступен
Смена власти единственный путь для развития науки и прогресса в России. Вряд ли эти жулики признаются в собственной некомпетентности, признавать ошибки не входит в их "систему ценностей".
Искренне рад за удачный запуск!
А если вспомнить наших ребят, пытавшихся в частный космос - то текущее правительство и Роскосмос не смогли последовательно поддерживать их инициативы, более того - часть компаний привлекли к судам( Даурия аэроспейс - из-за ошибки в разгонном блоке Фрегат, спутники, поставленные по контракту не вышли на орбиту).
А как они возвращаться будут?
Точно так же, как и союзы, только в океан, а не на сушу.
Изначально хотели использовать двигатели SuperDraco для управляемой посадки, но из-за больших сложностей с сертификацией отказались от этого, теперь будет обычная парашютная посадка (приводнение в океан).
Все получиться, а потому что красивая ракета и кокпит!
Написал бы ты правильно -тся, полетели бы... А так, всё из-за тебя.
Комментарий недоступен
Рогозин ответит строительством (разворовыванием) очередного "Восточного".
А зачем отвечать, это они догоняющие, мы и так всегда умели в пилотируемые полеты.
Так а смотреть где? Не увидел в статье ссылку на трансляцию.
Подготовили заметку, статью тоже обновил: https://vc.ru/future/130183-gde-smotret-translyaciyu-zapuska-spacex-crew-dragon-oficialno-s-kommentariyami-ekspertov-i-na-russkom-yazyke
Комментарий недоступен
Увидите чем закончится эа КЛОУНАДА.. Космонавтика не Голливуд.. А пиндосы не аСТРОНАВТЫ, а космические БРЕХУНЫ, так было всегда. Леонова врать заставили, чт были на ЛУНЕ..КОН?ЕЦ АМЕРИКЕ и хорошо.
Это ж насколько вас допекла Америка, что пришло зарегистрироваться несколько минут назад, что бы написать столь гневный комент )
вас зовут за пельмешками с макарошками
Комментарий недоступен
Future.
Пока старт кораблей отменяют из-за непогоды, о какой вообще колонизации Марса можно мечтать...
Пока что это всё похоже на полёты самых первых самолётов с целью понять, а оно вообще возможно.
Комментарий недоступен
Хорошая статья. Только слишком много уделял внимания системы спасения будто бы это что-то очень уникальное. На союзах такая стоит с самого начала их эксплуатации
Спасибо! Подумал, что важно рассмотреть и негативный сценарий и то, как он повлияет не только на дальнейшие запуски, и в первую очередь на здоровье астронавтов.
Правильно я понимаю, что SpaceX сейчас всё больше ориентирован на запуск обычных ракет без возвращаемых ступеней?
Скорее наоборот.
Почитали ответы прогрессивного Стаса? А теперь, "внимание, правильный ответ".
Возвращение ступеней возможно только тогда, когда остается "свободное" топливо. А остается оно только тогда, когда есть "недогруз" ракеты. Ну и банальный вопрос: а кто же будет посылать ракету с "недогрузом"?
Кроме того, дефектоскопия - вещь весьма дорогостоящая, съедающая выгоду от возврата ступеней. Хотя при госзаказах, это не важно, так как... создаются новые рабочие места для специалистов-дефектоскопистов.
Что касается выгоды "после третьего пуска", так их всего ничего было. Когда попользованная ступень рванет и угробит груз, выгоду придется пересчитать. И уж точно НАСА не согласится на б/у в пилотируемых миссиях. Детишки просто не знают отраслевых стандартов.
Что касается "возвращений" в России, у нас это будет возврат... далеко не ступеней.
Частичный возврат ступеней (есть летавшие по 5 раз) уменьшает себестоимость запусков и увеличивает прибыль Маска... который продает замуски чуть ниже Роскосмоса, а себестоимость имеет раза в 2 ниже... Только поэтому Роскосмос стратегически проигралл...
Это же надо тоа поработать эффективным менеджерам при зарплатах персонала в разы ниже чем у американцев выйти на большую себестоимость... (воровать меньше надо)...
Разворовывание наследия СССР продолжается... Рогозин говорит о достижении России - начали производить двигатель РД-171, так его в СССР более 35 лет назад производили... А те наработки которые были по возвращению ступеней Энергии - эффективные менеджеры при гениальном геостратеге, вряд ли воплотят... Маск уже воплотил то что было только в проектах... У него качественное превосходство в конструировании, в инновациях, в финансовой дисциплине...
Спасибо, что с первого абзаца дал понять, что вообще не разбираешься в теме.
Классно
"Интерстеллар"
Отмена((9
Расходитесь по домам, перенесли на 30.
Нахрен маска. Сэр Брэнсон был первый в этой идее!!!
Как SpaceX начала возить астронавтов, и правда, как начала, когда?
30 мая 2020 года
Комментарий недоступен
Где то не ест и не спит один глава роскосмоса - другие страны уходят в отрыв по космическим технологиям.
Пока только догоняют
Статьи про дела Маска всегда бодрят.
Я так понимаю, как только мы официально отстанем в космосе, по новой методичке всё будет высмеиваться, как здесь про Казахстанскую степь....уже сказали
Скинь методичку
Под одним постом лайкают ватника-запутинца тут лайкают борцов с США и свидетелей их религиозности.
Виси, когда ты скалился в это? =(
С чего вы взяли. У запутнцев на vc отрицательная карма.
Комментарий недоступен
Круто, вдохновляет, хочется быть там с ними, в команде победителей, единственное с Марсом ( мне кажется не прокатит раньше 2050 гг людей отправить - вернуть) Уж очень это иная планка, на хим двигателях такого не решить, проблем в пути выше крыши.
Раз автоматы до Марса долетали и на него садились (на хим двигателях) то проблема только в масштабировании проекта.
А вот с эти у Маска неплохо... За пол года запустить больше 400 спутников связи - это задача которая не по зубам Роскосмосу - Маском выполнена...
Вначале берет оторопь когда огн говорит о системе спутников из 12000 штук... Но когда он сделал первые пол тысячи, то приходит вера в успех...
Смотри какой носитель для межпланетных полетов он задумал - 5000т стартовой массы...
Человечество знает 3 суперносителя (которые летали) - Сатурн-5(Вернер фон Браун, Луна)-2760т, Н-1(Королев, Луна)- около 3000т, Энергия(Глушко, Буран)- 2800т....
Делают суперносители - Россия(врядли сделает), Китай, Сша и Илон Маск...
Посмотрим через пару лет все станет ясно...
Как же много можно добиться, если не разворовывать государственные деньги
КрымНаш
Кто-то запустил ракету. А как ты провел самоизоляцию?)
ну в США БОЛЬШЕВИКОВ НЕ БЫЛО
Конечно были, и есть.