Какое будущее ждёт no-code разработку? Спросили cо-oснователя Bubble
Это краткая выжимка из нашего онлайн-митапа с со-основателем Bubble.io — Эммануэлем Страшновым. Как изменится экономика стартапов и отношение инвесторов к no-code?
Дисклеймер: Я уже вижу как кто-то пишет комментарий в стиле: «тупая реклама сервиса») Сразу напишу, что в этой статье много где упоминается Bubble (логично, ведь разговор с его со-основателем).
Цель данной статьи: поделиться мнением человека из рынка no-code.
Я понимаю тех, кто скептичен по отношению к no-code
Долгое время многие no-code инструменты и сервисы часто работали нестабильно. Было много несдержанных обещаний. До сих пор большинство разработчиков отказываются принимать тот факт, что на no-code можно создать что-то стоящее.
Само понятие No-code сегодня очень расплывчато. К нему относят просто всё: сервисы для продуктивности, проджект-менеджмента, Trello, Notion и многое другое.
Сейчас же люди наконец начали осознавать, что научить всех кодить — это утопия.
И теперь у нас есть огромное количество примеров, где наш no-code продукт реально работает: конкретные компании, которые сделаны на Bubble.
Каждый год около 5-6 стартапов, сделанных на Bubble, поднимают раунды или попадают в ТОП акселераторы вроде TechStars и YCombinator.
А для инвестора имеет значение на чём сделан продукт: no-code или традиционная разработка?
Если ваш продукт растёт и экономика сходится, то инвесторы у вас даже и спрашивать не будут на чём он сделан. Но 3 года назад к этому возникали вопросы.
Сейчас они в большинстве случаев отпали. Потому что и сам рынок no-code стал намного больше, и успешных стартапов, которые используют инструменты no-code также стало больше.
В Bubble вообще есть лимит? Насколько он масштабируем?
Мы, конечно, стремимся к тому, чтобы у вас вообще не было лимита. Но, допустим, если вы за ночь вдруг станете новым Airbnb или Instagram, то у нас (на платформе Bubble) начнутся проблемы)
Хорошая новость заключается в том, что, скорее всего, вы ими не станете так быстро. Это так просто не работает.
Я считаю, что примерно до раунда C (около $20-50 млн.) ваш продукт спокойно может работать на Bubble если он выстроен грамотно.
Например, наш самый успешный кейс на Bubble — финтех-компания Dividendfinance. Проводит платежи на миллиарды $ в год, суммарно они подняли $365 млн. инвестиций и до сих пор работают на Bubble.
Насколько сейчас востребованы специалисты по no-code?
Если бы вы зашли на Upwork года 3 назад, то увидели, что почти никому это не было нужно. Сейчас же примерно в 1 из 10 объявлениях упоминается работа с no-code инструментами.
Довольно сложно оценить насколько дешевле, тут каждый проект индивидуален. По моей личной оценке, примерно в 50 раз дешевле сделать крупный проект на no-code, чем традиционной разработкой.
Разберём на примере: чтобы сделать такой же маркетплейс как Airbnb, в США вы заплатите агентству разработки около $100 тыс. (да, цены по регионам будут отличаться). В то же время вы можете найти специалиста который сделает это на Bubble примерно за $3 тыс.
И это ещё без учёта разницы по времени разработки.
Возможно даже, что мы сами запустим свой маркетплейс специалистов по no-code до конца года.
Все «традиционные» агентства разработки будут дизрапнуты?
Экономика бизнеса сильно изменится, это точно.
Сейчас именно затраты на техническую реализацию и поддержку проектов занимают самую большую долю в общих расходах компаний.
В то же время, это самое уязвимое «узкое место». Потому что количество разработчиков высокого качества очень ограничено.
Мы находимся сейчас в ситуации, когда компании планируют создание сервиса для пользователя, который он увидит только через года два.
И Бог его знает как этот сервис будет выглядеть через эти 2 года.
Так медленно двигаться очень дорого для бизнеса.
Если же вернуться к стартапам, то я думаю, что мы увидим больше их успешных представителей, которые поднимают меньше инвестиций.
Именно благодаря снижению стоимости разработки и увеличения возможных итераций за меньший период времени.
Какие категории продуктов сейчас в тренде? Что больше всего делают пользователи на Bubble?
Довольно трудно здесь оперировать цифрами, так как каждый проект обычно имеет свои особенности. Но, грубо говоря, сейчас примерно треть всех проектов это подобие маркетплейса, в котором есть продавцы и покупатели.
Следующая большая категория — SaaS: менеджмент продуктивности, инструменты для быстрой выписки счетов (инвойсов), корпоративный портал с отзывами от каждого работника и админ панелью.
И третья категория: всевозможные нишевые социальные порталы, приложения для дейтинга, в общем приложения, которые соединяют разные группы людей.
По факту, если мы разложим все крупные стартапы, то они будут попадать в одну из этих 3 групп.
Сколько нужно времени чтобы изучить Bubble?
Bubble можно сравнить с Photoshop, где есть огромное количество функций и разных фич. Чтобы научиться работать со всеми из них нужно огромное количество времени. Поэтому нужно сфокусиоваться именно на том, что нужно именно вашему продукту.
Люди сейчас тратят сотни и тысячи часов чтобы научиться кодить, поэтому даже 10-50 часов изучения нужных функций в Bubble кажутся менее затратными по времени.
Очень многое, конечно, зависит от самого человека, но по нашей средней оценке: 4-5 часов для понимания базовых возможностей и около 10-15 часов чтобы уже комфортно начать его использовать.
Поэтому не стоит думать что No-code = no learning (не нужно учиться).
Это краткая выжимка из нашей онлайн-встречи с Эммануэлем, которую мы в Indie Hackers Moscow проводили в партнёрстве с Академией #безкода HSE INC и no-code сообществом Code Breakers
Выражаем огромную благодарность редакции vc.ru за помощь в публикации нашего мероприятия на своём сайте.
какой смысл этой копи пасты и рекламы? ты сам хоть видел Bubble? у него нет будущего , инструмент без русского языка ,а потому бесполезн для тех пользователей, для которых его делали , а во вторых веб разработка и так простая ,потому именно в этом сервесе пользы ноль
Если нет русского языка значит у проекта нет будущего?
Логично, что когда мы общаемся с сооснователем сервиса, то он будет приводить примеры именно про него. Прямо в заголовке написано, что это статья напрямую относится к Bubble
эта статья просто реклама убогого Bubble